КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Товар. Характеристика свойств товара. Их значение для экономической теории
Товар — это продукт человеческого труда, предназначен- ный для обмена и продажи. Товар — это благо, которое произво- дится прежде всего при товарном производстве. Но для того, что- бы продукт человеческого труда стал товаром, он должен обла- дать определенными свойствами: потребительной стоимостью и стоимостью. Потребительная стоимость — это способность товара удовлетворять определенную потребность человека. Потреби- тельная стоимость — это то, что различает все товары. Например, потребительная стоимость хлеба — удовлетворение потребности человека в пище, утолении голода; потребительная стоимость книги — удовлетворение интеллектуальных, познавательных по- требностей. Однако есть различия в понятиях «товар» и «продукт труда». Способностью удовлетворять определенные потребности обла- дают не только товары, но и те продукты труда, которые созданы для собственного потребления. Когда потребительная стоимость удовлетворяет потреб- ности производителя, т. е. не предназначена для продажи или об- мена, то речь идет о продукте труда. Стоимость — затраты физической и умственной энергии товаропроизводителя на создание определенного товара. Если разговор идет о затратах труда, то все товары однородны, однако как потребительные стоимости все товары различны. Обмен товаров происходит прежде всего не по стоимости, а по потребительной стоимости. Каждая вещь условно меняется на Другую вещь, которая очень нужна ее будущему потребителю и, следовательно, имеет для него большую ценность в виде потре- бительной стоимости. В то же время стоимость — это затраты физического и интеллектуального труда, поэтому при обмене то- варов потребители сравнивают различные виды труда. Потребитель видит в товаре прежде всего потребительную стоимость, которая удовлетворит его потребность. Производи- тель прежде всего видит стоимость, так как он произвел вещь для продажи или обмена (Т—Д—Т) на другую потребительную стоимость. В этом заключается внутреннее противоречие стоимо- сти и потребительной стоимости. Товар обладает еще одним очень важным свойством — ме- новой стоимостью. Меновая стоимость — это способность товара обмениваться в определенных количественных соотношениях на другой товар (деньги — это тоже товар, но товар особого рода). Меновая стоимость выражает определенное равенство между разными товарами. Например: 1 мешок зерна и 2 метра холста, т. е. стоимость 1 мешка зерна выражается в получаемых за него 2 метров холста. Стоимость тесно связана с меновой стоимостью, но не явля- ется тождественной категорией, так как стоимость — внутреннее свойство товара. Меновая стоимость — это внешнее проявление стоимости посредством обмена одного товара на другой. Отсюда, стои- мость — это свойство вещи не природное, а общественное. Оно выражает отношение между производителями и потребителями товаров, скрытое вещной оболочкой. Стоимость можно рассмотреть как индивидуальную, так и рыночную. Индивидуальная стоимость — это затраты общественного и живого труда производителя. Сюда включаются цены на за- купку сырья и материалов, производительность индивидуаль- ного труда. Рыночная стоимость — выражается через средние затраты производителей на одинаковый товар. Если индивидуальная цена выше рыночной, то производитель вынужден покинуть рынок. Рынок сам по себе несет глубокие противоречия между про- изводителями и потребителями товара. Покупатель всегда стре- мится купить товар, удовлетворяющий его потребности и несу- щий ему максимальную пользу по минимальной цене. Произво- дитель стремится реализовать свой товар по максимальной цене вне зависимости от потребительной стоимости и индивидуаль- ных затрат труда. Для решения противоречия между покупателем и продавцом необходим компромисс, т. е. соглашение между ними о конкрет- ной цене, удовлетворяющей как одного, так другого. Каждый потребитель, опираясь на свой доход, стремится приобрести различные товары в таких количествах и пропорциях, которые принесли бы ему максимальное удовлетворение от их использования. Такое поведение потребителя на рынке называет- ся рациональным. Потребительское поведение на рынке можно рассматривать не только с позиции потребителя как частного лица, но и каждой фирмы, производящей определенное благо; она также выступает как потребитель. Отсюда формируется потребительское поведе- ние фирмы. Производитель стремится получить максимальную прибыль. Его ориентиром являются цены на ресурсы, которые он приобре- тает, и цены, по которым его продукт реализуется на рынке. Чем больше прибыль, тем больше получает удовольствие или удовле- творение производитель.
23. Полезность, её влияние на потребительский спрос, движение цен.
Полезность — понятие, вытекающие из потребительной стоимости как абстракция, означающее субъективное удовольст- вие, удовлетворение, пользу от потребления продукта. Это ана- литическая конструкция, предназначенная объяснить схему, по которой потребители рационально распределяют свой ограни- ченный доход между нужными и полезными для них товарами и, следовательно, влияют на потребительский спрос и движение Цен. Вспомним, что на потребительское поведение влияют цены на товары и бюджет потребителя.
Закон спроса можно объяснить через полезность. Полезность не имеет математического выражения, она абстрактна, но ощути- ма. Каждая дополнительная единица блага увеличивает полез- ность. Величина этой новой полезности (увеличенной на единицу блага) называется предельной полезностью. Предельная полезность (МV) — дополнительная полезность, которую извлекает потребитель из каждой дополнительной еди- ницы блага, или это приращение общей полезности при увеличе- нии объема потребляемого блага на одну единицу. Предельная полезность тесно связана с кривой спроса, по- следняя во многом определяется теорией предельной полезности. Теория предельной полезности опирается на следующие основ- ные положения: - Полезность, которую приносит каждая последующая единица данного товара, меньше полезности предыдущей единицы товара; - Потребитель стремится получить максимальное удовлетво- рение, или полезность, используя свой ограниченный доход. Общая полезность — это сумма предельных полезностей по- требляемых благ. Разберем 1-ю особенность. Она находит отражение в законе убывающей предельной полезности, который гласит: По мере потребления все новых единиц одного и того же товара, растет общая полезность, получаемая индивидом, но при этом она возрастает все более медленными темпами вслед- ствие того, что предельная полезность данного товара (или до- бавочная стоимость, приносимая последней единицей) имеет тенденцию к сокращению. Рассмотрим этот закон с помощью таблицы и графиков.
Из анализа табл. 3.3.1 видно, что по мере потребления блага общая полезность увеличивается, но темпы этого увеличения все время сокращаются. Это означа- ет, что предельная полезность будет сокращаться. Снижение предельной полезности связано с уменьшением субъективной оценки единицы товара потреби- телем, когда возрастает количе- ство приобретенных единиц это- го блага. Представим. Лето. Из- нурительная жара. Вы с большим удовольствием выпиваете бу- тылочку прохладительного напитка. Полезность этой бутылочки воды для вас высокая. Но ваши друзья провоцируют вас выпить вторую, пятую, шестую бутылку воды. Каждая последующая бу- тылка воды будет увеличивать общую полезность и снижать пре- дельную полезность для вас. Закон убывающей предельной полезности можно предста- вить с помощью кривых. На рис. 3.3.1 видно, что общая полезность увеличивается, хо- тя темпы ее замедляются. На рис. 3.3.2 показано сокращение предельной полезности при увеличении объема по- требления. Убывающая предельная полезность помогает объяс- нить закон убывающего спро- са. Дело в том, что линия спроса совпадает с кривой предельной полезности. С увеличением количества пред- лагаемого товара цена на каж- дую единицу падает. Это объ- ясняется тем, что каждая до- бавляемая порция товара удовлетворяет все менее настоятельную потребность и ценится меньше, чем предыдущие. Функция полезности — обратно пропорциональная зави- симость между полезностью и количеством потребляемого блага.
Дата добавления: 2015-04-24; Просмотров: 1448; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |