Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Внешние эффекты рынка и общественные блага




 

Внешние эффекты и общественные блага. Рассматривая про-

блемы рынка и роль государства в нем, мы не указали на одну ситуа-

цию, которая называется фиаско рынка, т. е. ситуация, при которой

рынок оказывается не в состоянии координировать процессы эконо-

мического выбора таким образом, чтобы обеспечить эффективное

использование ресурсов. Здесь нужно выделить такие источники воз-

можных фиаско, как внешние эффекты и общественные блага.

Внешние эффекты рынка. Для нормального функционирова-

ния рынка цены должны отражать альтернативную стоимость

производства товаров и услуг, так как производители должны

получить свои затраты назад, иначе они просто не будут произ-

водить этот товар и предлагать его на рынке.

Однако возникают ситуации, при которых действия произво-

дителей (и потребителей) оказывают воздействие на третьих лиц,

т. е. на людей, которые не принимают абсолютно никакого уча-

стия в данной сделке. Эти явления называются внешними эффек-

тами. Классический пример — загрязнение окружающей среды.

Завод выбрасывает в атмосферу загрязняющие вещества, это за-

грязнение вредит здоровью людей, убивает растительность, от-

рицательно сказывается на постройках и т. д. Следовательно, от

работы данного предприятия страдают люди, не связанные с дан-

ным производством или с продуктами его труда, эти же третьи

лица, оплачивая свое лечение, покрывают те затраты, которые

должно нести данное предприятие за отрицательное воздействие

на окружающую среду. Мы знаем, что для

производителя существуют внутренние затраты. Но если к этим

внутренним затратам добавить ущерб от загрязнения среды, то

получим альтернативную стоимость продукта предприятия.

Задача государства — заставить предприятия, которые пытают-

ся свои затраты переложить на третьих лиц, нести все издержки по

производству товара. В настоящее время во всех развитых странах

любой проект нового завода проходит жесткую экспертизу в целях

недопущения отрицательных последствий для общества.

Общественные блага — это такие товары или услуги, кото-

рые не могут быть предоставлены одному лицу так, чтобы не

предоставить их в распоряжение всем другим без дополнитель-

ных затрат. Ярким примером общественного блага является на-

циональная оборона. Вооруженные силы защищают не одного

человека, а весь народ, всю страну в целом. Затраты в данном

случае, что на защиту одного человека, что на защиту города,

одинаковы. Общественные блага в чистом виде встречаются ред-

ко, часто мы пользуемся ограниченным общественным благом

Государственная собственность — одна из форм собствен-

ности, субъектами-распорядителями которой являются органы

государственной власти. Объектами государственной собствен-

ности могут быть земля, природные ресурсы, основные средства

производства, здания, материальные ресурсы, финансы, драго-

ценности, информация, культурные и духовные ценности.

Государственная собственность дает возможность формиро-

вать государственный сектор, т. е. совокупность предприятий,

организаций, учреждений, находящихся в государственной соб-

ственности и управляемых государственными органами или на-

значаемыми, нанимаемыми лицами.

Государственный сектор сегодня существует во всех странах,

доля его в экономике общества постоянно колеблется, так как

часто на основе государственных инвестиций создаются пред-

приятия и отрасли, которые затем передаются в частный сектор.

Бывают ситуации противоположные, когда государство вынуж-

дено скупать отдельные предприятия, (как правило, малорента-

бельные). В последующем, вкладывая в них капиталы, государст-

во выводит эти предприятия на современный уровень и продает в

частный сектор. Все эти действия государства свидетельствуют о

его особой предпринимательской деятельности, направленной на

развитие производства и преодоление временных отставаний.

Руководство государственного предприятия самостоятельно

определяет его производственно-финансовую политику, рынки

сбыта и т. д. С получаемой прибыли оно уплачивает такие же на-

логи, как и частные предприятия. Свои функции собственника

государство реализует через назначение руководителя предпри-

ятия, а также через цены на продаваемую продукцию и финанси-

рование из государственного бюджета. Особенностью государст-

венных предприятий является более низкий уровень оплаты тру-

да и более высокая степень социальной защиты работников. Эта

особенность государственных предприятий приводит к тому, что

они довольно часто работают с более низкой экономической эф-

фективностью, чем частный сектор.

Переход к рыночной экономике в России выдвинул в качест-

ве одного из важнейших предварительных условий приватиза-

цию и аграрную реформу.

В ходе приватизации перед Россией встала проблема не до-

пускать появления монополий. С этой целью был принят «Закон

о конкуренции и ограничении монополистической деятельности

на товарных рынках».

Для проведения в жизнь этого закона и связанных с ним ак-

тов в 1991 г. был создан специальный орган — Государственный

комитет по антимонопольной деятельности и поддержке новых

экономических структур.

Антимонопольное законодательство призвано обеспечить закон-

ными средствами развитие конкуренции в России. Оно объявляет не-

законными договоры между конкурентами, имеющими перед собой

цели территориального деления рынка и назначения оговоренных цен.

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-04-24; Просмотров: 384; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.007 сек.