Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Государственный бюджет. Бюджетная система Российской Федерации включает три звена: федеральныйбюджет; бюджеты национально-государственных и административно-территориальных




Бюджетная система Российской Федерации включает три звена:
федеральный бюджет; бюджеты национально-государственных и административно-территориальных образований (к ним относятся бюджеты республик в составе РФ, краевые, бюджеты автономных областей, автономных округов и городские бюджеты Москвы и Санкт-Петербурга); местные (региональные) бюджеты.
Все перечисленные бюджеты функционируют автономно, каждый из них имеет законодательно определённый источник доходов и направления расходования средств.
Главное звено финансовой системы – государственный бюджет – план доходов и расходов государства на определённый период времени. С помощью бюджета государство осуществляет распределение и перераспределение ВВП. Государственные финансы являются эффективным рычагом воздействия на макроэкономику.
Основными доходами государственного бюджета выступают налоги и неналоговые платежи. За госбюджетом закреплены главные налоги: налог на доходы юридических и физических лиц, акцизы, налог на добавленную стоимость, таможенные пошлины. К налоговым доходам относятся также штрафы и пени, уплаченные за нарушение налогового законодательства.К неналоговым доходам относятся: доходы от использования имущества, находящегося в федеральной собственности; доходы от продажи принадлежащего государству имущества; доходы от реализации государственных запасов; доходы от внешнеэкономической деятельности; штрафы, взимание которых не связано с налоговым законодательством; доходы от продажи конфискованных товаров и услуг.
Из госбюджета производятся и основные расходы на: финансирование отраслей экономики (промышленность, сельское хозяйство, рыболовство, строительство и др.); финансирование социально-культурного развития и науки; содержание органов государственной власти и управления; содержание правоохранительных органов; развитие национальной обороны; внешнеэкономическую деятельность; обслуживание государственного долга; финансирование государственных целевых программ и др.
Бюджеты субъектов федерации и местные бюджеты имеют свои источники доходов и направления их расходования. За республиканскими и местными бюджетами закреплены второстепенные налоги (в основном имущественные). В данных бюджетах по сравнению с государственным более высокая доля доходов направляется на социальные нужды.
Характер распределения налоговых поступлений порождает дефицит бюджетов территорий (субъектов РФ). Собираемых налогов местными органами власти бывает недостаточно для покрытия расходов. Дефицит бюджетов территорий покрывается трансфертами (субсидиями) федерального правительства.
Такая система межправительственного перераспределения средств называется фискальным федерализмом. Существующая ныне система финансовых отношений порождает противоречия между правительством и территориями. Местные органы власти стремятся к большей экономической независимости, требуют большей доли в собранных налогах или перестают платить налоги, объявляя суверенитет. Государственный бюджет считается сбалансированным, если расходы равны доходам. Несбалансированность бюджета означает количественное неравенство между доходами и расходами бюджета. Величина превышения расходов бюджета над его доходами называется бюджетным дефицитом. Несбалансированный бюджет может привести и к возникновению профицита, т.е. превышению дохода бюджета над его расходами. Причинами дефицита государственного бюджета могут быть: кризис экономик; эмиссия денег, не обеспеченная товарами и услугами; финансирование военно-промышленного комплекса; значительные социальные программы; масштабный оборот «теневого капитала»;огромные непроизводительные расходы; потери, приписки, хищения и др.
Дефицит бюджета для экономики является нежелательным, так как может способствовать росту цен в экономике.
Существует три способа покрытия дефицита государственного бюджета: государственные займы; ужесточение налогообложения; эмиссия денег.
Государственные займы приводят к удорожанию кредита (спрос на деньги со стороны государства увеличивает их цену–процент) и снижению деловой активности в экономике. Последствия ужесточения налогообложения аналогичны: вследствие повышения налогов снижается стимул к развитию производства.
Эмиссия денег, не обеспеченная товарами и услугами, как способ покрытия дефицита бюджета приводит к инфляции.
Однако при стабильном развитии экономики вопрос о бюджетном дефиците имеет второстепенное значение, так как, в конечном счёте, он будет сбалансированным. Дефицит бюджета и величина государственного долга являются важнейшими показателями состояния здоровья экономики.
Государственный долг – сумма накопленных за определённый период времени бюджетных дефицитов за вычетом имевшихся за это время положительных сальдо бюджета.
Различают внешний и внутренний государственный долг.
Внешний государственный долг – долг иностранным государствам, организациям и отдельным лицам. Этот долг ложится на страну наибольшим бременем, так как она должна отдать часть национального богатства, чтобы оплатить проценты по долгу и сам долг, а также выполнить определённые условия кредитора..
Внутренний долг – это долг государства своему населению; образуется за счёт продажи государственных ценных бумаг (облигаций) фирмам и населению. Наличие государственного долга и его рост негативно влияют на функционирование макроэкономики, вызывая следующие экономические последствия:

· выплата процентов по государственному долгу увеличивает неравенство в доходах населения, поскольку значительная часть государственных обязательств сконцентрирована у состоятельной части населения;

· повышение ставок налогов (как средство выплаты долга) может подорвать экономические стимулы к развитию производства;

· существование внешнего долга предполагает передачу части созданного внутри страны продукта за рубеж (в случае выплаты процентов или суммы долга);

· рост внешнего долга снижает международный авторитет страны;

займы правительства на рынке капиталов приводят к увеличению цены денег (ставки процента), к удорожанию кредитов и тем самым к снижению деловой активности и производственного потенциала страны.

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-04-24; Просмотров: 530; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.011 сек.