Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Генезис, признаки и функции гос-ва




Основные направления развития полит. системы в Республике Беларусь.

Полит. системы очень разнообразны, т.к. на их формирование влияют различ.факторы:

- геополитическое положение;

-уровень соц.-экономического развития;

- тип государства (правовое, неправовое);

- гражданское общество;

- тип полит. культуры и наличие полит. субкультур;

- традиции и наследие прошлого.

Однако современный мир развивается, совершенствуется, и каждая страна находит свой путь, двигаясь по общему вектору – вектору цивилизации. Так и Республика Беларусь, находясь в стадии трансформации, достаточно существенно трансформирует и политическую систему, несмотря на то, что некоторые обществоведы обращают наше внимание на не комплексный и не последоват. хар-р преобраз-ний, провод-х в гос-ве и на малую эффек-сть и слаб. Адапт. инст-тов власти к запросам и нужд. общ-ва.

К основным направлениям развития политической системы Республики Беларусь следует отнести:

- четкое соблюд-е пр-па раздел. властей;

-повышение роли парламента;

-усовершенств. механизмов включения полит. партий в систему власти;

-продолжить реформир-е избират. кодекса;

-создание более действенного контроля за соблюд-ем законод-ва и соц. практикой;

-совершенств. отнош. гос-ва с част.предпр-м

-повыш. ур-ня правовой и полит. культуры.

Создание полит. системы с более свободными отношениями м/у гос-ом и гражданами, с соц. контролем за полит. жизнью невозможно без углубления процесса формирования гражданского общества и правового гос-ва, без привлечения нов. форм взаимодействия республики с другими гос-ми ближнего и дальнего зарубежья. Дальнейшая демократиз. полит. системы нашего гос-ва должна достигаться наряду с повыш-м качества и уровня жизни каждого человека и гражданина, что явл. основой их свободы и соц.й активности.

14.Тоталитаризм: признаки и разновид.

Тоталитарный режим - это полит.режим, осуществляющий абсолютный контроль над всеми областями обществ. жизни.

Отличит. признаками явл:

-культ власти, восприятие ее как абсолютной ценности и высшего смысла человеч. существования;

-монополия одной партии на власть, не ограниченная, по сути, никаким законом и даже уставом самой партии;

-сращивание партийного и гос.аппаратов, когда во главе партии и гос-ва стоят одни и те же лица, имеющие безграничную власть;

-абсолютная концентрация власти в руках небольшой группы лиц, опирающихся на властвующую партию;

-фактическое отчуждение граждан от полит. процесса, максимальное ограничение их прав и свобод;

-система террора и насилия как средства осуществления власти, выход карательных органов из подчинения закону и обществу;

-монопольный контроль партийно-гос. аппарата над производством и экономикой в целом, сверхцентрализованное плановое руководство и управление хоз. деят-тью.

Хаар-ым для тоталитаризма признаком выступает идеологизация всей обществ. жизни. Идеология как единственно верное учение носит обязат. для всех хар-р, что позволяет активно манипулировать массовым сознанием.Как свидетельствует практика, тоталитарные режимы чаще всего возникают в условиях глубокого кризиса, хар-го для всех сфер жизнедеят-ти общества, нарастающей полит. и эконом. нестабильности в обществе, иногда – для решения жизненно важной для гос-ва стратег.задачи.Именно в такой обстановке формируются важн. разновид-ти тоталитаризма: фашизм, национал-социализм, коммунистич. тоталитаризм.

Коммунизм совет. типа – историч.первая и классич. форма тоталитаризма, наиболее полно выражающая сущностные черты этого строя.

Итал. фашизм, установленный в 1922 г., - вторая разновидность тоталитаризма. Однако черты тоталитарного режима выразились в нем не в полной мере, т.к. он стремился не столько к радик.преобразов. общ-ва, сколько к возрождению могущества Римской империи, установлению порядка, твердой гос. власти. Границы итальянского фашизма в значит. степени регулировались влиятельными гос. кругами: короля, аристократии, офицерского корпуса, церкви.

