КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Способы этической защиты в педагогической деятельности
Рассмотрим некоторые способы этической защиты, дальнейшее использование которых полезно не только в педагогической деятельности, но и в любой другой сфере взаимоотношений [10]. Мягкие способы защиты 1. Вопрос на воспроизведение — приостановить начавшееся общение на низком уровне, принижающее достоинство человека. Просьба воспроизвести слова, которые якобы оказались непонятны. Используются парадигмы: «Простите, я не понял...?», «Не расслышал, не могли бы вы повторить?», «Как вы сказали?». Обычно обидчик не в состоянии после таких вопросов вести общение на избранном им уровне. 2. Вопрос об адресате — инструментируется наивное непонимание. Декларируется невозможность той формы общения, которую предлагает партнер. «Это вы мне?» (мимика недоумения; пластика поиска, кому адресовано такое обращение, но без насмешки, издевки, высокомерия). 3. Окультуренное воспроизведение — производится с целью корректирования поведения. Суть в демонстрации партнеру другой формы общения (культурной). Парадигма: «Если я вас правильно понял...», и добавляется то, что сказал партнер, но уже в этической форме (помогает вывести на более высокий уровень общения). 4. Ссылка на личностные особенности — декларация, признание каких- либо личностных качеств, не позволяющих человеку вести общение на заданном уровне: «Я не привык к такому...», «Мне всегда неловко...», «Я так устроен, что не могу». Субъект как бы сожалеет, что не может поддержать общение на заданном уровне, но это сожаление твердое и неуклонное. 5. Оправдание поведения — способ, возвышающий партнера, признание его достоинств. «Вероятно, ты хотел...», «Наверное, ты думал...». Партнер как бы видит в зеркале свои добрые возможности. Обидчик невольно соглашается с позитивными предложениями, и уровень общения поднимается выше. В нашем примере с «тиграми» и «ослами» этот способ мог быть наиболее действенным, хотя выглядел бы менее эффектно: «Вероятно, вы хотели спросить, пропущу ли я вас (выхожу ли я) на следующей остановке?» Зато вы подняли бы оппонента на другой уровень общения и при этом сохранили бы его и собственное достоинство. 6. Проявление доброжелательности — способ веселого игнорирования того, что произошло. Концентрирование внимания на детали. «Как хорошо, что вы напомнили мне...», «Если бы не вы, я бы забыл или не заметил...», «Спасибо, что сказали», «Как вы внимательны ко мне...» Жесткие формы защиты [8] Жесткие формы защиты могут применяться лишь во взаимоотношениях со старшеклассниками. Их используют редко, поскольку в результате коммуникация временно прерывается. 1.Великодушное прощение — видимое смирение с грубостью партнера, который пока не может вести себя иначе. «Если вам так хочется...», «Если только так вы и умеете...», «Если это приносит вам чувство удовлетворения...». Это сильное воздействие, не предполагающее дальнейшего общения или выяснения отношений. 2. Сопоставление достоинств партнера с его поведением — скрытый механизм влияния данной формы защиты заключается в возвышении партнера. С этой высоты партнеру падать не хочется, есть что терять. Парадигма данного способа: «Вы такой...(умный, порядочный) а,...». Последняя часть фразы недосказана, ее досказывает, додумывает обидчик сам. 3.Оставить наедине с собой — способ жесткий и лаконичный. Разрыв отношений «здесь и сейчас». Ответственность за содеянное перекладывается на партнера. Используются парадигмы: «Вероятно, вы не способны понять, что вы сказали», «Жаль, что вы не осознаете, что сейчас произошло», «Вы не понимаете, что сделали». Используя способы этической защиты, важно проследить, чтобы педагог не скатывался в вязкое болото нравоучений и открытой оценки. И помните главное: даже защищаясь, вы призваны развивать личность воспитанника, поскольку учитель - эталон для подражания.
24. Структура технологии развития творческого потенциала личности включает в себя следующие основные компоненты: Примером рассматриваемых нами педагогических технологии является технология, способствующая актуализации и развитию творческого потенциала личности (автор Ю.Я. Иванов). Для успешного развития творческого потенциала необходимы такие качества, которые открывают в человеке созидателя. Основными при этом являются: творческая активность, оригинальность, способность и стремление к внесению новизны, комбинированию идей, перевоплощению мобилизации сил и прошлого опыта, наличие развитого воображения иэмоциональной отзывчивости. Показатели, характеризующие способность личности к творчеству, составляют творческий потенциал личности. Процесс развития творческого потенциала и переход от репродуктивной к продуктивной деятельности хорошо заметен при рассмотрении трех типов творчества, выделенных Г.С. Альтшуллером и И.М. Верткиным. К творчеству первого типа (простейшему) авторы относят применение известного решения к известной проблеме. К творчеству второго типа - новое применение известного решения или новое решение старой задачи, то есть решение не принятыми, не привычными в данной области средствами. При творчестве третьего типа для принципиально новой проблемы находится принципиально новое решение. Для развития общества, по замечанию авторов, важен любой вид творчества. Но первый его тип непосредственно реализует прогресс, а второй и третий - решают задачи далекого завтра. Для реализации и развития субъекта в творческой деятельности и, в частности, для развития его творческого потенциала, необходимым условием является свобода. Недаром психологи для более эффективного стимулирования развития творческого потенциала у детей рекомендуют игры с самыми простыми предметами, чтобы дать возможность ребенку «домыслить», «досочинить». Выделяя свободу как непременное условие всякого творчества, Лев Выготский замечал, что «творческие замятия детей не могут быть ни обязательными, ни принудительными и могут возникнуть только из детских интересов». Понятия творчества и свободы тесно взаимосвязаны между собой, но было бы ошибочным считать их тождественными. Примером этому может служить коллективная творческая деятельность, которая иногда несколько ограничивает свободу субъекта творчества. Это позволило долгое время смотреть на творчество как на деятельность, по преимуществу, индивидуальную. Но индивид, проявляя себя в творческой деятельности, опирается на опыт, накопленный человечеством. Коллектив часто вносит необходимые поправки в творчество индивида, что, безусловно, является ценным, при условии, что не сковывает инициативы последнего. При организации творческой деятельности важное значение имеет степень активности субъекта творчества. Однако понятие «активность» часто отождествляется с понятием «деятельность». Этому отождествлению способствует существование в романских и англо-германских языках лишь одного термина для обозначения понятий «активность» и «деятельность», например, английское activity, а также само происхождение от латинского activus, что означает «деятельный». Активность в одном из современных словарей толкуется как «социальная сознательная деятельность человека». Она побудитель и стимул деятельности. Но факт участия субъекта в какой-либо деятельности не является показателем активности, тем более творческой. Понятие «активность» рассматривается чаще всего как деятельность субъекта и как качество субъекта. Отсюда, по мнению ряда авторов,активность имеет внутреннюю (мотивационную) и внешнюю (поведенческую) стороны. Потребности, мотивы, интересы и другие внутренние механизмы поведения составляют ее внутреннюю сторону. Внешняя - представляет собой сами факты действования и проявляется в действиях и поступках. Выделяют два основных типа активности: адаптивный (активность индивида как биологического субъекта) и продуктивный (активность индивида как социального субъекта). Что касается социальной активности, то ее высшим уровнем является творческая активность. Рассматривая понятие «творческая активность» с педагогических позиций, возможно сформулировать его определение следующим образом. Творческая активность - это мотивированная готовность личности к творческой деятельности, определяемая скоростью включения в нее, эффективностью выполнения творческого задания и стремлением к личностному самосовершенствованию в процессе творчества. Для успешного развития творческого потенциала личности необходимы такие качества, которые открывают в ней созидателя. Основными при этом являются: творческая активность, оригинальность, способность и стремление к внесению новизны, комбинированию идей, перевоплощению мобилизации сил и прошлого опыта, наличие развитого воображения и эмоциональной отзывчивости, творческая инициатива. Под последней понимают внутреннее побуждение к новым формам творческой деятельности. Инициатива представляет собой разновидность общественной активности, социального творчества, предпринимаемого лицом или группой и иногда отождествляется с активностью. Инициатива выражается в добровольной деятельности, в творческом отношении к труду и сложившимся способам поведения. Необходимым условием развития творческого потенциала также является развитая эмоциональная сфера личности, ибо творчество невозможно без переживания. В творческой деятельности можно выделить два направления эмоционального переживания: Эмоции являются отражением отношения человека к окружающему миру, к людям, к выполняемой деятельности, поэтому одним из условий успеха творческой деятельности нужно рассматривать эмоциональное переживание. Для успешного развития творческого потенциала личности необходимо расширение ее опыта (эмоционального, интеллектуального, социального и т.д.).
25 Креативность (от лат. Creation - созидание) - творческие возможности (способности) человека, которые могут проявляться в мышлении, чувствах, общении, отдельных видах деятельности, характеризовать личность вцелом или ее отдельные стороны, продукты деятельности, процесс их созидания. Чаще всего Креативность рассматривают как важнейший и относительно независимый фактор одаренности, который редко отражается в тестах интеллекта и академических достижений. Напротив Креативность определяется не столько критическим отношением к новому с точки зрения опыта, сколько восприимчивостью к новым идеям, - вот достаточно распространенное в научной литературе определение креативности. По мнению Э. Фромма, креативность - это способность удивляться и познавать, находить решения в нестандартных ситуациях, это нацеленность на открытие нового и способность к глубокому осознанию своего опыта. Общим для всех определений является то, что креативность определяется как способность к творчеству. В сегодняшнем быстро меняющемся обществе необходимы креаттивные личности. В связи с этим возникает вопрос: можно ли научит творчеству, воспитать креативную личность, сформировать опыт творческой деятельности. Ответ на него может быть, скорее всего, отрицательным. Креативность не есть некоторая особая характеристика познавательных процессов, представляет собой одну из самых глубоких характеристик личности. Личность же нельзя сформировать, ее можно только воспитать. Воспитание, в свою очередь, не может быть ничем иным, как созданием условий для самовоспитания личности. Но если прямое обучение творчеству невозможно, о вполне возможно создание условий, стимулирующих или тормозящих творческую деятельность. С. Д Смирнов выделяет две группы факторов, препятствующих развитию креативности: ситуативные и личностные. Ситуативные: лимит времени; состояние стресса, повышенной тревожности; желание быстро найти решение; слишком сильная или слишком слабая мотивация; наличие фиксированной установки на конкретный способ решения; неуверенность в своих силах, вызванная предыдущими неудачами; страх; повышенная цензура. Личностные: конформизм; неуверенность в себе; слишком сильная уверенность; эмоциональная подавленность и устойчивое доминирование отрицательных эмоций; избегание рискованного поведения; доминирование мотивации избегания неудачи над мотивацией стремления к успеху; высокая тревожность, как личностная черта; сильные механизмы личностной защиты и ряд других факторов. Данные факторы необходимо учитывать при создании условий, способствующих развитию креативности. Сущность педагогической креативности. Сущность педагогического творчества часто трактуют как процесс решения бесчисленного множества задач в постоянно меняющихся обстоятельствах, а это значит, что педагогическая деятельность является творческой по своей сути. Многие педагоги, психологи, ученые считают, что преподавание есть искусство, а не ремесло. Вполне естественно, что человек. Осуществляющий творческую деятельность, должен быть личностью творческой. Любая творческая деятельность всегда замыкается на личности, на индивидуально-творческих способностях человека, который её выполняет. Поэтому. Для того, чтобы поднять педагогическое ремесло на уровень педагогического искусства, прежде всего, необходимо развить и раскрыть творческий потенциал личности педагога. Творчество, так же как и индивидуальность, не укладывается в рамки стандартного, оно уникально и неповторимо, как неповторима личность каждого человека. Педагогическое творчество станет подлинным искусством только в том случае, если оно разовьется из глубины внутренних потребностей и индивидуальных способностей личности учителя. 26.
30 Целеполагание и анализ в деятельности классного руководителя. 32. Характеристика учебно-познавательной деятельности. Многочисленные факты из реальной школьной жизни свидетельствуют, что само присутствие ученика в классе еще не говорит о том, что он действительно осуществляет учебно-познавательную деятельность. Во многих случаях это могут быть разрозненные внешне мотивированные действия. Учебно-познавательная деятельность - это специально организуемое самим обучаемым или извне познание с целью овладения богатствами культуры, накопленной человечеством. Ее предметным результатом являются научные знания, умения, навыки, формы поведения и виды деятельности, которыми овладевает обучаемый. Воспитательно-развивающий результат состоит в интеллектуально-нравственном развитии личности, приобретении опыта творческой деятельности и опыта эмоционально-волевого и ценностного отношения к окружающему миру, формировании потребности в знаниях и познании как деятельности. Содержанием учебно-познавательной деятельности является опыт, накопленный предшествующими поколениями, а местом преимущественного осуществления - школа, класс. Учение как познавательная (гностическая) деятельность протекает в двух основных формах: внешней и внутренней. К внешней (практической) гностической деятельности относятся такие ее виды, как манипулирование предметами, их механическая обработка, сборка и разборка, взвешивание, измерение, взаимное перемещение и т.п. Это может быть перцептивная деятельность - рассматривание, слушание, наблюдение, а также символическая деятельность, например изображение, называние, обозначение, словесное описание, высказывание, повторение слов и высказываний и т.п. Внутренняя познавательная деятельность ненаблюдаема, хотя и требует для ее осуществления таких умственных (мнемических и мыслительных) действий, как анализ и синтез, отождествление и различение, абстрагирование и обобщение, ориентировка и селекция, классификация и сериация (группирование), кодирование и перекодирование (Л. Б. Ительсон). Основной организационной формой, в которой протекает организованное учение, является урок. Атрибутика учебно-познавательной деятельности предполагает наличие учебников, учебно-наглядных пособий, технических и других средств, помогающих освоению содержания образования. Во многом она определяется спецификой учебного предмета как отражения той или иной области знания (науки), литературы или искусства. Специфика учебно-познавательной деятельности состоит в том, что своим обязательным предметным результатом она имеет подчиняющиеся жестким критериям научные знания в форме понятий, суждений и умозаключений, а также умения, навыки и общее интеллектуальное развитие. Другими словами, она требует научения знаниям, умениям и мышлению. В то же время учение теснейшим образом связано со всеми другими видами деятельности, органично вбирая их в себя. В силу этого учение - важнейшее средство воспитания, целостного формирования личности. На определенных этапах возрастного развития оно является ведущим, т.е. определяющим появление новообразований личности, развивающим видом деятельности. Психолого-педагогические условия организации учебно-познавательной деятельности школьников зависят от того, какую позицию учащиеся занимают в педагогической ситуации. Эти позиции могут быть: • пассивного восприятия и освоения преподносимой извне информации; Первая позиция обучаемого требует применения таких методов преподавания, как сообщение, разъяснение, преподнесение, показ, задавание; вторая - методов стимулирования: пробуждение интереса, удивления, любопытства; третья - методов педагогического руководства: постановка проблем и задач, обсуждение и дискуссия, совместное планирование, консультация и др. Общая технология организации учебно-познавательной деятельности. Успешность организации учебно-познавательной деятельности определяется целостностью или, напротив, разрозненностью представлений педагога о своем предмете, его целях, системе знаний, навыков и отношений, которые с помощью предмета можно сформировать у учащихся. Исследованиями Н. В. Кузьминой и ее сотрудников установлено, что само видение педагогом возможностей своего предмета определяет меру эффективности его педагогических действий с целью организации учения. В конечном итоге это определяет, сможет ли учитель средствами своего предмета сформировать у учащихся научное мировоззрение, разовьет ли у них логическое мышление, творческое воображение и способности, сформирует ли систему знаний, умений и навыков или нет. Важным условием успешности учебно-познавательной деятельности учащихся является и осознание ими цели предмета, и место того или иного урока в нем. При этом осознание целей изучаемого курса облегчается, если учитель обучает не только его содержанию, но и методам добывания фактов и их систематизации, описанию в системе понятий, ориентации в наглядных пособиях. В организации учебно-познавательной деятельности учащихся решающее значение имеет технология обучения их решению задач разных типов. Характерно при этом, что количество решенных задач для научения знаниям, умениям и мышлению не имеет принципиального значения. Так, специальным исследованием (Л.Г.Соколова) установлено, что педагоги высших уровней деятельности достигают нужного результата, решая с учащимися в три раза меньше задач, чем педагоги среднего и низшего уровней педагогической деятельности. Кроме того, они в три раза меньше делают замечаний учащимся. Их замечания не носят критического характера в адрес ученика. Они представляют собой, как правило, уместные подсказки: как учащемуся проверить себя в решении учебной задачи. Такие педагоги формируют если не у всех, то у большинства учащихся умение находить подход к решению любой задачи. Достигается это прежде всего за счет отбора задач на основе их предварительной типизации. Система задач подбирается таким образом, чтобы они, во-первых, были "привязаны" к теоретическому курсу, во-вторых, чтобы решение каждой предыдущей задачи подготавливало к восприятию и решению новых задач, и, в-третьих, чтобы они учитывали исходный уровень готовности учащихся к их решению. Педагоги высокопродуктивного уровня деятельности основное время используют не на само решение задач, а на обучение способам их решения. Если предложенную задачу никто из класса решить не может, то педагог не спешит заменить ее более простой, а продолжает работу с ней в плане исследования явных и скрытых условий и взаимосвязей между данными и лишь затем, если решение не найдено, предлагает ее упростить. Если и в таком виде задача не решается учащимися самостоятельно, то она упрощается еще раз. Причем способы упрощения ищут сами учащиеся. И так продолжается до тех пор, пока задача не будет решена. Затем осуществляется обратная процедура постепенного усложнения задачи за счет ранее извлеченных условий. В этом процессе упрощения и последующего усложнения задачи и осуществляется взаимодействие учащихся с объектом деятельности и познания и формируется обобщенное умение подходить к решению любой задачи [1]. 1 См.: Кузьмина Н. В. Профессионализм деятельности преподавателя и мастера производственного обучения профтехучилища. - М., 1990. - С. 143.
В целостной технологии организации учебно-познавательной деятельности, по существу сводящейся к управлению процессами решения учащимися учебных задач, важным элементом является обучение их культуре определения понятий. В ходе этой работы учащиеся начинают понимать организующую роль определений в осмысливании предмета в целом. Технология работы над понятием, по мнению Л. Ф. Угловой, как правило, эффективна, если принимает форму следующего алгоритма: истоки происхождения понятия, определение понятия, его составные части, философское истолкование понятия (по возможности), условия существования понятия, обобщение и ограничение понятия, практическое приложение, использование понятия в других разделах, использование понятия в других научных дисциплинах. Технология организации усвоения урочной темы. Вне зависимости от общей технологии организации учебно-познавательной деятельности, определяемой той или иной дидактической концепцией (см. разд. III, гл. 13), технология организации усвоения урочной темы обусловлена структурой процесса усвоения знаний: восприятие, осмысление, понимание, обобщение, закрепление, применение. Эти этапы не могут уложиться во временные рамки одного урока. Для того чтобы произошло усвоение урочной темы, необходимо такое учебное время, которое начинается в середине одного урока (с момента начала изучения) и заканчивается в середине второго. Такая технология усвоения урочной темы подтвердила свою эффективность в опыте педагога-новатора С. Д. Шевченко [1]. 1 См.: Шевченко С.Д. Школьный урок: Как научить каждого. - М., 1991.
Раскроем технологию организации усвоения урочной темы через задачи, решаемые на каждом этапе: • изучение нового материала: ознакомление учащихся с содержанием темы; осуществление операций, направленных на выработку умений и формирование (на этой основе) навыков; осуществление операций, связанных с формированием мировоззренческих и нравственных убеждений; Рассмотренная технология организации усвоения урочной темы своим элементом имеет получивший в последнее время широкое применение коллективный способ обучения (КСО). Так, на этапе проговора содержания урочной темы учащиеся работают в парах, или "дидактических сочетаниях", попеременно занимая позиции обучающих и обучающихся
38. Чаще перечисляются такие критерии психического здоровья: - Психические состояния: эмоциональная устойчивость (самообладание); зрелость чувств, соответственно возрасту; владение негативными эмоциями (страх, гнев, жадность, зависть и др.); свободный естественное проявление чувств и эмоции, способность радоваться, сохранение привычного оптимального самочувствия; - Психические процессы: максимальное приближение субъективных образе к объектам действительности, отражающие (адекватность психического отражения); адекватное восприятие самого себя, способность к логической обработки информации; критичность мышления; креативность (способность к творчеству, умение использовать интеллект), знание себя; дисциплина разум (управление мыслями); - Особое значение придается степени интегрированности, ее гармоничности, консолидированности, уравновешенности, а также таким составляющим ее направленности, как духовность (познание, стремление к истине), приоритет гуманистических ценностей (добра, справедливости, любви, красоты и др.), ориентация на саморазвитие, обогащение своей личности; - Самоуправление - здоровая личность характеризуется выраженной целенаправленностью (получением смысла жизни), волей, энергичностью, активностью, самоконтролем, адекватной самооценкой; - Социальное здоровье личности находит отражение в таких характеристиках: адекватное восприятие социальной действительности, интерес к окружающему миру, адаптация (равновесие) к физической и социальной среды; направленность на общественное дело, культура потребления, альтруизм, эмпатия, ответственность перед другими, бескорыстие, демократизм в поведении.
- Свойства личности: зависимость от вредных привычек; уход от ответственности за себя, потеря веры в себя, свои возможности, пассивность («духовное нездоровье»); - Психические состояния: тупость чувств, беспричинная злость; враждебность; ослабление как высших, так и низших инстинктивных чувств, повышенная тревожность; - Психические процессы: неадекватное восприятие самого себя, своего «Я»; нелогичность, снижение когнитивной активности; хаотичность (неорганизованность) мышление; категоричность (стереотипность) мышление; повышеная внушаемость; некритичность мышления, в целом такая личность довольно дезинтегрованная; ей свойственные потеря интереса, любви по отношению к близким, пассивная жизненная позиция; - Самоуправление: неадекватность самооценки; ослабление (даже потеря) или, наоборот, неоправданно гипертрофированный самоконтроль; ослабление воли; - Социальное неблагополучие проявляется в неадекватном восприятии (отображении) окружающего мира; дезадаптивном поведении; конфликтности; враждебности; эгоцентризме; стремлении к власти (как самоцель), стремлении к обогащению, владении вещами и др.
39 В настоящее время под влиянием многочисленных факторов социально-экономического характера, в том числе и неадекватной физической активности, здоровье детей ухудшается. Необходимо более полно использовать возможности, которыми располагает система физического образования для решения задач укрепления здоровья, улучшения двигательной подготовленности и воспитания здорового стиля жизни у школьников. Современный образовательный процесс невольно оказывает отрицательное воздействие на здоровье учащихся. В этих условиях педагоги должны найти нравственные силы, знания, мудрость, те способы, которые помогут решить задачу сохранения здоровья детей, физического, психического и нравственного, развить духовные качества личности, повысить общекультурный уровень и восполнить всё возрастающий дефицит гуманности. Значимость проблемы сохранения и укрепления здоровья подрастающего поколения и роль образовательных учреждений в ее разрешении подчеркивается Законом «Об образовании». В Законе о физической культуре и спорте в Российской Федерации физическая культура рассматривается как составная часть культуры общества, а физическое воспитание – как важнейшее направление социальной политики государства. Являясь составной частью общей культуры и профессиональной подготовки учащихся, физическая культура – обязательный раздел гуманитарной части образования, значимость которого проявляется через гармонизацию духовных и физических сил, формирование таких общечеловеческих ценностей, как здоровье, физическое и психическое благополучие, физическое совершенство. Предмет «физическая культура» в школе органически включен в общую систему образования детей, установлена его ценность для личности и общества, а так же воспитательное, образовательное и оздоровительное значение. Это единственная учебная дисциплина, которая формирует у учащихся грамотное отношение к себе, к своему телу, способствует воспитанию волевых и моральных качеств, потребности к укреплению здоровья. Она, как и любая сфера культуры, предполагает, прежде всего, работу с духовным миром человека – его взглядами, знаниями и умениями, его эмоциональным отношением, ценностными ориентациями, его мировоззрением и мировоззрением применительно к его телесной организации. Ведь ценность физической культуры для личности и всего общества в целом, её образовательное, воспитательное, оздоровительное и общекультурное значение заключается именно в формировании здорового образа жизни, развитии телесных и духовных сил, наконец, в счастье человека, ибо счастье - это есть продукт здоровья. "Гимнастика, физические упражнения, ходьба должны прочно войти в повседневный быт каждого, кто хочет сохранить работоспособность, здоровье, полноценную и радостную жизнь". Древнее изречение Гиппократа в наш век проникновения во все сферы деятельности научно-технического прогресса, "компьютерной и телевизионной гиподинамии", становится в высшей степени актуальным и востребованным. Ответственность за то, что менее 10% школьников можно признать здоровыми, что от первого к выпускному классу их здоровье значительно ухудшается, приняла на себя наша российская современная общеобразовательная школа. Педагогическая общественность всё больше осознаёт, что именно учитель может сделать для здоровья школьника гораздо больше, чем врач. В настоящее время многие педагоги поднимают вопрос о здоровье наших детей. Создаются центры и школы здоровья, работа которых направлена на укрепление здоровья детей и на формирование навыков здорового образа жизни. Можно ли надеяться, что через 11 лет учебы в школе мы увидим наших детей не только умными и красивыми, но и что особенно важно, здоровыми? Опыт работы коллектива нашей школы позволяет оптимистично сказать. Можно. Высшая ценность—это здоровье ребёнка и если осваивать оздоровительные технологии, овладевать способами и приемами сохранения и укрепления здоровья, не пренебрегать физкультурно-оздоровительными мероприятиями в режиме учебного дня, учебной недели, учебного года на протяжении всех лет обучения в школе, то есть в системе. Особое внимание уделяется внедрению в практику современной общеобразовательной школы здоровьесберегающих технологий, пропаганде здорового образа жизни. Участие детей и подростков в разнообразных спортивных объединениях, секциях, создание в школе необходимых условий для формирования здорового образа жизни - один из способов профилактики наркомании, алкоголизма, табакокурения и правонарушений среди подростков, профилактики заболеваний. «Формирование здорового образа жизни как средство повышения уровня обученности, воспитанности, укрепления здоровья и развития творческих способностей учащихся» - методическая проблема, над которой работает наш коллектив. В связи с «Законом об образовании» образовательные учреждения получили возможность выбора программ, режимов, технологий. Проблема создания адекватных детскому организму условий обучения решается изменением стандартной структуры учебного года, т.е. изменения периодов чередования учебного и каникулярного времени в течение учебного года. В отличие от существующей она предполагает, что 5-6 недель учебы сменяется недельными каникулами. На большей части территории России третья школьная четверть приходится на период наиболее холодной погоды, короткого светового дня, эпидемиологического неблагополучия. Нашей школе удалось избежать карантина по острой инфекционной заболеваемости, в то время как в районе временно закрывались общеобразовательные школы. Опросы учащихся начального и среднего звена доказали целесообразность данной школьной инновации: 60% школьников заявили, что их успехи стали лучше, 40% опрошенных связывают улучшение самочувствия с равномерным чередованием учебного и каникулярного времени. Опросы педагогического состава также показывают положительное отношение к данному нововведению (96%). Рационально составленное расписание занятий способствует эффективности учебно-воспитательного процесса, снижению и ликвидации перегрузок учащихся, повышению работоспособности обучающихся и преподавателей. Учитывая влияние на уровень утомляемости учащихся в течение учебного дня чередования уроков разного содержания, в расписании два урока одного предмета разделены уроком предмета другого содержания, но в старших классах сдвоенные уроки способствуют сохранению здоровья учащихся. Главными составляющими целостного представления о здоровье являются представления о причинах и природе здоровья. Когда речь идёт о причинах здоровья, имеются ввиду, причины, которые способствуют его улучшению или ухудшению, при чём на одном полюсе существуют причины здоровья, не зависящие от самого человека (здоровье воспринимается как дар, связанный с наследственностью, экологией) – на другом полюсе здоровье определяется личными действиями человека. Природа здоровья имеет также два полюса: первый – статический, здоровье как отсутствие болезни; в рамках второго – природа здоровья представляется динамичной. Одновременный анализ представлений о природе здоровья и его причинах позволяет судить о концепции здоровья опрашиваемых. Существуют четыре основных концепции здоровья: A Здоровье – состояние благополучия, данность, отсутствие болезней, зависящие от наследственности или рождения в определённом месте, здоровье не зависит от самого человека. B Здоровье – состояние благополучия, которое завоёвывается (диета, физкультура, правильное питание), человек сам отвечает за своё здоровье. C Здоровье – данность конкретных ресурсов, имеются ввиду: окружающая среда, положение в обществе, которые есть у человека с момента рождения. D Здоровье – как способность к гармоничному (духовному и физическому) развитию, человек сам отвечает за своё здоровье, регулируя своё поведение. Было проведено исследование, состоящее из предварительного мониторинга состояния здоровья педагогов. В опросе участвовали педагоги школы. В опросных листах было предложено указать на имеющиеся у педагогов заболевания. В результате были получены следующие данные: сердечнососудистые заболевания – 13 человек, лор – 20, зрение – 27, желудочно-кишечные заболевания – 29, заболевания органов дыхания – 25, опорно-двигательные заболевания –8, нервно-психические заболевания – 12, другие – 3. Здоровыми себя назвали – 16 чел. Здоровых педагогов больше среди тех, чей возраст 30-40 лет и стаж работы до 10 лет, чем старше педагог по возрасту и стажу работы, тем большая доля заболеваний на него приходится. Решение этой проблемы учителя физической культуры (и не только) видят в применении здоровьесберегающих технологий на уроках и во внеурочной деятельности как для ученика, так и для учителя. Важным физкультурно-оздоровительным моментом является проведение утренней зарядки до начала уроков на свежем воздухе, физкультурных минуток и физкультпауз, дыхательной гимнастики, а так же гимнастики для глаз. В начальной школе, как правило, их проводит учитель, в средних и старших классах учитель-предметник, привлекая физкультурных активистов. Каждый учитель имеет в методической копилке примерные комплексы физкультпауз и физкультминуток. Для учителей проводится методическая учеба, на которой учителя физической культуры показывают образец выполнения комплекса упражнений. Способствует сохранению и укреплению здоровья в нашей школе детская организация «СпАрта», которая ставит своей целью сделать школьную жизнь интересной и увлекательной, быть полезными окружающим людям, а так же пропагандировать навыки здорового образа жизни. Участие в спартианском движении позволяет сформировать и развить у молодого человека ориентацию на спорт, физическую культуру, здоровый образ жизни, с одной стороны, и на мир искусства, другие виды духовного творчества - с другой, а также вооружить его необходимыми знаниями и умениями, позволяющими активно участвовать в этих видах деятельности. Система спартианского движения предполагает использование новых методик, основанных на принципах гуманистической педагогики и психологии, методов раннего выявления и развития индивидуальных творческих способностей, методик групповой психотерапии (психодрама, телесная и танцевальная терапия, терапия искусством, ароматерапия, и др.) В соответствии с системой физкультурно-оздоровительной работы в школе во все процессы учёбы и воспитания внедряются здоровьесберегающие технологии. Очень эффективны на занятиях физической культуры различные дыхательные гимнастики, например, гимнастики по А.Н. Стрельниковой. и К.П. Бутейко. С помощью нескольких поразительно простых динамических дыхательных упражнений снижается риск развития болезней (сердечнососудистых, бронхита, гайморита и др.), организм ребёнка наполняется благотворной жизненной силой. Положительный результат дают корригирующие упражнения в отклонении в здоровье детей, связанных с нарушениями опорно-двигательного аппарата. Это специальные гимнастические упражнения, способствующие их устранению. Дети очень любят «Хатха»-йогу по Л.Н. Латохиной. Различные изучаемые позы и асаны приводят учащихся в неописуемый восторг. Ребята с удовольствием разучивают техники самомассажа, которые помогают не только в разогревании организма перед основными упражнениями, но и в борьбе с определёнными болезнями (насморк, нарушение зрения, плоскостопие). Занятия босиком с ребятами является профилактикой плоскостопия, о чём и говорит народная пословица: «Каждый шаг босиком – лишняя минута жизни». При босохождении увеличивается интенсивность деятельности практически всех мышц организма, стимулируется кровообращение, улучшается умственная деятельность. Также не следует забывать, что хождение босиком может предупредить, а иногда и вылечить плоскостопие, которым сейчас страдают очень многие дети. Современные учёные приходят к выводу, что постоянная изоляция человека (резиновая подошва, синтетические ткани) приводят к тому, что в теле накапливается значительный электрический заряд, что приводит к хронической усталости, неврозам, бессоннице. Это ещё одно доказательство в пользу босохождения. Благотворное влияние на весь детский организм оказывают занятия в тренажёрном зале (укрепление различных групп мышц и суставов, развитие сердечнососудистой и дыхательной систем). Радость и огонёк в глазах можно увидеть у детей при посещении нашего школьного бассейна. В связи с тем, что вода – это источник жизни, у детей активизируются физиологические процессы, повышается общая устойчивость организма к различным заболеваниям, снижается утомляемость, повышается работоспособность, детский организм получает заряд бодрости на весь день. Применение на занятиях музыки «Звуки природы» позволяет быстро и качественно восстанавливаться детскому организму после нагрузок, так как детское воображение сливается с природой (шум дождя, пение птиц, журчание ручья, звучание цикад, шум ветра и морского прибоя, стук сердца), а это в свою очередь является релаксацией. Так как наша школа, Школа здоровья, то для нас, как учителей физической культуры, важно чтобы уроки физической культуры, когда позволяют погодные условия, проходили на открытом воздухе, чему мы и стараемся непрекословно следовать. Не только педагоги нашей школы активно борются за здоровье наших детей, но и сами учащиеся самостоятельно обрабатывают индивидуальные карты здоровья, создают проекты личных оздоровительных программ, используя информационно-коммуникационные технологии, участвуют в пополнении учебно-методического пакета по проблеме Школы здоровья. Подготовка к здоровому образу жизни ребёнка на основе здоровьесберегающих технологий должна стать приоритетным направлением в деятельности каждого образовательного учреждения. Мы должны понимать, что если общество действительно заинтересовано в оздоровлении не только самого общества, но и каждого человека, что одно без другого просто невозможно, оно должно решать эту проблему на всех уровнях, а также всем миром.
Дата добавления: 2015-04-24; Просмотров: 8571; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |