Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Экономический кризис. Особенности проявления экономических кризисов в России: начало 90-х годов прошлого века и финансово-экономический кризис в 21веке. 2 страница




 

  1. Госбюджет и внебюджетные фонды. Проблемы формирования госбюджета в современной России.

Важнейшим составляющей государственных финансов является госбюджет – это баланс доходов и расходов государства.

- это централизованный фонд денежных ресурсов гос-ва, совокупность бюджетов всех организованной власти, действующих на территории страны образует бюджетную систему.

В экономической теории имеется несколько подходов к решению проблемы бюджетного дефицита:

1) бюджет должен сбалансироваться ежегодно, но такая политика связывает гос-ву при решении антициклической, перспективной задачи. Стремясь сбалансировать бюджет правительство может повысить ставки налогов в условиях циклического экон.спада, что противоречит антициклическим мерам гос-ва. В стране инфляция обр-ся повышенные денежные доходы и рост налоговых поступлений.

2) целью гос-ых финансов является обеспечение сбалансированности не бюджета, а экономики.

Внебюджетные фонды – это денежные средства государства, имеющие целевое назначение и не включенные в госбюджет. В России существует более 30 гос-ых внебюджетных фондов, образованных за счет целевых отчислений. К ним относятся: фонд гос-ого соц. страхования, пенсионный фонд, фонд медицинского страхования. А в США насчитывается более 800 подобных фондов. К ним относятся: федеральный дорожный фонд, фонд развития таможенной системы.

 

  1. Государственный долг: внутренний и внешний. Последствия накопления государственного долга.

Нарастание бюджетного дефицита приводит к появлению и росту государственного долга. Гос.долг – это 1) сумма накопленных за определенный период времени бюджетных дефицитов за вычетом имевшихся в то же время положительных сальда бюджета. 2) это сумма задолженности государства еще по не погашенным внутренним и внешним займам. Сюда входит как сам долг и начисленные по нему проценты. Государственный долг может быть внешним и внутренним.

Внешний государственный долг – это долг иностранным государтсвам, организациям и лицам. Этот долг имеет негативное значение в том случае если он имеет хронический характер. Проблемы внешнего гос.долга экономисты оценивают по разному. Одни считают что растущие долги гос-ва – это финансовые банкротства нации, а другие считают это штатной ситуацией и долги рассматриваются как нормальное финансовые инструменты, которые позволяют гибко регулировать экономические процессы. Размеры внешних долгов оцениваются по разному: в 2001 г 160 млрд. долларов, в 2008 году 80 млрд. долларов.

Внутренний долг – это задолженность правительства данной страны ее граждан, в случае когда гос-во прекращает платежи по долгам, наступает дифол. Дифол – это банкротство государства должника.

Показатели гос-долга:

1) по абсолютной сумме долга

2) по его отношению к доходам бюджета. В России 2001 г долг в 4 раза больше

3) по отношению суммы долга к ВВП

4) в расчета на душу населения

Возможные негативные последствия долгов и гос.дефицитов:

1) падение хоз-ой активности из-за роста налогов

2) опасность долгового порочного круга

3) рост ссудного процента, сокращение инвестиций

4) рост неплатежей в экономике и недофинансирование гос-ого сектора

5) усиление неравенства в обществе

6) снижение уровня гос-ого упр-ия

 

  1. Налоги как инструмент финансовой политики государства.
  1. Налоги и их виды. Кривая Лаффера.

Налог – это изъятие в пользу гос-ва заранее определенной и установленной в законодательном порядке части дохода, хозяйствующих субъектов. Имущество или доход, подлежащие налогообложению, являются объектом налога. Субъект налога – это налогоплательщик. Источник налога – доход, из которого выплачивается налог. Ставка налога – величина налоговых отчислений с единицы объекта налога.

Классификация налогов: 1)по методам взимания выделяют прямые и косвенные. Прямые – это налоги, взимаемые с конкретного физического или юридического лица. Это налоги на доходы и имущество. Косвенные - это налоги на товары и услуги. Они устанавливаются в виде надбавок к цене товаров или тарифов на услуги (НДС, акцизы, таможенные пошлины, налог с продаж.

2) зависимости от органа федеральные, местные и региональные. Федеральные – определяются законами РФ и взимаются на всей территории России по одинаковым правилам, основные виды федеральных налогов, это подоходный налог с физических лиц, НДС, акцизы, налог на прибыль. Региональные – вводятся органами власти соответствующих уровней, республик, краев, областей на своей территории. Их основные виды – налог на имущество организации, налог на недвижимость, транспортный налог. Местные – устанавливаются и взимаются местными органами власти, земельный налог, налог на имущество физических лиц, налог на рекламу.

3) по назначению: общие, специальные. Специальные – налоги, имеющие строго опр-ое назначение, взимаются для финансирования заранее опр-ых программ

4) по характеру изменения налоговых ставок: пропорциональные – это ставка налога постоянна независима от величины дохода. Прогрессивные – налоговая ставка повышается при возрастании дохода. Регрессивные – доля налоговых изъятий уменьшается при возрастании дохода.

Кривая Лаффера: Зависимость между получаемыми гос-ом налоговыми поступлениями и ставками налогов описывается кривой Лаффера. Максимальное поступление налогов в гос-ый бюджет обеспечивает определенная оптимальная ставка соотв.налога К1. Повышение этого уровня до Т2 ведет к утрате стимулов к труду капиталовложения, замедляет экономический рост, что в конечном счете уменьшает доходы поступления бюджета.

 

  1. Основные элементы налога. Налоговый мультипликатор.

Основные элементы налога:

1) субъект налога – это физич.или юридическое лицо, на которое законам возложено обязанность платить налоги

2) объект налога – это то, что подлежит налогообложению. Объектами налога могут быть текущие доходы, расходы, виды деятельности, собственность

3) налоговая ставка – величина налогообложения. Ставка может быть твердая, устанавливается в абсолютной сумме на единицу обложения, и долевая, устанавливается в процентах к налогооблагаемой сумме.

4) Источник налога - доход из которого уплачивается налог (з/п, прибыль)

5) Налоговые льготы – это полное или частичное освобождение от уплаты налогов.

6) Налоговые санкции – это денежные вычеты, взимаемые за такие нарушения в сфере налогообложения, как уклонение от уплаты налогов, просрочка налоговых платежей, включение в налоговую декларацию ложных сведений.

Налоговый мультипликатор отражает изменения в экономике, вызванное увеличением или уменьшением налогов. Налог.мульт. есть отношение изменения ВНП к изменению налоговых поступлений: Мт = ▲ВНП/▲Т. Налоговый мультипликатор отражает обратные связи, так как изменения налогов и ВНП происходит в разных направлениях: если налоги растут, происходит уменьшение ВНП, при сокращении налогов ВНП растет. Когда увеличиваются налоги, сокращаются не только потребление, но и сбережения. Если сбережения никуда не вкладываются, то они не могут влиять на динамику ВНП. Это означает, что они не обладают мультипликативным эффектом. Такой эффект будет сохраняться только при сокращении потребления.

 

  1. НДС, налог на прибыль, акцизы.

Налог на добавленную стоимость (НДС) является косвенным налогом и объектом обложения является добавленная стоимость, которая образуется путем исключения из объема предложения в стоимости потребительных в сырья материалов. Добавленная стоимость включает з/п, прибыль, проценты за кредит, расход на рекламу, транспорт. Сумма НДС вносимая в бюджет определяется как разница между суммами налога полученными от покупателей за реализационные им товары и суммами налога уплаченными поставщиками за издержки произ-ва и обращения. Следовательно непосредственными плательщиками НДС является потребители. В России ставка НДС составляет 18%, на определенные группы товаров 10%. Ставки НДС на экспорт, космос, торговля, составляет 0%. В определенных случаях применяются так называемые расчетные ставки, т.е. производные от НДС 18% делится на (100+18)*100%.

Налог на прибыль начисляется на доходы юридических лиц. Он определяет размеры обязательных платежей госбюджет. Объектом обложения является валовая прибыль т.е. это сумма прибыли от реализации продукции основных фондов имущества, предприятия и доходов от внереализационных операции, уменьшенных на сумму расходов по этим операциям. Расчет сумму налогов на прибыль пред-ет во первых исключение из валового дохода производ-ых, транспортных и коммерческих издержек, и во вторых обязательные платежи из прибыли – это плата за трудовые ресурсы и производственные фонды и в третьих вычатый из чистого дохода льгот и скидок налогов. После этого исчисляют налоговую базу. С 1 января 2009 г действует основная ставка налога на прибыль 20%.Кроме основной ставки на прибыль установлены специальные ставки: 1) ставка налога на прибыль ЦБ в РФ 0%, 2) размер ставки налога для иностранных граждан и организации на доходы не связанные с деятельностью в РФ через постоянные представительства 10% 3) размер налоговой ставки налог на прибыль по доходам, получено в виде дивидиентов 0%, 9%, 15%

Акцизы – это косвенные налоги, взимаемые внутри страны путем включения их цены товаров широкого потребления.

 

  1. Фискальная политика: сущность и способы реализации.

Фискальная политика – это бюджетно-налоговая политика государства. (это монимирование налогами и правительственными расходами в целях воздействия на экономику). Механизм фискальной политики основан на то что изменение налоговых изъятий и объема гос-ых расходов влияет на совокупный спрос и следовательно на величину ВНП занятости и цены.

Изменение гос-ых закупок в краткосрочном периоде рост гос.закупок увеличивает совокупный спрос, следовательно введет в расширению производства (росту ВНП и доходов) и снижению безработицы. Сокращение гос.закупок вызывает обратную реакцию, т.е.падение производства и росту безработицы. В долгосрочном периоде увеличение гос.закупок повышает инвестиционный спрос, что приводит к росту процентных ставок и уменьшению фактических инвестиций и следовательно к снижению темпов экономического роста.

Рост налогов сокращает располагаемый доход и снижает уровень потребления. Сокращение потребления введет к падению совокупного спроса, объему производства, доходов и увеличению безработицы. Снижение налогов вызывает обратное действие, рост располагаемого дохода, потребление, объем ВВП, доходов и занятости. Однако со временем когда безработица достигает естественного уровня, то рост совокупного спроса в результате снижения налогов приводит к повышению цен.

  1. Виды фискальной политики. Бюджет и его роль в государственном регулировании.

Фискальная политика – это политика гос-ва, проводимая с помощью гос-ых расходов и налогообложения. Она является основным инструментом гос-ого регулирования. Фискальная политика бывает двух типов: дискреционная и автоматическая.

Дискреционная фискальная политика – это сознательное регулирование гос-ом налогообложения и гос-ых расходов. Предполагает принятие государством специальных мер, направленных на решение проблем занятости, цен, роста нац. объема производства.

Недискреционная политика основана на том, что часть правительственных расходов связана с активностью частного сектора, а изменение эк.конъюнктуры автоматически вызывают изменения в относительных уровнях налогов и расходов.

Важнейшей составляющей гос финансов является гос бюджет: Гос бюджет-баланс доходов и расходов государства, централизованный фонд денежных ресурсов гос.

Совокупность бюджетов всех органов власти: действующ. на территории страны образуют бюджетную систему.

Бюджетная система россии включает бюджеты 3 уровней: 1)республиканский 2)бюджеты восьмидесятьюдевяти субъектов федерации (национально гос и административных территориальных образований т.е республик, краев.)3)почти 30000 местных бюджетов

В условиях рыночной экономики в основе взаимоотношения бюджетов разных уровня лежит принцип фискального федерализма согласно которому каждый бюджет автономен т.е за ним закрепляются свои источники доходов и определяются расходы финансируемых за счет средств соответствующих бюджетов.

 

  1. Механизм реализации фискальной политики в российской экономике

Механизм фискальной политики основан: на том что изменение налоговых изъятий и объема гос расходов влияет на совокупный спрос и следовательно на величину ВНП занятость и цены.

Изменения гос закупок краткосрочном периоде: 1)рост закупок увеличивает совокупный спрос следовательно ведет к расширению производства к росту ВНП и доходов к снижению безработицы.2)сокращение гос закупок вызывает обратную реакцию падению производства и роста безработицы.

В долгосрочном периоде:1)увеличение гос закупок повыш инвестиционный спрос это привадит к росту процентных ставок и уменьшению фактических инвестиций и следовательно снижению темпов эк роста.

Изменение налогов: рост налогов сокращает располагаемый доход и снижает уровень потребления. Сокращения потребления все цены падению совокупного спроса объема производства доходов и увеличение безработицы.

Снижение налогов вызывает: обратное действие рост расспологаемого дохода потребления совокупного спроса объема ВПК доходов и занятости, однако со временем когда безработица достигает естественного уровня, то рост совокупного спроса в результате снижения налогов приведет к повыш. Цен.

 

  1. Банки и банковская система. Уровни и виды банков. Банковская система в условиях финансово-экономического кризиса.

Банки – это финансовые посредники, принимающие денежные средства вкладчиков и предоставляющих их на условиях современности, срочности и платности в целях получения прибыли.

Виды банков:

1. По форме собственности:

- государственные;

- кооперативные;

- акционерные;

-смешанные.

2. По видам выполн-ых операций:

- универсальные;

- специализированные (ипотечные, инвестиционные, инновационные, земельные,

3. По территориальному признаку:

- местные;

- региональные;

-общенациональные;

-мировые.

Банковская система в условиях финансово-экномического кризиса

Россия стала далеко не первой страной, столкнувшейся в 2008 – 2009 годах с масштабным экономическим кризисом и кризисом банковской системы в частности.

Причины российского банковского кризиса 2008-2009 годов лежат далеко за пределами страны, а экономическая ситуация ухудшилась не за один день, этому предшествовал ряд других процессов, последствия которых постепенно накапливались и просто не могли не привести к тому, что мы имеем сейчас.

За последние 20 лет в мировой экономике произошли значительные и обширные изменения. Сокращение государственного вмешательства в экономику, либерализация финансовых рынков, активная приватизация государственной собственности совпали с развитием новых информационных технологий. Все эти перемены позволили сформировать новые финансовые рынки и связать национальные системы в единый рынок.

В течение XX века практически не осталось страны, не испытавшей финансового кризиса в той или иной мере. Опыт разных стран доказывает, что банковские кризисы отражают сложный процесс приспособления банковских систем к новым макроэкономическим условиям.

 

  1. Коммерческие банки и виды банковских операций.

Коммерческие банки являются самостоятельными организациями. Они административно не подчинены ц.б., но однако коммерческие банки обязаны выполнять указания ц.б. в пределах норм определенных законом.

Виды банковских операций:

Пассивные- операции по привлечению денежных средств, посредством которых формируются ресурсы, используемые для предоставления займов и приобретение ценных бумаг. Вкладчики являются собственниками средств и предоставляют их банкам в пользование за опр. Плату. Привлеченные средства оформляются в виде вкладов и с точки зрения являются его домовыми обязательствами, т.е. пассивами.

Активные – это операции, посредством которых банки реализуют имеющиеся в их распоряжении ресурсы. Предоставляемые банком денежные ресурсы. К основным видам активных операций банков относятся след.:

1. выдача ссуд (предоставление кредита) – банки имеют право выдавать ссуду на всю сумму имеющихся у них депозитов. Часть депозитов банки обязаны хранить в виде неличности или вкладов на беспроцентных счетах ЦБ.

2. учёт векселей – покупка банком ценных бумаг, т.е. векселей до наступления срока платежей по ним.

3. инвестиционная деятельность вложения банков средств в частные и государственные ценные бумаги.

 

  1. Кредитная система; структура и функции. Кредитный рынок в РФ? Кредит- это (судо, долг) форма движения судного капитала.

Судный капитал- это денежное средство отданное в суду их собственникам на время при условиях возвратности и за плату виде процента.

Источники кредита: источн кредита является временно свободные денежные ресурсы.

1)Доходы и сбережения населения, 2)накопление государством образуемые за счет доходов полученные от производственной, коммерческой и финансовой деятельности правительства, а так же не использ средства бюджета.3) Средство высвобождаемые в процессе производств деятельности предприятий (часть выручки предназначены для покупки сырья, матерьялов, топливо, накапливаемый прибыль)

Принципы кредитования: временно свободное денежные средства предоставляется внуждающимся в них во временное пользование

На основе следующих принципов: 1)возвратность, 2)срочность,3) платность, 4)обеспеченность.

Функции кредита: 1)это обеспечение непрерывности процесса воспризводства.2) перераспределение денежных средств между предприятиями отраслями территориями и группами населения. 3)повышение эффективности производства стимулирование НТП. 4) Создание кредитных денег 5) расширение безналичного оборота (и ускорение движение денежных потоков. 6)превращение денежных сбережений в капитал.

 

  1. Инструменты и виды денежно-кредитной политики.

Основным субъектом рынка, на который направлены инструменты денежно-кредитной политики, являются коммерческие банки, которые в свою очередь тесно связаны с остальными участниками рыночных отношений. В результате применения этих инструментов оказывает влияние на всю экономику в целом. Рассмотрим основные инструменты, с помощью которых центральный банк проводит свою политику по отношению к коммерческим банкам. К ним относятся в первую очередь изменение ставки рефинансирования, изменение норм обязательных резервов, операции на открытом рынке с ценными бумагами и иностранной валютой, а также некоторые меры, носящие жесткий административный характер.

Если в стране необходимо создать благоприятные условия для инвестирования, то Центральный банк будет вынужден пожертвовать стабильностью денежной массы и станет контролировать уровень процентной ставки, не давая ему расти под влиянием спроса на деньги. Такая денежная политика Центрального банка носит название гибкой монетарной политики, в основе которой лежат «дешевые» деньги.

Если в стране ставится задача поддержки развития экономики или компенсируется замедление денежного оборота, то допускается одновременный рост денежной массы и процентной ставки. Такую компромиссную политику принято называть промежуточной монетарной политикой.

  1. Монетарная политика: сущность, эффективность и способность ее реализации.

Монетарная политика гос- для регулирования объема денежного предложения. Денежное предложение –взаимодействия с денежным спросом оказывает влияние на объем национального производства, безработицу цены.

Основные положения теории монетаризма: деньги играют в эконом первостепенную роль 2)устойчивость денежной единицы- это залог благополучного развития эк.3) Основным фактором влияющим на состояние эк. является денежное предложение, по стольку спрос на деньги зависит от немногих факторов и неподвержен сильным колебанием. 4) Все нарушения макро эк развитие (равновесие является следствием не правильно проводимой денежной политикой.5) денежное предложение- это экзогенное (зависимое вне величина и не зависит от состояния эк)6)Рыночная эк способна саморегулированию, потому вмешательство в гос. в эк должно быть ограничена регулированию колич. денег в обращении. 7)фискальная политика мало эффективна и основной упор должно делаться на монетарной политики. 8)Рост денежной массы должен происходить в соответствии со основным монетарным правилам, согласно которому денежное предложение должно расширятся в том же что и ежегодный темп реального ВНП.

 

  1. Кредитный механизм: содержание, диалектика развития.

В развитии теории и практики кредита центральным является вопрос об исходном пункте формирования кредитного механизма.

Кредитный механизм целесообразно рассматривать как форму организации и способ использования кредитных отношений. Кредитный механизм - это экономический механизм реализации собственности на ссудный фонд, выступающий в той или иной организационной форме кредитных отношений, адекватных данному уровню развития производительных сил. Кредитные отношения становятся базой формирования кредитной политики. Происходит процесс осознания сути явлений и на этой основе ведется поиск средств воздействия на экономику, которые и являются элементами кредитной политики.

Кредитный механизм переходной экономики неадекватен развитым рыночным кредитным отношениям. Пока можно говорить лишь о переходных формах кредитного механизма, ориентированного на рыночные отношения, но не избавленного от административных элементов управления.

Каковы особенности нашего кредитного механизма по сравнению с кредитными механизмами цивилизованных стран?

Первая особенность в том, что российское кредитное хозяйство только формируется. В нем отсутствуют или недостаточно развиты множество элементов, структур и систем, типичных для развитых хозяйств (торговля фондовыми ценностями, вексельный, чековый обороты, клиринговые палаты, ипотечные банки).

Вторая особенность связана с различиями в материально-технических базах кредитных систем. Наша кредитная система находится на стадии простой кооперации труда и вступает в эпоху электроники со значительным опозданием.

Третья особенность заключается в отсутствии нормативной базы государственного регулирования кредитной сферы. В развитом рыночном хозяйстве кредитное дело занимает одно из ведущих мест в системе государственного регулирования экономики.

Четвертая особенность - отсутствие "гласности" в кредитной сфере. Диалектика развития кредита подводит к формированию кредитного механизма всемирного хозяйства. Это не простая механическая сумма кредитных механиз-мов всех стран. Это сложный, многогранный процесс переплетения интеграции, взаимозависимости кредитных механизмов различных стран, результатом которого является появление единого мирового кредитного пространства и особого мирового рынка - международного рынка ссудных капиталов.

  1. Формирование банковской системы РФ.
  1. Центральный банк его функции. Банковский мультипликатор.

Центральный банк – это государственное финансово-кредитное учреждение, которое организует и регулирует денежное обращение. ЦБ непосредственно не связан не с предприятиями, ни с населением, т.е.он не принимает у них вклады и не кредитует им. Его клиентами являются коммерч.банки и правительство. Основное назначение ЦБ - это обеспечение стабильности банковской и финансовой системы устойчивости национальной валюты, контроль за денежным обращением страны, обеспечения бесперебойного функционирования системы расчетов. Проведение денежной политики, направленной на достижение макроэкономического равновесия, прежде всего без инфляционного развития эк-ки.

Функции ЦБ:

Эмиссионная монопольно осуществляет эмиссию наличных денег и организацию их обращения. Денежно кредитное регулирование экономики. ЦБ через систему денежно-кредитных инструментов, учётная ставка, операция на открытом рынке, ЦБ влияет на экономические цели развития экономики страны.

Организация регулирования и надзор за деятельностью коммерческих банков. ЦБ является банком банков, т.е. он хранит кассовые резервы коммерческих банков, через счета открываемые в нем коммерческими банками. ЦБ в случае необходимости оказывает коммерческим банкам кредитную поддержку. ЦБ регулирует безналичную, т.е. ссудно-депозитную

Эмиссию, осуществляемую коммерческими банками.

Банковское обслуживание прав-ва страны.

Организация платежно -расчетных операций. Осуществляет правило расчетов на территории страны и выступает посредником между другими банками при выполнении безналичных расчётов. Валютное регулирование. Осуществляя операции по покупке и продаже иностранной валюты, расчетов с иностранными гос-ми и т.д. ЦБ воздействует на покупательную способность национальной валюты.

Банковский мультипликатор — экономический коэффициент, равный отношению денежной массы к денежной базе и демонстрирующий, в частности, степень роста денежной массы за счёт кредитно-депозитных банковских операций. Банковский мультипликатор проявляет себя двояко — как кредитный мультипликатор и как депозитный мультипликатор.

Сущностью кредитного мультипликатора является то, что мультипликация может осуществляться только в результате кредитования хозяйства, то есть кредитный мультипликатор представляет собой двигатель мультипликации. Банки, выдавая кредиты, получают прибыль. Процесс получения прибыли за счет вложенных клиентами средств называется кредитным расширением или кредитной мультипликацией. Если клиент снимает деньги со своего счета и величина депозитов уменьшается, то произойдет противоположный процесс — кредитное сжатие.В свою очередь депозитный мультипликатор отражает объект мультипликации — деньги на депозитных счетах коммерческих банков.

 

  1. Сущность и функции государственного регулирования экономики (ГРЭ)

ГРЭ – это система типовых мер законодательного, исполнительного и контролирующего характера, осуществляемых гос-ми органами для достижения основных макроэк-их целей.

Функции:

1. Обеспечение правовой базы функционирования частного бизнеса.

2. Защита конкуренции, т. к. монополия наносит вред всему обществу.

3. Перераспределение доходов через систему прогрессивного налогообложения и трансфертных платежей, пенсий, пособий, компенсаций.

4. Финансирование фундаментальной науки и охрана окружающей среды.

5. Финансирование национальной обороны.

6. Общественное нормальное условие жизни, образование, мед. Обслуживание.

7. Поддержание общественного порядка.

8. Контроль и регулирование уровня занятости цен темпов экономического роста.

9. Финансирование производства или непосредственное производство общественных товаров и услуг.

 

  1. Неоклассическая, кейнсианская и монетарная концепции госрегулирования экономики.

Неоклассическая.

Рыночная экономика обладает свойствами саморегулирования. Все недостатки рынка являются следствием ограничения свободы и поэтому гос-во не следует вмешиваться в экономику. Рынок сам решает все экономические проблемы. Свобода выбора – это основа эффективности.

Кейнсианская.

Рыночная экономика яв-ся саморегулирующейся. Однако издержки общества на преодоление макроэкономической нестабильности очень велики, поэтому государство должно воздействовать на рыночный механизм, а также всячески содействовать формированию эффективности совокупного спроса.

Монетарная.

В рамках неоклассического направления особо выделяется монетаризм – это направление, согласно которому вмешательство государства должна быть минимальным, объектом гос. Регулирования экономики должно быть лишь денежное предложение, изменяя величину которого государство может влиять на макроэкономические цели.

 

  1. Методы государственного экономического регулирования. Государственное экономическое программирование

Объекты гос регулирования: 1)Эк цикл (в условиях разных циклов нужно использовать разные эк) 2)отраслевая и региональная структура экономика.3)Условие накопления капитала4)Занятость и цены 5)Денежное обращение6)НЕОКР 7)Условие конкуренции 8)Состояние окруж. среды 9)Внешние эк-кие связи.

Инструменты гос регулирования: 1)Лицензирование- антимонопольное запреты, с стандарты нормативы. 2)гос заказы, займы дотации и субсидии3) прогнозы, планы, программы. 4)налоги, налоговые и льготы, таможн. пошлины, учетная ставка, нормат. Обязательных резервов, операция на открытом рынке, валютные интервенции.

Методы гос регулирования: 1)Административные- это методы, ктр базируются на силе гос власти и вкл меры запрета, разрешения, принуждения и убеждения, они ограничивают свободу эк выбора. Административные методы основаны на соответствия законодательстве:- о собственности, сделках, договорах и обязательствах, засунте потребителей в труде и социальной …… охране, природы, налогах, ограничение монопольной деятельности и тд.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-04-24; Просмотров: 617; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.009 сек.