Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Модели рынка, их характеристика. Влияние рыночной сферы на процесс ценообразования




Рынок и рыночные отношения. Субъекты Рынка. Классификация рынков. Конкуренция на рынке. Ее виды и цели. Конкурентоспособность фирмы и конкурентоспособность товара. Сегментация рынка. Ее цели и признаки. Рыночная ниша и рыночное окно.

Рынок -механизм реализации экономики (причем рыночной),обладающий следующими признаками:

- свободная связь между производителями и потребителями осущ. не по команде, а по экономическим мотивам;

- свободный выбор партнеров по производственным и коммерческим связям;

- конкуренция (соревнование) между участниками рынка.

Рынок - это сфера товарного обращения. Рынок - это совокупность актов купли-продажи. Рынок - система экономических связей между производителями и потребителями товара и внутри отдельных групп производителей и потребителей.” Для первого типа связей - форма это акты купли-продажи, для второй типа связей - форма конкуренция.

1. ресурс 1 2 потребность

предложение спрос

2.

1 2 область рынка по конкретному товару - область пересечения

3 1. 2 1>2 перепроизводство (рынок покупателя - характеризуется устойчивым

превышением предложения над спросом).

 

4. 2>1 распределительная система (рынок продавца (производителя) - характеризуется

1 2 устойчивым превышением спроса над предложением).

 

Основными субъектами рынка (в рыночной экономике) являются домохозяйства (население) и фирмы (предприятия) связанные между собой потоками спроса и предложения через рынки потребительских товаров и услуг и рынки ресурсов

Рынки потребительских

потребительские товаров и услуг выручка

расходы

       
   
 


товары и услуги расходы товары товары и услуги

и услуги

налоги налоги

Домохозяйства Государство Фирмы

субсидии субсидии

факторы расходы ресурсы

производства ресурсы

       
   


денежный

доход Рынки ресурсов издержки

 

Рынки классифицируются:

а) по структуре хозяйства страны: страны с натуральным хозяйством, страны экспортеры сырья, промышленно развивающиеся страны и промышленно развитые страны (это определяет интенсивности спроса на различные товары, основными экспортерами и импортерами являются последние),

б) по территориальному охвату: внутренний рынок (товарный обмен внутри пределов границ); национальный рынок (кроме внутренних операций осуществляются и внешнеторговые операции); мировой рынок (совокупность национальных рынков, осущ. внутри- и внешнеторговые операции);

в) по товарно-отраслевой детализации: рынки машин и оборудования, минерального сырья и топлива, с.х. сырья, потребительских товаров;

г) по уровню доходов, характеру распределения доходов в стране (страны и регионы с низкими доходами, низкими и средними, с преимущественно средними, с высокими и очень высокими доходами);

д) по характеру: потребительский рынок (рынок потребителей как отдельных лиц так и хозяйства в целом); рынок производителей (рынок по производству товаров и услуг); рынок промежуточных продавцов (для перепродажи); рынок госпредприятий и госучреждений;

е) по характеру конечного использования товара: рынок товаров производственного назначения и рынок товаров потребительского назначения;

ж) по срокам использования товара: товаров долговременного пользования, краткосрочного, одноразового использования.

Один из признаков современного рынка - он обязательно должен быть конкурентным

Конкуренция - соперничество (соревновательность) между фирмами, организациями, людьми, территориями и т.д. заинтересоваными в достижении одной и той же цели”

На рынке покупателей неизбежна конкуренция между предпринимателями, фирмами за потребителя (он объект конкуренции, а предмет конкуренции - товар, через который завоевывается объект). На рынке продавца - конкуренция покупателей за внимание продавцов, за лучший товар, услугу. В отношениях продавец-покупатель конкуренция выражается в виде - споры о цене, качестве товара, “навязывание товара”, т.е формирование предпринимателем (продавцом) стандартов, стереотипов, оценочных критериев и т.д. у потребителя (покупателя).

Виды конкуренции:

- функциональна я, т.е. удовлетворение одной и той же потребности возможно по разному (конкуренция товаров и услуг);

- видовая - товары обслуживают одну т ту же потребность различаются по каким-либо характеристикам (автомобили, бытовая техника, оборудование и т.д.);

- предметная - одинакавые товары разного качества, а то и одного качества, но разное обслуживание, упаковка и т.д.

Конкурентоспособность фирмы - относительная характеристика, выражающая отличие данной фирмы от конкурирующей по степени удовлетворения своими товарами потребности людей, по эффективности производственной деятельности, по способности проспособливаться к меняющимся рыночным ситуациям.

Конкурентоспособность товара - относительная, обобщенная характеристика товара отличающая его от конкурентного товара (услуги) по степени удовлетворения потребности и по затратам на ее удовлетворение.

На повышение конкурентоспособности фирмы влияет сегментация рынка, т.е. разделение конкретного рынка на сегменты. (сегментация рынка - процесс разделения потребителей с их мноочисленными и сложными потребностями на однородные по характеристикам требованиям группы). Сегмент - это особым образом выделенная часть рынка, группа потребителей, товаров или предприятий, которые имеют некоторые общие признаки, иначе часть рынка по критерию потребительских ожиданий, т.е. условная группа клиентов со сходными проблемами, потребностями и возможностями.

Рыночная ниша - ограниченная по масштабам, с резко очерченным числом потребителей сфера деятельности, которая позволяет предприятию проявить свои лучшие качества и преимущества перед конкурентами.

Сегмент, которым пренебрегли производители соответствующей продукции, т.е. имеются неудовлетворенные потребности - “рыночное окно”

Выделяют четыре существенно отличающиеся друг от друга модели рынка (с точки зрения конкуренции): чистая конкуренция, чистая монополия, монополистическая конкуренция, олигополия.

Основные параметры при анализе модели рынка: число фирм (число независимых продавцов, предлагающих свою продукцию на рынке); тип продукта (какая продукция предлагается, какова степень ее однородности или стандартизированности); контроль над ценой (наличие контроля и форма контроля); условия вступления в отрасль (легко или трудно добавить свое предприятие к уже действующим в отрасли, т.е. что собой представляет вступительный режим); неценовая конкуренция; где чаще встречается (сфера или отрасль действия модели).

Для модели рынка чистая конкуренция характерны очень большое число фирм-участников рыночных отношений, стандартизированный продукт, отсутствие контроля над ценой, свободный вход и выход из отрасли, отсутствие неценовой конкуренции.

Контроль над ценой незначителен - цена стихийно формируется рынком, для вступления и выхода нет правовых, организационных, финансовых, технологических ограничений.

Для модели рынка чистая монополия характерно наличие всего лишь одной фирмы, производящей продукт, близких заменителей которому нет, т.е. уникальный продукт. Фирма осуществляет значительный контроль над ценой своего продукта регулируя цену изменением предложения продукта, фирма делает все, чтобы не допустить новую фирму в отрасль своей деятельности, т.е. блокирует свою отрасль. Коммерческая реклама продукта почти не осуществляется.

При изменении спроса монополист изменяет предложение товара с целью увеличения цены и в конечном итоге своей прибыли. Вступление в отрасль новых предприятий блокировано экономическими, финансовыми, правовыми, технологическими и другими преградами, иначе монополист потеряет свое право монополии.

Для модели рынка монополистическая конкуренция характерны относительно большое число фирм-участников, но значительно меньшее, чем в условиях чистой конкуренции, существенная дифференциация продукта, ограниченный контроль над ценой, легкий вход и выход из отрасли, наличие неценовой конкуренции.

Для модели рынка олигополия характерны наличие нескольких фирм-участников, сочетание стандартизации и дифференциации продукта, разнообразные формы весьма значительного контроля над ценой, ограниченный вход в отрасль, наличие неценовой конкуренции.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-04-24; Просмотров: 700; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.021 сек.