Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Антиинфляционная политика государства. Анализ и меры Контроль инфляции Выбор варианта




Анализ и меры Контроль инфляции Выбор варианта

Антиинфляционная политика - это совокупность мер государственного регулирования, направленная на контроль над уровнем инфляции.

Известны два пути ликвидации инфляции: а) радикальный; б) адаптационный (приспособление к инфляции).

Антиинфляционная государственная политика может формироваться под воздействием либо кейнсианского, либо неоклассического теоретических взглядов.

Кейнсианский подход: активная бюджетная политика - изменение государственных расходов и налогов в целях воздействия на платежеспособный спрос. При избыточном спросе государство ограничивает свои расходы и повышает налоги. В результате сокращается спрос, снижаются темпы инфляции. Но при этом ограничивается рост производства, что вызывает рост безработицы. Рост безработицы вызывает сокращение спроса и теперь уже необходимо стимулировать покупательскую способность предпринимателей и потребителей. Если спрос недостаточен, бюджетная политика действует в противоположном направлении: растут государственные инвестиции в производство и снижаются налоги. Все эти меры повышают спрос, но, одновременно, вызывают рост инфляции. При таком подходе правительство вынужденно постоянно балансировать между инфляцией и безработицей.

Неоклассический подход предписывает денежно-кредитное регулирование, которое косвенно и гибко воздействует на экономическую ситуацию. Центробанк страны осуществляет дефляционные меры, ограничивая количество денег в обращении.

Многие люди, которые не хотят добиваться успеха в бизнесе, говорят, что все уже раскуплено и все самые прибыльные сферы давно поделены между основными игроками. Но ведь все иногда приходится начинать с нуля. Ведь не всегда торговали нефтью в масштабах страны, хотя автомобили и самолеты ее используют очень давно. Это же самое касается и информации: кто бы мог предположить, что ее начнут продавать и покупать. А уж продажа телефонов стала выгодным бизнесом с момента активного внедрения сотовой связи среди населения планеты. Помимо самих мобильников, становится все больше аксессуаров к телефонам. Самые обыденные аксессуары - зарядые устройства, блютус гарнитуры, флеш карты. Еще встречаются мини-клавиатуры к смартфонам, позволяющим быстро набирать и редактировать текстовые документы. Но телефонный бизнес - это предоставление услуг связи. На этом основные операторы делают огромные деньги. Прибыли намного больше, чем от продажи телефонов. К чему эти слова - не важно, чем заниматься. Если есть спрос, его необходимо удовлетворить. Люди всегда будут есть, пить, тратить энергоресурсы и испытывать нужду в общении и развлечениях. Так что остается всего-лишь занять наиболее интересную для себя сферу.

46. Финансовая система: принципы построения и структура.

Финансы представляют собой совокупность денежных отношений в сфере формирования и использования ресурсов, посредством которых государство осуществляет прямое перераспределение национального дохода в целях обеспечения стимулов к наиболее эффективному процессу хозяйствования.

Следует подчеркнуть, что финансы – это не деньги, а денежные отношения, возникающие при переходе части дохода от одного вла­дельца к другому. В качестве собственников здесь могут выступать государство, местные органы власти, фирмы, население.

Финансовые отношения носят объективный характер и образуют систему экономических связей, возникающих между государством и предприятиями разнообразных форм хозяйствования; непосредственно между предприятиями; внутри предприятий; между органами власти различных уровней; между государством и общественными организациями; между государством и населением; между государствами.

Объектом финансовых отношений являются финансовые ресурсы, которые включают чистый доход, амортизационные отчисления, налоги и неналоговые платежи, финансовые резервы, часть средств общественных организаций и др. В связи с этим финансовые отношения выражают процесс распределения и перераспределения стоимости общественного продукта и на этой основе – формирование денежных средств у участников воспроизводственного процесса.

На базе финансов формируется финансовая система. Финансовая система – система финансовых учреждении, регулирующих финансовую деятельность и финансовые отношения страны.

Функции финансов: распределительная (распределение финансовых ресурсов между сферами национальной экономики, субъектами хозяйства); контрольная (контроль за поступлением и использованием финансовых ресурсов); стимулирующая (внедрение инноваций, расширение производства); воспроизводственная (обеспечение процесса кругооборота производственных фондов).

Структура финансовой системы:

1) централизованные или государственные финансы (госбюджет, местные бюджеты); внебюджетные фонды (пенсионный, социального страхования, занятости);

2) децентрализованные финансы: предприятий, учреждений, организаций, населения, домашних хозяйств.

Основным источником поступлений денежных средств государства для выполнения его функций являются налоги.

47. Государственный бюджет: понятие, функции, принципы построения

Государственный бюджет - это экономические отношения между государством и субъек-тами всех форм собственности и отдельными гражданами по поводу формирования централи-зованного фонда денежных средств, направляемых на выполнение общегосударственных задач и функций.

Через государственный и местные бюджеты распределяется около 70% национального дохода страны. Свыше 80% доходов государственного бюджета составляют обязательные пла-тежи и налоги от предприятий государственной формы собственности.

Сущность государственного бюджета любой страны определяется ее социально-экономическим строем, природой, задачами и функциями государства.

Бюджет - форма образования и расходования фонда денежных средств, предназначенных для финансового обеспечения задач и функций государства и местного самоуправления.

В любой стране бюджет - ведущее звено финансовой системы. Он объединяет главные доходы и расходы государства. Бюджет есть единство основных финансовых категорий (нало-гов, государственного кредита, государственных расходов) в их действии, то есть через бюд-жет осуществляется мобилизация ресурсов и их расходование.

2. Расходы на финансирование отраслей экономики. Их содержание и назначение.

Расходы бюджета, будучи компонентом общей финансовой категории - бюджета - пред-ставляют собой затраты, возникающие в связи с выполнением государством своих функций. Эти затраты выражают экономические отношения, на основе которых происходит процесс ис-пользования средств централизованного фонда денежных средств государства по различным направлениям.

В условиях перехода к рынку, Правительство ведет интенсивную работу по реализации концепции совершенствования системы управления бюджетными средствами. В основу кон-цепции закладываются три основных блока задач:

- сформировать четкие правила разработки и исполнения бюджета с максимально воз-можной детализацией структуры бюджетных затрат и внедрением элементов казначейского метода исполнения бюджета;

- определить наиболее приемлемые для национальных и региональных условий фор-мы привлечения нетрадиционных финансовых источников в оборот;

- создать полноценный информационно- аналитический комплекс в бюджетно-финансовой системе, чтобы иметь широкую информационную базу для оптимизации прогно-зирования доходов и расходов бюджета, повысить оперативность бюджетной отчетности, по-зволяющей принимать действенные финансовые решения по эффективному маневрированию бюджетными ресурсами в существующих инфляционных условиях.

48. Налоги и налоговые системы. Кривая Лаффера.

Налоги – обязательные платежи, взимаемые центральными и местными органами власти с физических и юридических лиц в целях удовлетворения общественных потребностей.

Функции налогов:

• фискальная – образуются государственные денежные фонды, что создает условия для усиления вмешательства государства в экономику;

• регулирующая – обеспечение макроэкономической стабильности;

стимулирующая – создание благоприятных условий для повышения экономической активности;

• социальная – уменьшение разрыва в доходах различных социальных групп с помощью прогрессивного налогообложения и льгот лицам с малым доходом.

Налоговая система – совокупность закрепленных законодательством норм и методов управления налогообложением.

Принципы налогообложения:

• всеобщность – налогами облагаются все субъекты;

• обязательность – налоги уплачиваются в строго установленный срок;

• равно напряженность – налоги взимаются по единым ставкам;

• стабильность – ставки налогов и порядок их уплаты длительное время неизменны;

• простота и доступность для восприятия;

• гибкость – стимулирование развития приоритетных отраслей;

• социальная справедливость;

• заинтересованность налогоплательщиков в хозяйственной деятельности.

Концепция налогообложения:

• налогоплательщик уплачивает налоги пропорционально получаемым выгодам;

• размер налогов устанавливается в зависимости от величины дохода.

Основные понятия налоговой системы:

• субъект налога (налогоплательщик) – тот, кто обязан платить налог;

• носитель налога – тот, кто фактически уплачивает налог, так как субъект налога иногда перекладывает налоговую сумму на другое лицо;

• объект налога – то, что облагается налогом (имущество, товар, доход);

• источник налога – доход субъекта, из которого уплачивается налог (заработная плата, прибыль, рента, проценты);

• налоговый оклад – сумма налога, уплачиваемая с одного объекта данным субъектом;

• налоговые льготы – полное или частичное освобождение субъекта налогообложения, прежде всего, это необлагаемый минимум;

Ставка налога - величина налога на единицу обложения: пропорциональная - ставка при постоянном доходе (устанавливается постоянный процент); прогрессивная - налоговая ставка повышается по мере роста дохода; регрессивная - с ростом дохода налоговая ставка понижается.

Налоги по объекту обложения:

1) прямые – налоги на доходы физических и юридических лиц (налоги на прибыль, недвижимость, земельный и т.д.) Лицо, облагаемое налогом и уплачивающее налог, – одно и то же;

2) косвенные – включены в цену товара или услуги (налог на потребителя):

• на добавленную стоимость – стоимость, добавленная предприятиям к стоимости сырья, материалов;

• акцизы – на отдельные виды товаров, работ, услуг, которые имеют монопольно высокие цены и устойчивый спрос (алкоголь, табачные, ювелирные и меховые изделия, пиво и т.д.);

• таможенные пошлины – ввозные, вывозные, транзитные (взимаются с товаров, перевозимых через границу).

В странах с рыночной экономикой высока доля прямых налогов в доходах бюджета (в США – 85%), в развивающихся странах значительнее вес косвенных налогов (в Республике Беларусь преобладают косвенные налоги).

Налоги в Республике Беларусь: 1) на добавленную стоимость (вместе с акцизным и налогом на топливо составляет около 50 % от всей суммы поступлений); 2) акцизы; 3) на прибыль и доходы, подоходный налог с граждан; 4) на недвижимость; земельный (плата за землю); 5) экологический (за пользование природными ресурсами); 6) на топливо; 7) транзитный; 8) государственные пошлины и сборы; 9) отчисления (в дорожные фонды, пенсионный, на социальное страхование).

При построении налоговой системы необходимо учитывать зависимость между налоговыми ставками и объемом налоговых поступлений в казну, которая выражается кривой Лаффера (рис. 2.5.4). Он доказал, что при ставке подоходного налога выше 50 % (максимальная ставка) резко снижается деловая активность фирм и населения, происходит их переход из легальной в «теневую» экономику (в данном случае произойдет не увеличение, а уменьшение суммы налоговых поступлений в бюджет). В целом сдерживается развитие производства и сужается база налогообложения. На практике использование такой схемы проблематично, так как она не учитывает влияние многих других факторов.

49.

 

50..Социльная политика – политика государства, направленная на изменение уровня и качества жизни населения, на смягчение противоречий между различными участниками рыночных отношений и предотвращение социальных конфликтов на экономической почве.

Главной целью социальной политики является достижение относительного равенства в стране.

Функции социальной политики:

1) регулирование воспроизводства рабочей силы (демографическая)

2) поощрение прогрессивных мотиваций к труду

3) социальная защита населения

• жилье

• медицина и др.

Социальные гарантии – возможное право граждан распоряжаться теми ресурсами, которые находятся в распоряжении государства.

Социальная льгота – такое отношение в обществе, при котором индивид или группа индивидов наделяется продуктом из общественных фондов, в силу его или их нуждаемости.

Нуждаемость – временное или постоянное недопотребление человеком продуктов питания, предметов длительного использования и услуг, имеющих в обществе распространенный характер. Причина нуждаемости – потребность. В национальной экономике нуждаемость определяется чертой бедности (т.е. уровнем минимальных потребностей человека для осуществления воспроизводства рабочей силы).

Основные принципы социальной политики:

1) надежность

2) непрерывное совершенствование

3) единая система адресной помощи

4) стимулирующий

5) контроль и проверка нуждаемости

6) самофинансирование как система социальной защиты

7) избирательность

Минимальный потребительский бюджет – социальный минимум средств, необходимых для нормальной жизнедеятельности человека в течение месяца.

Основные направления социальной защиты населения:

1) социальное страхование (медицинское страхование, пенсионное страхование, страхование в связи с рождением детей и уходом за ними)

2) рынок жилья (льготное кредитование строительства жилья)

3) социальная защита работника

4) социальная политика в области зарплаты (фиксирование минимума зарплаты)

5) социальная политика на рынке труда (Борьба с безработицей)

Главной задачей переходной экономики является реформирование старой системы социальной защиты и развитие адресной социальной помощи.

2.Объкетивно в экономической системе доходы населения являются дифференцируемыми. Целью социальной политики является обеспечение высокого жизненного уровня всех членов общества. Для решения этой задачи государство проводит политику доходов, т.е. устанавливает:

1) минимальный размер зарплаты

2) систему и форму оплаты труда

3) устанавливает сроки выплаты

4) систему доплат

Механизм перераспределения доходов между населением:

1) налоги

2) финансовая система

3) цена




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-04-24; Просмотров: 669; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.045 сек.