Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Политика как профессия 7 страница




Содержание политическою сознания составляют политические нормы, ценности, убеждения и представления. Это содержание группируется на следующих трех уровнях:

Теоретический уровень представлен специально созданными концепциями, идеями и принципами построения политической жизни;

Эмпирический уровень выступает в форме идей, накопленных политическими деятелями в процессе практической политической жизни. Не всегда политические идеи четко сформулированы в теоретических положениях манифестов или партийных программ. Некоторые важные идеи находят выражение в речах государственных, политических и общественных деятелей, публикациях средств массовой информации. Некоторые элементы этого уровня могут быть обобщены и использованы в определенных политических технологиях, а также для построения политических теорий;

Обыденный уровень политического сознания — повседневное состояние общественного мнения по поводу политической жизни. Другое название этого уровня — «общественная психология».

Виды политического сознания

В зависимости от субъекта политики типами политического сознания выступают:

индивидуальное (содержит систему информационных, мотивационных и ценностных компонентов, обеспечивающих познание личностью политики и участие в ней);

групповое (обобщает установки и мотивы политического поведения конкретных классов, слоев, элит);

массовое (выражает общественное мнение, настроение и действие масс).

Индивидуальное политическое сознание формируйся в процессе политической социализации и выражает способность личности оценивать политику и характер установки на проявление активности в ней.

Носителями группового сознания выступают политические партии и другие организации. Здесь сознание представлено в виде программы деятельности этих организаций.

Массовое политическое сознание выражает характер знаний общества о политической действительности и представлено общественным мнением.

 

Политическая идеология и её основные типы.

 

Политическая активность людей обуславливает субъективные и объективные факторы. Объективные – существующий в стране режим, жизненный уровень, ситуация в экономике и т.д. Субъективные – мотивы активности – носят личностный характер (колеблется от желания помочь до корысти и стремления к власти). Считается историческим фактом, что кризисное состояние в стране выступает причиной взлета политической активности. В этой связи есть понятие достижения предела терпения, за которым начинается политическая активность (например, 1905, 1917 Россия, 1929 США, 1985, 1991 Россия). Взлет политической активности проявляется в митингах, демонстрациях, бунтах и росте и укреплении оппозиции. Исследования субъективных мотивов активности – очень скользкая тема.

В процессе политической социализации складываются и определенные типы политического сознания. Выделяют 3 общих типа такого сознания:

1. Консерватизм – идейно-политическое оправдание и стабилизация изживших себя структур. Одни пытаются сохранить существующую структуру, другие – восстановить прежнюю форму и отношения.

2. Либерализм – выступают за свободу личности, свободный рынок, демократию и гражданские права. Критика системы всегда конструктивна и направлена на ее укрепление.

3. Радикализм – в целом, это социальный критицизм; когда критика предполагает изменение. Левые радикалы ратуют за революционные изменения, не исключают насилия. Это сознание охватывает нестабильные слои населения. Правый радикализм – построение иерархического общества путем воинственного национализма, подрыва демократии.

В настоящее время различия политического сознания имеют место во всех странах. Но в последние годы складывается тенденция, что политического сознание и политические отношения в целом должны иметь гуманистическую направленность и использоваться прежде всего в интересах человека.

 

Особое место в политическом сознании занимает идеология. Будучи системой верований, убеждений и взглядов, она отражает общественно-политическую реальность через призму интересов больших соци­альных групп, прежде всего классов. В содержание идеологии вписываются элементы знания о действи­тельности. Вместе с тем идеология — ценностная система, выражающая отношение к существующим общественным порядкам, обосновывающая политические идеалы, принципы, нормы, цели образы поведения. Такие, скажем, как социальная справедливость, свобода, права человека, демократия, соли­дарность. Оценка социальной реальности, что озна­чает ее соотнесение с политическими потребностями и интересами, идеалами и принципами, — важней­шая функция идеологии. Так или иначе оценивая реалии, деятельность политических субъектов, ее результаты и последствия, идеология обретает регулятивно-ориентирующую силу. Она направляет прак­тические действия в рамки целей, приемлемых в первую очередь для господствующих в обществе социальных групп и, по крайней мере, не отвергаемых большинством других слоев.

С помощью идеологии политические силы обосно­вывают свои цели и подбирают средства для их реа­лизации. На основе идеологии разрабатываются по­литические концепции, доктрины и программы. Иде­ология питает мотивационную базу коллективных политических действий и поведения. Идеология так­же маскирует и мистифицирует (хотя и не всякая идеология) подлинные интересы и цели господству­ющих групп, элит.

 

29. Политическое поведение личности. Мотивы и формы политического участия.

 

Политическое поведение – это реакции всех субъектов на деятельность политической системы, а так же мотивированные действия людей, которые реализуют свои статусные позиции и внутренние установки.

Александр Маслоу сформулировал перечень потребностей, которые лежат в основе действий человека, в том числе, и в политике – это:

Физиологические потребности.

Потребности в безопасности.

Потребность в любви, то есть принадлежности к определенной группе или организации.

Потребность в самоутверждении, то есть повышении своего социального статуса и престижа.

Потребность выразить и реализовать свои убеждения в политической сфере.

Маслоу подчеркивал, что более высокий уровень потребностей возникает при обеспечении более низких уровней.

Выделяется следующие типы политического поведения: автономный, мобилизационный (проявляется под давлением внешней силы под влиянием государства), нормативный, девиантное поведение (отклоняющееся от норм).

Политическое поведение включает в себя политическое участие и абсентеизм.

 

Мотивы и формы политического участия.

 

Политическое участие – это прямая и опосредованная вовлеченность людей в политико – властные отношения, их влияние на формирование политических институтов, функционирование политической системы и принятие политических решений. Оно рассматривается как важнейшее политическое право личности, поскольку оно отражает реальную роль человека как гражданина.

Вопрос о вовлеченности людей в политику учеными рассматривался по-разному.

Политическое участие бывает различных типов:

Ортодоксальное политическое участие – то участие людей (граждан) в выполнении своих функций в политической системе, а так же предъявление к ней требований в законных формах.

- Выполнение управленческих функций.

- Участие в выборах, референдумов, связи с субъектами власти.

- Участие в деятельности политических партий.

- Участие в деятельности общественных организаций.

- Прямое участие.

 

Неортодоксальное политическое участие – это несанкционированные действия, которые отражают выражения требований в адрес политической системы.

- Митинги.

- Демонстрации.

- Шествия.

Политическое преступления – это протестные действия, связанные с применением насилия.

- Терроризм.

- Экстремизм.

Абсентеизм противоположен политическому участию, и означает политическую апатию, утрату интереса к политике, или вообще отсутствие этого интереса.

 

Политическое бездействие может проявляться в:

1) неучастии в политической деятельности, обусловленном низким уровнем общественного развития (такое можно наблюдать в заброшенных селениях, отдаленных от больших населенных пунктов);

2) политической включенности из-за заорганизованности политической системы, низкой эффективности политической деятельности, разочарования в ней;

3) политической апатии как форме неприятия политической системы (после чужеземного завоевания, оккупации, победы контрреволюции, разгрома и подавления массовых социальных и политических движений);

4) политическом бойкоте как выражении враждебности к политической системе и ее институтам.

 

Мотивы политического участия бывают различными. Участие в деятельности формальных организаций (партий, профсоюзов и т.д.) для одних обусловливается стремлением улучшить свое материальное положение, получить определенные привилегии, повысить свой социальный статус, карьеристскими побуждениями. Политическая деятельность других мотивируется стремлением принадлежать к группе с целью снятия психологической напряженности, чувства неопределенности в сложных политических и социальных ситуациях, поиском социальной защиты у политической группы.

Для третьих участие в политике — это удовлетворение властных потребностей, стремление повелевать другими, воздействовать на их поведение.

Политическая активность населения во многом определяется уровнем демократизации общества, существующим в стране режимом власти. Диктатура ограничивает политическое участие, демократия, наоборот, создает условия для политического участия.

Политическое участие личности зависит также от партийной принадлежности, уровня образования, культуры, особенно политической, от воздействия на индивида окружающих его людей (руководителей, политических деятелей, друзей и врагов). Определенными ограничителями политической активности могут быть пол, возраст, состояние здоровья, семейное положение.

 

30. Политическая культура общества. Особенности политической культуры России.

Термин политическая культура заключает в себе такие фундаментальные категории, как "политика" и "культура". В политологии существует достаточно много определений этой категории, анализируя которые можно выделить, по крайней мере, два принципиально различных подхода:

  • первый сводит политическую культуру к совокупности политических ориентаций, установок, ценностей, верований;
  • второй - наряду с политическими идеями включает также и деятельностный аспект: социальную практику, политическаое поведение.

Этот подход представляется наиболее верным и научно обоснованным. Во-первых, политическая культура - не изолированное явление, а одна из подсистем глобальной культуры, находящаяся в различных зависимостях с её частями: экономической, правовой, моральной, религиозной, художественной и т.д.

Во-вторых, важнейшей характеристикой политической культуры является уровень овладения политическими знаниями и опытом, накопленными предшествующей историей. Причём, усвоенные политические знания, принципы, нормы, только тогда могут рассматриваться как элементы культуры (отдельного человека, группы), когда они воплощаются в их деятельности, вошли в привычку.

В-третьих, для достижения достаточно высокого уровня политической культуры большое значение имеет практическое обучение людей, благодаря их участию в управлении производством, государственными и общественными делами, в политической жизни.

Итак, политическая культура - это понятие, которое отражает уровень воплощения и развития общественно-политического исторического опыта и знаний в процессе деятельности людей, групп, а так же способ использования ими этого опыта.

В объективном смысле политическая культура - есть исторический опыт, память общества в политической сфере, которая и определяет политическое сознание и поведение политических субъектов. В связи с этим типология политической культуры может иметь различные основания. Один из подходов к её типологии связан с типологией политических режимов. В самых общих чертах это выглядит следующими образом:

  • тоталитарная политическая культура. Наследование политического опыта осуществляет по принципу: "Запрещено всё, кроме того, что разрешает и поощряет власть".
  • авторитарная политическая культура близка тоталитарной в наследовании политического опыта. В ней действует принцип: "Разрешено всё, кроме политики". Авторитарная политическая культура монологична, привержена авторитету. Для данной культуры типичны ориентация на власть, силу, стереотипность, конформизм;
  • демократическая культура. Ей свойственен принцип: "Разрешено всё, кроме того, что запрещено законом". Она диологична, плюралистична, гуманна. Человек в ней становится ценностью, активным и сознательным участником политической жизни.

Есть и другие подходы к типологии политической культуры, например, классовый, он долгое время господствовал в нашей политической науке, разделяя политическую культуру на пролетарскую и буржуазную.

Политическая культура вбирает в себя огромное число элементов, к основным из которых относятся: политическое сознание, установки, идеалы, ценности, знание, ориентации, нормы и т.д. В формировании массового политического сознания большую роль играют СМИ, авторитетные политические деятели. Политическая культура включает в себя:

  • политические представления: представления о политической системе и её институтах, о режиме власти, о носителях власти, об идеальном политическом устройстве, о собственном месте в политической жизни
  • характерные для данного общества или социальной общности политические ценности и ценностные ориентации.
  • типичные для общества или группы политические установки.
  • образцы, стереотипы политического поведения, опирающиеся на политические традиции

Политическая культура имеет знаковый характер, который находит своё выражение в политической символике - в геральдике. Символы имеют ярко выраженную эмоциональную окраску и способны играть значительную мобилизующую роль.

 

Политическая культура формируется под воздействием многочисленных факторов, что предопределяет и многообразие ее видов, моделей.

Тип политической культуры определяется по следующим основаниям:

1) в зависимости от уровня общности: общая (наиболее устойчивые, типичные признаки, характеризующие политическое сознание и политическое поведение основной массы населения) и субкультура (совокупность политических ориентации и моделей политического поведения, присущая определенным социальным группам и регионам);

2) в зависимости от степени согласованности во взаимодействии политических субкультур в той или иной стране: интегрированная (характеризуемая тенденцией к единству в представлениях граждан относительно функционирования и возможностей политической системы, низким уровнем конфликтности и политического насилия, преобладанием юридических процедур в разрешении политических коллизий, высоким уровнем материального благосостояния, развитой системой социальной защиты населения, многочисленным средним классом) и фрагментарная (характеризуемая отсутствием согласия граждан относительно политического устройства общества, расхождениями в вопросах понимания власти, социальной разобщенностью, отсутствием доверия между различными группами, высокой степенью социальной напряженности ц конфликтности, нестабильностью правительств, применением насилия как главного метода осуществления государственной власти);

3) в зависимости от отношения к, власти: господствующая и контркультура;

4) в зависимости от отношения к прогрессу: замкнутая (нацеленная на восстановление по образцу, установленному традициями) и открытая (ориентированная на изменения, легко усваивающая новые ценности);

5) в зависимости от степени ориентации людей на участие в политической жизни, в обеспечении функционирования политической системы: патриархальная (для которой характерно отсутствие интереса граждан к политической жизни), подданническая (где сильна ориентация на политические институты и невысок уровень индивидуальной активности граждан) и активистская (свидетельствующая о заинтересованности граждан в политическом участии и о проявленииими активности в этом);

6) в зависимости от стилей политического поведения: рыночная (где политика понимается как разновидность бизнеса и рассматривается в качестве акта свободного обмена деятельностью граждан) и этатистская (которая демонстрирует главенствующую роль государственных институтов в организации политической жизни и определении условий политического участия индивида);

7) в зависимости от вида политического режима: демократическая и антидемократическая;

8) в зависимости от классового подхода: аграрная, пролетарская, мелкобуржуазная, буржуазная и т.п.;

9) в зависимости от связи с религией: божественно-традиционная (признающая священную природу власти, неизменность конкретной системы политических отношений и ее политических норм) и светская (характеризуемая прагматизмом, эмпиризмом);

10) в зависимости от базовых ценностей, на которые ориентируется та или иная общность в политической деятельности: общесоциальная (в рамках которой базовой ценностью выступает человек с его потребностями и интересами) и элитарная (главной ценностью здесь выступает сама власть, человек же, общество рассматриваются как средства для достижения данной цели).

 

31. Концепция гражданской культуры Г.Алмонда. Культура и демократия.

Наиболее ярким и полным примером разработки поведенческой концепция политической культуры является работа Г. Алмонды и С. Вербы "Гражданская культура: политические установки и демократия в пяти государствах", ставшей классикой современной политико-социологической литературы. В последней версии определения политической культуры авторы выделяют четыре ее основные, или базовые, черты:

1) Политическая культура характеризуется совокупностью политических ориентации, присущих населению в целом или его группам.

2) Компонентами политической культуры являются познавательные, эмоциональные и оценочные составляющие. Это включает в себя знания и верования относительно политической реальности, чувства в отношении политики, приобщенность к политическим ценностям.

3) Содержание политической культуры складывается под воздействием ряда факторов: детской социализации, образования, открытости средствам массовой информации, контактов с правительственными организациями, влияния социально-экономической действительности.

4) Хотя политическая культура влияет на политические и правительственные структуры и их функционирование, однако она вовсе не детерминирует их деятельность. Причинная зависимость между политической культурой и политическими структурами, функциональными особенностями последних является двусторонней.

Примерно таким же образом представлял политическую культуру и М. Вебер. По его мнению, политическая культура - это одна из систем в макрополитической системе. Понятие "политическая система" М. вебер рассматривал через понятие "легитимное господство". Легитимность, согласно Веберу, означает признанность власти, ее законность (в неправовом смысле) и выступает в качестве гаранта стабильности имеющихся в обществе структур, процедур, решений и должностных лиц, "независимо от конкретного содержания их действий". Это центральный элемент того явления, которое Вебер называл "политическим господством", подразумевая под этим такой общественный порядок, где приказывают и выполняют приказы. Однако выполнения приказов, по убеждению Вебера, добиваются отнюдь не только применением силы. Более существенно то, что любая власть действует в рамках определенных социально выработанных норм и правил общежития и опирается на эти нормы. Если нормы признаются большинством в обществе и воспринимаются как ценности, можно быть уверенным, что государственная власть имеет под собой достаточно прочные основания. Или иначе говоря, власть обладает легитимной основой для своих действий.

В зависимости от способа легитимации власти он выделил три основных типа господства: 1) Традиционное. Основывается на нормах и традициях, обычаях. Право на господство лидер получает по наследству.

2) Харизматическое. Харизматическое господство основано на вере в исключительные, выдающиеся качества вождя.

3) Рационально-легальное: характеризуется верой в правомерность порядка избрания лидера с посредством разработанных процедур и формальных правил. Власть рационально-легального лидера основывается на праве.

М.Вебер придавал важное значение религии и ценностям в формировании и функционировании политических структур.

 

32.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-04-24; Просмотров: 389; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.049 сек.