Национал-социализм-третья разновидность тоталитаризма. Возникший в Германии в 1933 г, он имеет родство с фашизмом, а также тяготеет к совет. коммунизму, заимствуя у него революц. и социалист. компоненты, формы орг-ции тоталитарного гос-ва, партии.

15.Автор-изм: сущность и особен. проявл.

Авторитарный режим- полит.режим, установленный или навязанный формой власти, которая сконцентрирована в руках единоличного правителя или правящей группировки и снижает роль других, прежде всего, представительных институтов.

Хаар-ные особенности авторит. режима:

-сосредоточ.власти в руках одного чел-ка; носит-м власти может выступать один чел-к (монарх, тиран) или группа лиц(воен.хунта, регентский совет, олигархич.группа и др.);

-неогранич-ть вл-ти,неподконтрол-ть граж-м

-опора на силу; террор избирателен и направлен на устранение или запугивание лидеров оппозиции;

-монополизация власти и политики, недопущение полит. оппозиции и конкур.;

-отказ от тотального контроля над общ-ом, невмешательство или ограниченное вмешательство во внеполитич. сферы и, прежде всего, в экономику.

Авторитарные полит. режимы очень разнообразны.В социально-полит.лит-ре выдел. 4 основ. вида авторитар. режимов: тирания, традиц. абсолютистские диктат., воен. режимы и однопарт. режимы.

Описание тирании встречается еще в трудах Аристотеля. Это режим личной власти и его главным недостатком явл. низкий ур-нь институциализации. Он гибнет вместе со смертью диктатора.

Традиционные абсолютистские диктатуры, или династические режимы, - это режимы, в кот-х отсутствует раздел. властей, полит. конкуренция; власть сконцентрирована в руках, как правило, членов семьи монарха(н-р, в странах Персидского залива, в Марокко и др.)

Массовой разновидностью авторитарных режимов явл. военные режимы. Они могут быть представлены как: а) обладающие диктаторской, террористической природой и персональным хар-ом власти (н-р, режим И.Амина в Уганде и др.); б) военные хунты, проводящие структурные реформы (режим генерала Пиночета в Чили).

Авторитарные однопартийные режимы на начальном этапе исп-ют единств. Полит. партию как средство мобилизации массовой поддержки правительства. В дальнейшем партия сохраняется как опора режима наряду с армией и церковью(н-р,совр. мексиканский, а также диктатура Франко в Испании, режим Мобуту в Заире и др.).

Во второй половине ХХ века авторитарный полит. режим чаще всего носит переходный хар-р и ориентируется, хотя бы формально, на постепенный переход к демократии.

16.Демократ. полит. режим: содержание и основ. черты. «+» и «-» демократии.

Демократия-самый слож.тип полит. режима.

Демократ. режим, или демократия, - это полит. режим, при кот. народ явл.источ-м власти; «это правление народа, избранное народом и для народа» (А.Линкольн).

Демократия хар-ся след. основ. призн.:

-юрид. признание народа источником власти, сувереном в гос-ве. Именно народу принадл. учредительная, конституционная власть в гос-ве, именно он выбирает своих представителей и может период. сменять их, имеет право непосредственно участв. в разработке и принятии законов путем референдума.

-равноправие граждан. Демократия предполагает как минимум равенство избират-х прав граждан.

-принятие решений с учетом мнения большинства и подчинение меньшинства при их осущ-ии.

-период. выборность ключ. органов гос-ва.

-возможность для каждого гражданина получить полное представление по существу рассматриваемого вопроса.

-право беспрепятственного контроля за деят-тью властей со стороны любого гражданина, группы граждан или обществ. объединения.

Любые демократические гос-ва базируются на этих фундаментальных признаках. В то же время совр., основанные на ценностях либерализма, демократии дополняют их принципами прав человека, приоритета последних над правами гос-ва, ограничения власти большинства над меньшинством, уважения права меньшинства на свое мнение и отстаивание его, верховенства закона и т.д.

Названные общ. признаки демократии позволяют классифиц.многочисленные теории демократии и практические демократические модели. К совр.теориям демократии следует отнести демократию классич. либерализма, коллективистскую демократию, а также плюралистическую.

Концепция демокр. классич.либерализма основ. на англосаксонской традиции, кот. рассматривает демократию как ответств. и компетентное правление.

Этой модели присущи след. хар-ые черты:

1.Равенство всех граждан в осуществлении их неотъемлемых, естественных прав.

2.Индивидуальность, признание личности первичным и главным источником власти.

3.Личность имеет право отстаивать свою позицию по отнош. к др. членам общ-ва, на законном основании опротестовывать решения органов гос. власти.

4.Разделение власти на законодат., исполнит. и судебную, создание сдержек и противовесов как условия эффективного контроля граждан над гос-ом, а также ограничение сферы деят-ти самого гос-ва, недопущение его вмеша-тва в лич. жизнь граждан и эк. сф. жизнедеят-ти общества.

5.Парламентаризм, преоблад.представит-х форм демократич. влияния, в кот-х реализуется принцип передачи гражданами в результате выборов функции управления гос-ом лицам, способным защитить права и свободы своих избирателей.

6.Ограничение власти большинства над меньшинством, которое имеет право иметь свое мнение и отстаивать его в рамках закона.

Концепция либ. демократии подвергается критике прежде всего за чрезмерный ценностный индивидуализм, нацеленность чел-ка на решение своих личных проблем, что может привести к ограниченности полит.участия личности, к ее уходу от общественной, полит. жизни, полит.апатии, отчуждению граждан от власти.

Кроме того, невмешательство гос-ва в эконом. и финанс. сферу ведет к углублению общественного неравенства и обострению соц-х конфликтов. Наконец, сам процесс выбора представ-ных органов власти может носить случ., формальн. и некомпетент. хар-р, определяемый настроениями, эмоциями избирателя в момент голосования.

Одной из концепций, противостоящих индивидуалистской модели либеральной демократии, явл. теория коллективистской демократии. Ее появление можно отнести к эпохе франц. Просвещения, а одним из ее создат. наз. Извест. философа Ж.-Ж.Руссо. Этот тип демократии теоретически разработан достаточно детально. Ее нередко наз. идентитарной, т.е. исходящей из целостности народа (нации, класса), наличия у него единой воли еще до акта ее публичного выражения и идентичности этой воли и действий представителей власти. Данная концепция демократии свободна от некоторых недостатков либерализма (абсолютная индивидуализация, неучастие в политической жизни, имущественное неравенство), однако абсолютизация «общей воли» закладывает теоретическую основу для практики подавления личности, вторжения гос-ва в лич. жизнь гражданина.

Демократия понимается как прямое правление народа, способного выразить свою единую волю, которая «всегда права». Общая воля явл. основой для деят-ти правительства и составления законов.

Ограниченность рассмотренных концепций демократии привела к созданию и реальн. воплощению во многих странах концепции плюралистич. демократии, разработанной на рубеже XIX-XX веков. Ее виднейшие представители – Г.Ласки, Д.Труман, Р.Даль, Е.Фрэнкель. Сторонники теории плюралист. демократии считают, что именно группа, а не личность и не народ, явл. главной движущей силой в совр.демократич. гос-ве. Они отрицают наличие в обществе единой воли народа как основы для деят-ти власти, поскольку люди действуют, исходя из принципа не общественной, а личной выгоды. Отсюда общество – совок-ь заинтер-х групп, стремящихся к реализации своих интересов. Соперничество и баланс групповых интересов – соц. основа демократ. власти, ее динамики. Гос-во – гарант соблюдения законов, правил игры многообразных групп, не допускающий монополизации власти какой-то одной полит.силой.Плюралисти.теория демократии исходит из равновесия полит.сил, исключающего действие одной властвующей группы в собственных интересах и предполагающего ценностный консенсус в обществе.Эконом.основа плюралист. демократии – многообразие форм собственности, обществ. разделение труда и соответствующее деление общества на разнообразные соц.группы, имеющие различные эконом., полит. и дух.интересы. Полит.основа плюралист. демократии, ее правовая форма – конституционно закрепленная система прав и обязанностей граждан и образуемых ими объединений, прежде всего – свобода слова, свобода совести, равноправное участие в полит. жизни, разделение властей, верховенство закона во всех сферах жизни общества. Соц. основа плюралистической демократии – обеспечение права каждого члена общества участвовать во всех формах его жизнедеятельности: трудовой, семейной, духовной и т.п. Духовно-идеолог.основа плюралист. демократии – создание в обществе атмосферы гласности, многообразия мнений, развития творчества.

Недостатком концепции плюралист. демократии явл. то, что она идеализирует действительность, преувелич. групповую идентификацию населения, участие гражданина в группах интересов.

Гос-во возникает на определ. стадии развития чел-ства как институт власти и управ-я общ-ом. Выдел. факторы, способств. его возникновению: углубление обществ. раздел. труда; обособление управленч. деят-ти; появл-е част.собств-ти и разделение общества на классы.

По вопросу происхождения гос-ва сущ. несколько теорий: натуралистич.; теологическая;патриархальная;договорная;

органическая;психологич.;теория завоев-я;. марксистская.

Наиболее популярна теория обществ. договора. Ее разработчики Т. Гоббс, Дж. Локк, Ж.Руссо. Суть данной теории можно свести к следующему. В суровой борьбе за выживание разрозненно живущие люди были свободны и равны м/у собой, но вынуждены были вести войну всех против всех. В поисках выхода из хаоса люди заключили договор, отказавшись от части своих естеств-х прав и передав их в ведение гос-ва. Т.о., люди добровольно ограничили свою свободу в обмен на закон и порядок.

Появление гос-ва -закономерный рез-тат стремления людей жить в цивилизованном и благоустроенном общ-ве. Именно гос-во способно эффективно регулировать соц. отношения.

Одним из первых мыслителей в научный оборот термин гос-во («stati») ввел Н. Макиавелли. По его мнению, гос-во не божий промысел, а дело рук человека. Полит. состояние общества хар-тся определ. отношениями м/у людьми, м//у правителем и поданными. Цель этих отношений – обеспечение порядка, незыблемость част.собств-ти и безопасность личности. Он рассматривал гос-во как любую верховную власть над чел-ом.

Гос-во -орг-ция, образуемая соц. общностью на определ. тер-рии и располагающая монопольным правом на применение легитимного насилия. Термин гос-во обычно употребл.в широком и узком смысле. В шир. смысле - оно отождествляется с обществом и страной, в узк. – понимается как один из институтов полит.системы.

Хар-ные для любого гос-ва общ. признаки:

публичность власти; тер-рия; суверенитет; законотворчество; монополия на легальное применение силы; право на взимание налогов и печат-е денег; налич.гражданства; гос. символика (герб, гимн, флаг).

Функции гос-ва подраздел. на внутр. и внеш. Внутренние: деят-ть гос-ва, направленная на управление обществом, на согласование интересов различ. слоев и классов, на сохранение своих властных полномочий. Внешние: защита нац-х интересов и обеспечение нац. безопасности. Реализацию функций гос-ва осущ.комплекс спец-х органов и учреждений: 1. представительные органы (парламент); 2. исполнительно-распорядительные органы (правительство, премьер, президент); 3. надзорно-контрольные органы; 4. органы охраны общественного порядка; 5. судебная система; 6. органы гос. безопасности; 7. вооруженные силы.

Различ. две формы гос-ва: монархия, республика и их разновидности.

По формам тер-ого устройства гос-ва подраздел.на: унитарное гос-во, федерация и конфедерация.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-04-24; Просмотров: 389; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.026 сек.