КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Научные революции, их сущность и типология
Традиции в науке, их виды и функции
Впервые вопрос о традиции был поставлен Т. Куном. Действие традиции проявляется в следующих ситуациях: 1) выбор научного языка: понятия - основной инструментарий научного 2) Выбор проблемы: несмотря на то, что в выборе проблемы играют роль 3) Использование методов: традиции организуют научное сообщество, Классифицировать научные традиции можно по следующим критериям: 1. по способу существования: явные; неявные - передаются при личных контактах и являются невербальными. 2. по роли в системе науки: традиции, задающие способы получения знаний - исторические программы (методики исследования, приборы, образцы решения задач); традиции, задающие способы организации знаний — коллекторские программы (указание на объект изучения, принципы классификации, рубрикация дисциплин). 3. по сфере распространения: общенаучные; специалънонаучные. Жизнеспособность научных традиций коренится в их дальнейшем развитии последующими поколениями ученых в новых условиях. Роль традиций в развитии науки неоспорима, однако, в некоторых случаях они могут служить ее препятствием, так традиции и новации, взаимодействуя, исключают друг друга. По мере своего развития наука может столкнуться с принципиально новыми типами объектов, которые могут потребовать и изменения схемы метода познавательной деятельности, представленной системой идеалов и норм исследования. В этой ситуации рост научного знания предполагает перестройку оснований науки. Последняя может осуществляться в двух разновидностях: а) как революция, связанная с трансформацией специальной картины мира без б) как революция, в период которой вместе с картиной мира радикально Т.о. научная революция - новации, отличающиеся следующими признаками: 1) связаны не с изменением отдельных теорий, а с перестроением оснований 2) имеют мировоззренческое значение и приводят к изменению стиля мышления; 3) во время революции происходит взаимодействие традиций и новаций Сущность научных революций, по Куну, заключается в возникновении новых парадигм, полностью несовместимых и несоизмеримых с прежними. Он стремится подтвердить это ссылкой на якобы несоизмеримость квантовой и классической механики. При переходе к новой парадигме, по мнению Куна, ученый как бы переселяется в другой мир, в котором действует и новая система чувственного восприятия (например, там где схоласты видели груз, раскачивающийся на цепочке, Галилей увидел маятник). Одновременно с этим возникает и новый язык, несоизмеримый с прежним (например, понятие массы и длинны в классической механике и СТО Эйнштейна). Классификация научных революций: 1) по содержанию новаций: 1.1) внедрение новых методов - появление новых фундаментальных теорий 1.2) построение новых теорий - стимулируют появление новых проблем, 1.3) открытие новых миров - применяется весь арсенал накопленных средств, 2) по сфере возникновения новизны: 2.1) внутрипарадигмальные - новые методы, идеи и философские предпосылки 2.2) межпарадигмальные - представления одной парадигмы переносятся в 3) по отношению к науке: 3.1) внутренние - связанные с развитием самой науки (1.1-1.3 и 2.1-2.2); 3.2) внешние
Дата добавления: 2015-04-24; Просмотров: 1286; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |