КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Характер партийной системы дореволюционной России
1)Партии возникали с Запада на Восток. 2)Сначала возникали национальные партии на окраинах Российской Империи. Инертность русских в создании партий. 3)Возникновение партий слева направо (сначала социалисты, потом буржуазные, потом монархисты). 4)Огромная роль интеллигенции. Они – творцы многопартийности. Партии не были четко связаны с классовой структурой. Рабочие Путиловского Завода состояли также в СРН. Крупная буржуазия (типа Морозова) давала деньги РСДРП. 5)По территориальному размещению целые анклавы имели только отдельные партийные точки, причем они были только левые. В зоне проживания этнических русских правых партий нет. 6)Удельный вес партий ко всему населению в 1917 году – 1,2%.
22. Партийные системы: разновидности, факторы формирования.
Партийные системы: совокупность всех значительных партий и способ их взаимодействия.
по количеству партий: 1) апартийная (без партий). Традиционные монархии или военные диктатуры. 2) однопартийная. Авторитарные режимы (не только после революций, но и в третьем мире). А)революционные (коммунистические). Б)исключающие (в третьем мире какая-то группа брала власть) 3) двухпартийная. Могут быть и другие партии, но у них нет шансов победить на выборах и нет коалиционного потенциала. 4) многопартийная
Сартори: 1) системы с одной партией 2) системы с партией-гегемоном 3) системы с доминантной партией 4) двухпартийная система 5) система ограниченного плюрализма - борьбу за власть ведут 3-5 партий. Идеологические различия не столь велики. В большинстве Европейских стран. 6) системы крайнего плюрализма - существуют антисистемные партии. Оппозиция с двух сторон (и справа, и слева). Огромные различия в идеологиях. 7) атомизированная (более 5 партии имеют существенное влияние).
Факторы: 1 ) история страны вернее конфликтов: А ) центр против периферии. Региональные партии (очень плохо для федераций, разделенных по нац.-территориальному принципу) Б) государства и церкви. Церковь была препятствием для секуляризации и централизации. В) город против села. Конфликт между буржуазией городов и крестьянством. Крестьяне могут создавать свои партии. Г) между трудом и капиталом. На это базе формировались коммунистические и социалистические партии.
*Если совпадали все конфликты, то старались перейти к однопартийной системе.
2) характер избирательной системы - влияние на уменьшение/увеличение партий. Виды: А) мажоритарная Б) пропорциональная
Мажоритарная система относительного большинства приводит к двухпартийности. Пропорциональная и мажоритарная абсолютного большинства–приводят к многопартийности. 23. Современные политические идеологии В позитивном смысле - система идей которые способны интегрировать часть общества или общество в целом. Доктрина для постановки и реализации политических целей. В самом широком смысле - совокупность идей характерная для определенной социальной группы.
Идеология либерализм Вошло в европейский лексикон в начале 19 века в Испании. У истоков стояли Локк, Монтескье, Кант, Джеферсон и многие другие. Либеральные принципы нашли в декларации независимости США и прав человека во Франции. Самоценность индивида и ответственность за свои действия. Идея частной собственности, как условие частной свободы. Защищаются принципы формального равенства возможностей, свободного рынка, систему разделения властей, идею правового государства и формального равенства перед законом, идею терпимости, прав меньшинств, свободы слова. Две традиции:
Либерализм: · Классический - те идеи, которые были сформулированы еще в эпоху просвещения. Главная ценность - индивидуальная свобода. Свобода в негативном смысле. Право собственности. Из экономической выводится политическая и гражданская свободы. Либералы выступают за свободный рынок, не регулируемый государством. Минимальное государство. Государство - необходимое зло, величина производная от общества. Прогрессивный дух, рационализм - вера в способность человеческого разума в прогресс. Равенство от рождения (перед законом). Принцип Плюрализма то есть множественности во всех сферах общественной жизни. Терпимость. Государство не должно оказывать помощь неимущим и развивать какие либо социальные программы. Чужды радикализм и революционное миросозерцание. · Новый - в конце 19 начал 20 века под влиянием марксизма и социализма. Отказ от идеи минимального государства, регулирование, социальная справедливость. Новый Либерализм утвердился после Великой депрессии 30-х годов двадцатого века. Ведущее место занимает Кейнсианство- концепция необходимости госудасрвтенного регулирование социально-экономической сферы. Стало основано концепции современного благосостояния. · Нео - 70е годы XX века. Пересмотр постулатов нового либерализма и возрождаются идеи классического либерализма. Свободный рынок, минимальное государство, негативная свобода. Курс на приватизацию, закрытие убыточных предприятий. Сокращение социальных программ. Ослабление профсоюзов. В целом принцип свободы выше принципа справедливости.
Консерватизм Идеология консерватизма во многом противоположна либерализму. Берет начало со времен Великой Французской революции. С того времени два течения:
Взгляд на общество и государство как на цельную систему. Теократический взгляд на происхождения общества. Общество как большая семья, которой принадлежат все индивидуумы.
Консерватизм: Классический - превознесение традиций, признание иерархической структуры общества, врожденное неравенство людей, восхваление врожденного и нравственно авторитета, понимание общества как продукта органического развития, любое насилие недопустимо. Все новое необходимо приспосабливать под существующие институты. Идея о несовершенстве человеческой природы, греховность человеческого разума. Отвергается идея свободы, прав человека... Отражает ценности и идеалы ценности уходящей аристократии. Нео-консерватизм - вторая половина 19 начало 20века. Свободные рыночные отношения, конституционализм, представительство и выборность власти, парламентаризм, идейный и политический плюрализм. Формируется в условиях ослабления левого крыла. Крайне близкие позиции с Либертаризмом (нео либерализм). Минимальное государство. Неприятие идеологий, идей, теории. Консерватизм сам не концепция здесь только идея защиты того что есть, то есть разных условий. Отстаивает либеральные ценности в экономики, но социо-культурый консерватизм. Каждый народ имеет свою логику развития, не может быть общего в развитии. Определенный коллективизм - личность обладает правами, так как принадлежит к той или иной общности.
Социализм Как целостную идею убеждений возникает в конце18-19 веке когда развивается индустриальное общество. Идеал общественной собственности, классовый подход, защита интересов незащищенных слоев в ходе классовой борьбе. Главная ценность - справедливость, причем реальная, а не формальная. Упор на коллективные формы жизнедеятельности вместо индивидуализма. Государства – продукт классовых противоречий, орудие господствующего класса. Пролетариат, возрастая в количественном отношении, совершает революции и создает общество, где должно отмирать государство. Здесь молодец Ленин который в ряде пунктов пересмотрел марксизм: рабочий класс сам не в состоянии выработать политическое сознание, здесь нужна помощь партии - развитие представление о партии нового типа. В условиях слабости русской буржуазии должна произойти перманентная революция. Теория империализма - усиливает неравенство стран, в таких условиях возможен прорыв слабого звена. Развил и ничего теорию диктатуры пролетариата. Сейчас социализм и коммунизм (то что придумал Ленин) это совершенно разные вещи. Современная социал-демократия признает: парламентскую демократию, плюрализм, демократия. Политика на сглаживание социального неравенства, человек - высшая ценность.
24. Политическая культура
(неоднозначное понятие в политологии, одним термином хотят связать кучу факторов). “Изучение политической культуры - приколачивание желе к стене”.
Термин – употреблен еще в XVIII веке немцем Й.Гердером. Пытался выразить национальный дух. Как теория – концепция возникает во второй половине XX в. Автор концепции – американец Г.Алмонд. Для анализа политической системы нужно изучать политические ориентации. Концепция шла в русле “поведенческого подхода”.
Два подхода к трактовке “политической культуры”: 1)Алмонд, С.Верба, Пауэлл – субъективный, психологический. Совокупность индивидуальных позиций и ориентаций участников данной политической системы. Субъективная схема, образующая основания политических действий. Учет индивидуальных ориентаций, среднее арифметическое коллектива. Учитываются все ориентации (все “за” и “против” системы). Подразумевает как ориентацию на политику, так и основание для политической деятельности.
Совокупность ценностей, ориентаций, поведение в политике. “Кодекс поведения в политике”.
2)Д.Истон – объективный подход. Система ценностей и образцов поведения, которая обеспечивает существование данного режима. Речь об установках, верованиях, ценностях, поведении, которые лежат в центре функционирования системы. (пример ценностей – мир народам, землю крестьянам, фабрики рабочим). Характерно для определения – учитываются те ориентации, которые курсируют в обществе. Те, кто “против”, не учитываются. При данном подходе учитываются надсубъективные трансцидентальные нормы. Некая устойчивая матрица поведения человека.
Общепринятого понятия нет, есть разные определения и подходы. Конкуренция шла в сторону психологического подхода. Для современной Российской политологии характерно как первое, так и второе. Структура политической культуры: Вертикальная: одни компоненты связаны с этапами исторического развития страны, другие компоненты – ценности, которыми руководствуются данные группы при данном режиме. Базовый уровень политической культуры – содержит неотрефлексированные типы поведения, которые передаются от поколения к поколению. Государственная форма у каждого народа своя. У каждого общества есть свои основы политики, меняются же частности. Архитип – некая модель, установка, которая определяет строй человеческой мысли и поведения. Она задана глубокой исторической традицией. Это – наследство от предшествующих поколений. Возрождается вновь и вновь. У русских – сакрализация власти и некий анархизм. Беспощадность к врагам, всепрощаемость кающихся. Есть базовый, архитипический, уровень, который связан с национальными понятиями. Просто выявить верхний уровень политической культуры – осознанные политические ориентации и поведение, разумно соотнесенное с конкретными интересами, ситуацией, средствами достижения цели.
Горизонтальное: политические ориентации, мифы и стереотипы, символы, типичные образцы политического поведения. Основа – политические ориентации. Согласно теории Алмонда, три группы: А) когнитивные (познавательные). Характер вашего знания о политике, как вы себе представляете политическую систему. Политическая грамотность. Б) нормативные ориентации. Разумное отношение к политическим реалиям. Что вы считаете для себя идеалом, какая должна быть политическая система. В) аффективные ориентации. Речь идет о чувствах, эмоциях. В.Розенбаум: А) ориентации относительно институтов гос.управления, партий и других политических субъектов и феноменов. Б) политическая идентификация. Кто свой, а кто чужой. С какой партией вы себя ассоциируете. В) ориентация относительно себя в политической системе. Как вы оцениваете свои возможности. Что вы думаете о себе.
Дата добавления: 2015-04-24; Просмотров: 471; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |