КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Понятие о рынке. Характеристика рынка по обхвату и объектам купли-продажи
Классификация собственности по форме присвоения объектов собственности.
Классификация собственности по форме присвоения объектов собственности 1. Собственность граждан — это все предметы потребле- ния, необходимые для удовлетворения индивидуальных потреб- ностей. Объектами собственности являются жилье, предметы до- машнего хозяйства, личного потребления, предметы культуры, личные подсобные хозяйства, дачи, средства производства, необ- ходимые для обслуживания подсобных хозяйств, и т. д. Источником собственности граждан в условиях рыночной экономики являются доход в форме заработной платы, дивиденда от владения ценными бумагами или прибыль от владения землей, сданной в аренду. 2. Коллективная собственность — это общее достояние коллективов трудящихся, объединивших свой труд, средства для совместной хозяйственной или иной деятельности. К этой форме собственности относятся: акционерные (корпоративные) общест- ва, кооперативы, товарищества, собственность совместных пред- приятий, общественных и религиозных организаций и др. Акционерное общество — форма коллективной собственно- сти в промышленности, банковском деле, торговле и других сфе- рах экономики. Эта форма собственности образуется на основе долевого участия, т. е. владения акциями (ценными бумагами) данного общества, что дает право на получение дивиденда. Сего- дня эта форма собственности широко распространена во всем мире, так как дает возможность концентрировать огромные капи- талы от продажи акций, что позволяет обществу решать сложные хозяйственные вопросы.
Кооператив — добровольно организованное объединение граждан, которые соединяют в общее имущество принадлежащие им денежные, материальные, интеллектуальные и другие ресурсы или используют арендованное имущество для совместного про- изводства продукции или оказания услуг. Особенность коопера- тива заключается в том, что в одном лице работника сочетается рабочая сила и собственник, что является мотивацией к труду Как правило, кооперативы создаются в отраслях наиболее про- стой технологии и небольших размеров, но где работают люди очень высокой квалификации. Товарищество (общество): а) полное товарищество отве- чает по обязательствам всем своим имуществом; б) товарищество с ограниченной ответственностью отвечает по обязательствам в пределах своей доли капитала. 3. Государственная собственность — ее сегмент в странах с развитыми рыночными отношениями постоянно расширяется, так как собственность охватывает объекты, являющиеся инфраструк- турными отраслями, крайне важными для обеспечения деятель- ности всей экономики страны: оборонная промышленность, элек- троэнергетика, водо- и газоснабжение, предприятия связи, Цен- тральный банк и т. д. Главная задача государства — уберечь эти отрасли от ры- ночных колебаний и через влияние на формирование цен на про- дукцию этих отраслей удержать цены от резких колебаний в дру- гих отраслях народного хозяйства. Государственная собственность может быть: • общенародной, • региональной, • муниципальной,
Рассмотрим формы частной собственности: 1. Индивидуальная частная трудовая собственность осно- вана на личном труде владельца и членов его семьи. Она наибо- лее часто встречается в розничной торговле, сфере обслужива- ния в сельском хозяйстве и отличается высокой мотивацией к труду, так как собственность является средством существования целой семьи. 2. Частная собственность основанная на применении чужо- го труда. •рабовладельческая — основана на праве собственности на самого раба, который является непосредственно производителем, и на средства производства. • феодальная — основана на праве собственности феодала на землю и принуждении крепостных крестьян работать на собст- венника земли (помещика) посредством земельной ренты, оброка и барщины. • буржуазная — основана на частной форме собственности на средства производства и применении наемного труда, когда работник лично свободен и сам распоряжается реализацией своей рабочей силы. 3. Коллективная форма частной собственности основана на разделении основного капитала на определенное число равных долей (акций). Государственную собственность представляют в различных типах предприятий: Предприятия, которые управляются государственными ор- ганами через своих представителей. Продукция, произведенная на этих предприятиях, и прибыль яв- ляются общественной собственностью соответствующего госу- дарственного уровня. Эти предприятия финансируются из бюд- жета страны. Государственные предприятия, которые передаются юри- дическому и физическому лицу в доверительную собственность (траст) или в аренду. Доверительный собственник бе- рет на себя обязательства сохранять взятое имущество и возвра- тить его по окончании срока договора о трасте, полностью вно- сить плату за пользование имуществом, выполнять заказ на про- изводство определенной продукции, сохраняя профиль пред- приятия. Участие государства в создании акционерного общества и внесение доли в его уставный капитал. Государственный регио- нальный или местный орган является держателем акции, которые дают право их владельцу на участие в управлении акционерным обществом и получение дивиденда. Особенность современной экономики заключается в парал- лельном развитии и одновременном противостоянии различных экономических систем: рыночной и централизованной, где эле- менты одной экономической системы соседствуют с элементами другой, что говорит о функционировании смешанной экономики.
Экономическая и политическая свобода дает возможность человеку раскрыть свои способности, реализовать свои интересы путем активной деятельности в производстве, распределении, обмене и потреблении. Свобода выступает гарантом развития рыночной экономики. На рынке возникает свободный обмен, де- лая, таким образом, и потребителя и производителя равными субъектами рынка. Производитель получает возможность момен- тально отвечать на спрос потребителя. Главной движущей силой экономики выступает личный ин- терес: • для потребителя — максимизация полезности при мини- мальных затратах; • для производителя — максимизация прибыли при миними- зации затрат. Рынок и здоровая конкуренция неразделимы. Конкуренция — это столкновение и взаимодействие интере- сов самых различных экономических субъектов. Различаются рынки совершенной и несовершенной конкуренции. Рыночная экономика со всеми вытекающими последствиями может развиваться только при условии господства частной собст- венности. Рынок — это способ, определенная форма организации и функционирования экономических связей хозяйствующих субъ- ектов, основанная на принципах свободной купли-продажи, обеспечивающих взаимодействие производства, распределения, обмена и потребления. Это сложнейшая система взаимоотноше- ний производителя и потребителя, продавца и покупателя, их хо- зяйственных связей, включая прямые многозвенные контакты с участием посредников. Рынок — понятие распространенное, но в науке нет единого его толкования. Сегодня термин «рынок» бытует как место тор- говли, или, как говорили в старину, «базар». История рынка на- чинается в период зарождения первобытно-общинного строя. Именно в это время товарный обмен становится более-менее ре- гулярным. Сегодня на рынке встречаются про- давцы и покупатели, производители и потребители. Рынок со своим механизмом как создает благоприятные условия для удов- летворения потребностей производителей в средствах производ- ства, сырье, материалах, рабочей силе, так и решает вопросы личного потребления товаров и услуг. Рынок становится главным каналом сбыта и закупок товаров и услуг, распределения и по- требления. П. Самуэлъсон (1915 г.), американский экономист, лауреат Нобелевской премии, в своей известной работе «Экономика» пишет, что рынок — сложный механизм координации людей в разных видах деятельности и производства посредством системы цен и рынков, это средство коммуникации для объединения зна- нии и действий. Современный рынок может существовать в условиях экономической и политической свободы, которая дает возможность человеку раскрыть свои возможности и реализовать свои интересы в производстве, обмене, распределении и потреб лении. На рынке возникает свободный обмен, делая таким образом потребителя и производителя равными субъектами рын- ка. Необходимо отметить, что государство не мешает товаро- производителю в процессе производства, а свободное ценообра- зование определяет спрос и предложение и приводит к их равен- ству. Процесс появления и формирования рынка не является слу- чайностью — это жизненная необходимость экономики. Жизнь поставила перед рынком определенные цели, которые несколько видоизменяются с развитием экономической науки и требова- ниями жизни. Основные: • экономический рост проявляется через производство вос- требованных обществом товаров и услуг, соответствующих со- временному уровню развития науки и техники; • экономическая свобода хозяйствующих субъектов, позволяю- щая им производить и реализовывать продукцию по оптимальным ценам, исходя из спроса и предложения, уровня доходов населения; • эффективность экономики — это производство конкуренто- способного товара, позволяющее при минимальных затратах по- лучить максимальную прибыль; • удержание и распределение сегментов определенных това- ров и услуг на мировом рынке; • применение эколого-безопасных технологий в интересах сохранения человека и природы. Рынок, как и всякая система, имеет свои позитивные и нега- тивные стороны. Позитивные стороны рынка: • Рынок заинтересовывает про- изводителей постоянным контролем за спросом в выпуске только тех товаров, в которых нуждается потребитель и соответственно приносит производителю большую прибыль; • постоянное изменение в спросе и предложении делает ры- нок более гибким в процессе распределения дефицитных ресур- сов. Увеличение спроса на определенные товары влечет за собой увеличение спроса на ресурсы; • стремление к увеличению доходности производства и мак- симальному удовлетворению возрастающих потребностей выну- ждает товаропроизводителей на базе последних достижений нау- ки и техники внедрять новейшие технологии в целях улучшения качества товара и его ассортимента; • в условиях жестокой конкурентной борьбы рынок создает систему саморегуляции, где каждый участник определяет для се- бя нишу; • вся система рыночных экономических отношений говорит о его собственном происхождении как диалектическом процессе развития экономики, направленном на удовлетворение нужд об- щества; • сложившиеся рыночные отношения способствуют обога- щению определенной части населения. Негативные стороны рынка, как правило, это проблемы, ко- торые рынок решить своими силами не в состоянии. Их решение зависит от вмешательства государства в рыночные процессы, ко- гда в этом возникает необходимость. Негативные стороны рынка проявляются в следующем: • рынок не решает вопросы невоспроизводимых ресурсов и охраны окружающей среды. В погоне за прибылью он ищет де- шевые пути обеспечения себя сырьем, не задумываясь о послед- ствиях; • основным ориентиром рынка становятся зажиточные слои населения, но проявляется определенное безразличия к товарам и услугам, предназначенным для социально незащищенных слоев населения, и к товарам и услугам коллективного пользования, таким, как образование, здравоохранение, наука, общественный транспорт и т. д.; • рынок не дает никаких гарантий обеспечения основных со- циально-экономических прав человека: права на труд, на доход, что приводит к расслоению общества на богатых и бедных; • рынок не в состоянии перераспределить денежные доходы между теми, кто их получает в процессе конкуренции, и теми, кто по каким-либо причинам не может принимать участие в этом процессе. Поэтому эту функцию берет на себя государство, изы- мая часть дохода через систему налогов и передавая их через сис- тему социальных пособий и компенсаций нуждающимся; • рынок не заинтересован в финансировании фундаменталь- ных наук, так как они не дают сиюминутного выигрыша, но вкладывают средства в развитие прикладных наук, которые по сравнению с фундаментальными науками нуждаются в меньшем вложении капитала и обладают наименьшей степенью риска. • рыночный механизм нацелен на регулирование производст- ва товаров и услуг и в соответствии с этим постоянно осуществ- ляет спрос на деньги, которые сам не производит. Контроль за денежным обращение и массой денег обеспечивает государство; • рынок сам не может регулировать внешнюю экономиче- скую политику. Государство, применяя систему «кнута и пряни- ка», т. е. стимулируя через систему льгот, поощряет продажу (за- купку) товара или через систему запретов и ограничений создает затруднительные условия для ввоза (вывоза) товара. Подобные действия наблюдаются и в развитии торговых отношений с от- дельными странами. Рассматривая негативные стороны рынка, мы ссылались на рыночный механизм, который представляет собой систему распре- деления ограниченных ресурсов, необходимый объем производст- ва и рыночный уровень цен. Если говорить кратко, то основными элементами современного рынка являются: спрос, цена, предложе- ние, которые экономически и логически связаны между собой. Из механизма рынка можно выделить основные системы: • взаимосвязь между объектами и субъектами рыночных от- ношений; • конкурентную борьбу между участниками рынка за увели- чение доли прибыли; • формирование рыночной цены, перераспределение дефи- цитных ресурсов и доходов между конкурирующими субъектами Рынка; • законодательную систему страны, регулирующую рыноч- ные экономические отношения Рассматривая рынок со всех сторон, мы убеждаемся, что это сложная социально-экономическая система, которая решает са- мые насущные проблемы: • обеспечивает соблюдение пропорций общественного про- изводства, в соответствии с чем распределяет по сферам произ- водства ресурсы — финансовые, материальные, трудовые; • через свои механизмы повышает эффективность экономики, в конкурентной борьбе происходит дифференциация товаропроиз- водителей, где выживают сильные, слабые оставляют поле брани; • конкурентная борьба требует от товаропроизводителей ак- тивного внедрения научно-технического прогресса, позволяюще- го более рационально использовать сырье, материалы, повышать производительность труда и снижать издержки производства. Сегодня существует регулируемый (цивилизованный) рынок, где государство стремится смягчить удары рынка по интересам отдельных членов общества, одновременно оставляет место для мо- тивации к труду, риску, хозяйственной деятельности, инициативе. Регулируемый рынок характеризуют следующие черты: 1) наличие разнообразных форм собственности, хозяйствова- ния и свободной конкуренции; 2) отсутствие монополизма, присутствие достаточного коли- чества производителей однотипной продукции (более 10); 3) свобода выбора партнера по хозяйственным связям, распо- ряжения частью своих доходов, свободная купля-продажа (отсут- ствие товарного распределения через администрацию); 4) право рыночных субъектов самим определять цены; 5) свободное маневрирование ресурсами (материальными, трудовыми, финансовыми); 6) возможность изменять условия производства, его техноло- гию, перемещать капиталы в любую сферу приложения. Недо- загрузка производства — обязательное условие функционирова- ния здоровой экономики; 7) полнота и доступ всех хозяйственников к информации о состоянии рынка; 8) наличие инфраструктуры рынка, т. е. системы, обслужи- вающей рынок. Рынки подразделяются на следующие виды: Потребительский рынок включает в себя сегменты рынка продовольственных и промышленных товаров, различных услуг, образования здравоохранения. Рынок рабочей силы — право каждого индивида на свобод- ную продажу своей рабочей силы по собственному желанию и по рыночной цене на основе контракта между работодателем и на- емным работником. Рынок средств производства — сегменты орудий труда, ма- шин, оборудования, приборов. Финансовый рынок включает в себя сегменты инвестиций, ценных бумаг, денег и валюты. Совершенные и несовершенные рынки. На формирование цены влияет взаимодейст- вие товаров и продавцов. Если один из продавцов поднимает це- ну своего товара, то у него сокращается количество проданного товара, так как покупатели бегут к тому продавцу, у которого этот товар можно купить дешевле; последний продавец ощущает увеличение спроса и повышает цены. Вывод. Всякая цена, установившаяся на товар в какой-то час- ти рынка, оказывает влияние на его цену в другой части рынка, что ведет к постепенному выравниванию цен. Быстрое реагирование и устранение изменения цены на раз- ных сегментах рынка, приводящие к их уравниванию, говорят о совершенном рынке. Чтобы рынок стал совершенным, необходимо соблюдение некоторых условий: 1) полная информированность о покупателях, ценах на това- ры в разных участках рынка; 2) покупатели и продавцы должны действовать из склады- вающихся цен, не совершая сделок по инерции или из верности старым партнерам. Субъекты экономики можно разделить на рынки покупате- лей, продавцов, государственных учреждений, посредников. В пространственном разрезе выделяются местный (локаль- ный) рынок, региональный, внутренний, внешний, национальный, мировой.
Дата добавления: 2015-04-24; Просмотров: 649; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |