Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Свободное рондо




Классическое рондо. Пятичастно

Рондо венских классиков (классическое рондо).

Старинное рондо. Рондо французских клавесинистов.

Типично:

а) программно-изобразительный характер (портретная зарисовка, жанровая картинка)

б) многотемность: от 5 до 15-17 частей (наиболее типично 7).

в) простота строения рефрена (период) и эпизодов (не сложнее периода)

г) неконтрастность рефрена и эпизодов (в хороводной песне в куплете менялись только слова)

ж) относительная динамика развития от первого эпизода к последнему (убыстрение движения, введение в последний эпизод довольно подвижных форм движения)

з) тональный план - эпизоды в основной тональности или доминантовой

и) Сочетание простейшей песенной основы с изысканностью стиля рококо

к) Господствует мелодическое начало, гомофонная фактура, четкие членения.

 

Задания для практических работ

 

Ф. Куперен. «Любимая», «Жнецы», Л. Дакен. «Кукушка

 

Типично:

а) Упорядочение всех параметров формы рондо

б) насыщение новым содержанием, соответствующим новой классицистской эстетике

в) Стремление к сквозному развитию и преодолению разобщенности формы, следовательно, эпизоды становятся крупнее, а их количество уменьшается.

 

Схема: АВАСА.

Применение: финалы, реже другие части цикла (Л. Бетховен. Соната № 13. ч.1), редко медленные части цикла (Л. Бетховен. Соната № 8 ч. 2, в. Моцарт. Соната № 18 B dur. Adagio), иногда самостоятельные сочинения (Л. Бетховен. «Рондо о потерянном гроше»), изредка части крупного цикла (В. Моцарт. «Свадьба Фигаро» Ария Фигаро № 9).

 

Рефрен - простая 2-х или 3-х частная форма, реже период (В. Моцарт. Соната D dur № 6 K-V 284. ч.2). Тематизм - бытовая танцевальность и песенность, тяготение к квадратности, усиленной четкими кадансами, подчеркнуто гомофонная фактура, непрерывность ритмической пульсации. Тональность - основная. В последующих проведениях может сокращаться (В. Моцарт. Скрипичная соната № 10. К.V. 378, ч.3) или варьироваться (Й. Гайдн. Соната № 9 D dur ч.3, Л. Бетховен. Соната № 25.ч.3).

 

Эпизоды. Различаются между собой.

 

Первый эпизод - часть разработочного характера (на материале R). Незамкнутое построение или ряд построений. Иногда простая 2-х или 3-х частная форма. Тональность - D.

 

Второй эпизод - более развит, вносит контраст, подобный контрасту трио в сложной трехчастной форме. Структурно оформлен, обособлен. Вводится без связок. Тональности: одноименная, S, или параллельная.

 

Связки: одноголосная мелодическая линия, короткая модуляция из нескольких аккордов или значительный предыктовый раздел (на интонациях эпизода или рефрена; «ложный рефрен» - рефрен не в основной тональности).

 

Кода: часто вырастает из последнего проведения рефрена, переосмысления материал (Л. Бетховен. Соната № 10. ч.3), синтезирование (В. Моцарт. Рондо a moll). Сложность строения большой коды: вступительный, развивающий, устойчивый завершающий разделы коды (Л. Бетховен. Соната № 21, Финал).

 

Задания для практических работ

В. Моцарт. Соната № 18 F dur. K.V. 533 ч.2

Л. Бетховен. Соната № 21. ч.3, № 25.ч.3, № 8 ч.2, № 13 ч.1, № 10 ч.3,

Й. Гайдн. Соната № 9 D dur ч.3

Ф. Шопен. Мазурки В (ор 7 № 1), fis (ор 6 № 1), Аs (ор 7 № 4)

 

Продолжение развития тенденций, заложенных в эпоху классицизма. Индивидуализация форм, яркость и неповторимость содержания - влияние новой романтической эстетики

Особенности:

Многочастность, но части крупные по размерам. Яркий контраст, выраженный тематически, тонально. Некоторые повторы рефрена даются в подчиненной тональности ради колористического разнообразия и преодоления некоторой статичности, вносимой точными повторами. Рефрен может не сохранять структуру. Рефрен может быть пропущен (два эпизода подряд). Степень замкнутости частей гораздо меньше. Этому способствуют длинные связующие части разработочного характера. Может быть переходящий рефрен6.


 

2 тенденции:

 

Центробежная - усиление роли эпизодов и уменьшение роли рефрена; значительная внутренняя расчлененность формы, обилие тем-образов. Стремление к сюите (М. Глинка «Вальс-фантазия», М. Мусоргский «Картинки с выставки», Р. Шуман «Венский карнавал»). Уменьшение роли рефрена: проведение его не в основной тональности, сокращение, пропуск рефрена (два эпизода подряд – М. Глинка «Вальс-фантазия», С. Прокофьев «Джульетта-девочка»).

 

Центростремительная - увеличение роли рефрена и уменьшение роли эпизодов; связность и монолитность формы, ярко выраженная динамика сквозного развития. Появление двойной трехчастной формы АВА1В1А2 (Ф. Шопен. Соната для фортепиано № 3. Финал).

 

Рондальные формы:

1) трех-пятичастная




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-03-29; Просмотров: 1683; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.01 сек.