Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Модели пенсионного обеспечения




Государственное социальное страхование наемных работников возникло в конце XIX в. В Германии. Вопросами пенсионного обеспечения по старости и инвалидности ведали специальные страховые органы. Фонды на эти виды пен­сионного обеспечения формировались путем взносов, уплачиваемых в равных долях застрахованными и предпринимателями.Вслед за Германией законы об обязательном государственном страхова­ван были приняты и в других странах Европы. Вначале они охватывали сферу страхования от несчастных случаев на производстве, затем – по болезни, инва­лидности, старости, безработице.Начиная с 20-30-х г. XX в. Государственное социальное страхование стало доминирующей формой социального обеспечения во всех развитых стра­нах, хотя сами условия предоставления и размеры отдельных пенсий и пособий впоследствии многократно изменялись и дополнялись. В период после второй мировой войны многие страны осуществили ре­форму социального обеспечения. Примером такой реформы может служить за­конодательство, принятое английским правительством в 1946-1948 гг. Оно предусматривало охват социальным обеспечением всех лиц наемного труда и членам их семей, а также лиц, занятых самостоятельным трудом, уста­новление пенсий и пособий в твердых размерах вне зависимости от заработка на уровне национального минимального стандарта. Была устранена диспропор­ция в размерах пособий по болезни, безработице и пенсий по старости. Подоб­ные реформы заложили базу современных систем социального, в том числе и пенсионного обеспечения. В мировой практике преобладают две модели по­строения пенсионных систем: распределительная (солидарная) и накопительная (сберегательная); также они могут комбинироваться в разных вариантах. Полностью распределительная (солидарная) модель устанавливает зависимость раз­мера пенсии от стажа, уровня оплаты труда, суммы страховых взносов и т. Д. сама пенсия образуется по следующему принципу: последующее поколение финансирует предыдущее, то есть по принципу «работающий платит за пенсионера». Собранные страховые взносы, уплачиваемые рабо­тодателями и гражданами, все имеющиеся в наличии финансовые ресурсы, поступившие в пенсионный фонд в соответствующем периоде, целиком расходуются на выплату пенсий в текущее время. Следовательно, уровень благополучия пенсионеров целиком и полно­стью зависит от экономического благополучия именно этого поколения, на ко­торое они уже никак не могут повлиять. Пенсия в распределительных системах имеет социальную природу, и ее выплата обязательно гарантируется государст­вом. В такой системе уровень пенсии не зависит от предыдущих заработков и целиком зависит от финансовой обеспеченности пенсионного фонда. Если финансов не хватает, надо либо уменьшить размер выплат, либо увеличить налоги, либо повышать пенсионный возраст.

Полностью накопительная модель является полной противоположностью распреде­лительной системе финансирования пенсий. При ней страховые взносы на текущие выплаты не тратятся, а зачисляются на личные счета граждан и затем инвестируются в порядке, который в большинстве стран установлен законом. Таким образом, гражданин самостоятельно накапливает свою пенсию в течение трудовой жизни, а ее размер зависит только от объема взносов, уплаченных в накопительную составляющую и дохода от инвестирования средств пенсионных накоплений. Накопительная система отлича­ется от распределительной тем, что при этом каждый человек формирует себе пенсию сам. Его взносы идут не на оплату пенсии другому застрахованному лицу, а на индивидуальный счет в специализиро­ванной страховой компании.

Считается, что накопительная система имеет ряд существенных преимуществ: не зависит от проблем демографического плана, угрожающих практически во всем мире существованию распределительных механизмов и систем; дает возможность эффективно использовать аккумулируемые деньги для нужд экономического развития; обеспечивает дифференциацию размеров пенсий в зависимости от того, сколько сумел накопить тот или иной человек и как эф­фективно были инвестированы его накопления.

В целом можно сказать, что накопительная система в большей степени соответствует принципам рыночного хозяйства, чем распределительная. Более того, накопительный, в отличие от распределительного, вполне соче­тается с системой конкурирующих между собой пенсионных фондов, что по­зволяет внедрить рыночные начала в само пенсионное страхование. Однако переход к накопительной системе связан с серьезными трудно­стями финансового и организационного плана. Наиболее широкое распространение накопительные пенсионные системы получили в странах Латинской Америки и Азии. При этом функция государства в данной системе сводится только к контролю за деятельностью пенсионных фондов, а гарантии самим гражданам по размерам и условиям пенсионных вы­плат имеют очень локальный характер. Как показала практика работы частных пенсионных фондов, они стано­вятся активными участниками финансового рынка и благоприятствуют эконо­мическому росту в этих странах. В большинстве же промышленно развитых стран главное место в органи­зации обязательных пенсионных систем занимают распределительные схемы. Накопительные схемы обычно носят добровольный (дополнительный) харак­тер. Объем накопленных взносов во многих промышленно развитых странах не велик и зависит от уровня пенсионного обеспечения, предусмотренного по обя­зательным распределительным схемам.

В последнее десятилетие очевидность доминирования как полностью распределительной, так и полностью накопительной систем поставлена под сомнение во многих странах. Во мно­гих из них в большей или меньшей степени используется иной принцип по­строения пенсионной системы – накопительный. Независимость от демографических тенденций оборачивается зависимо­стью от темпов роста экономики страны.

Однако невозможен обратный путь в полностью распределительную систему даже в том слу­чае, если общество по каким-либо объективным или субъективным при­чинам “передумает” реформироваться. Риск в накопительной системе возлагается полностью на его участников. Однако система подходит лишь для высокооплачиваемых специалистов, которые одни лишь могут накопить достаточную для получения пенсии сумму де­нег. Система подвергается эрозии при значительных темпах инфляции.

Наличие данных проблем наряду с некоторыми другими соображениями вынуждает многие страны воздерживаться от коренного реформирования распределительных систем, несмотря на осознание преимуществ систем накопительных.

Каждая из рассмотренных моделей может быть использо­вана для решения конкретных экономических и социальных вопросов, но наи­более эффективным инструментом поддержания финансовой устойчивости пенсионного обеспечения считается их совместное функционирование. Опти­мальное решение задачи пенсионного обеспечения заключается не в альтерна­тивном выборе одной из моделей, во взаимодействии основной (доминирую­щей) и дополнительной пенсионных схем. Существенные различия в точках зрения на этот счет зависят в конечном итоге от целей, которые определены в социальной политике государства.

Таким образом, с учетом комбинирования, в современном мире можно выделить следующие основные формы финансирования пенсионной системы:

1. Полностью распределительная система.

2. Распределительная система с элементами накоплений.

3. Условно-накопительная система.

4. Полностью накопительная система.

Рассмотрим более подробно вторую и третью формы (первую и четвертую см. выше).

Условно-накопительная пенсионная система представляет собой также систему, основанную на распределительном принципе ее финансирования, однако размер выплачиваемой пенсии ставится в зависимость от заработка пенсионера за какой-либо промежуток трудовой деятельности. По существу, это означает всего лишь измененную форму расчета пенсии, позволяющую производить дифференциацию выплачиваемых пенсий в зависимости от предыдущих заработков. Вместе с тем, все проблемы и способы их решений идентичны полностью распределительной системе.

Распределительная система с элементами накоплений – это система, основу которой составляет либо полностью распределительная система, либо условно-накопительная система финансирования пенсий, однако на текущие выплаты расходуются не все средства, собираемые пенсионным фондом. Остатки средств направляются на создание специального накопительного резерва, который инвестируется с целью сохранения средств и получения дохода в установленном порядке. Однако этот резерв не является персонифицированным и может быть израсходован на выплаты пенсий в случае их индексации или в случае появления дефицита фонда по иным обстоятельствам.

Первые три системы составляют единый принцип организации пенсионного обеспечения с так называемой «установленной выплатой», когда законом устанавливается размер выплачиваемой пенсии, а система финансирования пенсий жестко привязана к необходимости обеспечения гарантий по выплате пенсий.

Обычно в полностью накопительных системах предполагается, что в случае смерти владельца лицевого счета все накопленные средства могут наследоваться его родственниками или указанными им самим лицами.

Этот принцип характеризует т.н. систему пенсионного страхования с «установленным взносом», когда законом устанавливается размер уплачиваемого взноса, а размер пенсии зависит от результатов инвестирования средств.

Как мы можем увидеть далее, конструкция трудовой пенсии РФ содержит в равной степени почти все вышеупомянутые элементы: базовая часть трудовой пенсии финансируется на полностью распределительных принципах, страховая часть трудовой пенсии финансируется по принципу условно-накопительного финансирования пенсий, накопительная часть трудовой пенсии действует на принципах полностью накопительной составляющих. Разработчики объясняют это как результат балансирования рисков, связанных с финансовой устойчивостью системы пенсионного обеспечения и страхования в целом.

Сравнение факторов риска (демографических – старения населения, безработицы, инфляции, финансовых рисков и страновых рисков) распределительной и накопительной систем говорит о том, что распределительная система более уязвима с точки зрения демографических факторов. Старение населения, как и высокий уровень безработицы приводят к повышению финансовой нагрузки на систему в силу необходимости финансирования раннего выхода на пенсию. В то же время, чем выше уровень безработицы, тем меньше работающих формируют финансовую базу распределительной системы. Сторонники реформ получение в последнее время пенсионерами заниженных доходов объясняют именно этими негативными аспектами российской экономики.

Инфляция оказывает примерно одинаковое влияние как на распределительную, так и на накопительную составляющие пенсионной системы. В первом случае индексация пенсий производится с запаздыванием по отношению к росту инфляции, что снижает реальный доход пенсионеров. Во втором случае инфляция может стать причиной обесценения пенсионных сбережений в случаях, когда она может являться причиной отрицательной реальной доходности.

Влияние странового риска на финансовую устойчивость распределительной и накопительной составляющих различно в силу специфики формирования их финансовой базы. Полностью зависящая от состояния отечественной экономики распределительная составляющая в полной мере примет на себя все негативные последствия, возникшие в результате принятия тех или иных решений, страновых и финансовых кризисов. В то же время зависимость от странового риска накопительной составляющей зависит от доли пенсионных резервов, размещенных на территории России.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-04-24; Просмотров: 4541; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.014 сек.