КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Местное управление и самоуправление
Глава гос-ва и его роль в стр-ре высших органов власти. Институт президентства. Главой государства является официальное лицо (орган), занимающее высшее место в иерархии государственных институтов и осущ-щее верховное представительство страны во внутриполитической жизни и во взаимоотношениях с др. гос-ми. Место и роль главы гос-ва в каждой конкретной стране опред-ся особенностями конституционного строя, нац. законодат-вом и практикой гос. строительства. В большинстве цивилизованных стран мира глава государства — символ национального единства, обеспечивающий преемственность и стабильность государственной власти, взаимодействие всех её ветвей (законодательной, исполнительной, судебной). Правовой статус главы государства и его реальная рол ь зависят от формы правления и характера политического режима. В странах, где глава государства наделён широкой правительственной властью, он осуществляет реальное руководство государственными делами, формулирует политический курс и обеспечивает его воплощение в жизнь. В странах с парламентарной формой правления глава государства непосредственного участия в управлении государственными делами не принимает, выполняя представительские функции, но способен влиять на политические процессы, а в случае возникновения чрезвычайных и кризисных ситуаций его степень воздействия на органы государственной власти возрастает. В государствах с монархической формой правления монарх: суверен, верховный представитель и носитель государственной власти. По его воле действует правительство, от его имени издаются законы, его именем принимаются судебные решения, под его контролем формируется и действует парламент. В республиканских странах главой государства является выборный президент. В его компетенции входят следующие функции и полномочия: Представительские функции: —верховное представительство государства, председательство на торжественных церемониях, выступления с официальными обращениями к парламенту и посланиями к нации; — в сфере внешних отношений. Полномочия главы государства в области государственного управления: — роль в формировании правительства (в парламентских республиках он автоматически соглашается на замещение поста премьер-министра лидером победившей на выборах партии) — в президентских республиках он является единоличным носителем правительственной власти, назначает и увольняет членов правительства, играет решающую роль в определении программы правительства, подписывает важнейшие акты исполнительной власти, руководит административным аппаратом и вооружёнными силами, производит назначения на высшие военные и гражданские должности. Полномочия в сфере законодательной деятельности: — в парламентских республиках главе государства принадлежит право открытия и закрытия сессий, в ряде стран — право роспуска парламента и назначения внеочередных выборов; — в президентских республиках он не имеет рычагов для вмешательства во внутреннюю деятельность парламента, кроме обращения к его палатам с выступлениями; — в смешанных республиках у президента есть право роспуска парламента, созыва сессий, возврата законопроектов, право законодательной инициативы. Внешнеполитические полномочия: — в странах с парламентскими формами правления внешняя политика находится в компетенции главы правительства, а у президента — лишь протокольно-представительские обязанности; — в республиках со смешанной формой правления президент может руководить внешней политикой единолично или передавать часть обязанностей главе правительства; — в президентских республиках глава государства единолично руководит и управляет внешней политикой (представляет страну, руководит дипломатическим ведомством, ведёт переговоры и подписывает международно-правовые акты, имеет право на объявление войны и заключение мира). Полномочия в судебной области: назначения на судебные должности, участие в формировании правовой базы государства, право на помилование. Чрезвычайные полномочия: право объявления чрезвычайного положения, право приостановки действия конституционных гарантий, право на ограничение полномочий парламента, право на использование вооружённых сил внутри страны. 24.Парламент: общая характеристика и функции. Парламент — выборный коллегиальный высший орган гос-ва, кот. функционирует в условиях демократического правления и осущ. законотворчество. В сис-е гос.-властных функций он выступает как постоянно действ.представит. орган власти. Важнейшей хар-ой парламента является его построение. В большинстве стран мира парламенты строятся по принципу двухпалатности, что отражает ряд объективных задач: необходимость оптимизации деят-ти, обеспечения уравновешенности и высокого профес-зма парламентской работы, соблюдение сбалансированности и взвешенности законодат. процесса. Данный принцип абсолютно необходим в федерациях для соблюдения баланса интересов населения (нижней палаты) и субъектов федерации (верхней палаты). Нижние палаты двухпалатных парламентов, как и все однопалатные парламенты, формируются на основе прямых выборов по фиксированным нормам представительства (когда от определенного среднего количества избирателей избирается один депутат). Порядок формирования верхних палат может быть различен: на основе прямых выборов; на основе выборов с высоким возрастным цензом; от региональных представительных органов власти. Центральным элементом внутренней структуры парламента являются комиссии (комитеты). Их задача заключается в детальной проработке законотворческих вопросов непосредственно перед сессиями парламента. Таким путем достигается оперативность и профессионализм в решении вопросов создания или изменения законов, так как комиссии (комитеты) строятся и формируются по основным направлениям внутренней и внешней политики государства. Они занимаются рассмотрением вопросов бюджета, внешней политики и международных отношений, обороны, вопросы безопасности, экономики, финансов, проблемами социальной защиты, образования, культуры. Функциями постоянных комиссий (комитетов) является деятельность по вопросам функционирования самого парламента: процедурные вопросы, регламент, депутатская этика и т.п. Зачастую они осуществляют функции связи с министерствами и контролируют деятельность органов исполнительной власти, а их специализация и предметная компетенция чаще всего соответствует общей структуре правительства. Компетенции парламента связаны с построением представительных органов. Двухпалатность парламента предопределяет наличие полномочий у каждой из палат, но практика государственного строительства большинства стран мира показывает, что нижние палаты играют более значительную и даже доминантную роль в реализации этих полномочий. Содержание компетенции парламентов предопределяет направления их деятельности: законотворчество, принятие бюджета, контроль за деятельностью органов исполнительной власти, судебную и внешнеполитическую. Парламенты не принимают участия в оперативном решении проблем внешней политики, но могут принимать заявления и обращения по наиболее острым внешнеполитическим вопросам; имеют право одобрять заключенные международные договоры и соглашения, и заключать мирные соглашения или объявлять войну. Важную роль в характеристике компетенции парламента имеет оценка содержания конституционно-правового статуса самих парламентариев. Практически во всех развитых странах депутаты не связаны юридическими обязательствами по отношению к своим избирателям. Они не считаются представителями конкретных избирательных округов, а всего народа в целом и в силу этого не могут быть отозваны избирателями. Подобный подход наиболее полно обеспечивает для депутатов возможность заниматься делами в рамках своей компетенции, придает их деятельности политический характер, не сводит её к уровню работы уполномоченных по местным делам. 25.Правительство:порядок формир-ия и полномочия. Понятие «правительство» может трактоваться как в узком, так и широком смысле. В узком смысле – это: люди, которые правят страной; центральный орган управления государством; исполнительная власть; группа людей, которая управляет повседневными делами государства. В широком смысле правительство – это государственный коллегиальный орган, призванный осуществлять повседневное текущее руководство внутренней и внешней политикой своей страны. В правовом и конкретно-государственном плане правительства в разных странах отличаются по своим властным полномочиям, по способу формирования, по месту и роли в системе государственного механизма. Правительства в демократических государствах бывают партийные и беспартийные. Партийные правительства подразделяются на однопартийные, формируемые партией, которая получила большинство на парламентских выборах, и многопартийные (коалиционные), которые создаются на вынужденно-договорной основе из представителей разных политических сил. Беспартийные правительства характерны для стран, где политические партии отсутствуют (де-факто или де-юре); когда в стране кризисная ситуация и возникает необходимость в переходном правительстве (правительство чиновников); когда межпартийная борьба не позволяет создать стабильное правительство и формируется кабинет управления текущими делами государства в ожидании следующих парламентских выборов; когда в результате чрезвычайных событий (например, военного переворота в стране) правительство образуют непрофессионалы (например, генералитет); когда партийная система в стране не развита, а правительство формируется из профессионалов своего дела (кабинет специалистов). Образование правительства предопределяется формой правления конкретного государства и предполагает два способа: парламентский и непарламентский. При внепарламентском способе глава государства назначает главу правительства и его членов без официального участия парламента. При парламентском способе правительство образуется по воле партии парламентского большинства или коалиции партий. Существует несколько методов этой процедуры: глава государства предлагает кандидатуры главы и членов правительства – парламент назначает; глава государства предлагает кандидатуры – парламент одобряет – глава государства назначает; глава государства назначает главу и членов правительства – парламент одобряет; парламент предлагает кандидатуру главы правительства – глава государства назначает. Но в любом случае, даже с учетом конкретно-исторических особенностей, правительство должно получить вотум доверия со стороны парламента. Конкретно-исторические особенности отдельных стран определяют специальные требования к членам правительства. Министры могут быть (или не быть) депутатами парламента, они могут занимать (не занимать) какие бы то ни было иные посты и должности, они обязаны (или не обязаны) иметь определенную религиозность (например, исповедовать ислам), должны иметь соответствующие должности компетенцию, опыт и образование. В состав правительства должны в обязательном порядке входить в качестве министров представители всех основных религиозно-этнических групп данного государства. Структурно состав правительства в каждой стране отличается своеобразием. В состав правительства помимо его главы, министров и руководителей департаментов входит особая структура – управление делами правительства (канцелярия), призванное чётко организовывать работу кабинета, а также привлекаемых специалистов (которые могут формально входить, или не входить в состав кабинета). Правительство –формально коллегиальный орган, несущий ответственность за принимаемые решения и проводимый политический курс. В случае внутренних волнений или угрозы внешней безопасности оно может вводить военное положение. Полномочия правительства: -общее руководство внутренним состоянием государства; -общее руководство внешними делами; -подготовка проекта бюджета и после его утверждения парламентом обеспечивает его исполнение; -руководит государственной политикой в области культуры, образования, религии, науки и техники. Местное (территориальное) управление – управление делами местного (регионального) значения. Его осуществляют исполнительные и распорядительные органы и должностные лица, которые назначаются центральными или иными вышестоящими государственными органами. Система местного управления: областные, районные, городские, поселковые, сельские исполкомы. Состав исполнительного комитета: председатель исполкома, заместители председателя исполкома, управляющий делами (в сельских, поселковых исполкомах – секретарь), члены исполнительного комитета. Председатели облисполкомов назначаются Президентом Республики Беларусь и утверждаются областными Советами депутатов. Заместители председателя, управляющий делами и члены областного и Минского городского исполкомов назначаются на должность и освобождаются от должности председателя исполкома. Председатель райисполкома и горисполкома назначается председателем облисполкома и утверждается районным (городским) Советом депутатов. Акты органов местного управления: решения, распоряжения, приказы. Органы территориального общественного самоуправления избираются гражданами и наделяются определенными правами для решения вопросов местного (регионального) значения. Такими органами являются Советы депутатов, собрания (сходы) по выборам органов территориального самоуправления, собрания уполномоченных, местные референдумы и другие формы прямого участия граждан в государственных и общественных делах. Компетенция, порядок создания и деятельности органов местного самоуправления (как и управления) определяются законодательством. В статье 121 Конституции страны закреплены вопросы, относящиеся к исключительной компетенции местных Советов депутатов: -утверждение программ экономического и социального развития, местных бюджетов и отчетов об их исполнении; -установление в соответствии с законом местных налогов и сборов; -определение порядка управления и распоряжения коммунальной собственностью; -назначение местных референдумов. Местные Советы депутатов, как и исполнительно-распорядительные органы, на основании действующего законодательства принимают решения, имеющие обязательную силу на соответствующей территории. Разумеется, если эти решения не противоречат действующему законодательству. В случае систематического и грубого нарушения местным Советом депутатов требований законодательства он может быть распущен Советом Республики. Задачи демократической трансформации в Республике Беларусь могут быть решены институтами государственной власти при условии компетентно управления обществом. Страна сделала свой выбор в пользу демократического, правового, социально эффективного, динамично развивающегося государства.
Дата добавления: 2015-04-24; Просмотров: 451; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |