Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Операции ЦБ на открытом рынке




 

Рассмотрим функции и статус Центрального Банка России.

Деятельность Центрального Банка России (ЦБР) регулирует-

ся Федеральным законом «О Центральном банке Российской Фе-

церации (Банке России)» и законами, принимаемыми Государст-

венной Думой, о деятельности ЦБР.

ЦБР возглавляет кредитную систему страны, имеет моно-

польное право на эмиссию денег, в интересах экономики России

проводит кредитно-денежную политику.

Основными целями деятельности ЦБР являются:

• защита и обеспечение устойчивости рубля, в том числе его

покупательной способности и курса по отношению к иностран-

ной валюте и Евро;

• развитие и укрепление банковской системы Российской

Федерации;

• обеспечение эффективного и бесперебойного функциони-

рования системы расчетов.

Получение прибыли не является деятельностью Банка России.

Банк выполняет следующие функции:

• совместно с Правительством РФ разрабатывает и осуществ-

ляет единую государственную денежно-кредитную политику по

защите и устойчивости Российской валюты (рубля);

• монопольно осуществляет эмиссию наличных денег и орга-

низует их обращение;

• разрабатывает и устанавливает правила осуществления рас-

четов в РФ;

• устанавливает правила банковских операций, бухгалтерско-

го учета и отчетности банковской системы;

• осуществляет государственную регистрацию, надзор за дея-

тельностью кредитных организаций, выдает и отзывает лицензии

кредитных и аудиторских организаций;

• регистрирует эмиссию ценных бумаг кредитными органи-

зациями на основе федеральных законов;

• осуществляет валютное регулирование и валютный кон-

троль как непосредственно, так и через уполномоченные банки;

• участвует в разработке прогноза и составлении платежного

баланса;

• составляет платежный баланс.

 

Операции на открытом рынке — наиболее важное средство контроля

Денежного предложения. Операции заключаются в продаже или покупке ЦБ

у коммерческих банков государственных ценных бумаг (облига-

ций, казначейских векселей). В данной операции участвуют:

• государство (через ЦБ);

• коммерческие банки;

• население.

Инициатором покупки и продажи ценных бумаг всегда вы-

ступает государство, а коммерческие банки и население выступа-

ют участниками торгов в целях получения экономической выгоды.

Операции на открытом рынке способствуют уменьшению

или увеличению предложения денежной массы, что влечет сти-

мулирование или сдерживание роста экономики.

Проблема торгов ценными бумагами ЦБ от имени государст-

ва заключается в преломлении желаний покупателей. В условиях

возникновения инфляции ценные бумаги можно продать, если

они способствуют получению большего дохода покупателями по

сравнению с доходом от ценных бумаг, уже находящихся в об-

ращении. Это заставляет государство выпускать ценные бумаги,

гарантирующие более высокую доходность.

Разберем механизм, позволяющий государству реализовать

новые ценные бумаги коммерческим банкам и населению.

Государство гарантирует обязательную выплату процента и

скупку облигаций по истечении срока, что привлекает покупа-

телей. Срабатывает закон предложения. Выпуск новой волны об-

лигаций приводит к увеличению их предложения по известному

нам закону: цены на облигации начинают падать, а доходность

растет, так как государство гарантирует выплату процента, исхо-

дя из номинальной (а не реальной) цены облигации.

Так, если облигация с номинальной стоимостью 100 руб. с 10 %

годовых на рынке стоит 70 руб., процент, получаемый ее вла-

дельцем, будет равен 10 руб., а доход мы определим по формуле:

Доход = Дивиденд / Цена покупки • 100 %

В нашем примере дивиденд равен 10 руб., а покупка — 70 руб.,

Доход-10- 100/70=14,3%

Продав свои облигации, государство изъяло из обращения п

сумму денег, что сократило совокупную денежную массу. Сокраще-

ние совокупной денежной массы стало сдерживающим фактором

развития инфляции.

Выше сказано, что в роли покупателей гособлигации выступа-

ют коммерческие банки, которые, купив облигации, сократили свои

возможности в кредитовании промышленных предприятий, что вы-

зывает сокращение деловой активности. Государство сделало, будем

считать, удачную попытку остановить развивающуюся инфляцию и

приблизило к соответствию количество товара и количество денег.

Рассмотрим противоположную ситуацию, когда в стране на-

блюдается спад производства, и коммерческим банкам явно не

хватает денег для кредитования промышленности. В этой ситуа-

ции государство через ЦБ начинает скупать ценные бумаги. В

условиях данной экономической конъюнктуры спрос на ценные

бумаги возрастает, цена растет, а доходность падает. Держатели

облигаций стремятся быстрее их продать государству. Финансо-

вые возможности банков возрастают, возрастает и совокупная

денежная масса, находящаяся в обращении; увеличивается воз-

можность кредитования и...

 

55. Распределение доходов в условиях рынка. Кривая Лоренца. Коэффициент Джини.

 

Социальная политика государства во всех развитых странах

сегодня занимает первое место.

Главная ее задача — разработка и внедрение комплекса мер,

направленных на обеспечение условий для удовлетворения по-

требностей населения, повышение благосостояния и создания

системы социальных гарантий.

Цель данной политики заключается в поддержании отноше-

ний справедливости; обеспечении условий повышения жизненно-

го уровня населения; нейтрализации негативных последствий

функционирования рыночной экономики; создании реально дей-

сгвующей системы защиты населения.

Основой социальной политики является система формирова-

ния доходов населения.

Распределение дохода в условиях рыночных экономических

отношений строится на том, что каждый собственник факторов

производства (а это земля — как источник всех сырьевых ресур-

сов, капитал, труд) получает свой доход в зависимости от спроса

и предложения на этот фактор и от предельной производительно-

сти каждого фактора.

Собственники рабочей силы, участвующие в процессе соз-

дания товара или услуги, получают свой доход в зависимости

от их производственной деятельности, уровня образования,

классификации, условия труда. Труд в данном случае является

основой получения дохода. Собственники средств производст-

ва и денежного капитала получают свою долю от общего дохо-

да страны в зависимости от размеров капитала и условий его

применения.

Поэтому в основе распределения в рыночной экономике ле-

жит распределение по количеству, качеству, величине и условиям

реализации собственности.

Исходя из наших рассуждений, можно сделать вывод, что

распределение доходов происходит на двух уровнях:

1) функциональное распределение дохода, т. е. плата за труд,

рента, дивиденд, процент, торговая прибыль, предприниматель-

ский доход;

2) личное распределение дохода, т. е. весь денежный доход

общества делится между отдельными домохозяйствами, исходя

из вклада каждого в создание этого дохода. Отсюда распределе-

ние дохода между отдельными группами населения происходит

неравномерно.

Конечной целью функционирования рыночной экономики

является достижение определенного уровня жизни, который соз-

дает нормальные условия для достойной жизни человека

В. Леонтьев писал, что если бы все члены общества имели рав-

ные возможности выбора и принятия решений, если бы все были

одновременно наемными работниками и нанимателями, сберега-

телями и инвесторами, фермерами и горожанами, проблема рас-

пределения могла бы не возникать.

Большое внимание в социальной политике уделяется соци-

альному партнерству, когда правительство, предприниматели и

профсоюзы, выражающие интересы людей наемного труда, со-

гласовывают вопросы оплаты и условий труда, социальные

трансферты. Это дает возможность решать основные социальные

вопросы с учетом интересов каждой из договаривающихся сто-

рон, не нарушая макроэкономическое воспроизводство с учетом

его циклического характера.

В период спадов и кризисов в экономике государственные ор-

ганы усиливают социальную помощь безработным, выплачивая их

семьям денежные пособия и выдавая натуральное продовольствие.

В период стабилизации экономики решаются вопросы повы-

шения заработной платы с учетом всех условий труда и динами-

ки существующей инфляции.

Государство крайне заинтересовано в увеличении массы ка-

питалов, расходуемых фирмами, так как это влияет на количество

нанятых рабочих, которое приводит к увеличению общей массы

заработной платы, а следовательно, к увеличению совокупного

спроса. Это еще одна проблема, которая решается на уровне

тройственного совещания, — государство, профсоюзы, предпри-

ниматели.

Для определения неравенства в доходах между различными

группами населения используется кривая Лоренца («лук Лорен-

ца»). Макс Лоренц — американский статистик и экономист

(1876—1959).

На рис. 5.5.1 по горизонтали отложены группы населения в

процентах, по вертикали — проценты дохода, получаемые этими

группами. При этом условии 20 % населения получали бы 20 %

доходов, 40 % населения — 40 % дохода и т. д.

 

Рис. 5.5.1. Кривая Лоренца

При равном распре- Доход, %

делении зависимость вы-

глядела бы в виде бис-

сектрисы. При абсолют-

ном неравенстве в рас-

пределении доходов все

100 % доходов получил

бы один человек (ОЕ).

Но в реальной жизни нет

ни абсолютного равенст-

ва, ни абсолютного нера-

венства; настоящая кар-

тина распределения доходов в обществе отражена на кривой ли-

нии, прогнутой вниз. Точки О, А, В, С, О, Е показывают величину

отклонения этой кривой от биссектрисы, т.е. степень неравенства

в распределении доходов.

Если кривая будет выравниваться и приближаться к биссек-

трисе, то общество приближается к равенству в доходах и, как

следствие, произойдет сокращение стимулов к труду и предпри-

нимательству. Если кривая уходит от биссектрисы очень далеко,

то социальная справедливость нарушена, начинает возрастать

социальная напряженность.

Мировая практика показывает, что предельно-критическое

соотношение дохода 10 % самых богатых и 10 % самых бед-

ных групп населения не должно превышать отношения 10: 1; в

России это отношение в 1995 г. составило 15: 1, т. е. на 5

пунктов выше мирового стандарта. На долю 10 % бедных при-

ходилось 2,0 % дохода, на долю 10 % богатых — 30 % сово-

купного дохода1.

Кривая Лоренца, как правило, показывает только номиналь-

ные денежные доходы, без учета натуральных доходов и транс-

фертов. А так как практически во всех странах мира (Россия сю-

да не входит) функционирует прогрессивная система налогооб-

ложения, то с ростом доходов возрастают и налоги, что приводит

к некоторой сглаженности в распределении (больше доход —

выше ставка налогообложения).

Степень неравенства в доходах характеризует формула, раз-

работанная итальянским статистиком Коррадо Джини (1884—

1965). Этот показатель в науке получил название коэффициента

Джини. Он рассчитывается как отношение площади фигуры

ОЕДСВАО, (она заштрихована, рис. 5.5.1) к площади треуголь-

ника ОЕМ.

G = фигура ОЕДСВАО/треугольник ОЕМ.

Чем больше неравенство в распределении доходов, тем зна-

чение этого коэффициента (G) ближе к единице. Это значит, что богатые стали еще бога-

че, а бедные беднее.

В западных странах с развитой рыночной экономикой коэф-

фициент Джини составил около 0,15—0,17.

 

 

56. Значение либерализации цен и разгосударствления для последующей приватизации.

 

Либерализация цен в России. Основная часть либерализации

"экономики пришлась на 1991—1993 г. В основе либерализации

предполагалось введение свободных цен в большинстве секторов

экономики. За государством остались цены на те товары, которые

сам рынок сработать не может, это в основном социально необ-

ходимые товары.

Либерализация цен выделяла в особую группу товары и услуги,

которые регулировались только государством, это было необходим^

как форма контроля. Либерализация цен в России началась с их рез^

кого роста. Это объясняется особой методикой ценообразования в

СССР, где цены на одни товары были дотационными, а на другие,

наоборот, значительно выше спроса, т. е. все цены, как сказал быв-»

ший Председатель Верховного Совета СССР Ю. Андропов в своем;'

выступлении перед рабочими ЗИЛа, наперекосяк.

Рост цен привел к развитию инфляции, к большому спросу нз

деньги; образованию бюджетного дефицита. Экономика чрезвьй

чайно болезненно переживали эти события, однако через опреде-

ленное время платежеспособный спрос начинает выступать как

регулятор производства, т. е. определяются спрос и предложение

на отдельные товары и услуги на микроуровне, а также совокуп-

ный спрос и предложение на макроуровне. Иными словами, в ра-

боту включались механизмы рынка.

В экономике есть очень важное понятие разгосударствление,

т. е. ликвидация тоталитарного господства, когда государство

устраняется (или от него отказываются) от фактической монопо-

лии, и соглашается с существованием других форм собственно-

сти на основе плюрализма. Предприятия освобождаются от госу-

дарственного диктата и переходят на условия коммерциализации:

отказываются от субсидий, льгот, выгодных цен, твердых заказов

и переходят на равные с другими фирмами условия хозяйствования.

 

 

57. Приватизация, ее этапы и значение для реформирования экономики России.

 

Приватизация —это передача части государственных пред-

приятий в частную собственность.

Объектами приватизации стали: предприятия материальной

и социальной сферы, земля, жильё, незавершенное строительство.

Субъектами приватизации выступали Российские физиче-

ские и юридические лица, трудовые коллективы, иностранные

физические и юридические лица.

Цели приватизации — создание рыночного механизма регу-

лирования экономики, демонополизация, стабилизация финансов,

пополнение бюджетов всех уровней, рост эффективности произ-

водства и его объемов, повышение стимулов к труду.

Приватизация собственности шла по формам — частное

предприятие, народное предприятие, малое предприятие, совме-

стное предприятие, аренда с правом выкупа, закрытые и откры-

тые акционерные предприятия.

Средства, которые привлекались на приватизацию, были:

ваучеры, сертификаты, купоны, денежные сбережения населения,

приватизационные счета и фонды стимулирования предприятий,

вклады иностранных инвесторов.

Способы приватизации были различными:

бесплатная передача, конкурентный отбор, аукционная продажа и др.

Финансовая оценка приватизируемой собственности осуще-

ствлялась на основе балансовой стоимости, рыночной стоимости,

остаточной стоимости и условной оценочной стоимости. Однако

из-за высокого уровня инфляции, которая была в эти годы, оцен-

ка предприятий оказалась заниженной, что позволило выкупить

предприятия по очень низким ценам. Средства, полученные от

приватизации, правительство планировало направить на погаше-

ние долга, финансирование основных социальных и экономиче-

ских программ, создание новых рабочих мест и сохранение суще-

ствующих, поддержку предпринимательства и малого бизнеса,

погашение государственного долга, социальное обеспечение.

1-й этап приватизации стал разворачиваться в РФ с июля

1991 г. Однако ряд политических и экономических деятелей

(Е. Гайдар, А. Чубайс, С. Кордонский, А. Радыгин, Р. Нуреев и т. д.) показывают, что приватизация фактически началась в 1987 г., т. е. еще до на-

чала экономических реформ и распада СССР.

В это время начинается процесс разгосударствления, пред-

приятия получают от государства все свое имущество в собст-

венность, и получают права на полное хозяйственное ведение.

Реально хозяевами становятся директора, которые вносили свои

паи во вновь создаваемые предприятия из средств госпредприя-

тий. При этом чем выше был ранг директора или номенклатурно-

го работника, тем большими полномочиями он обладал в процес-

се растаскивания собственности.

С внесением изменения в Конституцию СССР о частной соб-

ственности на средства производства с 1988-1989 гг. начинается

массовое создание кооперативов на базе государственных пред-

приятий, т. е. начинается активный процесс присвоения общена-

родной собственности.

Cамые выгодные предприятия, многие из них с малым износом

оборудования, стали приватизированными еще до широкой волны

приватизации. Итогом этого периода стало создание капитализма,

который Р. Нуреев и А. Рунов называют номенклатурно-государственным.

На этом этапе приватизация осуществлялась преимущест-

венно на безвозмездной основе, посредством ваучеров. Ваучер

приватизационный чек, документ, дающий право на участие в

безвозмездной приватизации, через обмен этого документа на

акции приватизируемого предприятия. Всего было выдано 144 млн.

ваучеров номиналом в 10 тыс. рублей за каждый.

На первом этапе, приватизации в России сформировались чисто

рыночные структуры, такие, как акционерный сектор; рынки ценных

бумаг; инвестиционные фонды и другие финансовые структуры.

За этот период приватизации 70 % малых предприятий обще-

ственного питания и службы быта перешли в частные руки. Ма-

лые предприятия подлежали продаже на аукционах и по конкур-

су. Но на практике основную массу этих предприятий выкупили

их же коллективы.

Первый этап приватизации привел к появлению в России капитала,

который стал решать все проблемы. Самый крупный недостаток

первого этапа приватизации в том, что огромное количество граж-

дан не смогли правильно распорядиться своим ваучером. Причина

банальна — народ просто многое недопонимал. Средства массовой

информации много говорили о грядущем богатстве, которое даст

ваучер; создалось большое количество фондов и компаний, готовых

обменять ваучер на акции, люди несли их, сдавали, но фонды и

компании быстро куда-то пропадали вместе с ваучерами и так и не-

выданными акциями. Шла нечестная игра, где проигрывали рядо-

вые граждане. Некоторые инвестиционные предприятия устояли, но

дивиденды от их деятельности стали поступать настолько мизерные,

что о них лучше не говорить. Правда, в это смутное время высвечи-

валась только одна сфера более или менее надежного применения

ваучера — это покупка акции своего предприятия по закрытой под-

писке. На рынке происходило моральное обесценивание ваучера,

одновременно наблюдалось снижение его номинальной цены, что

послужило удобным моментом для спекулятивной игры. Появились

люди, которые активно скупали ваучеры и на них покупали кон-

трольные пакеты предприятий, и таким образом устанавливали ре-

альную власть над собственностью. Но дальше этого дело не шло,

так как для модернизации и обновления предприятий у них денег не

было. Денег не хватало даже на оборотные фонды. Предприятия

останавливались. Этот этап приватизации не решил и главную со-

циальную задачу, не был создан мощный средний класс, который во

всех странах развитых рыночных отношений является основой эко-

номической стабильности.

Второй шаг приватизации в России начался 1 июля 1994 г.

Его отличие от первого в том, что предприятия можно было ку-

пить за деньги. Основной задачей этого этапа явилось пополне-

ние бюджетов всех уровней. Государство на этом этапе сократи-

ло предложение по продаже имущества, что закономерно вызвало

повышение цен на него. Данный этап распределил собственность

и сформировал новую социальную структуру общества. Появился

массовый слой средних собственников, к которым относятся ак-

ционеры; представители малого и среднего бизнеса; менеджеры и

высококвалифицированные специалисты. Основной критерий

среднего класса в России — величина собственности. Сегодня

основным резервом и постоянно пополняющим звеном среднего

класса является малый бизнес, который постоянно увеличивается

в масштабах. Одновременно со средним классом второй этап

приватизации сформировал определенную группу собственников,

сосредоточивших в своих руках колоссальные богатства, — поя-

вились олигархи.

Смысл современного этапа приватизации — продажа круп-

ных предприятий новорожденным олигархам. Однако отличи-

тельная черта этого периода заключается в надвигающейся воз-

можности перераспределения прав собственности. Прежде всего,

исходя из общей экономической ситуации в стране, когда зона

экономической ответственности местной власти велика, а круп-

ного бизнеса ограничена. Неплатежи и банкротство заставляют

уже самих олигархов передавать под залог контрольные пакеты

акций государству. Приватизация, проведенная в России, с од-

ной стороны, создала условия для формирования рыночных от-

ношений, с другой — государственное имущество, созданное

трудом всех тружеников России, оказалось в руках немногих, а

основная масса осталась вне собственности.

Частная деприватизация заключается в усилении контроля со

сторбны государства над ранее приватизированными предприятиями.

Национализация — переход под контроль государства пред-

приятий, ранее принадлежавших частным собственникам. На-

ционализации подвергаются предприятия, которые малорента-

бельны, отсюда они практически или почти непривлекательны

для частного бизнеса. Нет ни одной отрасли в народном хозяйст-

ве, которая бы не была важным звеном в развитии экономики.

Это и заставляет государство отчуждать эти предприятия или от-

расли в свою пользу для последующей организации на них про-

изводства и реализации продукции. Происходит концентрация

государственного капитала (свыше 50 %) в большом количестве

функционирующих предприятий (свыше 70 %).

Необходимо обеспечить экономику финансами и создать механизм экономи-

ческого регулирования, основой которого является перераспре-

деление средств на всех уровнях. Помимо централизованных

фондов, целевые денежные фонды создаются на отдельных пред-

приятиях — это амортизационные, инвестиционные и другие об-

разующие финансы предприятий. Идет активная перестройка

всей финансовой системы, меняется финансовая инфраструктура,

реорганизовалась и укрепляется банковская система.

 

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-04-24; Просмотров: 1013; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.165 сек.