Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Философия Средневековья




Школа Демокрита.

Общая характеристика античной науки

 

Резко расширяется социальная база носителей знаний т.к. слово могут услышать все. В качестве критерия истины все больше начинают использовать научный эксперимент. Появляются первые научные школы:

1. Пифагорейская школа (6 в. д.н.э.).

Заслуга: введение в научный оборот количественных методов познания. Они впервые в своем учении о числе показали всеобщность количественных. Монада — единица. Они обнаружили, что любой предмет можно представить комбинацией чисел (высота, длинна, ширина). Вывод: все в мире вещь, человека и т.д. можно представить комбинацией чисел, т.е. измерить.

Заслуга: Эта школа считается родительницей атомистического учения. Любое явление разбивали по частям и изучали. Процесс познания идет от единого к делимому, от сложного к простому. Источником первопричин для древних на чувственности (потрогать). Бесконечность — его свойство нельзя пересчитать. В результате бесконечного деления любой предмет превращается в сумму нулей, т.е. мир терял свою реальность. Нужно было допустить единицу неделения. Демокрит вводит понятие атом. Таким образом наука и естествознание получили знаменитую концепцию корпускулярное™, т.е. прерывности пространства.

3. Школа Аристотеля (3 в. д.н.э.)

Появляются философы: архимед, евклид, таломей создает свою систему геоцентрического происхождения (в центре земля). Школа аристотеля считается автором непрерывной концепции мироустройства. Аристотель исследовал проблемы движения и считал, что причиной является тяга предметов к их природному месту. Он начинает разрабатывать учение о причинности. Идеальное движение по кругу. Эксперименты с куриными яйцами — исследовал развитие зародыша.

СЗ по 16 века труды пролежали и были перепутаны, затем были изданы в Риме, но не по порядку. Главная заслуга — законы логического мышления. Его считают автором формальной логики.

Логический критерий становится основанием при определении истинности знания. В центре внимания ант.науки были проблемы космоса, мироустройства, различные модели устройства вселенной. В 3 в днэ появилась вполне научно оформленная геоцентрическая модель.

Гелиоцентрическая модель также появляется — Аристарх (на него ссылается Коперник), Эвклид создает свою геометрию. Принципы его становятся образцом для построения теорий.

Архимед делает первое шаги в реализации науки на практике.

Но в целом для античной науки характерна абстрактность и умозрительность.

 

 

Достижения научной мысли античной цивилизации легли в основу дальнейшей эволюции познания. Эволюция науки осуществлялась тремя самостоятельными, но взаимосвязанными потоками.

Первый поток - это подъем научной мысли на Востоке. На Западе большая часть греческого философского и научного наследия была утрачена в период между падением Римской империи и культурным ренессансом ХШ-ХГУ веков.

После закрытия Юстинианом I (483-565) последней философской школы в восточной части Римской империи многие философы переместились дальше на восток. В Египте и Сирии, Ираке и Иране, которые ранее находились под римским владычеством и теперь попали под власть арабских династий, не было внезапного перерыва в интеллектуальной жизни

Наиболее крупные ученые этого времени - аль-Хорезми (конец 8 - начало 9 века), аль-Бируни и Ибн Сина (Авиценна), жившие в конце 10 — первой половине 11 веков. Аль-Хорезми был математиком, астрономом, географом, основателем алгебры. Аль-Бируни создал труды по астрономии, геодезии, физике, математике, ботанике, географии, философии, истории, этнографии. Он достаточно точно определил величину Земли, впервые построил глобус, высказал предположение о вращении Земли вокруг Солнца. Ибн-Сина внес крупнейший вклад в развитие философии, медицины. Наука арабского

Фома различает бытие и сущность, но не противопоставляет их, а вслед за Аристотелем подчеркивает их общий корень. Сущности, или субстанции, обладают, согласно Фоме, самостоятельным бытием, в отличие от аксиденций (свойств, качеств), которые существуют только благодаря субстанциям.

На низшей ступени бытия форма, согласно Фоме Аквинскому, составляет лишь внешнюю определенность вещи (саша ГогтаНз); сюда относятся неорганические стихии и минералы. На следующей ступени форма предстает как конечная причина (саша йпаНз) вещи, которой поэтому внутренне присуща целесообразность, названная Аристотелем «растительной душой», как бы формирующей тело изнутри, - таковы растения. Третий уровень - животные, здесь форма есть действующая причина (саша еШслепз), поэтому сущее имеет в себе не только цель, но и начало деятельности, движения. На четвертой ступени форма предстает уже не как организующий принцип материи, а сама по себе, независимо от материи (Гогта рег зе, Гогта зерагага).

Средневековая философия вобрала в себя две традиции: христианское откровение и античную философию. В учении Фомы возобладала последняя. Напротив, критики томизма апеллируют к библейской традиции, в рамках которой воля (прежде всего Божественная воля) стоит выше разума и определяет его. Средневековому реализму противостоял номинализм, расцвет которого приходится на 14 столетие, а главными представителями являются Уильям Оккам (1285-1349), Иоганн Буридан (конец 13-14 века), Николай из Отрекура (14 век).

В Средневековье существовали три интеллектуальных центра, которые в своих отношениях друг с другом были достаточно независимыми. Однако все они основывались на античном наследии. Это Византия, латинские монастыри и арабская культура. На протяжении всего Средневековья Восток имел грекоязычный центр образованности в Византии. В Западной Европе часть античной учености была "заморожена" в монастырях.

В средневековом университете студенты имели определенные демократические права. Во многих местах студенты обладали большим весом и влиянием, чем в наши дни.

 

Средневековая университетская традиция формировалась мужчинами. Нам мало известно о вкладе женщин в интеллектуальную жизнь средневекового общества, хотя они и занимали центральное положение в монастырях и больницах. Однако исследования последних лет показали, что в Средние века было несколько выдающихся женщин -философов и теологов, так что можно говорить о своего рода "скрытой женской традиции". По-видимому, наиболее известной из них была Хильдегард из Бингена (НПёедагс! о]ГВт§еп, 1098-1179), основавшая монастырь вблизи Бингена в Германии. Хильдегард написала несколько книг, в частности Познай пути Господа (8смаз). Она отвергала понимание женщины как "несовершенного" мужчины и подготовила определенную феминизацию понятия Бог. Похожие идеи высказывала Юлиана из Норвича (7иИап о^огшси, 1342-ок. 1416), говорившая о Боге как о "нашей Матери".

В средневековых университетах большая часть интеллектуальных споров сосредотачивалась вокруг конфликта номинализма и реализма. На протяжении XIV века номинализм занял в университетах ведущую позицию. Различные попытки воспрепятствовать этому оказались безуспешными. Номинализм определенно являлся современным путем (у1а тоёегпа) в философии, а традиционный реализм трактовался как старый путь (Чаа ап^иа). Теологически новый путь вел в определенном смысле к Лютеру, а философски - к британскому эмпирицизму.

 

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-04-24; Просмотров: 382; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.01 сек.