Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Бюджет РБ на 2013 год




Роль государства в трансформационной экономике. Необходимость рыночных преобразований в экономике и особенности экономики Республики Беларусь.

Понятие трансформационной экономики. Основные направления рыночных преобразований (либерализация экономики, приватизация, структурная перестройка).

Перед реформаторами различных стран стояла задача перевода плановой социалистической экономики в несовместимую с ней капиталистическую экономику (см. табл.11.1). Они имели перед собой модель экономики развитых стран мира, к которой стремились осуществить переход, но научных рекомендаций, как осуществить системную трансформацию, у них не было. Был лишь опыт решения отдельных проблем в капиталистических странах, которые пришлось решать и в переходной (трансформационной) экономике, а также опыт трансформации командной экономики в Германии после второй мировой войны и Китая в последней четверти ХХв.

 

Таблица 11.1. Сопоставление двух экономических систем

  Экономические функции и институты Плановая система советского образца Рынок
Предприятие Производственная единица; все решения риски и ответственность централизованы Рыночная компания; полная ответственность за решения и риски  
Организация хозяйства Иерархическая структура административного подчинения вертикали власти Сетевая структура договорных отношений; свободная конкуренция, свободный вход на рынок  
Распределение ресурсов Через план в натуре; плановые задания, фонды, прикрепление потребителей к поставщикам Свободная купля- продажа  
Цены Государственная твердая; двухуровневая система цен Свободные цены  
Внешние связи Государственная монополия внешней торговли Открытая экономик; свобода сделок, тарифное регулирование, квоты  
Валюта Твердый официальный курс, специальные курсы для отдельных операция Свободный курс, регулирование через валютные резервы и нормативы  
Кредит Один банк, выполняющий расчетно-платежные функции и распределяющий деньги Кредитный рынок, множество коммерческих банков, рыночные ставки, двухуровневая банковская система, ограничение денежной массы Центробанком  
Собственность Государственная Частная плюс государственная и муниципальная  
Инвестиции Государственные плановые Частные, фондовые рынки  
Трудовые отношения высокие формальные гарантии занятости, оплаты труда, социальной защиты Рынок рабочей силы, дополняемой сетью социальной защиты по нуждаемости  
Жилищно-коммунальное хозяйство Государственные сублимированные цены на жилье и коммунальные услуги Рынок жилья; жилье частное или арендуемое; цены рыночные  
Пенсионная система Распределительная (солидарность поколений) Накопительная  
             

 

Источник: Ясин Е. Российская экономика М.2003. Стр.173-174

 

Например, Мировым банком и МВФ был накоплен опыт макроэкономической стабилизации в капиталистических странах Латинской Америки. Этот опыт показал, что наиболее эффективна программа радикальных и всесторонних реформ, включающая в себя набор стандартных мероприятий:

· минимизация дефицита государственного бюджета,

· расширение налоговой базы и снижение максимальных налоговых ставок,

· жесткая кредитно- денежная политика и переориентация государственных расходов,

· либерализация цен и внешней торговли, финансовая либерализация, либерализация прямых иностранных инвестиций и валютного курса,

· дерегулирование бизнеса,

· приватизация предприятий,

· законодательное обеспечение прав собственности,

· социальная защита беднейших слоев населения.

Весь этот набор мероприятий был назван «Вашингтонский консенсус».

Вместе с появлением проблем, которые пришлось решать реформаторам, возникла и экономическая научная дисциплина – транзитология, изучающая закономерности развития переходных экономик. Она анализирует и обобщает опыт проведения реформ в различных странах и выявляет общие закономерности, учет которых необходим для успешного реформирования.

Спустя 15 лет от начала реформ во многих странах процесс перехода экономики из одного качественного состояния в другое еще не завершен, а их экономика все еще считается переходной экономикой, т.е. экономикой в которой продолжают существовать различные экономические уклады. В некоторых странах сделаны ошибки, которые еще предстоит исправить. «Речь, по сути, должна идти о новом переходном периоде, - пишет К.Микульский, член- корреспондент РАН, анализируя результаты перехода к рыночной экономике в России, - в ходе которого будет осуществляться переделка сложившейся в последние годы асоциальной постсоциалистической системы в общественную систему, реализующую возможности современного экономического и социального прогресса и базирующейся на общечеловеческих гуманитарных ценностях»[36] Поэтому еще долгое время будет актуальной потребность практики в рекомендациях недавно возникшей транзитологии.

Либерализация экономики означает снятие разнообразных административных ограничений на принятие решений субъектами хозяйствования. Она предполагает либерализацию цен, внутренней и внешней торговли и дерегулирование бизнеса, снятие ограничений на доходы и заработную плату, демонтаж институтов планово- распределительной системы. Главный элемент указанных процессов – либерализация цен. С него начинается запуск рыночной экономики, потому что именно свободные цен определяют поведение агентов рынка.

В наследие от социализма остается монополизированная торговля, которая в большей степени, чем крупные производственные предприятия влияли на искажение цен. Поэтому вслед за либерализацией цен и с минимальной задержкой в странах, ставших на путь реформ, была проведена либерализация внутренней торговли. В Польше был принят закон, разрешавший продавать что угодно, кому угодно, когда угодно, где угодно и по какой угодно цене. Улицы польских городов оказались сразу же оказались запружены торговавшими людьми. Через два года многие из них стали владельцами магазинов и торговля приняла организованные формы. В России в январе 1992г, (с 1 января этого года 90% розничных и 80% оптовых цен стали свободными) был принят подобный президентский указ, и тоже началась оживленная уличная торговля. Но в отличие от Польши она продолжалась около трех месяцев, поскольку местные власти и рекетиры, страдавшим от более дешевой уличной торговли, быстро положили ей конец.

В странах СНГ вместо либерализации торговли акцент был сделан на антимонопольной политике. Как отмечают исследователи, в большинстве стран СНГ комитеты по антимонопольной политике не способствовали развитию конкуренции, вводя ограничения на цены сравнительно небольших фирм, иногда в угоду настоящим монополистам.

Либерализация внешней торговли начиналась с установления единого валютного курса. В странах Центральной и Восточной Европы (ЦВЕ) она проходила быстро и была более замедленной, унификация валютных курсов проводилась постепенно. Либерализация импорта во всех странах была быстрой и безболезненной, поскольку импорт устранял дефицит товаров и в то же не понижал конкурентоспособность местных товаров, поскольку в первые годы трансформации обменные курсы национальных валют были низкими. По прошествии нескольких лет, когда валютный курс изменился, внутренние производители начали ощущать возросшую конкуренцию со стороны импорта. Начали повышаться импортные тарифы и устанавливаться квоты на импорт.

В большинстве стран СНГ либерализация цен была неполной. Длительное время государства регулируют цены на отдельные виды продовольствия, услуги ЖКХ и транспорта. Это препятствует развитию конкуренции в производстве этих товаров и услуг и снижению, тем самым, их стоимости для общества.

Приватизация. Либерализация создала условия для приватизации, поскольку она обеспечивала реальные права собственника по принятию экономических решений.

Приватизация собственности бюрократией и криминальными структурами, начиная с государственных финансов, началась спонтанно вместе с распадом системы социализма. Поэтому одной из целей ускорения формальной приватизации стала стремление реформаторов остановить спонтанную приватизацию, которая была несправедливой и неэффективной. Приватизация – это фундаментальное изменение в отношениях собственности, которое преследует прежде всего экономические цели: формирование основ рыночной экономики в целом, перераспределение ресурсов от старых к новым видам деятельности, проведение реструктуризации предприятий и повышение их эффективности не только экономические цели. Но приватизация затрагивает фундаментальные этические и правовые проблемы, политические отношения. Поэтому стратегия приватизации должна была учитывать интересы и силу влияния различных групп общества, их отношение к различным методам приватизации. Не всегда эти методы были экономически эффективными, но реформаторам приходилось действовать в пределах возможного.

Принцип справедливости оказал значимое влияние на способы приватизации. В большинстве стран, которые были капиталистическими до второй мировой войны, собственность возвращалась официальным наследникам (реституция). Этот же принцип содействовал ваучерной приватизации, т.е. раздачи части собственности населению практически бесплатно и льготной продаже акций трудовым коллективам приватизируемых предприятий. По моральным основаниям выдвигались возражения против возможных покупателей предприятий, поскольку лишь четыре группы населения, к которым относились неоднозначно, обладали средствами на ранних этапах перехода к рынку (чиновники коммунисты, представители организованной преступности, подозрительные новые предприниматели и иностранцы).

Основными ограничениями на скорость и методы приватизации стали политические факторы. Реформаторы стремились предотвратить чрезмерное вмешательство государства в деятельность предприятий, что было одним из оснований развивающейся коррупции. Они опасались, что управление крупной государственной собственностью в неупорядоченных переходных условиях развратит многих высших чиновников, и они выступят против приватизации крупных предприятий. При этом «окно возможностей» (Л.Бальцерович) для реформ закроется.

Реформаторы стремились также быстрее создать средний класс хорошо образованных и обладающих собственностью людей, который стал бы гарантом необратимости перемен. В то же время они должны были учитывать претензии на собственность менеджеров и трудовых коллективов предприятий и идти на компромисс с ними за счет потери экономической эффективности приватизации. Быструю приватизацию можно было провести при поддержке широких слоев населения. Поэтому почти во всех постсоциалистических странах, за исключением Венгрии, Азербайджана и Восточной Германии, были выбраны схемы массовой приватизации.

Малая приватизация прошла быстро почти во всех странах. Основным способом малой приватизации стала продажа предприятий их работникам (инсайдерам) и только в Чехии большинство предприятий было продано на аукционах. Продажа инсайдерам, как показал опыт, осуществлялась по ценам более низким, чем на аукционах.

Методы приватизации крупных и средних предприятий были предметов горячих споров. Как правило, в стране выбирался один основной метод из 5-6 возможных, а параллельно использовались второстепенные методы. Иногда выбор был случайным. Например, в Польше первоначально была выбрана массовая приватизация, но правительство никак не могло договориться о деталях процесса. Тем времени основной формой приватизации стали банкротство и ликвидация предприятий.

Рассмотрим основные методы приватизации.

Первоначальное публичное предложение акций (ППВА) на биржах – это стандартный метод приватизации на биржах в странах Запада. Этот метод представляет наиболее открытую и транспарентную форму приватизации. Цена компании определяется рынком, и государство в этом случае получает максимальный доход. Приватизация в этом случае становится доступной инвесторам различных стран. ППВА требует значительных затрат времени и финансов. Кроме того, у основных претендентов на собственность не было стимулов содействовать проведению ППВА. Этот метод лишь иногда применялся в Польше, Эстонии и Венгрии.

Прямая продажа или инвестиционные тендеры давали возможность аутсайдерам приобретать значительные объемы госсобственности. Для крупных предприятий, которым требовался иностранный инвестор, это была единственная возможность выживания. Но эти методы приватизации были нетранспарентны. Множество условий требовалось обсуждать с чиновниками. Заинтересованные инсайдеры не могли на равных с иностранными инвесторам участвовать в тендерах из-за недостатка средств и оказывали сопротивление приходы внешних инвесторов (аутсайдеров). Эксперты считают, что теоретически это был наихудший способ приватизации. Прямые продажи и тендеры умели успех в Венгрии, Чехии и Эстонии, т.е. в странах с наиболее сильной государственной властью.

Ваучерная приватизация. Ваучер – это сертификат, дающий каждому гражданину право на приобретение части государственной собственности. Они распределялись среди всего населения. Сама приватизация проходила быстро и пользовалась общественной поддержкой. Но ваучерная приватизации приводила к распылению собственности. Она стала важнейшей формой приватизации в Чехии, Литве, Латвии, Армении, в Казахстане, за ваучеры было куплено 20% акций в России.

Инсайдерская приватизация, т.е. приватизация в пользу менеджеров или работников предприятий. В ряде стран претензии работников и менеджеров на собственность были так велики, что другая форма приватизации была невозможна. Это была наиболее легкая и быстрая форма приватизации, которая получила распространение в странах СНГ.

Структурная перестройка. С появлением на предприятии новых собственников и изменением правил игры в экономическом пространстве у предприятий появляются новые цели деятельности и способы их достижения. Процесс их адаптации к изменившимся условиям принято называть реструктуризацией предприятий.

В новых условиях работы фирмы осуществляют, прежде всего, организационную перестройку, т.е. создают новые функциональные подразделения (например, в области финансового менеджмента, маркетинга, управления человеческими ресурсами), осуществляют децентрализацию некоторых функций управления. Все больше функций по производству деталей и комплектующих, осуществлению конструкторских, ремонтных работ выносится и др. выносится за пределы фирм (аутсосрсинг) и соответствующие подразделения фирм ликвидируется.

На предприятиях производят разделение активов, т.е. выделение в самостоятельные юридические лица или передача уже существующим организациям непрофильных подразделений. Например, отделяются социальные активы (дома отдыха). Большинство предприятий вынуждены искать новых потребителей и изменять ассортимент выпускаемых товаров (реструктуризация рынков); высвобождать излишнюю рабочую силу и нанимать работников нужной квалификации (реструктуризация рабочей силы); обновлять оборудование (реструктуризация ресурсов), изменять методы управления (реструктуризация менеджмента) и т.д.

Опыт показал, что реструктуризацию можно проводить как после приватизации (тогда ее будет осуществлять новый собственник), так и до приватизации, поскольку приватизация крупных предприятий растягивается на несколько лет. Реструктуризация предприятий различных форм собственности проходит более успешно, если государство одновременно с либерализацией экономики устанавливает жесткие ограничения для субъектов хозяйствования (отмена субсидий и сжатии кредита, конкуренция в условиях импорта, либерализация цен). Страны ЦВЕ и Прибалтики проводили более решительную либерализацию экономики и более жесткую макроэкономическую политику, поэтому приспособление предприятий к рыночным условиям там произошло более успешно.

В переходной экономике государство, прежде всего, обеспечивает институционально- правовую основу развития рыночных отношений. Это – его первая функция. При социализме частная собственность на средства производства и коммерческая деятельность были запрещены. Поэтому переход к рыночной экономике начинался с создания нормативно-правовых актов, дающих право на существование частной собственности и субъектов рынка, определяющих условия заключения и выполнения контрактов и общие основы внешнеэкономической деятельности и т.д. Далее разворачивается процесс самозарождения рыночных институтов. Возникнув как класс, частные собственники лоббируют принятие необходимой для развития предпринимательства правовой базы, создают недостающие рыночные институты (коммерческие банки, страховые организации, биржи и др.). Трансформация экономик в переходных странах проходила как интеграция спонтанных и направляемых изменений.

Вторая функция государства – ликвидация или компенсация негативных эффектов, вызванных несовершенством (провалами, несостоятельностью) рынка и удовлетворение потребностей в той части общественных благ, которые рынок произвести не может.

В результате трансформационного спада финансовые возможности государства сокращаются. В то же время для развития активности предпринимателей и предотвращения развития теневой экономики, приходится снижать налоговую нагрузку на экономику. Во всех постсоциалистических странах необходимо изыскивать ресурсы для модернизация производства. Поэтому в переходный период вводятся более жесткие критерии отнесения благ к неисключаемым из общественного потребления. Становятся платными, например, отдельные услуги образования, здравоохранения, отдельные автодороги.

Есть общественные блага, которые не относятся к общественным по определению, но рынки тоже не в состоянии обеспечить их удовлетворение даже в случаях, когда издержки этих благ ниже их цены (проблема неполноты рынков). Государство в этих случаях берет на себя финансирование потребления таких благ. К этим благам относятся, например, страхование вкладчиков от потерь в случае банкротства банков, страхование от наводнения, пожаров и т.д.

Существуют два способа минимизации негативных эффектов рыночной деятельности. Первый способ – принятие административных мер, по отношению к тем субъектам рынка, чья деятельность порождает отрицательные экстерналии. Например, устанавливаются квоты на выброс загрязняющих веществ в окружающую среду и штрафы за их превышение. Близки к административным мерам и введение налогов на виновников негативных эффектов. Второй способ - государство способствует созданию рыночных механизмов для борьбы с внешними негативными эффектами.

К примеру, создается рынок прав на причинение внешних издержек, на котором объектом купли – продажи выступают государственные лицензии на сброс отходов. Фирмы, купившие такие лицензии, но не использовавшие их полностью, могут перепродать их другому производителю, который не укладывается в разрешенные ему пределы выбросов. На практике, например, в США уже ряд лет действует рынок на выбросы двуокиси серы, провоцирующей кислотные дожди. В результате удалось снизить загрязнение атмосферы на 40%.

С другой стороны государство поощряет деятельность, порождающую положительные экстерналии. Оно субсидирует образование. здравоохранение, различные благотворительные программы, поскольку от реализации мероприятий в этих сферах выигрывает все общество в целом.

Важными государственными задачами в рыночной экономике является защита конкуренции и борьба с монополиями, сглаживание ассиметричности информации (контроль за качеством товаров и услуг, препятствие распространению вводящей в заблуждение рекламы, контроль за достоверностью предоставляемой фирмами информации и т.д.)

Третья функция государства – осуществление макроэкономической (стабилизационной) политики и обеспечение условий долгосрочного экономического роста. Содержанием макроэкономической политики на этапе стабилизации экономики является достижение стабильности общего уровня цен и валютного курса, производства и занятости. Стабилизация экономики является важным начальным этапом трансформации, потому что реформы начинаются в состоянии кризиса и сопровождаются, как правило, трансформационным спадом.

Постсоциалистические страны начали свой переход к рынку в условиях тяжелых финансовых кризисов. Наиболее сложная ситуация сложилась в СССР. Бюджетный дефицит в СССР в 1989г. составил 8,7% ВВП. У населения скопились значительные денежные сбережения, которые не были обеспечены товарным покрытием. Особенно быстро они выросли в последние годы существования СССР: с 69% годового объема розничных продаж в 1985г. до 90% в 1990г. Люди стояли по нескольку лет в очередях, чтобы купить автомобиль или холодильник. На поддержку нежизнеспособной экономической системы в последние годы ее существования были растрачены золотовалютные резервы страны и сделаны значительные внешние заимствования (около 70 млрд. долл.).

Либерализации внутренних цен в условиях товарного дефицита и денежного навеса переводит подавленную инфляцию в открытую и вызывает быстрый рост цен, производство и занятость падают. В этих условиях главной задачей стабилизации становится обуздание инфляции. Методы и темпы подавления инфляции зависели от выбора страной постепенной, градуалистской, концепции перехода к рынку или «шоковой терапии». Польша первой применила радикальную стабилизационную политику. Цены одномоментно стали свободными, сразу же стала проводится жесткая кредитно-денежная политика, установлен положительный реальный процент на кредит, с помощью жесткой политики доходов был ограничен рост заработной платы, польский злотый на некоторое время был привязан к американскому доллару. Вслед за Польшей радикальную стабилизационную программу провели в Чехии и страны Прибалтики.

В странах СНГ сохранялись большие бюджетные дефициты, продолжалась денежная эмиссия, вызывавшая гиперинфляцию. В этих условиях нельзя было добиться стабилизации валютных курсов. Лишь после финансового кризиса 1998г. в России была осознана необходимость радикальной политики стабилизации.

Инфляция была высокой и устойчивой в большинстве стран. Обесценились сбережения населения, была подорвано доверие к национальным валютам и произошла долларизация экономик. Инфляция стала инструментом обогащения отдельных слоев населения, имевших доступ к кредитам. Но в тех странах, которые проводили радикальную стабилизационную политику, длительность инфляции и ее разрушительные последствия для экономики были меньше.

Функции государства не могут ограничиться обеспечением только макроэкономической стабильности. Для обеспечения долгосрочного экономического роста и предотвращения угроз, которые могут возникнуть в будущем, необходима реализация ряда долгосрочных проектов. Но предприниматели в странах с переходной экономикой не станут инвестировать в проекты, срок окупаемости которых превышает 7-10 лет. Они не будут, к примеру, строить атомные станции, причалы и другие объекты инфрастуктуры, не станут финансировать фундаментальные научные исследования. Реализация таких проектов остается прерогативой государства.

Реформирование государства. Ключевой задачей постсоциалистической трансформации является изменение положения государства как субъекта экономических отношений и переосмысление его функций, приведение их в соответствие с принципами рыночного хозяйствования, в частности, искоренение «клановых» методов согласования интересов и неформальных отношений, уменьшение роли органов исполнительной власти в процессе принятия решений о перераспределении прав собственности и повышении роли судебных органов.

В переходных странах, где демократические институты еще не развиты и не способны контролировать действия органов власти, удовлетворение экономических интересов крупных частных собственников и бюрократии может произойти за счет интересов других слоев общества. В этом случае бюрократия становится незаинтересованной в углублении реформ и они тормозятся, страна попадает в ловушку незаверщеныыых реформ. Коррумпированная бюрократия противодействует реальной либерализации экономики. Поэтому одной из задач, которую должны решать сторонники рыночной трансформации, это усиление способности государства к преобразованиям, в частности, способности изолироваться от лоббирования клановых интересов и обслуживать потребности людей.

Для устранения коррупции необходимо, прежде всего, разделение властей и политическая конкуренция; дерегулирование бизнеса и либерализация экономики; законы прямого действия, отделение власти от бизнеса и изменение функций чиновников: они должны заниматься проведением в жизнь законов, а не вмешиваться в хозяйственную жизнь предприятий. В то же время следует установить высокие зарплаты высшим должностным лицам.

Заслуживает внимания опыт Сингапура, искоренившего коррупцию в государственном аппарате. Ли Куан Ю, творец «сингапурского чуда», считает, что для искоренении коррупции необходимы три условия: 1) высшие лидеры страны должны быть примером моральных стандартов, 2) неизбежность наказания, 3) зарплаты высших руководителей должны соответствовать рыночному уровню. С этой целью оклады министров и высших руководителей устанавливаются на уровне доходов 10% самых высокооплачиваемых людей в стране[37].

Практика борьбы с коррупцией во многих странах мира выработала ряд мер противодействия ей, которые следует учитывать реформаторам.

Трансформация экономик завершилась успехом с странах ЦВЕ, за исключением Румынии и Болгарии, и в Прибалтике. Решающими факторами успеха, как показывает межстрановый регрессионный анализ, стали решительная либерализация цен и дерегулирование внешнеэкономической деятельности. Приватизация и подавление высокой инфляции также содействовали переходу к экономическому росту. Это были главные реформы. И чем глубже они проводились, тем успешнее формировались институты рынка.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-04-24; Просмотров: 400; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.032 сек.