Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Легитим-сть и эффект-сть полит. власти




Субъекты власти и ее ресурсы.

Власть – система соц. отношений «господства – подчинения», форма орг-ции индивида и обществ. жизни.

Структура власти:

-субъекты власти. Непосредственные носители, агенты власти: индивид, соц. группа, орг-ция, учр-ние, мир.сообщество;

-объекты власти: чел-к, соц. группы, этнические общности, гос.органы, обществ. орг-ции, учреждения;

-источники власти: законность, авторитет, желание и умение властвовать, матер. возможности, престиж, интерес, традиции, убеждения;

-ресурсы власти, её ср-ва и методы: экон., соц., нормативно-правов., административно-принудит., организац., культурно-информ., демограф..

В стр-ре властных отношений важным элементом явл. ресурсы власти.

Ресурсы власти -все те ср-ва (мат. и нем.), использ-ие кот-х обеспечивает влияние субъекта на объект власти. Р. Даль отмечал, что ресурсы – это все то, что индивид или группа могут использовать для влияния на других. Ресурсы связаны с важнейшими сферами жизнедеятельности общества: эконом., соц., культурно-информ., принудит.

Эконом. ре-сы -мат. ценности, необходимые для обществ. и лич. произв-ва и потребл.

Соц. рес-сы -способность изменения (повыш. или пониж.) соц. статуса, места в соц. стр-ре общества.

Культурно-информационные ресурсы – знания и инф-ция, а также средства их получения и распространения.

Принудит. рес-сы счит. наиболее эффект. источником власти,т.к. их испол-ние способно лишить индивида жизни, свободы, матер-х ценностей. Принудит. ре-сы – это оружие и спец. подготовленные для этого люди. В гос-ве их ядро составляет армия, полиция, служба безопасности, суд и прокуратура с их вещественными атрибутами: знаниями, снаряжением, техникой, тюрьмами и т.д.

Специфич. рес-ом власти является сам человек – демографический ресурс. Человек – это универсальный ресурс, производящий другие ресурсы. Причем, человек выступает не только ресурсом власти, но и ее субъектом и объектом.

Рес-ми власти также явл. и убеждения, интересы людей, их чувства и эмоции. В этом плане следует подчеркнуть, что эффектив. рес-ом могут стать менталитет народа, его религиоз. и нац. чувства.

В совр. политологии легитимность означает форму поддержки, оправдания власти. Легитимность -определ., истор.сложив-йся порядок достижения согласия м/у властн. структ-ми и обществом.

Легальность власти есть юрид. бытие власти. В узк. смысле легальность власти —законность власти, ее юрид.правомочность, соответствие правовым нормам.

Легитимность-доверие и оправдание власти, утверждение правомерности существования данных соц-х и полит-х институтов, признание справедливости интересов и целей, выдвигаемых ими. Это политическое признание законности правления. Легитимность тесно связана с оценкой власти, в том числе и моральной.

М. Вебер сделал легитимность предметом самостоят. исследования и выделил три исторических типа легитимного господства. Традиционная легитимность основана на авторитете «вечно вчерашнего», на авторитете нравов, освященных значимостью и привычкой их соблюдать. Виды традиц. легитимности: власть старейшин, власть вождя племени (патриархальное господство), власть монарха (патримониальное господство).

Харизматическая легитимность основана на вере в необычный личный дар, на личной преданности и личном доверии, вызываемом наличием качеств вождя у какого-л. чел-ка. По Веберу, харизматическая легитимность присуща пророкам, избранным князьям, плебисцитарным властителям, полит. партийным вождям. Харизматическое господство способ-т появлению лидеров, идущих навстречу требованиям масс.

Рационально-легальная легитимность основана на силе закона, на вере в обязательность легального установления и деловой компетентности, обоснованной рац. созданными правилами. Основой подчинения явл.не личностный фактор, а закон. Приход рационально-правовой легитимности связан, по Веберу, со становлением политики как профессиональной деят-ти, т.е. со становлением полит. профессий. В жизнь правовые механизмы должны проводиться спец. обучен. чиновниками – бюрократией.

Процесс подтверждения властью своей легитимности наз. легитимацией. Полит. анализ показывает, что легитимация власти связана с ее эффективностью.

Под эффективностью власти поним. ее результативность, степень выполнения ею своей функций, реализация ожиданий граждан. В совр. условиях легитимность и эффективность власти – два важнейших фактора ее стабильности, доверия к ней и поддержки ее гражданами.

10.Полит. система общества: сущность, структура, функции и типы.

Политическая система как механизм власти, обеспечивающий функц-ние единого соц. организма, представляет собой многие подсистемы, стр-ры и процессы, через которые она взаимодействует с ними и выступает по отношению к ним доминирующим фактором. По мере развития и усложнения обществ. жизни стр-ра полит. системы модифицируется: либо меняется с изменением окруж. среды, либо адаптируется к ней, либо опережает.

Стр-ми комп-ами (подсистемами) полит. системы явл.:1.Институцион.:состоящая из общественно-полит. институтов и орг-ций, где главное место принад. гос-ву, кот. обл-т максим. полит. властью.2.Нормативно-регулятивная: основа-право, выступающее глав. норматив. регулятором всех обществ-х отношений. В праве выражается гос. воля, установл. властью.3.Коммуникат.:состоящая из полит. отношений и полит.режима и включ. в себя разнообраз. формы и пр-ы взаимодействия внутри полит.системы и м/у полит. сист-ми др. стран.4.Культур.: включ. полит. культ-у и полит. созн-е.5.Идеологическая:т.е. совок-сть полит. идей, теорий, лозунгов, формир-щих различ. общественно-полит. инст-ты. Жизнедеят-ть полит. сис-мы проявл. через выполняемые ею функции, в кот.выражается соц. сущность и предназначение полит. системы. К приоритет. Функ-м полит. сис-мы отн.: целеполагание, мобилизация, консолидация, легитимация, адаптация, сох-ие си-мы, регулир-ие полит. отнош-ий, выработка правил полит.деят-ти, полит.соц-ция,политич.рекрутирование и др.

Полит.сис-ма подлежит классиф. по различ. критериям. Так, марксистские уч., исходя из формацион. подхода, различ.полит.системы рабовладельч., феодальн., капиталистич. и социалист. общества. Запад. уч. выделяют открытые и закрытые полит. системы, в завис-ти от динамичности полит.системы и ее связи с окруж. средой. В соответст. с типом полит. режима-демократ., авторит. и тоталитарные. В завис-ти от типа общества и уровня его развития логично выделять доиндустриальные, индустр. и постиндуст.. По шкале полит. культуры выделяют 4 типа полит. систем – англо-америк., континентально-европейские, доиндустриал. и тоталитарные. По содержанию и формам управления различают – либеральные демократии, коммунистич. (авторитарно-радикальные), традицион., популистские и авторитарно-консерватив. политич. сис-мы..




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-04-24; Просмотров: 342; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.012 сек.