Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Примерный план анализа для произведений, написанных в простой 2-х частной, 3-хчастной и сложной 3-х частной формах




Неоднотемные вариации. Двойные (на 2 темы) и тройные (на 3 темы) вариации.

Вариации на выдержанную мелодию (soprano ostinato)

Свободные вариации

Возникновение - эпоха романтизма, распространение - XIX - XX вв. Свободное варьирование заключается в вольном обращении со структурой темы (главный отличительный признак свободных вариаций). Свободная вариация - относительно самостоятельная пьеса, интонационно связанная с темой, а не видоизмененное воспроизведение темы как целого (минимальные связи с темой; тема - повод для создания разнохарактерных пьес-вариаций (Р. Шуман. «Карнавал»).

Основные черты свободных (жанрово-характерных) вариаций

- свобода тональных планов,

- интенсивность гармонических изменений,

- разнообразие фактуры (С. Рахманинов. «Рапсодия на тему Паганини»)

- обращение к полифоническому изложению (Р. Шуман. Симфонические этюды. Этюд 8 - двухголосная фугированная форма.

Характерные вариации - характерность (неповторимость) облика каждой вариации; жанровые вариации - проявление признаков разных жанров (ноктюрна, марша, колыбельной, хорала и т.д. (Ф. Лист. «Мазепа», Э. Григ. «Баллада», С. Рахманинов. «Рапсодия на тему Паганини», «Вариации на тему Корелли»).

Представляют собой варьированное сопровождение неизменной мелодии. Тема – песенная мелодия.

Варьирование: тонально-гармоническое (М. Глинка. «Руслан и Людмила»: Персидский хор, Баллада Финна), полифоническое (Н. Римский-Корсаков. «Садко»: Первая песня Веденецкого гостя), оркестровое (М. Равель. Болеро, Д. Шостакович. 7 симфония,1 часть, Эпизод нашествия), фактурное со звукоизобразительными эффектами (М. Мусоргский. Песня Варлаама из оперы «Борис Годунов», песня Марфы из оперы «Хованщина»).

Два типа двойных вариаций: с совместным экспонированием тем - изложение двух тем друг за другом, затем вариации на них (Л. Бетховен. Симфония № 5, ч.2, Й. Гайдн. Симфония № 103 ч. 3), с раздельным экспонированием тем - первая тема с вариациями, затем вторая тема с вариациями («Камаринская» Глинки). Тройные вариации (М. Балакирев. Увертюра на темы трех русских песен).

Задания для практических работ

Э. Григ. Баллада, С. Рахманинов. «Вариации на тему Корелли», Л. Бетховен. Симфония № 5 ч.3, С. Прокофьев. Концерт № 3 ч.3, С. Рахманинов. «Рапсодия на тему Паганини», Концерт № 3, ч.2, Р. Шуман. Симфонические этюды.

I. Краткие сведения об авторе произведения (страна, годы жизни, роль и значение в истории музыкального искусства, жанры, произведения)

II. История создания анализируемого произведения (если есть)

III. Жанр. Признаки жанра. Стиль. Черты стиля (например, стиль романтизм и его черты в анализируемом произведении)

IV. Форма произведения: указать и выразить в виде схемы с указанием тональностей каждого раздела (части).

V. Характеристика основной темы: форма темы (например, период), кообраз, раскрывающийся в теме, музыкально-выразительные средства – мелодия, ритм, динамика, темп, регистр)

VI. Описание каждой части произведения:

А) форма

Б) тема- контрастирует с основной темой первой части или дополняет ее, описание темы с точки зрения образа и музыкально-выразительных средств

По итогам письменной работы заполнить таблицу

 

Произведение (жанр, название если есть)
Форма
Iчасть II часть Ш часть
Тональность тональность Тональность
Форма форма Форма
Тема 1. Образ 2. Музыкально-выразительные средства для его воплощения   Тема 1. Образ 2. Музыкально-выразительные средства для его воплощения   Тема 1 Образ 2 Музыкально-выразительные средства для его воплощения  

Примерный план анализа для I-й части классической сонаты (сонатная форма):

1. Краткие сведения об авторе произведения (страна, годы жизни, роль и значение в истории музыкального искусства, жанры, произведения)

2. История создания анализируемого произведения (если есть)

3. Жанр. Признаки жанра. Стиль. Черты стиля. (например, стиль классицизм/ романтизм, рококо и тд и его черты в данном произведении)

4. Форма произведения: указать и выразить в виде схемы с указанием тональностей каждого раздела (экспозиция, разработка, реприза).

5. Характеристика ГП и ПП: форма тем (например, период), образ, музыкально-выразительные средства – мелодия, ритм, динамика, темп, регистр)

6. Описание каждого раздела сонатной формы:

А) форма экспозиции, разработки, репризы

Б) описание каждого раздела. Как меняются темы ГП и ПП в разработке, вид репризы.

По итогам письменной работы заполнить таблицу:

Произведение
Форма
экспозиция Разработка Реприза
тональность Тональность/тональности Тональность
Форма-схема Строение (количество тем, разделов) Форма-схема
Темп Темп Темп
ГП, ПП 1. Форма ГП и ПП, колличество тактов в темах 3. Образ 4. Музыкально-выразительные средства для его воплощения в каждой партии   Какие темы участвуют и развиваются. Изменения на уровне: 1. Образа 2. Музыкально-выразительных средств   Вид репризы Новая окраска ГП, ПП наличие коды    

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-03-29; Просмотров: 2138; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.008 сек.