КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Защита национальных интересов в системе мирового хо-
Методы государственного регулирования экономики.
Методы государства в регулировании и управлении эко- номикой. 1. Государство и рыночная экономика — это две сто- роны одной медали, они не могут существовать друг без друга и не должны мешать друг другу. Их отношения складываются на полном взаимопонимании и адекватности в действиях. 2. Экономические и административные методы. Приоритет имеют экономические методы, но это не значит, что администра- тивные методы не приемлемы в рыночной экономике. 3. Рыночный механизм. Имеет свои определенные регулято- ры, заставляющие рынок эффективно работать. Регулирование экономики со стороны государства не должно разрушать рыноч- ный механизм и те регуляторы, на которых строятся все рыноч- ные экономические отношения. 4. Региональная специфика. Она не может не учитываться го- сударством в управлении экономикой. Есть определенные тради- ции, стереотипы, привычки и т. д., которые влияют на развитие экономических процессов в отдельно взятом регионе. зяйства. Например, лицензирование экспорта или государствен- ный контроль над импортом капитала. Вмешательство государства в рыночную экономику может быть двух видов: прямое и косвенное. Прямое регулирование — это непосредственное проникнове- ние государства в национальное производство через создание но- вых промышленных объектов, приобретение акций частных фирм и национализацию убыточных частных предприятий.
Инфраструктура, исходя из ее назначения, рассматривается на трех уровнях: микроэкономики, мезоэкономики (подсистема национальной экономики или отраслей народного хозяйства), макроэкономики. На микроуровне инфраструктура представляет совокупность материально-вещественных условий или инженерно-технических сооружений, необходимых для функционирования отдельного предприятия или отрасли. Например, на транспорте к инфра- структуре относятся сооружения, обслуживающие движение транспортных средств, системы сигнализации и связи, погрузоч- но-разгрузочные сооружения, станции, аэропорты и т. д. На мезоуровне инфраструктура складывается, исходя из ус- ловий, особенностей определенного региона. К инфраструктуре на мезоуровне относятся все материально-технические элементы, способствующие нормальному функционированию производства региона или отрасли и обеспечивающие жизнедеятельность насе- ления данного региона. На макроуровне инфраструктура представляет собой сово- купность общих экономических и социальных условий, обеспе- чивающих эффективное развитие материального производства данного общества. Практика развития экономики развитых государств показывает жесткую необходимость пропорционального развития всех отраслей и отдельных звеньев экономики. Отставание даже одного звена сдерживающе сказывается на экономическом процессе общества. Инфраструктура — это сектор экономики общего назначения, который производит товары коллективного потребления, влияющие на весь процесс производства. Исходя из места инфраструктуры в экономике, государство прежде всего осуществляет свое финансовое вмешательство в инфраструктуру отрасли как производственной, так и социальной сферы, так как это есть начало всех начал. Отставание инфра- структуры моментально сказывается на государственных успе- хах. Производственная инфраструктура — это транспорт, связь, электроэнергетика, наука, научно-техническая информационная служба и т. д., т. е. все то, без чего не может быть развития и функционирования производства. Социально-бытовая инфраструктура — это образование, здра- воохранение, социальное обеспечение, жилищно-коммунальное хо- зяйство и т. д., т. е. отрасли, которые непосредственно влияют на про- изводство рабочей силы и нормальную жизнедеятельность населения.
Косвенное, когда государство осуществляет свое вмешатель- ство через законодательную и исполнительную власть, т. е. через определенные законы. Такое регулирование осуществляется без инвестиции. Косвенное регулирование охватывает фискальную, денежно-кредитную и валютную сферы. Долгосрочное (программированное) вмешательство осущест- вляется на основе определенных государственных программ, ко- гда экономика страны в целом готовится к разрешению опреде- ленных экономических проблем. Государство заранее развивает инфраструктуру, вкладывая свои и привлеченные деньги. Мировая хозяйственная практика знает немало методов и прие- мов влияния государства на экономику, каждому из них отводится своя, определенная роль на вполне конкретный период времени. В одной ситуации государство является «толкачом», в другой выполняет сдерживающие функции. Меняется ситуация и меня- ются местами методы, но остается одно — забота государства о развитии своей национальной экономики.
Дата добавления: 2015-04-24; Просмотров: 392; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |