КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Закон убывающей отдачи, его значение для фирмы
Поведение фирмы в коротком и длительном периоде.
На рис. 3.4.5 показано поведение фирмы в краткосрочном периоде, где фирма активно стремится к максимизации прибыли. Главным средством в решении этого вопроса является удешевле- ние производства при росте производительности труда.
Рис. 3.4.6. Поведение фирмы в долгосрочном периоде В долгосрочном периоде поведение фирмы можно предста- вить совершенно иначе. Мы не уделяем внимание постоянным издержкам, так как в долгосрочном периоде все издержки стано- вятся переменными. В условиях долгосрочного периода меняют- ся все факторы производства, что позволяет фирме увеличивать объем производства, а это снижает средние общие издержки. На рис. 3.4.6 показаны кривые, характеризующие издержки произ- водства в долгосрочном периоде.
Как видим, с увеличением Q снижаются АТС. Объем Q4 пока- зывает, что это оптимальный вариант, когда можно остановить процесс расширения производства и перейти на тактику коротко- го периода.
Суть закона заключается в том, что если последовательно присоединять единицы переменного ресурса (рабочую силу) к неизменному фактору (оборудованию), то с определенного момента предельный продукт на каждую по- следующую единицу продукции (в нашем примере рабочего) бу- дет сокращаться. Пример: Мы решили открыть пекарню. Установили обору- дование, завезли все необходимое для производственного про- цесса. Но возникли сложности с наймом квалифицированных пе- карей. Тогда приняли на работу двух работников. Они должны развесить муку, масло, соль, сахар, дрожжи и т. д., замесить тес- то, придать ему нужную форму, загрузить в печь и т. д. Мы на- блюдаем, что объем работы большой, но рабочих явно не хватает, они переходят от одной операции к другой, теряют много рабоче- го времени, оборудование простаивает, процесс производства неэффективен. Постепенно штат пекарей пополняется: оборудо- вание используется более полно, каждый работник выполняет порученные ему операции, рабочее время используется рацио- нально. Вывод 1-й. По мере увеличения штата пекарни каждый ра- бочий увеличил количество производимой продукции (предель- ный продукт, производимый каждым рабочим, увеличивался). Однако, если мы продолжим наем новой рабочей силы без увеличения количества оборудования, то рабочих станет больше чем требуется, добавочный или предельный продукт, производи- мый дополнительными рабочими, начнет сокращаться. Если про- цесс пополнения штата не будет остановлен, то это приведет к остановке производства. Вывод 2-й. Предельный продукт убывает не по вине пло- хого отношения рабочих к работе, нет, все значительно проще: количество оборудования, которым оснащена пекарня, меньше, чем количество нанятых работников. Фирму интересуют не только издержки производства, но и результаты ее функционирования. Эти результаты внешне выра- жают себя в объеме продаж, прибыли и предельном доходе. Объем продаж, или валовая выручка, рассматривается как валовый, или общий доход (TR). Отсюда TR = РQ, где Р — цена; Q — объем выпуска. Особое место в деятельности фирмы занимают прибыль и предельный доход. Прибыль — превышение доходов от продажи товаров и услуг над затратами на производство и продажи этих товаров. В совре- менной экономической литературе различают прибыль экономи- ческую и бухгалтерскую. Бухгалтерская прибыль рассчитывается как разница между доходами от продаж и учтенными бухгалтерскими издержками (явными).
Пример. Общая выручка составляет 30000 руб. Фирма на производстве продукции понесла определенные издержки, из них 15000 руб. — переменные издержки и 8000 руб. — постоянные издержки. Рассчитаем бухгалтерскую прибыль: 30000 руб. - 15000 руб. - 8000 руб. - 7000 руб. Экономическая прибыль — это разность между доходами от продажи и экономическими издержками, которые объединяют в себе издержки явные и неявные, вмененные издержки, которые понес сам предприниматель. Сюда можно отнести упущенные возможности (т. е. вложенные деньги в работу фирмы можно бы- ло положить в банк и так же получить определенный доход). Если ориентироваться на пример, указанный выше, мы мо- жем допустить, что предприниматель вложил 30000 руб. не в фирму, а через год получил в виде прибыли 6000 руб. Если из прибыли, полученной от деятельности фирмы, изъять прибыль, которую можно было получить в банке и при этом ничего не де- лать, то получается: 7000 руб. - 6000 руб. - 1000 руб. Следовательно, предприниматель получил прибыль больше всего на 1000руб. Экономическая прибыль ориентирует предпринимателя не просто получать доход, а искать наиболее прибыльное приложе- ние денег. Если предприниматель получит прибыль меньше той, которую он мог получить, то это говорит о его неэффективной Деятельности. Валовая прибыль (T П) — есть разность между валовой вы- ручкой и валовыми издержками. Валовая прибыль рассчитывается по формуле: ТП= ТR-TС, гДе TR — валовая выручка (доход); ТС— валовые издержки. Средняя прибыль (АR) — это частное от деления валовой пРибыли на объем продаж — рассчитывается по формуле: АR = ТП/Q, где ТП — валовая прибыль; Q — объем продаж. Нормальная прибыль — это прибыль, которую может полу- чить предприниматель от применения ресурса, не меньшую, чем вмененные издержки, (в нашем примере 6000 руб.) Предельный доход (МR) — представляет собой прирост прибы- ли в расчете на одну единицу прироста дополнительной продукции: МR = /\TR / /\Q= /\(PQ) / /\Q, где ТR — валовой доход; Q — объем продаж, Р — цена. В условиях совершенной конкуренции предельный доход ра- вен цене, т. е. МR = Р. В условиях несовершенной конкуренции предельный доход меньше цены; для того, чтобы продать дополнительную единицу продукции, несовершенный конкурент вынужден снижать цену. Главная задача любой фирмы — добиться равновесия на рынке при максимизации прибыли. Максимальная прибыль возможна при достижении равенства предельного дохода (МR) и предельных издержек (МC). Это равенст- во говорит об экономическом равновесии фирмы. Каждая дополни- тельная единица товара, реализуемая на рынке, добавляет некую до- лю к валовому доходу, и одновременно несет некоторые издержки. Поведение фирмы определяется сопоставлением МК и МС. На рынке возможны три ситуации: 1) МR > МС, т. е. предельный доход выше предельных из- держек. Фирма расширяет свое производство и увеличивает объ- ем продаж; 2) МR = МС — прибыль достигает своего максимума, выпуск продукции становится стабильным; 3) МR < МС — производство убыточное. < При условии МR = МС возникает «равновесие фирмы на рынке», так как фирма больше не видит необходимости увеличи- вать объемы производства, но есть смысл стабилизировать объем продаж.
28. Характеристика конкуренции, её значение и проявление в современной экономике.
Конкуренция и монополия являются неотъемлемой чертой рыночных отношений. Экономическая конкуренция предполагает соперничество (соревнование) между различными производителями (потребите- лями) на рынке за наиболее выгодные условия производства и реализации (приобретения) продукции. Монополия — это господство на сегменте рынка одного про- изводителя (продавца) или объединения предприятий в целях по- вышения цен и получения монопольно высокой прибыли. Конк> ренция на рынке возникает в различных формах. По методам осуществления конкуренцию можно подразде- лить на ценовую и неценовую. Ценовая конкуренция предполагает продажу товаров по более низким ценам, чем у конкурента. Снижение цены возможно за счет снижения издержек производства или уменьшения прибыли. И то, и другое не всегда возможно для каждой фирмы. Крупные фирмы, ведя конкурентную борьбу на своем сег- менте, могут на короткое время снизить цены на свою продук- цию, чтобы с помощью дешевой продукции разорить конкурен- тов и вытеснить их с рынка. Мелкие фирмы, да и некоторые крупные, не могут себе позволить снижение цен, а тем более от- казаться от прибыли. Они вынуждены освобождать долю своего сегмента и искать место на сегменте других товаров и услуг. Фирма, затеявшая эту игру, расширяет свое производство, захва- тывает большую часть сегмента и пытается диктовать потребите- лю свои цены, свои условия. Такой метод борьбы вытеснения конкурирующих фирм с рынка в науке получил название «цено- вые войны». В последней четверти XX в. интерес к ценовым войнам воз- рос. Причина этого явления в быстром развитии науки и техники, появлении высоких технологий, позволяющих более рационально использовать ресурсы и, как следствие, снижать себестоимость продукции и цены. Неценовая конкуренция в условиях современного рынка за- нимает одно из ведущих мест в деятельности фирм. Неценовая конкуренция ориентируется на качество выпускаемой продукции, торговое и послеторговое обслуживание (гарантия, ремонт, дос- тавка, установка, возможность обменять и сдать товар и т. д.). Большое внимание уделяется рекламе как двигателю торговли. Реклама — это информация для потребителя о товаре, его ценах, возможностях Реклама расширяет спрос и способствует умень- шению эластичности по цене. В экономической теории выделяются совершенная (чистая) конкуренция и несовершенная конкуренция, которая подразделя- ется на монополию (чистую), олигополию, монополистическую конкуренцию, монопсонию. Совершенная конкуренция характерна тем, что доля каждой конкурентной фирмы в общем объеме предложения составляет незначительную часть. Это связано с большим числом независи- мо действующих продавцов. Конкурирующие фирмы производят стандартизированную (однородную) продукцию, что не дает воз- можность фирме существенно влиять на рыночную цену, скла- дывающуюся на основе совокупного спроса и предложения. Фирма соглашается с ценой рынка, а не диктует ее. Назначать более высокую цену, чем существующая рыночная, бесполезно, покупатели не будут покупать у данной фирмы продукцию, так как у других фирм они могут купить такой же продукт дешевле. В то же время данной фирме нет необходимости назначать более низкую цену, чем существует на рынке, так как это приведет к уменьшению прибылей. Новые фирмы могут свободно входить, а существующие по- кидать рынок, так как не существует никаких законодательных, технологических, финансовых и других препятствий, которые могут помешать возникновению новых фирм и сбыту их продук- ции на конкурентных рынках. Спрос на продукцию фирмы совершенной конкуренции отра- жается на рис. 3.5.1.Обратите внимание, что абъем реализации— не влияет на изменение цены» она остается постоянной-
Линия Р1D горизонтальная, что говорит об абсолютной эла- стичности спроса, Каждый товаропроизводитель, выходя на рынок, стремится полу- чить определенный доход. Однако условия рынка совершенной конкуренции не позволяют товаропроизводителю менять цену, он вынужден подчиняться рынку и продавать продукцию по цене, которую диктует рынок. А это значит, что валовой доход фирм равен цене товара, умноженной на количество реализованного товара: TR = PQ, следовательно, предельный доход фирмы (МR) будет так же ра- вен цене МR = Р. Мы знаем, что прибыль достигает своего максимума, а вы- пуск продукции становится стабильным при условии МR = МС. Если МR = Р, МR = МС, то можно смело вывести еще одно равен- ство, характерное только для конкурентной фирмы совершенной конкуренции МR = МС = Р.
Дата добавления: 2015-04-24; Просмотров: 530; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |