Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Права и обязанности субъектов страхования 2 страница




3. Размер пособия по временной нетрудоспособности, по беременности и родам определяется путем умножения размера дневного пособия (или максимально возможного дневного пособия) на число календарных дней, приходящихся на период временной нетрудоспособности, отпуска по беременности и родам;

4. Если застрахованное лицо работает у нескольких работодателей, пособия назначаются и выплачиваются ему каждым работодателем. При этом размер пособия по временной нетрудоспособности не может превышать максимальный размер указанного пособия по каждому месту работы.

Особенности исчисления среднего заработка для расчета пособий отдельным категориям застрахованных лиц будут утверждены соответствующим постановлением Правительства РФ, которое после его приятия будет доведено до региональных отделений ФСС РФ в установленном порядке.

Размер пособия по временной нетрудоспособности, по беременности и родам не может превышать максимальный размер пособия по временной нетрудоспособности, установленный федеральным законом о бюджете ФСС РФ на очередной финансовый год.

В соответствии со ст. 13 Федерального закона от 19 февраля 2006 г. N 234-ФЗ "О бюджете Фонда социального страхования Российской Федерации на 2007 год" максимальный размер пособия по временной нетрудоспособности, а также пособия по беременности и родам за полный календарный месяц не может превышать 16125 руб. В 2006 г. максимальный размер пособия составлял 15 000 руб.

В районах и местностях, в которых в установленном порядке применяются районные коэффициенты к заработной плате, максимальный размер пособия по временной нетрудоспособности и максимальный размер пособия по беременности и родам определяются с учетом этих районных коэффициентов.

Впервые поступающий на работу в течение первых шести месяцев работы будет иметь право на получение пособия по нетрудоспособности, по беременности и родам в размере, не превышающем за полный календарный месяц минимального размера оплаты труда. По истечении шести месяцев работы застрахованное лицо приобретает право на получение пособия в общеустановленных размерах. Это право не может быть утрачено в результате увольнения.

Законом предусмотрена возможность финансирования расходов, связанных с выплатой пособий по временной нетрудоспособности, по беременности и родам, в размерах сверх установленных законодательством Российской Федерации об обязательном социальном страховании за счет средств федерального бюджета (ч. 5 ст. 3 Закона N 255-ФЗ).

Суммы пособий по временной нетрудоспособности, по беременности и родам, излишне выплаченные застрахованному лицу, не могут быть с него взысканы, за исключением случаев счетной ошибки и недобросовестности со стороны получателя (представление документов с заведомо неверными сведениями, сокрытие данных, влияющих на получение пособия и его размер, и др.). Удержание производится в размере не более 20% суммы, причитающейся застрахованному лицу, при каждой последующей выплате пособия либо заработной платы. При прекращении выплаты пособия либо заработной платы оставшаяся задолженность взыскивается в судебном порядке.

Статьи 8 и 9 Закона N 255-ФЗ устанавливают основания для отказа в назначении пособия и снижения его размера.

Пособие может быть снижено, если больной:

а) нарушает режим, предписанный лечащим врачом, если не является на прием в назначенный им срок(пособие исчисляется на основе МРОТ со дня, когда больной нарушил режим или не явился к врачу);

б) если травма или болезнь наступили в результате "алкогольного, наркотического, токсического опьянения или действий, связанных с таким опьянением" (пособие исчисляется на основе МРОТ за весь период нетрудоспособности).

Пособие не назначается за периоды:

а) освобождения работника от работы с полным или частичным сохранением заработной платы или без оплаты в соответствии с законодательством Российской Федерации, за исключением случаев утраты трудоспособности работником вследствие заболевания или травмы в период ежегодного оплачиваемого отпуска;

б) отстранения от работы в соответствии с законодательством Российской Федерации, если за этот период не начисляется заработная плата;

в) заключения под стражу или административного ареста;

г) проведения судебно-медицинской экспертизы.

Основаниями для отказа в назначении застрахованному лицу пособия по временной нетрудоспособности являются:

а) наступление временной нетрудоспособности в результате установленного судом умышленного причинения застрахованным лицом вреда своему здоровью или попытки самоубийства;

б) наступление временной нетрудоспособности вследствие совершения застрахованным лицом умышленного преступления.

Пособия по временной нетрудоспособности для совместителей

Отныне граждане, работающие на условиях внешнего совместительства, могут получать пособия по временной нетрудоспособности у каждого работодателя (п. 1 ст. 13 Закона N 255-ФЗ). При этом размер пособия по временной нетрудоспособности не может превышать максимальный размер пособия по каждому месту работы (п. 5 ст. 7 Закона N 255-ФЗ).

Листок нетрудоспособности

В соответствии с ч. 4 ст. 13 Закона N 255-ФЗ назначение и выплата пособия по временной нетрудоспособности, по беременности и родам производится на основании листка нетрудоспособности утвержденной формы.

До утверждения новой формы листка нетрудоспособности в соответствии с письмом Министерства здравоохранения и социального развития РФ от 11 января 2007 г. N 80-ВС выплату пособий необходимо производить по листкам нетрудоспособности, выданным лечебно-профилактическими учреждениями по форме, действующей в настоящее время.

Листок нетрудоспособности следует заполнять с учетом особенностей, предусмотренных Законом N 255-ФЗ. Так, на оборотной стороне следует учитывать заработок лица и вести расчет пособий не в рабочих, а в календарных днях; вместо непрерывного трудового стажа для определения размера пособия применяется продолжительность страхового стажа. Кроме того, лицам, работающим на условиях внешнего совместительства, предусмотрена выдача второго листка нетрудоспособности с отметкой на лицевой стороне "внешний совместитель".

Болеют члены семьи

Некоторые из новшеств касаются пособий по временной нетрудоспособности при уходе за больным членом семьи.

С 1 января 2007 г. работник имеет право получать пособие по временной нетрудоспособности, если не работает, потому что его ребенок (младше 7 лет) не посещает дошкольное образовательное учреждение из-за карантина. Раньше пособие назначалось лишь при отстранении от работы самого работника в связи с карантином. Кроме того, карантин может вызывать необходимость ухода за другим членом семьи, который признан в установленном порядке недееспособным.

При необходимости ухода за больным членом семьи при амбулаторном лечении оплачиваются не более 7 календарных дней по каждому случаю заболевания и не более 30 календарных дней в календарном году по всем случаям ухода за этим членом семьи.

Важное изменение коснется родителей, которые ухаживают за заболевшим ребенком. До недавних пор по больничному листу в этом случае оплачивались только 15 дней в месяц. Теперь законодательно установлено максимальное количество оплачиваемых дней по уходу за больным ребенком:

а) в возрасте до 7 лет - не более 60 календарных дней в год (до 90 дней в год, если у ребенка особо тяжелое заболевание);

б) в возрасте от 7 до 15 лет - не более 15 дней по каждому случаю амбулаторного лечения, но не более 45 календарных дней в год;

в) инвалидом в возрасте до 15 лет - не более 120 календарных дней в год;

г) в возрасте до 15 лет, являющимся ВИЧ-инфицированным, - оплачивается весь период совместного пребывания в стационаре в размере 100% оплаты;

д) в возрасте до 15 лет при болезни, связанной с поствакцинальным осложнением, - оплачивается весь период амбулаторного лечения или совместного пребывания с ребенком в стационаре.

К сожалению, не уточняется, касаются ли перечисленные ограничения только одного родителя или всех родственников больного, т.е. смогут ли родители, а также бабушки и дедушки поочередно сидеть с больным ребенком каждый по 60 календарных дней, или государство оплатит только 60 дней на всю семью? Действующее Положение о порядке обеспечения пособиями по государственному социальному страхованию (утверждено постановлением Президиума ВЦСПС 12 ноября 1984 г. N 13-6) не содержит ограничений временной нетрудоспособности по уходу за больным ребенком в рамках года.

Кроме того, законодатель не учитывает ситуацию одиноких родителей и многодетных семей. Так, одинокий родитель будет лишен возможности получить оплачиваемый больничный лист, исчерпав предлагаемую законом продолжительность ухода за ребенком. При этом в полной семье мама и папа могут оставаться с детьми по очереди - и тогда на двоих получится больше оплачиваемых дней. Не принимается во внимание и количество детей, например, в многодетной семье, так как размер пособия ставится в зависимость только от продолжительности общего трудового стажа.

Пособие по беременности

Сохраняется действующее правило об исчислении пособий по временной нетрудоспособности и по беременности и родам из средней заработной платы застрахованного лица за последние 12 календарных месяцев.

Пособие по беременности и родам выплачивается застрахованной женщине суммарно за весь период отпуска по беременности и родам продолжительностью 70 календарных дней (в случае многоплодной беременности - 84 дня) до родов и 70 календарных дней (в случае осложненных родов - 86, при рождении двух или более детей - 110 дней) после родов.

Пособие выплачивается в размере 100% среднего заработка, но не более максимального размера, установленного законом о бюджете ФСС РФ для данного периода.

При расчете пособия по беременности и родам стаж не учитывается. Исключение составляет ситуация, когда стаж составляет менее 6 месяцев.

Положение об ограничении пособия величиной МРОТ для тех женщин, которые в течение года перед наступлением страхового случая проработали менее трех месяцев, заменяется требованием о наличии страхового стажа в шесть месяцев. Если женщина отработала шесть календарных месяцев, то пособие будет рассчитываться исходя из ее фактического заработка за фактически отработанное время. Если она проработала менее шести месяцев перед уходом в декретный отпуск, пособие будет ей выплачиваться исходя из МРОТ.

Переходные положения

Закон N 255-ФЗ начал действовать 1 января 2007 г. Он применяется к страховым случаям, наступившим после вступления его в силу.

По страховым случаям, наступившим до 1 января 2007 г., пособия исчисляются по нормам Закона N 255-ФЗ за период после дня вступления его в силу, если размер пособия, исчисленного в соответствии с Законом N 255-ФЗ, превышает размер пособия, полагающийся по нормам ранее действовавшего законодательства.

Гражданам, которые приступили к работе по трудовому договору, к служебной или иной деятельности, в течение которой они подлежат обязательному социальному страхованию, и до вступления в силу Закона N 255-ФЗ имели право на получение пособия по временной нетрудоспособности в размере (выраженном в процентах от среднего заработка), превышающем размер пособия, полагающегося в соответствии с Законом N 255-ФЗ, пособие по временной нетрудоспособности назначается и выплачивается в прежнем более высоком размере (выраженном в процентах от среднего заработка), но не выше установленного максимального размера пособия по временной нетрудоспособности.

Если продолжительность страхового стажа застрахованного лица, исчисленного по новому закону за период до 1 января 2007 г., окажется меньше продолжительности его непрерывного трудового стажа, применяемого при назначении пособий по временной нетрудоспособности в соответствии с ранее действовавшими нормативными правовыми актами за тот же период (такая ситуация возможна, в частности, при назначении пособий бывшим военнослужащим), за продолжительность страхового стажа принимается продолжительность непрерывного трудового стажа застрахованного лица.

Помощь при рождении ребенка освободили от ЕСН и НДФЛ

Федеральным законом от 29 декабря 2006 г. N 257-ФЗ в ст. 217 и 238 НК РФ вносятся изменения. Они освобождают с 1 января 2008 г. от обложения налогом на доходы физических лиц и единого социального налога суммы единовременной материальной помощи, которая оказывается работодателем родителям (усыновителям, опекунам) при рождении (усыновлении, удочерении) ребенка. Максимальный размер этой помощи, не подлежащий налогообложению, определен в сумме 50 тыс. руб. на каждого ребенка.

 

В.86. Основные особенности формирования системы социального страхования в Российской Федерации.

В истории развития системы социального страхования в России условно можно выделить три основных этапа.

1. Зарождение системы социального страхования

Первый этап -

- с 80-х годов прошлого века до 1917 г. В этот период социальное страхование в России развивалось в едином русле с аналогичными системами других стран (Гер­мании, Франции, Австрии).

Необходимо отметить, что обязательное устройство касс страхования восходит еще к 1861 году, когда в России был при­нят закон о «вспомогательных товариществах» при казенных горных заводах. В более развернутом виде принципы социаль­ной защиты нашли свое воплощение в законодательном акте or 15 мая 1901 г. «Временные правила о пенсиях рабочим казен­ных горных заводов и рудников, утративших трудоспособность на заводских и рудничных работах». В 1903 г. был принят за­кон о вознаграждении потерпевших и их семейств за увечье и смерть в промышленных заведениях, который в основание пра­ва на вознаграждение пострадавших от несчастных случаев на производстве положил понятие о профессиональном риске.

Базовые основы социального страхования были заложены в стране в 1912 г., когда Третьей Государственной Думой был принят пакет законов: «Об утверждении присутствий по делам страхования рабочих»; «Об утверждении Совета по делам стра­хования рабочих»; «Об обеспечении рабочих на случай болез­ни»; «О страховании рабочих от несчастных случаев на произ­водстве». Принятая в 1912 г. система социального страхования была построена на тех же принципах и методологических под­ходах, которые были характерны для аналогичных систем в Ав­стрии, Германии, Франции. С этого периода Россия влилась в строй цивилизованных стран с передовой для того времени, до­статочно широкой системой обязательного социального страхо­вания.

Общее руководство деятельностью в этой области осуществ­лял Совет по делам страхования рабочих, созданный в Петер­бурге при Министерстве торговли и промышленности. В губер­ниях и крупнейших городах действовали страховые органы,. носившие имя Страховых Присутствий и наблюдавшие за испол­нением страховых законов. Основными рабочими органами на местах были больничные кассы и страховые товарищества. Основную роль в управлении страховыми кассами играли на паритетных началах рабочие и работодатели. Страховые то­варищества объединяли в страховых целях предпринимателей по округам, границы которых устанавливались Советом по де­лам страхования рабочих (несколько губерний). В дореволю­ционной России действовало несколько тысяч страховых касс и около десятка товариществ.

“Необходимо отметить, что вопросы социального страхова­ния (обсуждение и принятие Думных законопроектов) было в центре общественного внимания, по ним развернулась оживлен­ная политическая дискуссия. На Ше­стой (Пражской) Всероссийской конференции РСДРП важней­шим вопросом было определение отношения большевиков к думским законопроектам о социальном страховании. В. И. Ле­нин разработал альтернативную страховую программу, кото­рая впоследствии получила название ленинской страховой прог­раммы. Прежде всего, Ленин отмечал, что «наилучшей формой страхования рабочих является государственное страхование их». Использование Лениным слова «страхование» в со­четании со словом «государственное» означало применение принципиально иного подхода к способам формирования стра­ховых фондов для нетрудоспособных лиц. Выдвигались серьез­ные задачи, в частности: «все расходы по страхованию долж­ны падать на предпринимателей и государство»; «страхование должно охватывать всех лиц наемного труда»; «повышение до­ли компенсаций до среднего заработка»; «перевод управления страховых организаций на начала полного самоуправления за­страхованных».” [5]

Провозглашенные принципы организации «государственно­го страхования» на самом деле не являются страховыми. Это скорее социальная помощь или социальное обеспечение из государственного бюджета. Реализация таких подходов при со­ветской власти показала наряду с несомненными их достоинст­вами (широта охвата, государственная гарантированность) и их органические пороки.

2. Большевистская система социального страхования

Второй этап -

- 1918—1933 гг. В этот период сделана попытка претворить большевистскую программу социального страхования, разработанную Пражской конференцией (1912 г.). Первым шагом советской власти по реформированию социального страхования стало принятие декларации Народным Ко­миссариатом Труда (НКТ) о введении в России полного соци­ального страхования и Положения о социальном обеспечении трудящихся (31 октября 1918 г.) в соответствии с которым со­циальное страхование заменялось социальным обеспечением, а все органы, ведающие страхованием, ликвидировались.

Это положение законодательно распространяет социальное обеспечение на всех без исключения трудящихся, источником существования которых является собственный труд, независи­мо от того, работают они по найму или самостоятельно.

Ориентация на такую модель социальной защиты подкреп­лялась идеологизированными установками «немедленно осуще­ствить социализм в области социального страхования» путем.введения «бесплатного» социального страхования для трудящих­ся, необходимые финансовые средства предлагалось взимать с предприятий и предпринимателей, а в необходимых случаях и из государственного бюджета. «Сущность социального обеспе­чения сводилась к всеобщему для всего населения, равному для всех, проводимому органами государства и за счет государст­ва».

Примерно через полгода после издания Положения пред­приятия и учреждения были освобождены от уплаты страховых взносов за рабочих и служащих, а с работников самостоятель­ного труда соответствующие взносы взимались через налоговые органы Наркомфина. В связи с «национализацией обеспечения» подверглась изменению вся организационная система, «остав­шаяся в наследство от периода социального страхования». Про­ведение такой реформы подкреплялось следующими аргумента­ми: «Если работающие по найму обеспечиваются на равных на­чалах со всеми нуждающимися, и если обеспечение проводится для всех нуждающихся Советской властью рабочих и крестьян, то ненужными делаются специальные, выделенные из общей советской системы органы, осуществляющие обеспечение рабо­тающих по найму. На место социально страховых организаций рабочего класса становится государственный аппарат социаль­ного обеспечения».

Период «социального обеспечения» длился до 1921 г., когда с переходом к НЭПу наметилась необходимость возврата к со­циальному страхованию, что мотивировалось ренессансом частого предпринимательства и частичной денационализацией промышленности. «Подобно тому, как раньше из акта национали­зации всего производства и последовательного проведения принципа всеобщей трудовой повинности логически вытекало требование обеспечения эсех занятых в производстве за счет государства, так теперь, с переходом к новой экономической политике, государство, перестав быть единственным хозяином промышленности, не могло взять на себя бремя обеспечения всех работающих по найму».

В соответствии с декретом Совнаркома от 15 ноября 1921 г. «О социальном страховании лиц, занятых наемным трудом» обеспечение за счет государства было заменено обеспечением в порядке социального страхования, то есть из фондов социального страхования, формирующихся за счет взносов, уплачиваемых всеми предприятиями, хозяйствами и учреждениями, пользую­щимися наемным трудом.

Причины возврата к социальному страхованию на этом эта­пе обусловлены «переходом государственных предприятий на хозрасчет», на что указывается в «Тезисах о социальном страхо­вании», утвержденных ЦК РКП (б) 4 сентября 1922 г.

В дальнейшем (конец 20-х начало 30-х годов) вопросы со­циального страхования становятся объектом политической борь­бы и политических спекуляций. Ученых, отстаивающих необхо­димость развития системы социального страхования при социа­лизме, учета и снижения социальных рисков, подвергают кри­тике, остракизму и гонениям.

Система социального страхования максимально упрости­лась, финансовые системы социального страхования всех видов объединились, что фактически означало отход от принципов страхования, а значит, «ненужность» всего механизма опреде­ления и учета социальных рисков.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-04-24; Просмотров: 393; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.008 сек.