Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Производительные силы общества и производственные отношения




Переходный период и рыночные реформы России.

 

Россия находится на этапе перехода от государственно-монополис-

тической экономики к рыночной. Перед Россией встали следую-

щие стратегические задачи экономических преобразований:

1) создание многоукладной и многосекторной экономики,

обеспечивающей нахождение каждой социальной группе своего

места в хозяйственной системе;

2) формирование социально-рыночного хозяйства, реали-

зующего интересы разных социальных групп, гарантируется мно-

госекторностью экономики и государством как субъектом ры-

ночных отношений, выполняющим предпринимательские и регу-

лирующие функции;

3) переход к новому типу экономического роста, ориентиро-

ванному на удовлетворение потребностей различных групп насе-

ления, создание материальных предпосылок благоприятной и

комфортной жизненной среды, соответствующей современным

возможностям технического и социального прогресса.

Для решения этих задач России необходимо выполнение сле-

дующих условий:

1) обеспечение свободы хозяйственной деятельности;

2) создание многообразия форм собственности посредством

разгосударствления и приватизации;

3) развитие конкуренции производителей в целях стимулиро-

вания предпринимательской деятельности;

4) формирование механизма свободного ценообразования;

5) наряду с распространением рыночных взаимоотношений

сохранение значительного нерыночного сектора экономики;

6) последовательная интеграция национальной экономики в

систему мирохозяйственных связей;

7) обеспечение со стороны государства социальных гарантий

гражданам, предоставление всем равных возможностей в зараба-

тывании средств и поддержка нетрудоспособных и социально

уязвимых членов общества.

 

 

Человек вынужден все необходимое производить,

т. е. постоянно функционировать в процес-

се материального производства. Основу для создания всего необ-

ходимого для себя человек находит и берет от природы, и своим

трудом приспосабливает к своим потребностям. Человек вступает

во взаимодействие с природой с целью приспособления ее про-

дуктов к своим нуждам, в целях удовлетворения своих потребно-

стей. Для этого ему необходимо затратить свою умственную и

физическую энергию, т. е. труд.

Труд — это целесообразная деятельность человека, направ-

ленная на создание материальных и духовных благ, необходимых

для существования человека и общества в целом.

Способностью трудиться обладает человек, так как является

собственником рабочей силы.

Рабочая сила — это способность человека трудиться, т. е. сово-

купность физических и духовных сил, которыми обладает личность.

Для создания необходимого человеку продукта он должен

иметь сырье, т. е. то, из чего человек может произвести необхо-

димый ему продукт. Иными словами, человек должен иметь то,

над чем он будет трудиться. В науке это называется предмет

труда.

Предмет труда дан человеку природой (нефть, газ, руда)

или является продуктом предшествующего труда, но еще не при-

годным для конечного применения, и требует определенной об-

работки. Земля является основным источником сырьевых мате-

риалов, роль которых в производстве непрерывно возрастает.

Сырье, пока превратится в готовый продукт, совершает довольно

длительное путешествие. После одного или нескольких этапов

обработки появляется полуфабрикат, из которого в будущем бу-

Дет произведен продукт, годный для потребления.

Сегодня человек, используя последние достижения науки и

техники, создает предмет труда с заранее заданными свойствами,

которые природа создать не может. Это относится к химической

промышленности, фармацевтике и т. д.

Средства труда — то, чем человек воздействует на предме-

ты труда, создавая готовый продукт. Средства труда являются

важнейшим показателем уровня развития производства. Средства

труда подразделяются на естественные (земля, палка, камень и

т. п., прирученные домашние животные, органические удобре-

ния, а также органы тела рабочего) и технические (т. е. искусст-

венно создаваемые человеком). К техническим средствам труда

относятся приспособления, инструменты, передаточные устрой-

ства, механизмы. В настоящее время большое место среди техни-

ческих средств труда занимают управляющие устройства, заме-

няющие физический труд человека.

Предметы труда и средства труда вместе составляют средст-

ва производства. Например, чтобы произвести бензин, для этого

мало иметь только нефть, необходимо оборудование, позволяю-

щее совершить перегонку нефти в бензин.

Средства производства и рабочая сила составляют произво-

дительные силы.

Непрерывный процесс трудовой деятельности человека спо-

собствует накоплению опыта и знаний, что создает новые воз-

можности для развития и совершенствования орудий и средств

труда, улучшения технологии производственного процесса, по-

вышения производительности труда.

Производственные отношения возникают в процессе произ-

водства между наемными рабочими и капиталистами, между го-

сударством и наемными рабочими.

Производительные силы и производственные отношения мо-

гут существовать только в единстве, так как производственные

отношения есть общественная форма, в которой действуют про-

изводительные силы в процессе создания общественного продукта.

Эта взаимосвязь лежит в основе закона соответствия произ-

водственных отношений характеру и уровню развития произво-

дительных сил общества.

Производственные отношения в единстве с производитель-

ными силами представляют собой способ производства, который

выражает экономический строй.

Объект собственности — это средства производства и про-

ДУкт труда, результаты интеллектуальной деятельности человека

в сфере науки, производства, искусства, литературы, и т. д.

Субъект собственности — тот, кто владеет, использует объ-

екты собственности, распоряжается ими и присваивает продукты

труда. В роли субъекта собственности может выступать государ-

ство или отдельные его субъекты, коллективы, отдельные граж-

дане, семьи.

Юридическая форма — это принадлежность объекта собст-

венности определенным субъектам, т. е. в законах государства

прописываются нормы поведения людей в отношении объектов

собственности:

• право владения — право субъекта собственности на дейст-

вительное обладание благами и осуществления контроля над ними;

• право использования — право субъекта на использование

блага для себя с последующим присвоением дохода;

• право распоряжения — право субъекта на потребление

благ, на передачу в наследство, дарение или уничтожение;

• право на защиту — право собственника через учреждение

права (суд, прокуратуру и т. д.) защитить свою собственность от

экспроприации и от нанесения ей ущерба со стороны физических

и юридических лиц;

• норма права предусматривает запрет на использование соб-

ственности во вред обществу.

Рассматривая проблемы отношения собственности, необхо-

димо подчеркнуть специфику этих отношений в единстве эконо-

мики и права. Отношение собственности одновременно функ-

ционирует в экономической и юридической форме.

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-04-24; Просмотров: 467; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.037 сек.