Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Конвертация пенсионных прав различных групп населения и их оценка в новой пенсионной модели




В.94 Президентская модель пенсионного обеспечения в РФ.

Структура пенсии по старости

Пенсия определяется по формуле: П = БЧ (базовая часть) + СЧ (страховая часть) + НЧ (накопительная часть).

БЧ трудовой пенсии устанавливается в твердом размере и дифференцируется в зависимости от возраста (80 лет), от наличия инвалидности I группы, а также от наличия и количества иждивенцев. Финансируется за счет средств федерального бюджета.
Размер СЧ зависит от величины пенсионного капитала, состоящего из двух частей: расчетного пенсионного капитала по состоянию на 1 января 2002 года с учетом дальнейшей индексации и общей суммы страховых взносов, перечисленных работодателем за застрахованное лицо после 1 января 2002 года и учтенных на лицевом счете в системе персонифицированного учета. Финансируется из бюджета ПФР за счет уплаченных страховых взносов.

Размер НЧ трудовой пенсии зависит от суммы страховых взносов, уплаченных на накопительную часть пенсии и дохода от инвестирования этой части. До 2013 года практически НЧ не будет, так как на лиц, которым до выхода на пенсию осталось менее 10 лет, не производятся отчисления на накопление (за некоторыми исключениями). Фиксируется на специальной части лицевого счета.

 

С 1 января 2002 года в стране идет реформирование пенсионной системы. Для сохранения пенсионных прав, заработанных гражданами до его начала, каждому россиянину производится оценка его пенсионных прав путем преобразования или конвертации в расчетный пенсионный капитал.

Конвертация - это преобразование пенсионных прав, при­обретенных гражданами по состоянию на 01.01.2002 года, то есть на момент начала пенсионной реформы, в сумму расчетно­го пенсионного капитала. Его величина - это эквивалент сум­мы уплаченных страховых взносов в Пенсионный Фонд Российс­кой Федерации до 01.01.2002 года. Эта сумма определяется обратным счетом из размера условно полагающейся всем заст­рахованным лицам пенсии так, как если бы они достигли пен­сионного возраста к указанной дате. Расчетный размер пенсии всем застрахованным лицам определяется по правилам, анало­гичным исчислению пенсий с применением индивидуального ко­эффициента пенсионера (ИКП). Пенсионным законодательством установлен новый подход к оценке результатов труда работников и новые нормы расчета пенсий. Величина пенсии определяется с учетом сумм средств, учтенных на лицевом счете застрахованного лица, открытом в Пенсионном фонде Российской Федерации. А сумма эта зависит от вклада, вносимого каждым лицом в пенсионную систему в течение всей трудовой деятельности. В новой пенсионной модели учет стажа и среднемесячного заработка работающих не предусмотрен. Вместо стажа будет учитываться количество полностью оплаченных страховых лет, вместо заработка - размер страховых платежей. Конвертация пенсионных прав, заработанных при старой пенсионной системе, касается как пенсионеров, так и тех, кто еще не достиг пенсионного возраста. Такое положение предусмотрено статьей 30 Федерального закона от 17 декабря 2001 года № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации».Для нынешних получателей пенсий оценка пенсионных прав согласно новому законодательству уже произведена с 1 января 2002 г. с учетом имевшихся в пенсионных делах пенсионеров документов о трудовом стаже и заработке. Для пенсионеров по состоянию на 31 декабря 2001 года установлена не условная, а реальная пенсия в наиболее вы­годном для них размере по действующему до начала реформы пенсионному законодательству. Пенсионерам, кроме того, было предоставлено право выбора - определить расчетный размер пен­сии по установленным для всех застрахованных лиц нормам. Соответственно - право рассчитать пенсионный капитал по на­иболее выгодному варианту. Норм по перерасчету пенсионного капитала (в отличие от пенсии) не предусмотрено.Следующий этап работы по оценке пенсионных прав коснется граждан, которые еще не достигли пенсионного возраста и будут дорабатывать до него при новой пенсионной системе. Схема преобразования пенсионных прав и определения начального пенсионного капитала граждан, не достигших пенсионного возраста, следующая.Начнем с того, что всем гражданам необходимо рассчитать пенсию, которую они заработали до 1 января 2002 г. Для этого органами Пенсионного фонда был организован сбор документов о заработной плате и трудовом стаже каждого гражданина. Для расчета пенсии учитывается выработанный работником на начало реформы стаж и среднемесячная заработная плата за 2000-2001 годы, либо любые 60 месяцев подряд по выбору. При наличии отработанного стажа 20 лет у женщин и 25 - у мужчин стажевый коэффициент, используемый при расчете, составляет 0,55 и повышается на 0,01 за каждый год стажа сверх требуемого, но не может быть более 0,75. При меньшей продолжительности стажа - коэффициент понижается ровно на столько, на сколько фактически выработанный стаж меньше установленного законом. На основе рассчитанного размера пенсии определяется так называемый расчетный или начальный пенсионный капитал. Сумма расчетного пенсионного капитала в рублях запишется на ваш лицевой счет. В дальнейшем она подлежит индексации (порядок индексации приведен в разделе 4.2.2).Суммы исчисленного начального пенсионного капитала и страховых взносов, которые в дальнейшем будут отчисляться работодателями в пользу каждого работника, и составят пенсионный капитал для определения размера трудовой пенсии.

На некоторых понятиях остановимся более подробно.

Начальный пенсионный капитал

В целях реализации положений программы пенсионной реформы в Российской Федерации в части обеспечения равных возможностей для разных возрастных когорт работающих граждан предполагается оце­нить их приобретенные пенсионные права по состоянию на 1 января 2002 года, гарантированные действующим пенсионным законодательст­вом путем конвертации (преобразования) в расчетный пенсионный ка­питал.

Пенсия по старости в реформируемой пенсионной системе исчис­ляется по формуле

П = БЧ + ПК/Т (1)

где, П - размер пенсии;

БЧ - размер базовой части трудовой пенсии;

ПК - величина пенсионного капитала;

Т - ожидаемый период выплаты пенсии.

В этой связи начальный пенсионный капитал, который бы соот­ветствовал расчетному размеру пенсии при ее условном установлении 1 января 2002 года, всем застрахованным лицам должен рассчиты­ваться по обратной (в математическом смысле) формуле:

ПК = (РП - БЧ) х Т (2)

где, РП - расчетный размер пенсии

При этом оценка пенсионных прав застрахованных лиц осущест­вляется исходя из следующих положений и принципов:

Первое. Размер установленных по состоянию на 31 декабря 2001 года государственных пенсий, исчисленных с применением индивиду­ального коэффициента пенсионера, сохраняется (не уменьшается) при перерасчете пенсий по новым правилам с 1 января 2002 года. При этом для всех пенсий действует правило: если при пересчете по новым нормам размер пенсии не достигает размера, получаемого пенсионером на 31 декабря 2001 г., пенсионеру выплачивается пенсия в прежнем более высоком размере.

Второе. Застрахованным лицам, имеющим полный общий трудовой стаж (мужчинам - не менее 25 лет, женщинам - не менее 20 лет), расчетный размер пенсии определяется по действующим на 31 декабря 2001 года нормам исчисления пенсий с применением индивидуального коэффициента пенсионера.

Третье. Среднемесячный заработок определяется на основании сведений индивидуального (персонифицированного) учета за 24 пос­ледних месяца перед датой конвертации (1 января 2002 года), в его отсутствие - за любые 60 месяцев подряд до регистрации в качестве застрахованного лица на основании справок с места работы. Для пенсионеров также может быть взят заработок, из которого исчисле­на пенсия, на основании сведений, имеющихся в пенсионном деле.

Четвертое. Расчетный размер пенсии при полном стаже не дол­жен быть менее величины минимальной совокупной выплаты, установ­ленной на 31 декабря 2001 года (660 руб.).

Пятое. В отношении лиц, имеющих неполный трудовой стаж, должна определяться величина расчетного пенсионного капитала при полном общем трудовом стаже, уменьшаемая пропорционально имеюще­муся и полному стажу по нормам исчисления пенсий при неполном общем трудовом стаже.

Шестое. Необходимый для назначения пенсии по старости мини­мальный стаж (5 лет) при расчете начального пенсионного капитала не требуется. Достаточно иметь хотя бы один месяц общего трудово­го стажа.

Седьмое. Для оценки пенсионных прав застрахованных лиц, за­нятых в условиях труда, отклоняющихся от нормативных, по повышен­ным нормам учета стажа и заработка, а также для обеспечения учета неполной выслуги лет должно быть предоставлено право рассчитать пенсионный капитал в едином порядке, но исходя из имеющегося и требуемого полного специального трудового стажа, дающего право на назначение трудовой пенсии по старости досрочно, с учетом увели­чения ожидаемого периода ее выплаты.

Восьмое. Оценка пенсионных прав и расчет начального капитала в переходный период до 2013 года производятся органами, осуществляющими пенсионное обеспечение, одновременно с назначением трудовой пенсии. По истечении указанного срока осуществляется конвертация в отношении остальных застрахованных лиц, не достигших пенсионного возраста. В течение переходного периода в целях расчета трудовой пенсии и пенсионного капитала применяется аналогичный показатель ожидаемого периода выплаты пенсии по старости.

Девятое. Расчетный размер пенсии в части, связанной с пенсионными правами, которые приобретены застрахованным лицом до 1 января 2002 г., не зависит от даты проведения конвертации и вида назначаемой пенсии.

Расчетный размер трудовой пенсии определяется для мужчин, имеющих общий трудовой стаж не менее 25 лет и для женщин, имеющих общий трудовой стаж не менее 20 лет по формуле:

РП = СК * ЗР/ЗП * СЗП (3)

ЗР - среднемесячный заработок застрахованного лица за 2000-2001 годы по сведения персонифицированного учета, либо за любые 60 месяцев подряд любого периода работы.

ЗП - среднемесячная заработная плата в Российской Фе­дерации за тот же период, что и ЗР.

СЗП - среднемесячная заработная плата в Российской Федерации за период с 1 июля по 30 сентября 2001 года, равна 1671 рублей.

СК - стажевой коэффициент, который для застрахованных лиц (за исключение инвалидов, имеющих ограничение способ­ности к трудовой деятельности I степени) составляет 0,55 и повышается на 0,01 за каждый полный год общего трудового стажа сверх требуемого, но не более чем на 0,20. Для инва­лидов I степени стажевый коэффициент составляет 0,30.

При этом отношение среднемесячного заработка застрахованного лица к среднемесячной заработной плате в стране (ЗР/ЗП) учитыва­ется в размере не свыше 1,2, а для лиц, проживающих на Крайнем Севере и приравненных местностях при стаже работы в этих районах 15 и 20 лет соответственно – до 1,9 в зависимости от районного коэффициента.

Расчетный размер трудовой пенсии РП не может быть менее 660 руб.

Среднемесячная заработная плата в стране (ЗР), применяемая для конвертации пенсионных прав в капитал, приводится в таблице.

В соответствии с пунктом 4 статьи 30 Закона от 17.12.2001 года под общим трудовым стажем понимается сум­марная продолжительность трудовой и иной общественно полез­ной деятельности до 01.01.2002 года, учитываемая в кален­дарном порядке. В нее включаются те же периоды работы и де­ятельности, которые учитывались при назначении пенсий с применение ИКП.

Расчетный размер пенсии не может быть менее 600 рублей (раз­мера минимальной совокупной выплаты пенсионеру, введенной с 1 марта 2001 года, а также минимальной суммы базовой и страховой частей пенсии по старости, вводимой с 1 января 2002 года).

Таким образом, начальный пенсионный капитал при полном общем трудовом стаже ПК = ([55% + 1% за каждый год стажа сверх требуе­мого, в сумме не более 75%] х ЗР/ЗП х СЗП - БЧ) х Т.

Пример. Иванов И.И. на 1 января 2002 года имеет общий тру­довой стаж 34 года и среднемесячный заработок 2000 рублей за пе­риод 2000-2001 годы.

Расчетный размер его пенсии (в процентах) составит 55% + 1%х (34-25) = 64%. Соотношение заработка Иванова И.И. со среднемесяч­ной заработной платой в стране за этот период (1473 руб.) соста­вит 2000р.: 1473 р.= 1,36 и будет учтено в размере не свыше 1,2.

Среднемесячная заработная плата в стране за IV квартал 2001 года составляла 1671 рубль, расчетный размер пенсии Иванова И.И. будет равен 64% х 1,2 х 1671 = 1283 руб. 33 коп.

На 01.01.2002 года установлен размер базовой части пенсии 450 рублей, а ожидаемый период выплаты пенсии - 144 месяца. Ива­нову И.И. "присваивается" начальный пенсионный капитал в размере (1283 руб. 33 коп - 450 руб.) х 144 мес. = 119999 руб. 52 коп, отра­жаемый на его индивидуальном лицевом счете в Пенсионном фонде Российской Федерации.

Если имеющийся по состоянию на 01.01.2002 года общий трудовой стаж пенсионера (в том числе инвалида или умерше­го кормильца) составляет менее 25 лет у мужчин и менее 20 лет у женщин, то в соответствии с пунктом 3 статьи 30 Зако­на от 17.12. 2001 г. величина расчетного пенсионного капита­ла определяется исходя из расчетного размера трудовой пен­сии при полном общем трудовом стаже. Затем полученная ве­личина умножается на отношение числа месяцев фактически имеющегося трудового стажа по состоянию на 01.01.2002 года к числу месяцев полного общего трудового стажа.

С 1 января 2002 года одновременно с назначением пен­сии производится оценка пенсионных прав застрахованных лиц, приобретенных до 1 января 2002, с учетом стажа и среднемесячного заработка застрахованного лица за 2000-2001 годы по сведениям индивидуального (персонифици­рованного) учета, либо за любые 60 месяцев подряд.

Размеры пенсий, установленных до 1 января 2002 года, в 2002 году уже пересчитаны в соответствии с Федеральными законами. Например, по Чувашской Республике - 74,5 тысяч пенсионерам. Общий объем допол­нительных затрат составил по ЧР 27,5 миллионов рублей, средний размер увеличения составил 369 рублей.

Увеличение произведено:

- лицам, достигшим 80 летнего возраста и инвалидам I группы за счет установления базовой части пенсии в размере 900 рублей;

- работающим пенсионерам, которые приобрели право на получение пенсий без каких-либо ограничений;

- получателям пенсий при неполном стаже, минимальный размер пенсии которых не может быть менее 600 рублей;

- получателям пенсий, имеющим на своем иждивении нет­рудоспособных членов семьи, за счет установления увеличен­ной базовой части пенсии на 150 рублей на каждого иждивен­ца, но не более 450 рублей (в том числе за выслугу лет и по инвалидности независимо от факта работы);

- гражданам, проработавшим в районах Крайнего Севера и местностях, приравненных к ним не менее 15 и 20 лет соот­ветственно и выехавшим за пределы указанных районов, за счет применения повышенного отношения заработков;

- инвалидам с детства I и II группы, детям сиротам и детям-инвалидам в размере 900 рублей;

- вдовам и родителям погибших воинов в размере 900 рублей;

- инвалидам - участникам ВОВ;

- лицам, пострадавших в результате радиационных ка­тастроф.

Этот указанный перерасчет произведен по данным пенси­онных дел, без истребования дополнительных документов от пенсионеров.

В 2003 году коэффициент индексации страховой части трудовой пенсии составил 1.216, с 1 апреля 2004 года – 1,09.

В соответствии с пунктом 1 статьи 30 Закона от 17.12.2001 года конвертация производится в связи с его вве­дением в действие, то есть носит разовый характер. При этом предполагается, что необходимые сведения для оценки пенси­онных прав по состоянию на 01.01.2002 года должны находить­ся в распоряжении пенсионного органа в полном объеме, и по­этому не требуется их дополнительного уточнения. Исходя из этого нормы Закона от 17.12. 2001 года не содержат возмож­ности перерасчета пенсионного капитала.

В течение переходного периода, то есть до 01.01.2013 года, должна быть окончательно произведена оценка пенсион­ных прав всех застрахованных лиц. В соответствии с конвер­тацией все Управления Пенсионного фонда Российской Федерации с 1 ноября 2002 года начали производить конвертацию пенсион­ных прав по состоянию на 1 января 2002 года. Каждому пенсионеру будет расс­читан его пенсионный капитал по состоянию на 1 января 2002 года.

Пенсионный капитал фиксируется для работающих пенсио­неров и получателей пенсии по инвалидности, установленных на определенный срок, с тем, чтобы по мере обращения за пе­рерасчетом трудовой пенсии определить величину пенсионного капитала по состоянию на 01.01.2002 года.

Для остальных категорий пенсионеров фиксировать вели­чину расчетного пенсионного капитал нецелесообразно. Доста­точно окончательно определить эту величину не позднее 01.01.2013 года.

Возможен случай, когда пенсионер после представления дополнительных документов и определения расчетного пенсион­ного капитала представил новые дополнительные документы (например, справку о более высоком заработке за 5 лет под­ряд) за период до 01.01.2002 года. При этом также возможен перерасчет трудовой пенсии в указанном выше порядке.

Для определения расчетного размера трудовой пенсии по желанию пенсионера может быть учтен размер его среднемесяч­ного заработка, из которого исчислена установленная пенсия. Заработок пенсионера может быть взят за 24 месяца работы перед назначением (перерасчетом) трудовой пенсии, из которого исчислен ее размер, то есть за период, не совпадающий с установленным для всех застрахованных лиц периодом 2000-2001 годы. Подбор заработка пенсионера за другие "лучшие" 24 месяца работы не допускается.

Независимо от даты назначения пенсии пенсионер наравне с остальными застрахованными лицами может выбрать заработок:

* за любые 60 месяцев работы подряд до 01.01.2002 го­да на основании документов, выдаваемых в установленном по­рядке соответствующими работодателями либо государственными (муниципальными) органами;

** за 2000-2001 годы по сведениям индивидуального (персонифицированного) учета.

Приобретенные пенсионные права на эту дату, определен­ные в виде пенсионного капитала, будут зафиксированы на Вашем индивидуальном счете.

При наступлении пенсионного возраста к данной схеме будет приплюсована сумма страховых взносов, уплаченных в Пенсионный фонд за работу с 01.01.2002 года, и весь пенси­онный капитал будет поделен на определенное количество ме­сяцев - ожидаемый период выплаты пенсии (в 2002 году это 144 месяца, в 2013 году - 228 месяцев).

Размер Вашей трудовой пенсии составит сумму всех трех ее частей:

ПЕНСИЯ = базовая часть + страховая часть + накопительная часть

 

Об учете колхозного и других видов стажа. Периоды работы в колхозе могут быть подтверждены трудовыми книжками колхозников, справками, выданными на основании сведений об учете отработанного времени в трудоднях; справками, выданными на основании сведений о произведенных выплатах (книги лицевых счетов колхозников, расчетно-платежные ведомости и др.).

Для школьников работа в колхозе учитывается во время школьных каникул (летних), т.е. три месяца, для учащихся выпускных классов 2 месяца – июль-август. Стаж учитывается с 7 лет. По свидетельским показаниям общий трудовой стаж в колхозе может учитываться с 16 лет.

Учитывая нормы Положения от 04.10.91г. №190, продолжительность трудового сажа, установленного по свидетельским показаниям, при отсутствии документов о стаже и невозможности их получения ввиду полной ликвидации организации либо отсутствия архивных данных по причине их небрежного хранения, умышленного уничтожения и т.п. не должна превышать половины стажа, требуемого для назначения пенсии, т.е. 10 лет для женщин и 12,5 для мужчин. В случае утраты документов о работе в связи с военными действиями, стихийными бедствиями, катастрофами и др. чрезвычайными ситуациями, во внимание принимается стаж работы, установленный по свидетельским показаниям, без ограничения его продолжительности.

Конвертация пенсионных прав в расчетный пенсионный капитал может осуществляться по желанию застрахованного лица с применением стажа на соответствующих видах работ.

Стаж работы для назначения трудовой пенсии для работников моложе 1952, 1963 и 1978 года также имеет значение только до 01.01.2002 года.

В стаж работы время учебы в вузах новое законодательство не учитывает со ссылкой на то, что с 1 января 2002 года стаж работы утратил свою актуальность, а вместо него учитываются только страховые взносы, перечисляемые работодателем или самим застрахованным лицом в соответствии с Федеральным законом № 167.

Так как оценка пенсионных прав застрахованных лиц по состоянию на 1.01.2002 года производится по старому пенсионному законодательству с учетом индивидуальных коэффициентов пенсионера, т.е. по Федеральному закону №113, ст. 7, периоды подготовки к профессиональной деятельности в составе общего трудового стажа при определении размера пенсии не учитываются.

При представлении документов, подтверждающих зачисление на рабочие места в период прохождения производственной практики или оформления на работу в период обучения, время выполнения такой работы подлежит зачету в общий трудовой стаж. Доказательством факта нахождения в трудовых отношениях с организацией могут являться записи в трудовой книжке, справки организаций, а также сохранение за работником заработной платы за время обучения, которое не следует путать с получением различного рода компенсационных или стипендиальных выплат, установленных организацией своим работникам, направляемым на учебу с освобождением от работы.

Что касается фабрично-заводского ученичества, школ горно-промышленного ученичества, то такое ученичество осуществлялось непосредственно на рабочем месте. Эти лица, как правило, оформлялись на работу в качестве ученика – рабочего, получали заработную плату. Поэтому ФЗУ рассматривается в качестве трудовой деятельности и засчитывается в общий трудовой стаж.

Работа осужденных в период отбывания или наказания в виде лишения свободы учитывается с 1 августа 1997 года, п.3 ст.104 УИК РФ №1-ФЗ.

Периоды работы подтверждаются первичными документами: приказами о приеме, увольнении и переводе, лицевыми счетами, табелями учета рабочего времен. В случае ликвидации предприятия периоды работы подтверждаются архивными документами, в случае несохранности документов – свидетельскими показаниями. Работа в особых условиях труда свидетельскими показаниями не подтверждается.

Конвертация пенсионных прав в расчетный пенсионный капитал должна быть произведена не позднее 1 января 2013 г. Соответственно для всех работающих лиц, которым пенсия не будет назначена до этой даты, величина «стартового» пенсионного капитала должна быть рассчитана и зафиксирована на индивидуальном лицевом счете не позднее этого срока.

 

В.96 Цель и задачи персонифицированного учета в системе обязательного пенсионного страхова­ния.

Индивидуальный (персонифицированный) учет - организация и ведение учета сведений о каждом застрахованном лице для реализации пенсионных прав в соответствии с законодательством Российской Федерации;

Целями индивидуального (персонифицированного) учета являются:

1. создание условий для назначения трудовых пенсий в соответствии с результатами труда каждого застрахованного лица;

2. обеспечение достоверности сведений о стаже и заработке (доходе), определяющих размер трудовой пенсии при ее назначении;

3. создание информационной базы для реализации и совершенствования пенсионного законодательства Российской Федерации, а также для назначения трудовых пенсий на основе страхового стажа застрахованных лиц и их страховых взносов;

4. развитие заинтересованности застрахованных лиц в уплате страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации;

5. создание условий для контроля за уплатой страховых взносов застрахованными лицами;

6. информационная поддержка прогнозирования расходов на выплату трудовых пенсий, определения тарифа страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации, расчета макроэкономических показателей, касающихся обязательного пенсионного страхования;

7. упрощение порядка и ускорение процедуры назначения трудовых пенсий застрахованным лицам.

Одной из важнейших задач персонифицированного учета является назначение пенсий по данным персонифицированного учета. Отработана и успешно действует технология представления индивидуальных сведений для назначения пенсий. В настоящее время система персонифицированного учета устойчиво работает и информационная база для реализации пенсионной реформы в России практически сформирована.

При переходе к формированию пенсионных прав на основе фактически уплаченных страховых взносов, а также в связи с введением накопительной части трудовой пенсии значительно возрастает роль персонифицированного учета. Назначение страховых взносов - обеспечение права гражданина на получение пенсии по обязательному пенсионному страхованию. Размер этой пенсии будет зависеть от суммы страховых взносов, учтенных на индивидуальном лицевом счете. При выходе сотрудника на пенсию государство гарантирует ему выплату эквивалента (с учетом роста заработной платы в стране за этот период) той суммы, которая поступила на его счет. Страховые взносы на накопительную часть пенсии отражаются в специальной части индивидуального лицевого счета. Поступившие средства образуют персонифицированный резерв пенсионной системы и направляются на инвестирование, доход от которого также фиксируется на индивидуальных счетах застрахованных лиц. Работодателями страховые взносы начисляются отдельно по каждому застрахованному лицу, в зависимости от возраста работника и, кроме того, дифференцированно для мужчин и женщин, уплата производится раздельно на страховую и накопительную части пенсии. Чтобы в полном объеме учесть все эти факторы, не обойтись без стройной и четкой системы персонифицированного учета. Одна из задач, которую должна решить пенсионная реформа, - это обеспечение прозрачности пенсионной системы. Обязательства государства перед гражданином по пенсионным выплатам должны выражаться не в процентах и годах, а в рублях. Новая пенсионная система предполагает заинтересованность и контроль граждан за теми сведениями, которые повлияют на размер их будущей пенсии. А система персонифицированного учета дает возможность осуществлять этот контроль. Работодатели обязаны информировать работников о сведениях, представленных ими в Пенсионный фонд. Кроме того, и в Пенсионном фонде застрахованные лица должны получать отчет о состоянии заработанных ими пенсионных прав: в каком объеме перечислены взносы за него работодателем, каков общий объем пенсионного капитала, в каких объемах он индексировался.

В 2002 году Пенсионный фонд начал кампанию информирования будущих пенсионеров о состоянии их пенсионных счетов. В октябре прошлого года письма с подробным состоянием лицевого счета получили граждане, которые по возрасту должны выйти на пенсию в 2003-2004 гг. Эти граждане получили Выписку из своего лицевого счета, в которой указаны все сведения о стаже и заработке, начиная с 1997 года. В дальнейшем будет продолжена разъяснительная кампания среди работающего населения. В текущем году уже все граждане будут ознакомлены с состоянием своего лицевого накопительного счета и информированы о порядке инвестирования средств.

Индивидуальный учет нужен прежде всего каждому работающему, чтобы сохранить данные о пенсионных правах, на основе которых ему будет назначена пенсия, поэтому каждый из нас должен быть заинтересован в открытии лицевого счета и наполнении его информацией. В то же время индивидуальный учет является обязательным для каждого работающего, и это определено законодательством.

В случае изменения законодательства, касающегося пенсионного страхования, накопленные раньше сведения будут сохраняться на индивидуальном лицевом счете неизменяемыми, а для учета новых сведений будут вноситься необходимые изменения в технологию персонифицированного учета.

Индивидуальный (персонифицированный) учет в системе обязательного пенсионного страхования строится на принципах:

1. единства и федерального характера обязательного пенсионного страхования в Российской Федерации;

2. всеобщности и обязательности уплаты страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации и учета сведений о застрахованных лицах;

3. доступности для каждого застрахованного лица сведений о нем, которыми располагают органы Пенсионного фонда Российской Федерации, осуществляющие индивидуальный (персонифицированный) учет;

4. использования сведений о застрахованных лицах, которыми располагают органы Пенсионного фонда Российской Федерации, исключительно для целей пенсионного обеспечения, в том числе для реализации пенсионных прав в соответствии с законодательством Российской Федерации о профессиональных пенсионных системах;

5. соответствия сведений о суммах страховых взносов, представляемых каждым страхователем, в том числе физическим лицом, самостоятельно уплачивающим страховые взносы, для индивидуального (персонифицированного) учета, сведениям о фактически уплаченных и поступивших суммах страховых взносов;

6. осуществления индивидуального (персонифицированного) учета в процессе всей трудовой деятельности застрахованного лица и использования данных указанного учета для назначения трудовой пенсии согласно пенсионному законодательству Российской Федерации, в том числе для реализации застрахованными лицами пенсионных прав в соответствии с законодательством Российской Федерации о профессиональных пенсионных системах.

Органом, осуществляющим индивидуальный (персонифицированный) учет в системе обязательного пенсионного страхования, является Пенсионный фонд Российской Федерации.

Что дает Персонифицированный учет простым гражданам:

- создает условия для назначения пенсий в соответствии с результатами труда каждого застрахованного лица;

- обеспечение достоверности сведений о стаже и заработке, определяющих размер пенсии при ее назначении;

- развитие заинтересованности застрахованных лиц в уплате страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации;

- упрощение порядка и ускорение процедуры назначения государственных трудовых пенсий застрахованным лицам;

Что дает Персонифицированный учет государству:

- создание условий для контроля за уплатой страховых взносов застрахованными лицами;

- информационная поддержка прогнозирования расходов на выплату пенсий, определения тарифа страховых взносов в бюджет государственного пенсионного страхования Российской Федерации, расчета макроэкономических показателей, касающихся государственного пенсионного обеспечения;

- создание информационной базы для реализации и совершенствования пенсионного законодательства Российской Федерации, а также для назначения пенсий на основе страхового стажа застрахованных лиц и их страховых взносов;

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-04-24; Просмотров: 1877; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.063 сек.