Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Коммуникативная сторона общения (общение как обмен информацией)




Содержание, цели, средства и функции общения

Общение свойственно всем высшим живым существам, но на уровне человека оно приобретает самые совершенные формы, ста­новясь осознанным и опосредованным речью. Общение имеет огромное значение в формировании человеческой психики, ее разви­тии и становлении разумного, культурного поведения. Через обще­ние с психологически развитыми людьми, благодаря широким воз­можностям к научению, человек приобретает все свои высшие по­знавательные способности и качества. Через активное общение с развитыми личностями он сам превращается в личность. Общение - специфическая форма воздействия человека с другими людьми как членами общества, в общении реализуются социальные отноше­ния людей. Структура общения состоит из следующих компонен­тов: содержание, цель и средства.

Содержанием общения могут быть сведения о внутреннем мотивационном или эмоциональном состоянии живого существа, инфор­мация о состоянии внешней среды. У человека содержание общения значительно шире, чем у животных. Человеческое общение много­предметно, оно самое разнообразное по своему внутреннему содер­жанию.

Цель общения - это то, ради чего у человека возникает данный вид активности. Цель общения включает передачу и получение объ­ективных знаний о мире, обучение и воспитание, согласование ра­зумных действий людей в их совместной деятельности, установле­ние и прояснение личных и деловых взаимоотношений, многое дру­гое. Цель является средством удовлетворения разнообразных по­требностей: социальных, культурных, познавательных, творческих, эстетических, потребностей интеллектуального роста, нравственного развития и ряда других.

Средства общения - это способы кодирования, передачи, пере­работки и расшифровки информации, передаваемой в процессе об­щения. К средствам общения также относятся: язык, интонация, ми­мика, поза, жесты, расстояние, на котором общаются собеседники.

В зависимости от содержания, целей и средств общение можно разделить на несколько видов. По содержанию оно может быть представлено как материальное (обмен предметами и продуктами деятельности), когнитивное (обмен знаниями), кондиционное (об­мен психическими и физиологическими состояниями), мотивационное (обмен побуждениями, целями, интересами, мотивами, потребностями), деятельностное (обмен действиями, операциями, уме­ниями, навыками).

По целям общение делится на биологическое и социальное в соответствии с обслуживаемыми потребностями. Биологическое - это общение, необходимое для поддержания, сохранения и развития организма. Социальное общение преследует цели расширения и укрепления межличностных контактов, установления и развития интерперсональных отношений, личностного роста индивидов.

По средствам общение может быть непосредственным и опо­средованным, прямым и косвенным. Непосредственное общение осуществляется с помощь естественных органов: руки, головы, ту­ловища, голосовых связок и т.п. Опосредованное общение связано с использованием специальных средств и орудий для организации общения и обмена информацией: телефон, телеграф, интернет и т.п. Прямое общение предполагает личные контакты и непосредст­венное восприятие друг другом обобщающихся людей в самом акте общения. Косвенное общение осуществляется через посредников, которыми могут выступать другие люди.

Среди видов общения можно выделить также деловое и лич­ностное, инструментальное и целевое. Деловое общение служит средством повышения качества этой деятельности. Личностное со­средоточенно в основном вокруг психологических проблем внутрен­него характера. Инструментальным можно назвать общение, кото­рое осуществляется по поводу конкретного объекта или явления. Целевое - это общение, которое само по себе служит средством удовлетворения специфической потребности, в данном случае по­требности в общении.

Важнейшими видами общения является вербальное и невер­бальное.

Невербальное - это общение при помощи жестов и пантомими­ки, через прямые сенсорные или телесные контакты. Вербальное общение присуще только человеку и в качестве обязательного усло­вия усвоения языка.

В общении выделят три взаимосвязанные функции:

- коммуникативная (обмен информацией);

- интерактивная (организация взаимодействия между людьми);

- перцептивная (восприятие людьми друг друга).

Для восприятия человека и его познания в ходе общения субъ­ект неосознанно выбирает различные механизмы. Основным являет­ся механизм интерпретации (соотнесения) личностного опыта по­знания вообще с восприятием данного человека. Механизм идентификации в межличностном общении представляет отождествление себя с другим человеком. В общении субъект также ведёт себя с другим человеком. В общении субъект также использует ме­ханизм каузальной атрибуции (приписывание объекту общения оп­ределенных мотивов и причин, объясняющих его поступки и другие особенности). Механизм рефлексии другого человека в межличност­ном общении включает осознание субъектом того, как он восприни­мается объектом. В ходе общения субъект учитывает поступающую к нему по различным сенсорным каналам информацию, свидетельст­вующую об изменении состояния партнера по общению. Обратная связь от объекта общения выполняет для субъекта осведомитель­ную и корригирующую функцию в процессе восприятия объекта.

Кроме того, процесс общения человека включает механизмы, искажающие представления о воспринимаемом. Наиболее значимы­ми из них являются: механизм первичности, или новизны (сводится к тому, что первое впечатление о воспринимаемом влияет на после­дующее формирование образа познаваемого объекта); механизм проекции (перенос на людей психических особенностей восприни­мающих); механизм стереотипизации (отнесение воспринимаемого человека к одному из известных субъекту типов людей); механизм этноцентризма (пропуск всей информации через фильтр, связан­ный с этническим образом жизни воспринимающего).

Деловое общение — коммуникация, т.е. обмен ин­формацией, значимой для участников общения.

Средства коммуникативного общения можно разделить на вер­бальные (словесные) — передача информации, и невербальные — передача отношения к партнеру по общению.

Невербальное поведение служит средством выражения психи­ческого состояния человека. Невербальные средства общения вклю­чают (см. рис. 10):

кинесические средства — зрительно воспринимаемые дви­жения другого человека, выполняющие выразительно-ре­гулятивную функцию в общении;

средства общения, связанные с голосом (просодика и экс­тралингвистика);

такесические средства — тактильное воздействие;

проксемические средства — пространственная ориентация.

В структуру кинесических средств общения входят:

мимика — движение мышц лица; мимика характеризуется целостностью и динамичностью (при неподвижном или не­видимом лице лектора теряется 10—15% информации); по мимике определяется эмоциональное состояние индивида: радость, удивление, печаль, гнев, отвращение, страх;

взгляд, визуальный контакт — отражает эмоциональное со­стояние человека, свидетельствует о расположенности к общению: если на нас смотрят мало — то к тому, что мы делаем или говорим, относятся без интереса, а если мно­го, то это либо вызов, либо хорошее отношение;

поза — положение человеческого тела, типичное для дан­ной культуры; поза определяет статус человека (чем выше статус, тем непринужденнее поза); по позе можно судить о закрытости или расположенности к общению;

жесты — разнообразные движения руками и головой; же­стикуляция характеризуется интенсивностью, которая за­висит от национальной культуры и эмоционального состо­яния;

походка — стиль передвижения, по которому легко распоз­нать эмоциональное состояние.

К невербальным средствам, связанным с голосом, относятся: просодика — общее название ритмико-интонационных сто­рон речи (высота и тембр голоса, громкость голосового тона, скорость речи, сила ударения); экстралингвистика — включение в речь пауз, плача, каш­ля, смеха, вздохов.

 

Такесические средства общения — динамические прикоснове­ния в форме рукопожатия, похлопывания, поцелуя (биологичес­ки необходимая форма человеческого общения).

Использование такесических средств общения зависит от сле­дующих факторов:

статус общающихся сторон;

возраст;

пол;

степень знакомства;

национальные обычаи, традиции.

Проксемические характеристики ориентация партнеров в момент общения, дистанция между ними (определяется культур­ными и национальными факторами). Существуют следующие при­мерные нормы приближения общающихся людей:

Вид общения Расстояние (см) Ситуация общения
Интимное 0-45 Общение близких людей
Персональное 45-120 Общение со знакомыми
Социальное 120-400 Официальное общение
Публичное 400-750 Выступление перед аудиторией

Проксемика учитывает также ориентацию на угол общения поворот тела, носка ноги в направлении партнера или от него (направление мыслей). Важно учитывать позиции общающихся сто­рон за столом:

Расположение за столом Характер общения
Напротив Оборонительный
По обе стороны угла Дружеская беседа
По одну сторону стола Кооперативное
По диагонали Независимая позиция

Функцией вербальных средств общения является передача ин­формации, которая осуществляется при помощи языка. Этот про­цесс включает следующие этапы:

Оформление возникшей идеи во внутренней речи 100% информации

Перевод внутренней речи во внешнюю, высказано 80%

Слуховое восприятие информации, услышано 70%

Осмысление услышенного, понято 60%

Осталось в памяти 24%

При этом частично искажается смысл и происходит потеря информации. Адекватность* восприятия информации во многом зависит от наличия или отсутствия коммуникативных барьеров:

информационно-дефицитный барьер — механический обрыв информации и отсюда ее искажение, неясность;

замещающе-искажающий барьер — придание полученной информации иного значения чаще возникает, когда пере­дача идет через несколько человек — ретрансляторов;

фонетическое непонимание — разные языки, диалекты об­щения, дефекты речи и дикции, неправильный граммати­ческий строй речи;

семантический** барьер — различия в системах значений (те­заурусах) участников общения (жаргон, сленг, шутки, ци­таты, обороты речи);

стилистический барьер — несоответствие стиля речи ком­муникатора и ситуации общения (или стиля речи и психо­логического состояния);

логический барьер — логика рассуждения коммуникатора либо слишком сложна для реципиента, либо кажется ему невер­ной, противоречит присущей ему манере доказательств (женская, мужская, детская логика);

диспозиционно-статусный барьер — социальные, политиче­ские, религиозные, профессиональные различия, опреде­ляющие степень авторитета коммуникатора для реципиента и соответственно степень внимания к предлагаемой ин­формации.

Величина потерь информации определяется:

совершенством человеческой речи;

полнотой и точностью воплощения мысли в словарные

фразы; наличием или отсутствием доверия к собеседнику; личными целями и устремлениями; совпадением или несовпадением словарного запаса.

Помимо чистой информации сообщение имеет личностный смысл — жалоба, трудности решения проблемы, успехи.

Успешность делового общения во многом зависит от умения слу- шать (можно слушать, но не слышать). К ошибкам слушания относят:

перебивание собеседника;

поспешные выводы;

поспешные возражения:

непрошеные советы.

Коммуникативные навыки можно развивать и совершенствовать.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-04-24; Просмотров: 686; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.036 сек.