Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Анализ уровня организации производства




производство материалоемкость себестоимость

Задача анализа уровня организации производства состоит в оценке достигнутого организационного уровня и измерении степени влияния осуществления мероприятий по научной организации производства на снижение материалоемкости, трудоемкости и себестоимости продукции. Оценка организационного уровня осуществляется с помощью системы показателей. К ним относятся коэффициенты непрерывности, поточности, кооперирования, специализации, ритмичности и др.

Коэффициент непрерывности производства определяется как отношение средней продолжительности технологического цикла к общей длительности производственного цикла. В расчете средняя продолжительность технологического цикла принимается равной технологической трудоемкости отдельных изделий, взвешенной по отдельным весам изготавливаемых изделий с учетом процента выполнения норм. Если, например, коэффициент непрерывности равен 20%, то это означает, что 80% всего времени детали пролеживают на складах, в цеховых кладовых, на рабочих местах в цехах, на контроле в ОТК и т.п. Это говорит о необходимости совершенствования организации производства, внедрения поточных методов.

Коэффициент поточности исчисляется как отношение трудоемкости деталей, обрабатываемых на поточных линиях, к общей трудоемкости. В качестве показателей для исчисления коэффициента поточности могут быть приняты также объем продукции и ее себестоимость.

Коэффициент поточности определяется по-разному для различных цехов машиностроительных предприятий. Для литейных и термических цехов он исчисляется как отношение массы изделий, обрабатываемых на поточных линиях, к общей массе деталей, обрабатываемых в цехе; для механических, кузнечных и других цехов - как отношение количества основного оборудования на поточных линиях к общему количеству оборудования, установленного в цехе для гальванических и окрасочных цехов - как отношение площади поверхности деталей, обрабатываемых на поточных линиях, к общей площади поверхности обрабатываемых в цехе деталей. Применительно к сборочным цехам коэффициент поточности определяется как отношение числа рабочих мест на поточных линиях к общему числу рабочих мест в цехе, умноженное на удельный вес трудоемкости продукции поточного участка в общей трудоемкости цеха.

Коэффициент кооперирования производства определяется удельным весом покупных полуфабрикатов и комплектующих изделий в общей себестоимости продукции. С увеличением удельного веса в затратах покупных комплектующих изделий и полуфабрикатов обеспечивается более высокий рост производительности труда.

Коэффициент специализации характеризует удельный вес продукции, соответствующей производственному профилю предприятия, в общем объеме выпуска. Увеличение удельного веса профилирующей продукции ведет к снижению трудоемкости и себестоимости.

Уровень внутризаводской специализации на машиностроительных предприятиях, особенно с серийным и мелкосерийным характером производства, можно определить по удельному весу унифицированных и стандартизированных деталей. Рост их удельного веса в общем объеме выпуска продукции свидетельствует о повышении уровня организации производства и создает условия для повышения его эффективности.

Показателем, характеризующим организационный уровень производства, является ритмичность выпуска продукции. Равномерное повторение производственного ритма обусловливает производство продукции через определенные промежутки времени в процессе ее изготовления на всех технологических операциях. От ритмичности выпуска в значительной степени зависит уровень экономических показателей, характеризующих деятельность предприятия.

Задачами организации труда являются определение его уровня и оценка эффективности мероприятий по обеспечению рациональной организации труда, определение влияния осуществленных мероприятий на достижение высокой производительности труда.

Определение и анализ уровня организации труда осуществляются на предприятиях машиностроения в соответствии с типовой методикой НИИ труда и отраслевыми методиками. Важнейшими направлениями анализа организации труда являются определение степени охвата рабочих основных цехов и обслуживающих хозяйств бригадной формой организации труда, выявление динамики числа бригад, оплата труда в которых производится по конечным результатам с учетом коэффициента трудового участия.

Организация труда неразрывно связана с уровнем техники и технологии. Уровень организации труда характеризуется коэффициентом использования рабочего времени, технического нормирования (удельный вес технически обоснованных норм), прогрессивностью норм разделения и кооперации труда рабочих, коэффициентом сменяемости и текучести кадров, уровнем трудовой дисциплины.

 

 

30. анализ эффективности управления производством

 

31. Задачи анализа производства и реализации продукции. Анализ показателей,

характеризующих производство и продажи продукции.

 

Успех или неуспех хозяйствующего субъекта зависит от того, насколько тщательно изучены и определены уровень, характер, структура спроса и тенденции его изменения. Ре­зультаты исследования рынка кладутся в основу разработки хозяйственной стратегии и товарного ассортимента. Они оп­ределяют темпы обновления продукции (работ, услуг), тех­ническое совершенствование производства, потребности в материальных, трудовых и финансовых ресурсах. Хозяйству­ющий субъект при планировании объема производства и оп­ределении производственной мощности определяет, какую продукцию, в каком объеме будет производить, где, когда и по каким ценам будет продавать. От этого зависят конечные финансовые результаты и финансовая устойчивость.

Сущность производственной деятельности состоит в со­здании экономических благ, необходимых для удовлетворе­ния разнообразных потребностей общества. В рыночной эко­номике производство осуществляют те хозяйствующие субъек­ты, которые желают и способны принять наиболее эффек­тивную организацию и технологию производства, поскольку они обеспечивают им наибольшую прибыль.

Ресурсы поступают в те отрасли и тем предприятиям, на продукцию которых есть спрос. Рыночная система лишает неприбыльные отрасли и субъекты хозяйствования редких ресурсов. Субъекты хозяйствования производят товары до тех пор, пока реализация дает прибыль, пока не удовлетворен спрос на эти товары. Сколько и каких товаров производить, по каким ценам их продавать, куда вкладывать капитал — это определяется механизмом спроса и предложения, нормой прибыли, курсом акций, валют, ссудным процентом.

Темпы роста объема производства и реализации продук­ции, повышение качества непосредственно влияют на вели­чину издержек, прибыли и рентабельности. Деятельность хозяйствующих субъектов должна быть направлена на то, чтобы произвести и продать максимальное количество продукции высокого качества при минимальных затратах. По этому анализ объема производства и реализации продукции имеет важное значение.

Цель анализа производства и реализации продукции состоит в выявлении наиболее эффективных путей увеличена объема выпуска продукции и улучшения ее качества, в изыскании внутренних резервов роста объема производства.

Основными задачами анализа объема производства и реализации продукции на предприятиях являются:

– оценка динамики по основным показателям объема структуры и качества продукции;

– проверка сбалансированности и оптимальности бизнес планов, плановых показателей, их напряженности и реальности;

– выявление степени количественного влияния факторов на изменение величины объема производства и реализации продукции;

– выявление внутрихозяйственных резервов увеличена выпуска и реализации продукции;

– разработка мероприятий по использованию внутрихозяйственных резервов для повышения темпов роста продукции, улучшения ассортимента и качества.

Объектами данного направления анализа являются:

– объем производства и реализации продукции;

– ассортимент и структура продукции;

– качество продукции;

– ритмичность продукции.

В процессе анализа производства и реализации продукции должны быть вскрыты причины, тормозящие рост производства, а именно:

– недостатки в организации производства и труда;

– нерациональное использование материальных, трудовых и денежных ресурсов;

– брак продукции.

Источниками информации для анализа производства и реализации продукции являются унифицированная статисти­ческая форма отчетности № 1-П, форма № 1-П (квартальная) «Квартальная отчетность промышленного предприятия (объ­единения) о выпуске отдельных видов продукции в ассорти­менте», форма № 2 «Отчет о прибылях и убытках», ведомость № 16 «Движение готовых изделий, их отгрузка и реализа­ция», бизнес-план, оперативные планы-графики и т.д.

32. Анализ ассортимента выпускаемой продукции

Результаты финансово-хозяйственной деятельности во многом определяются ассортиментом и структурой производ­ства и реализации продукции. В составе товарной и реализо­ванной продукции могут быть изделия с низким уровнем рен­табельности либо невостребованные изделия. Чтобы избежать последствий, необходимо изучать факторы, воздействующие на спрос данных видов продукции, с целью поиска путей не­допущения или минимизации потерь. Отсюда следует, что хозяйствующий субъект должен постоянно вести работу по формированию товарного ассортимента. Формирование ассор­тимента – проблема конкретных товаров, их отдельных се­рий, определения соотношения между «старыми» и «новы­ми» товарами, товарами массового, серийного и единичного производства, «наукоемкими» и «обычными». Основная цель ассортиментной концепции заключается в том, чтобы сори­ентировать предприятие на выпуск товаров, которые по сво­ей структуре, потребительским свойствам и качеству наибо­лее полно соответствуют потребностям покупателей. Товаро­производитель занят не просто созданием и производством товаров, но и формированием клиентуры. Формирование ас­сортимента и структуры выпуска продукции должно учиты­вать и эффективное использование трудовых, материальных и финансовых ресурсов, имеющихся в его распоряжении.

В процессе анализа необходимо выяснить, как хозяйству­ющий субъект выполняет план по ассортименту в натураль­ном и стоимостном выражении, какова динамика выпуска отдельных видов изделий.

В процессе анализа необходимо установить выполнение плана и динамику по производству сертифицированной про­дукции. Дать оценку выполнения задания по сертифициро­ванной продукции.

Особое внимание необходимо уделить изучению выпол­нения плана по выпуску новых видов изделий, которые мо­гут выступать как дополнение к существовавшему в прошлом периоде ассортименту, либо как замена выпускаемой продук­ции. По результатам проведенного анализа сделать выводы. Следует изучить выполнение плана по изделиям, которые яв­ляются объектом кооперированных поставок согласно заклю­ченным договорам.

Выполнить задание по ассортименту означает выпустить изделия по заданной номенклатуре.

Оценка выполнения плана по всему ассортименту преду­сматриваемой предприятием продукции исчисляется с помо­щью среднего процента выполнения задания по ассортимен­ту (Ас%).

Существует несколько способов расчета среднего процент та выполнения задания по ассортименту.

Наиболее точно характеризует степень выполнения плана по ассортименту средний процент, исчисленный по способу наименьшего числа, т.е. в счет выполнения плана принимается наименьшее число из двух величин: планового и фактического выпуска продукции по каждому изделию.

Продукция, изготовленная сверх плана или не предусмот­ренная планом, не засчитывается в выполнение плана по ас­сортименту.

Данный способ расчета приемлем в том случае и на тех предприятиях, где номенклатура выпускаемой продукции невелика.

Оценка выполнения задания по ассортименту предполага­ет выявление причин недовыполнения плана по ассортимен­ту и определение мероприятий по обеспечению его выполне­ния. Всю совокупность причин, влияющих на данный пока­затель, можно разделить на две группы: внешние и внутрен­ние.

К внешним причинам относят конъюнктуру рынка, востребованность продукции по видам изделий, состояние ма­териально-технического обеспечения, состояние рынка сы­рья.

Внутренними причинами являются низкий уровень орга­низации производства и труда, низкое техническое состоя­ние активной части основных фондов, непроизводительные потери рабочего времени, недостатки в системе управления и материального стимулирования работников.

В тех случаях, когда номенклатура выпускаемой продук­ции велика, а следовательно, невозможно воспользоваться первым способом расчета, используют более простой способ.

Для этого необходимо определить сумму недовыпущенной продукции по изделиям, по которым план недовыпол­нен, вычесть полученную сумму из планового объема продукции, полученный результат разделить на сумму плано­вого выпуска продукции и умножить на 100.

Увеличение объема производства (реализации) по одним видам продукции приводит к изменению ее структуры, т.е. соотношения отдельных изделий в общем их выпуске. Выполнить план по структуре означает сохранение в фактичес­ком выпуске продукции запланированного соотношения от­дельных ее видов.

Изменение структуры выпуска и реализации изменяет все показатели работы: объем выпуска и реализации, материалоемкость, себестоимость, прибыль, рентабельность, финансо­вую устойчивость. При увеличении удельного веса дорогостоящей продукции увеличивается объем выпуска в стоимост­ном выражении, и наоборот. Возрастание удельного веса вы­сокорентабельной продукции приводит к увеличению прибы­ли, и наоборот.

Расчет влияния структуры производства и уровень объ­ема выпуска и прибыли можно определить, используя спо­соб цепных подстановок. Для этого необходимо определить плановый и фактический объемы выпуска (при изменении структуры), найти отклонение по объему выпуска. Затем рас­считать коэффициент выполнения плана по товарной про­дукции в целом по предприятию ((фактический объем/пла­новый объем) х 100%) (по выпуску в натуральном выраже­нии).

Затем пересчитать плановый выпуск продукции по каж­дому виду на коэффициент выполнения по товарной продук­ции (КВП) и в целом по предприятию, что позволит определить товарный выпуск продукции при фактическом объеме выпуска по плановой структуре:

VТПVФ.СТР.ПЛ. = VТП.ПЛ. * КВП. (2.4)

Чтобы определить влияние структуры, необходимо из фактического выпуска товарной продукции (исчисленного при всех фактических показателях) вычесть товарный выпуск про­дукции при фактическом объеме, но плановой структуре. Если при фактической структуре объем товарной продукции выра­стает, то это свидетельствует о том, что увеличилась доля более дорогостоящей продукции в общем ее выпуске. Опре­делить влияние изменения структуры на изменение выпуска продукции можно и способом процентных разностей, по фор­муле:

± VВП.СТР. = (КВП.СТ. – КВП.Н.) * VВП.ПЛ (2.5)

где: ± VВП.СТР. – изменение объема выпуска продукции за счет изменения структуры;

КВП.СТ., КВП.Н. – соответственно, ко­эффициенты выполнения плана по производству продук­ции, рассчитанные на основании стоимостных и условно-натуральных показателей;

VВП.ПЛ – запланированный вы­пуск в стоимостном выражении.

По результатам проведенных расчетов необходимо сделать выводы.

33. Анализ качества выпускаемой продукции и ритмичности продаж

Вопрос качества – это вопрос экономии материальных, трудовых и финансовых ресурсов. Качество характеризуется надежностью, долговечностью, безопасностью, наличием или отсутствием рекламаций.

В условиях рынка обеспечение конкурентоспособности, получение наиболее выгодных контрактов возможны для тех предприятий, у которых уровень качества соответствует тре­бованиям внутреннего и внешнего рынков. Поэтому оценка качества является важнейшей составляющей экономического анализа.

Основными задачами анализа качества являются:

– оценка качества выпускаемой продукции,

– выявление причин снижения качества,

– установление влияния изменения качества на объем выпуска.

В условиях рынка оценка качества строится на показателях, отражающих конкурентоспособность продукции на внутреннем и внешнем рынках. Качество – это величина непостоянная. Она зависит от:

– уровня применяемой техники и технологии;

– уровня квалификации;

– дисциплины.

К обобщающим показателям, характеризующим качество продукции, относят:

– объем и удельный вес сертифицированной продукции в общем объеме выпуска продукции;

– удельный вес новой продукции в общем ее выпуске;

– удельный вес продукции высшей категории качества;

– средний коэффициент сортности;

– удельный вес продукции, соответствующей мировым стандартам;

– удельный вес экспортируемой продукции.

Обобщающие показатели характеризуют качество всей продукции независимо от ее вида и назначения.

Частные показатели качества характеризуют технические и потребительские свойства продукции.

Целесообразно анализ качества осуществлять на стадии проектирования. С 1 января 1992 года введена сертификация продукции.

Сертификация – это процедура, посредством которой ав­торитетным органом проверяется и удостоверяется соответ­ствие отдельных видов продукции требованиям, определен­ным в нормативно-технических документах. Уровень каче­ства оценивается во всех странах на соответствие принятым в 1987 году Международной комиссией по стандартизации нор­мативно-техническим документам, известным в деловом мире как стандартыИСО.

Сертификация осуществляется органом Госстандарт и институтами, получившими название ГОСТ. Органы, осу­ществляющие сертификацию, являются независимыми. Их задача состоит в том, чтобы дать объективную авторитет­ную оценку качества. Для этого проводятся типовые испы­тания и государственный надзор за качеством сертифици­рованной продукции. По результатам испытаний изгото­вителю выдается сертификат, если испытания подтверди­ли соответствие продукции требованиям нормативного до­кумента.

Анализ качества начинается с общей оценки выполнения задания и динамики выпуска сертифицированной продукции (СП). Данные для анализа берутся из оперативно-техничес­кого учета и отчетности.

Аналитическими показателями, характеризующими каче­ство, являются удельный вес (У) или коэффициент (К) сер­тифицированной продукции в общем объеме выпущенной продукции (Q) в действующих оптовых ценах предприятия (без НДС и акцизов):

У = (СП/Q) * 100% или К = СП/Q (2.6)

Показатели характеризуют долю в процентах или уровень продукции в копейках на 1 рубль общего объема продукции (работ, услуг).

Сопоставляя фактический удельный вес или коэффици­ент сертифицированной продукции с аналитическими пока­зателями за прошлый год или заданием, можно судить о выполнении задания повышения качества или изменении ка­чества по сравнению с прошлым годом.

При невыполнении задания по выпуску сертифицирован­ной продукции необходимо проанализировать номенклатуру сертифицированной продукции и установить, по каким видам продукции фактический объем не достиг планового уровня. Следует выяснить причины изменения удельного веса сертифицированной продукции по сравнению с прошлым годом.

Анализ проводится по изменению относительного пока­зателя (удельный вес сертифицированной продукции в общем объеме выпуска продукции, работ, услуг).

Важнейшим направлением аналитической работы являет­ся анализ новых видов продукции (работ, услуг). Данные для анализа содержатся в форме № 5НТ.

По данным этой формы отчетности и оперативно-техни­ческого учета рассчитываются и анализируются следующие показатели:

– уровень модернизации продукции как отношение объ­ема модернизированной продукции к общему объему выпуска продукции в действующих оптовых ценах;

– уровень обновления продукции как отношение объема новой продукции к общему объему выпуска продукции в действующих оптовых ценах.

Рассчитанные показатели сопоставляются с плановыми показателями за предыдущий период, за ряд лет.

По данным единовременной отчетности формы № 5НТ (образцы) устанавливают, как начат выпуск первой промыш­ленной серии образцов, выясняют причины того, почему не приняты в дальнейшее производство некоторые образцы (в серийное или массовое).

В условиях рыночной экономики усиливается значение экономических форм защиты интересов потребителей от по­ставок им некачественной продукции. Одной из форм защи­ты является право потребителя на предъявление поставщи­кам рекламаций.

Рекламация – претензия, предъявляемая поставщику в связи с поставкой продукции, качество которой не соответ­ствует условиям договора или контракта на поставку продук­ции.

Наличие или отсутствие рекламаций является обобщаю­щим показателем нестабильности (стабильности) качества продукции.

Наличие зарекламированной продукции уменьшает объем реализованной продукции, повышает себестоимость, снижа­ет прибыль, ухудшает финансовое положение предприятия.

В процессе анализа выявляется:

– количество предъявленных и принятых рекламаций в целом и по важнейшим видам продукции;

– количество и стоимость продукции, по которой приня­та рекламация;

– удельный вес зарекламированной продукции в общем объеме реализованной продукции в действующих опто­вых ценах.

Затем анализируют динамику количества принятых ре­кламаций, стоимости и доли зарекламированной продукции по сравнению с прошлым годом или за ряд лет в целом по всей продукции и по важнейшим видам. Это дает возмож­ность выявить изделия, на которые предъявлено наибольшее количество рекламаций, и обратить внимание на качество вы­пускаемой продукции.

По результатам расчетов необходимо принять решение по повышению качества продукции.

В заключение анализа необходимо выявить влияние ре­кламирования продукции (снижение качества) на финансовые результаты. Для расчета количественного влияния необходимо плановую долю прибыли или долю прибыли за предыдущий год в общем, объеме реализованной продукции умножить на объем зарекламированной продукции в действующих оп­товых ценах.

Наряду с вышеуказанными показателями определяется и анализируется коэффициент сортности. Показатели сортнос­ти рассчитываются не во всех отраслях промышленности, а только в тех, где либо есть деление продукции по сортам, либо деления по сортам нет, но имеются различные цены в зависимости от качества продукции (легкая и пищевая про­мышленность). В этих отраслях обобщающим показателем качества является коэффициент сортности (К) и выражаю­щая его средняя цена изделия (Z). И средний сорт и средняя цена определяются по средней арифметической взвешенной.

При оценке выполнения плана по коэффициенту сортнос­ти фактическую долю каждого сорта в общем объеме продук­ции сравнивают с плановой, при изучении динамики качества – с данными прошлого года.

Коэффициент сортности можно определить как отноше­ние стоимости продукции всех сортов к стоимости продукции, исчисленной по первому сорту.

Изменение качества выпускаемой продукции оказывает влияние на изменение объема реализации и прибыли. Для того чтобы проанализировать влияние изменения качества на объем выпуска и реализации, необходимо определить:

- коэффициент сортности по плану и по факту, найти отклонение, дать оценку изменению качества;

- по средней арифметической взвешенной рассчитать среднюю цену по плану и по факту, определить отклонение, дать оценку;

- рассчитать количественное влияние изменения качества изменение стоимости реализации.

Для этого необходимо отклонение по средневзвешенной цене умножить на фактический объем выпуска.

По результатам проведенных расчетов сделать выводы.

Влияние качества продукции на изменение выпуска товарной продукции (±ТП), изменение выручки от реализации (±В) и прибыли (±П) можно определить по формулам:

±ТП = (Z1 – Z0) * qПК (2.7)

±В = (Z1 – Z0) *VРП.ПК (2.8)

±П = ((Z1 – Z0) x VРП.ПК)- ((С1 С0) x VРП.ПК) (2.9)

где: Z0, Z1 – цена изделия соответственно до и после изменения качества;

С0, С1 – соответственно уровень себестоимости до и после изменения качества;

qПК – количество продукции повышенного качества;

VРП.ПК – объем рeaлизованной продукции повышенного качества.

34. Анализ факторов и резервов увеличения выпуска и реализации продукции

Анализ динамики и выполнения плана по реализации про­дукции и выполнению договорных обязательств позволяет определить факторы изменения ее объема. Учет реализации осуществляется по отгрузке и по реализации.

Если выручка определяется по отгрузке товарной продук­ции, то баланс товарной продукции имеет вид:

ГПн + ТП = РП + ГПк, отсюда РП = ГПн + ТП – ГПк (2.14)

где: ГПн, ГПк – соответственно готовая продукция на начало и конец года;

ТП – стоимость товарной продукции;

РП – стоимость реализо­ванной продукции.

Учет выручки по оплате имеет вид:

ГПН + ТП + ОТН = РП + ОТК + ГПК, (2.15)

отсюда:

РП = ГПН + ТП + ОТН – ОТК –ГПК, (2.16)

где: ОТН, ОТК – остатки отгруженной продукции на начало и конец периода.

На изменение объема реализации оказывают влияние:

– изменение объема товарной продукции;

– изменение остатков готовой продукции на складе;

– изменение остатков отгруженной продукции на начало и конец периода.

Анализ факторов, влияющих на объем реализации, осу­ществляется следующим образом. Необходимо определить объем реализованной продукции по плану и по факту. Сравнить фактический объем реализации с плановым. Определить абсолютное отклонение по всем вышеперечисленным факторам. Определить процент выполнения плана по объему реализации (фактический объем выпуска разделить на плановый и умножить на 100%), что будет являться объек­том анализа.

Для того чтобы определить количественное влияние факторов на изменение объема реализации, необходимо абсолютное отклонение по каждому фактору в отдельности разделить на плановый объем реализации и умножить на 100%. Увеличение объема товарной продукции увеличивает объем реализованной, и наоборот.

Увеличение остатков готовой продукции на складе и товаров, отгруженных на начало года, увеличивает объем реализации, и наоборот. Увеличение остатков готовой продукции на складе и товаров, отгруженных на конец года, уменьшают объем реализации, и наоборот.

В процессе анализа необходимо выявить причины образо­вания сверхплановых остатков на складах, несвоевременной оплаты продукции покупателями, снижения объема выпуска и разработать конкретные меры по ускорению реализации продукции и получению выручки.

Объем реализации определяет в основном объем произ­водства, поэтому необходимо конкретное изучение факторов, определяющих объем выпуска, а следовательно, и объем реализации. Эти факторы можно объединить три группы.

Обеспеченность предприятия основными средствами производства и эффективности их использования:

ВП = ОФ* Фо (2.17)

РП = ОФ * Фo x jрп(вп) (2.18)

где: ВП – стоимость валовой продукции;

РП – стоимость реализованной продукции;

ОФ – стоимость основных фондов;

Фо- фондоотдача;

jрп(вп))- доля реализованной продукции в объеме выпущенной продукции отчетного периода

Обеспеченность производства сырьем и материалами и эффективность их использования:

ВП = МЗ * Мо (2.19)

РП = МЗ * Мо * jрп(вп) (2.20)

где: МЗ- сумма потребленных материалов для производства продукции;

Мо – материалоотдача.

Обеспеченность предприятия трудовыми ресур­сами эффективность их использования:

ВП = N * Вг (2.21)

ВП = N * Вг * jрп(вп) (2.22)

где: N – численность персо­нала;

Вг – выработка среднегодовая.

Расчет влияния факторов на объем выпуска и реализации можно осуществить, используя способ цепных подстановок.

Зная причины изменения фондоотдачи, материалоотдачи и среднегодовой выработки, можно определить их влияние на выпуск продукции путем умножения их прироста (сниже­ния) за счет i-го фактора соответственно на фактическую сред­негодовую стоимость основных фондов, фактическую сумму потребленных материальных ресурсов и фактическую числен­ность персонала:

±РПоф..xi = ±Фoxi * ОФф * jрп(вп)ф, (2.23)

±РПмз..xi = ±Мoxi * МЗф x jрп(вп), (2.24)

±РПNxi = ±Вгxi * Nф * jрп(вп)ф, (2.25)

где: ±РПоф – изменение объема реализованной продукции за счет изменения использования основных фондов;

±Фо – изменение фондоотдачи;

ОФф – фактическая стоимость основных фондов;

±РПмз – изменение стоимости реали­зованной продукции за счет изменения материальных за­трат;

±Мо — изменение материалоотдачи;

МЗф – факти­ческая стоимость материальных затрат;

±PПN – измене­ние объема реализации за счет трудового фактора;

±Вг – изменение среднегодовой выработки;

Nф – фактическая численность.

Определение величины резервов за счет эффективного использования трудовых ресурсов:

Р↑ВПрм = P↑PM * Вгф, (2.26)

Р↑Впфэ = Р↑Фэ * Вчф, (2.27)

Р↑ВПвч= Р↑Вчф * Вфэ, (2.28)

где: Р↑ВПрм, Р↑Впфэ, Р↑ВПвч – резерв роста валовой продукции за счет создания новых рабочих мест, увеличения фонда рабочего времени и увеличения среднечасовой вы­работки;

P↑PM – резерв увеличения за счет количества рабочих мест;

Р↑Фэ – резерв увеличения за счет фонда рабочего времени, за счет сокращения потерь;

Р↑Вчф – ре­зерв увеличения за счет среднечасовой выработки;

Вгф, Вчф – соответственно среднегодовая и среднечасовая фак­тическая выработка;

Вфэ – возможный фонд рабочего вре­мени с учетом выявленных резервов его роста.

Резерв увеличения производства продукции за счет эффективного использования основных фондов:

Р↑ВПоф = P↑Qоф * Вчф, (2.29)

Р↑ВПт = Р↑Т * Вчф, (2.30)

Р↑ВПвч = Р↑Вч * Тв, (2.31)

где: Р↑ВПоф, Р↑ВПт, Р↑ВПвч – соответственно резерв увеличе­ния производства за счет увеличения количества оборудова­ния, времени его работы и выпуска продукции на один ма­шино-час;

P↑Qоф – резерв увеличения за счет количества ос­новных фондов;

Р↑Т – резерв увеличения за счет времени работы оборудования;

Р↑Вч – резерв увеличения за счет сред­нечасовой выработки;

Вчф – среднечасовая фактическая вы­работка;

Тв – возможный фонд рабочего времени.

Резервы увеличения производства продукции за счет эф­фективного использования материальных запасов:

- за счет дополнительного поступления материала. До­полнительное количество j-ro материала разделить на норму расхода (Нр) данного ресурса (i) и умножить на плановую цену единицы продукции (результаты сум­мировать по всем видам продукции):

Р↑ВП±мр = ∑(Р↑Мi/Hpji) * Ziпл (2.32)

где: Р↑ВП±мр – резерв увеличения производства за счет до­полнительного поступления материалов;

Р↑Мi – допол­нительное количество j-го материала;

Zпл – плановая цена;

- за счет сокращения нормы расхода j-го материала на единицу i-го материала планируемое сокращение нор­мы расхода j-гo ресурса на единицу i-гo вида продукции (Р↑Нpji) умножается на планируемый к выпуску объем производства i-гo вида продукции (VBПiпл), разделить на плановую норму расхода (Нpji) и умножить на плано­вую цену данного изделия (Ziпл):

Р↑ВПнр↓ = ((∑P↓Нpji * Vвпiпл)/ Нpji) * Ziпл, (2.33)

где: Р↑ВПнр↓ – резерв роста выпуска продукции за счет сни­жения нормы расхода;

- за счет сверхплановых отходов. Увеличение отходов материалов сверх плана (Р↓Отх) разделить на норму их расхода на единицу i-гo вида продукции (Нpjiпл) и умно­жить на плановую цену единицы соответствующего вида продукции (Ziпл). Результаты просуммировать:

Р↑ВПотx↓ = (∑P↓От*j/ Нpjiпл) * Ziпл, (2.34)

где: Р↑ВПотx↓ – резерв увеличения выпуска продукции за счет снижения отходов.

Максимальный резерв, установленный по одной из групп, не может быть освоен до тех пор, пока не будут выявлены резервы в таком же размере по другим группам ресурсов

35. Оценка обеспеченности предприятия трудовыми ресурсами

 

 

36. Анализ движения рабочей силы




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-04-24; Просмотров: 3352; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.153 сек.