КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Операции ЦБ на открытом рынке
Рассмотрим функции и статус Центрального Банка России. Деятельность Центрального Банка России (ЦБР) регулирует- ся Федеральным законом «О Центральном банке Российской Фе- церации (Банке России)» и законами, принимаемыми Государст- венной Думой, о деятельности ЦБР. ЦБР возглавляет кредитную систему страны, имеет моно- польное право на эмиссию денег, в интересах экономики России проводит кредитно-денежную политику. Основными целями деятельности ЦБР являются: • защита и обеспечение устойчивости рубля, в том числе его покупательной способности и курса по отношению к иностран- ной валюте и Евро; • развитие и укрепление банковской системы Российской Федерации; • обеспечение эффективного и бесперебойного функциони- рования системы расчетов. Получение прибыли не является деятельностью Банка России. Банк выполняет следующие функции: • совместно с Правительством РФ разрабатывает и осуществ- ляет единую государственную денежно-кредитную политику по защите и устойчивости Российской валюты (рубля); • монопольно осуществляет эмиссию наличных денег и орга- низует их обращение; • разрабатывает и устанавливает правила осуществления рас- четов в РФ; • устанавливает правила банковских операций, бухгалтерско- го учета и отчетности банковской системы; • осуществляет государственную регистрацию, надзор за дея- тельностью кредитных организаций, выдает и отзывает лицензии кредитных и аудиторских организаций; • регистрирует эмиссию ценных бумаг кредитными органи- зациями на основе федеральных законов; • осуществляет валютное регулирование и валютный кон- троль как непосредственно, так и через уполномоченные банки; • участвует в разработке прогноза и составлении платежного баланса; • составляет платежный баланс.
Операции на открытом рынке — наиболее важное средство контроля Денежного предложения. Операции заключаются в продаже или покупке ЦБ у коммерческих банков государственных ценных бумаг (облига- ций, казначейских векселей). В данной операции участвуют: • государство (через ЦБ); • коммерческие банки; • население. Инициатором покупки и продажи ценных бумаг всегда вы- ступает государство, а коммерческие банки и население выступа- ют участниками торгов в целях получения экономической выгоды. Операции на открытом рынке способствуют уменьшению или увеличению предложения денежной массы, что влечет сти- мулирование или сдерживание роста экономики. Проблема торгов ценными бумагами ЦБ от имени государст- ва заключается в преломлении желаний покупателей. В условиях возникновения инфляции ценные бумаги можно продать, если они способствуют получению большего дохода покупателями по сравнению с доходом от ценных бумаг, уже находящихся в об- ращении. Это заставляет государство выпускать ценные бумаги, гарантирующие более высокую доходность. Разберем механизм, позволяющий государству реализовать новые ценные бумаги коммерческим банкам и населению. Государство гарантирует обязательную выплату процента и скупку облигаций по истечении срока, что привлекает покупа- телей. Срабатывает закон предложения. Выпуск новой волны об- лигаций приводит к увеличению их предложения по известному нам закону: цены на облигации начинают падать, а доходность растет, так как государство гарантирует выплату процента, исхо- дя из номинальной (а не реальной) цены облигации. Так, если облигация с номинальной стоимостью 100 руб. с 10 % годовых на рынке стоит 70 руб., процент, получаемый ее вла- дельцем, будет равен 10 руб., а доход мы определим по формуле: Доход = Дивиденд / Цена покупки • 100 % В нашем примере дивиденд равен 10 руб., а покупка — 70 руб., Доход-10- 100/70=14,3% Продав свои облигации, государство изъяло из обращения п сумму денег, что сократило совокупную денежную массу. Сокраще- ние совокупной денежной массы стало сдерживающим фактором развития инфляции. Выше сказано, что в роли покупателей гособлигации выступа- ют коммерческие банки, которые, купив облигации, сократили свои возможности в кредитовании промышленных предприятий, что вы- зывает сокращение деловой активности. Государство сделало, будем считать, удачную попытку остановить развивающуюся инфляцию и приблизило к соответствию количество товара и количество денег. Рассмотрим противоположную ситуацию, когда в стране на- блюдается спад производства, и коммерческим банкам явно не хватает денег для кредитования промышленности. В этой ситуа- ции государство через ЦБ начинает скупать ценные бумаги. В условиях данной экономической конъюнктуры спрос на ценные бумаги возрастает, цена растет, а доходность падает. Держатели облигаций стремятся быстрее их продать государству. Финансо- вые возможности банков возрастают, возрастает и совокупная денежная масса, находящаяся в обращении; увеличивается воз- можность кредитования и...
55. Распределение доходов в условиях рынка. Кривая Лоренца. Коэффициент Джини.
Социальная политика государства во всех развитых странах сегодня занимает первое место. Главная ее задача — разработка и внедрение комплекса мер, направленных на обеспечение условий для удовлетворения по- требностей населения, повышение благосостояния и создания системы социальных гарантий. Цель данной политики заключается в поддержании отноше- ний справедливости; обеспечении условий повышения жизненно- го уровня населения; нейтрализации негативных последствий функционирования рыночной экономики; создании реально дей- сгвующей системы защиты населения. Основой социальной политики является система формирова- ния доходов населения. Распределение дохода в условиях рыночных экономических отношений строится на том, что каждый собственник факторов производства (а это земля — как источник всех сырьевых ресур- сов, капитал, труд) получает свой доход в зависимости от спроса и предложения на этот фактор и от предельной производительно- сти каждого фактора. Собственники рабочей силы, участвующие в процессе соз- дания товара или услуги, получают свой доход в зависимости от их производственной деятельности, уровня образования, классификации, условия труда. Труд в данном случае является основой получения дохода. Собственники средств производст- ва и денежного капитала получают свою долю от общего дохо- да страны в зависимости от размеров капитала и условий его применения. Поэтому в основе распределения в рыночной экономике ле- жит распределение по количеству, качеству, величине и условиям реализации собственности. Исходя из наших рассуждений, можно сделать вывод, что распределение доходов происходит на двух уровнях: 1) функциональное распределение дохода, т. е. плата за труд, рента, дивиденд, процент, торговая прибыль, предприниматель- ский доход; 2) личное распределение дохода, т. е. весь денежный доход общества делится между отдельными домохозяйствами, исходя из вклада каждого в создание этого дохода. Отсюда распределе- ние дохода между отдельными группами населения происходит неравномерно. Конечной целью функционирования рыночной экономики является достижение определенного уровня жизни, который соз- дает нормальные условия для достойной жизни человека В. Леонтьев писал, что если бы все члены общества имели рав- ные возможности выбора и принятия решений, если бы все были одновременно наемными работниками и нанимателями, сберега- телями и инвесторами, фермерами и горожанами, проблема рас- пределения могла бы не возникать. Большое внимание в социальной политике уделяется соци- альному партнерству, когда правительство, предприниматели и профсоюзы, выражающие интересы людей наемного труда, со- гласовывают вопросы оплаты и условий труда, социальные трансферты. Это дает возможность решать основные социальные вопросы с учетом интересов каждой из договаривающихся сто- рон, не нарушая макроэкономическое воспроизводство с учетом его циклического характера. В период спадов и кризисов в экономике государственные ор- ганы усиливают социальную помощь безработным, выплачивая их семьям денежные пособия и выдавая натуральное продовольствие. В период стабилизации экономики решаются вопросы повы- шения заработной платы с учетом всех условий труда и динами- ки существующей инфляции. Государство крайне заинтересовано в увеличении массы ка- питалов, расходуемых фирмами, так как это влияет на количество нанятых рабочих, которое приводит к увеличению общей массы заработной платы, а следовательно, к увеличению совокупного спроса. Это еще одна проблема, которая решается на уровне тройственного совещания, — государство, профсоюзы, предпри- ниматели. Для определения неравенства в доходах между различными группами населения используется кривая Лоренца («лук Лорен- ца»). Макс Лоренц — американский статистик и экономист (1876—1959). На рис. 5.5.1 по горизонтали отложены группы населения в процентах, по вертикали — проценты дохода, получаемые этими группами. При этом условии 20 % населения получали бы 20 % доходов, 40 % населения — 40 % дохода и т. д.
Рис. 5.5.1. Кривая Лоренца При равном распре- Доход, % делении зависимость вы- глядела бы в виде бис- сектрисы. При абсолют- ном неравенстве в рас- пределении доходов все 100 % доходов получил бы один человек (ОЕ). Но в реальной жизни нет ни абсолютного равенст- ва, ни абсолютного нера- венства; настоящая кар- тина распределения доходов в обществе отражена на кривой ли- нии, прогнутой вниз. Точки О, А, В, С, О, Е показывают величину отклонения этой кривой от биссектрисы, т.е. степень неравенства в распределении доходов. Если кривая будет выравниваться и приближаться к биссек- трисе, то общество приближается к равенству в доходах и, как следствие, произойдет сокращение стимулов к труду и предпри- нимательству. Если кривая уходит от биссектрисы очень далеко, то социальная справедливость нарушена, начинает возрастать социальная напряженность. Мировая практика показывает, что предельно-критическое соотношение дохода 10 % самых богатых и 10 % самых бед- ных групп населения не должно превышать отношения 10: 1; в России это отношение в 1995 г. составило 15: 1, т. е. на 5 пунктов выше мирового стандарта. На долю 10 % бедных при- ходилось 2,0 % дохода, на долю 10 % богатых — 30 % сово- купного дохода1. Кривая Лоренца, как правило, показывает только номиналь- ные денежные доходы, без учета натуральных доходов и транс- фертов. А так как практически во всех странах мира (Россия сю- да не входит) функционирует прогрессивная система налогооб- ложения, то с ростом доходов возрастают и налоги, что приводит к некоторой сглаженности в распределении (больше доход — выше ставка налогообложения). Степень неравенства в доходах характеризует формула, раз- работанная итальянским статистиком Коррадо Джини (1884— 1965). Этот показатель в науке получил название коэффициента Джини. Он рассчитывается как отношение площади фигуры ОЕДСВАО, (она заштрихована, рис. 5.5.1) к площади треуголь- ника ОЕМ. G = фигура ОЕДСВАО/треугольник ОЕМ. Чем больше неравенство в распределении доходов, тем зна- чение этого коэффициента (G) ближе к единице. Это значит, что богатые стали еще бога- че, а бедные беднее. В западных странах с развитой рыночной экономикой коэф- фициент Джини составил около 0,15—0,17.
56. Значение либерализации цен и разгосударствления для последующей приватизации.
Либерализация цен в России. Основная часть либерализации "экономики пришлась на 1991—1993 г. В основе либерализации предполагалось введение свободных цен в большинстве секторов экономики. За государством остались цены на те товары, которые сам рынок сработать не может, это в основном социально необ- ходимые товары. Либерализация цен выделяла в особую группу товары и услуги, которые регулировались только государством, это было необходим^ как форма контроля. Либерализация цен в России началась с их рез^ кого роста. Это объясняется особой методикой ценообразования в СССР, где цены на одни товары были дотационными, а на другие, наоборот, значительно выше спроса, т. е. все цены, как сказал быв-» ший Председатель Верховного Совета СССР Ю. Андропов в своем;' выступлении перед рабочими ЗИЛа, наперекосяк. Рост цен привел к развитию инфляции, к большому спросу нз деньги; образованию бюджетного дефицита. Экономика чрезвьй чайно болезненно переживали эти события, однако через опреде- ленное время платежеспособный спрос начинает выступать как регулятор производства, т. е. определяются спрос и предложение на отдельные товары и услуги на микроуровне, а также совокуп- ный спрос и предложение на макроуровне. Иными словами, в ра- боту включались механизмы рынка. В экономике есть очень важное понятие разгосударствление, т. е. ликвидация тоталитарного господства, когда государство устраняется (или от него отказываются) от фактической монопо- лии, и соглашается с существованием других форм собственно- сти на основе плюрализма. Предприятия освобождаются от госу- дарственного диктата и переходят на условия коммерциализации: отказываются от субсидий, льгот, выгодных цен, твердых заказов и переходят на равные с другими фирмами условия хозяйствования.
57. Приватизация, ее этапы и значение для реформирования экономики России.
Приватизация —это передача части государственных пред- приятий в частную собственность. Объектами приватизации стали: предприятия материальной и социальной сферы, земля, жильё, незавершенное строительство. Субъектами приватизации выступали Российские физиче- ские и юридические лица, трудовые коллективы, иностранные физические и юридические лица. Цели приватизации — создание рыночного механизма регу- лирования экономики, демонополизация, стабилизация финансов, пополнение бюджетов всех уровней, рост эффективности произ- водства и его объемов, повышение стимулов к труду. Приватизация собственности шла по формам — частное предприятие, народное предприятие, малое предприятие, совме- стное предприятие, аренда с правом выкупа, закрытые и откры- тые акционерные предприятия. Средства, которые привлекались на приватизацию, были: ваучеры, сертификаты, купоны, денежные сбережения населения, приватизационные счета и фонды стимулирования предприятий, вклады иностранных инвесторов. Способы приватизации были различными: бесплатная передача, конкурентный отбор, аукционная продажа и др. Финансовая оценка приватизируемой собственности осуще- ствлялась на основе балансовой стоимости, рыночной стоимости, остаточной стоимости и условной оценочной стоимости. Однако из-за высокого уровня инфляции, которая была в эти годы, оцен- ка предприятий оказалась заниженной, что позволило выкупить предприятия по очень низким ценам. Средства, полученные от приватизации, правительство планировало направить на погаше- ние долга, финансирование основных социальных и экономиче- ских программ, создание новых рабочих мест и сохранение суще- ствующих, поддержку предпринимательства и малого бизнеса, погашение государственного долга, социальное обеспечение. 1-й этап приватизации стал разворачиваться в РФ с июля 1991 г. Однако ряд политических и экономических деятелей (Е. Гайдар, А. Чубайс, С. Кордонский, А. Радыгин, Р. Нуреев и т. д.) показывают, что приватизация фактически началась в 1987 г., т. е. еще до на- чала экономических реформ и распада СССР. В это время начинается процесс разгосударствления, пред- приятия получают от государства все свое имущество в собст- венность, и получают права на полное хозяйственное ведение. Реально хозяевами становятся директора, которые вносили свои паи во вновь создаваемые предприятия из средств госпредприя- тий. При этом чем выше был ранг директора или номенклатурно- го работника, тем большими полномочиями он обладал в процес- се растаскивания собственности. С внесением изменения в Конституцию СССР о частной соб- ственности на средства производства с 1988-1989 гг. начинается массовое создание кооперативов на базе государственных пред- приятий, т. е. начинается активный процесс присвоения общена- родной собственности. Cамые выгодные предприятия, многие из них с малым износом оборудования, стали приватизированными еще до широкой волны приватизации. Итогом этого периода стало создание капитализма, который Р. Нуреев и А. Рунов называют номенклатурно-государственным. На этом этапе приватизация осуществлялась преимущест- венно на безвозмездной основе, посредством ваучеров. Ваучер — приватизационный чек, документ, дающий право на участие в безвозмездной приватизации, через обмен этого документа на акции приватизируемого предприятия. Всего было выдано 144 млн. ваучеров номиналом в 10 тыс. рублей за каждый. На первом этапе, приватизации в России сформировались чисто рыночные структуры, такие, как акционерный сектор; рынки ценных бумаг; инвестиционные фонды и другие финансовые структуры. За этот период приватизации 70 % малых предприятий обще- ственного питания и службы быта перешли в частные руки. Ма- лые предприятия подлежали продаже на аукционах и по конкур- су. Но на практике основную массу этих предприятий выкупили их же коллективы. Первый этап приватизации привел к появлению в России капитала, который стал решать все проблемы. Самый крупный недостаток первого этапа приватизации в том, что огромное количество граж- дан не смогли правильно распорядиться своим ваучером. Причина банальна — народ просто многое недопонимал. Средства массовой информации много говорили о грядущем богатстве, которое даст ваучер; создалось большое количество фондов и компаний, готовых обменять ваучер на акции, люди несли их, сдавали, но фонды и компании быстро куда-то пропадали вместе с ваучерами и так и не- выданными акциями. Шла нечестная игра, где проигрывали рядо- вые граждане. Некоторые инвестиционные предприятия устояли, но дивиденды от их деятельности стали поступать настолько мизерные, что о них лучше не говорить. Правда, в это смутное время высвечи- валась только одна сфера более или менее надежного применения ваучера — это покупка акции своего предприятия по закрытой под- писке. На рынке происходило моральное обесценивание ваучера, одновременно наблюдалось снижение его номинальной цены, что послужило удобным моментом для спекулятивной игры. Появились люди, которые активно скупали ваучеры и на них покупали кон- трольные пакеты предприятий, и таким образом устанавливали ре- альную власть над собственностью. Но дальше этого дело не шло, так как для модернизации и обновления предприятий у них денег не было. Денег не хватало даже на оборотные фонды. Предприятия останавливались. Этот этап приватизации не решил и главную со- циальную задачу, не был создан мощный средний класс, который во всех странах развитых рыночных отношений является основой эко- номической стабильности. Второй шаг приватизации в России начался 1 июля 1994 г. Его отличие от первого в том, что предприятия можно было ку- пить за деньги. Основной задачей этого этапа явилось пополне- ние бюджетов всех уровней. Государство на этом этапе сократи- ло предложение по продаже имущества, что закономерно вызвало повышение цен на него. Данный этап распределил собственность и сформировал новую социальную структуру общества. Появился массовый слой средних собственников, к которым относятся ак- ционеры; представители малого и среднего бизнеса; менеджеры и высококвалифицированные специалисты. Основной критерий среднего класса в России — величина собственности. Сегодня основным резервом и постоянно пополняющим звеном среднего класса является малый бизнес, который постоянно увеличивается в масштабах. Одновременно со средним классом второй этап приватизации сформировал определенную группу собственников, сосредоточивших в своих руках колоссальные богатства, — поя- вились олигархи. Смысл современного этапа приватизации — продажа круп- ных предприятий новорожденным олигархам. Однако отличи- тельная черта этого периода заключается в надвигающейся воз- можности перераспределения прав собственности. Прежде всего, исходя из общей экономической ситуации в стране, когда зона экономической ответственности местной власти велика, а круп- ного бизнеса ограничена. Неплатежи и банкротство заставляют уже самих олигархов передавать под залог контрольные пакеты акций государству. Приватизация, проведенная в России, с од- ной стороны, создала условия для формирования рыночных от- ношений, с другой — государственное имущество, созданное трудом всех тружеников России, оказалось в руках немногих, а основная масса осталась вне собственности. Частная деприватизация заключается в усилении контроля со сторбны государства над ранее приватизированными предприятиями. Национализация — переход под контроль государства пред- приятий, ранее принадлежавших частным собственникам. На- ционализации подвергаются предприятия, которые малорента- бельны, отсюда они практически или почти непривлекательны для частного бизнеса. Нет ни одной отрасли в народном хозяйст- ве, которая бы не была важным звеном в развитии экономики. Это и заставляет государство отчуждать эти предприятия или от- расли в свою пользу для последующей организации на них про- изводства и реализации продукции. Происходит концентрация государственного капитала (свыше 50 %) в большом количестве функционирующих предприятий (свыше 70 %). Необходимо обеспечить экономику финансами и создать механизм экономи- ческого регулирования, основой которого является перераспре- деление средств на всех уровнях. Помимо централизованных фондов, целевые денежные фонды создаются на отдельных пред- приятиях — это амортизационные, инвестиционные и другие об- разующие финансы предприятий. Идет активная перестройка всей финансовой системы, меняется финансовая инфраструктура, реорганизовалась и укрепляется банковская система.
Дата добавления: 2015-04-24; Просмотров: 1043; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |