КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Полит.мысль периода Античн. и ср.вв
Политрежим как хар-ка полит. сис-мы. Важной хар-кой полит. системы явл. полит. режим. Полит. режим -система методов и ср-в осуществления гос. власти, хар-р взаимоотношений м/у органами власти, обществом и личностью. В соц.-полит. лит-ре чаще всего выделяют 3 типа режимов: тоталитар., авторитар. и демократ. Основными критериями классификации политических режимо в явл. способы осуществл. народом своего суверенитета, пр-пы образования и функц-ния гос. органов, взаимодействие законодат. и исполнит. властей. Существенное влияние на тип режима оказывают взаимоотношения партий с др.элементами полит.системы и взаимоотнош. представителей одной партии в парламенте. Основанием дифференциации режимов могут быть также степень централизации гос. аппарата и участие оппозиции в полит. жизни страны, правовой статус личности, полит.идеалы и др.
Возникновение и развитие полит. мысли начин. с появлением полит. власти и гос-ва. Вершиной развития полит. мысли античности и средневековья явл. работы Платона, Аристотеля и Ф. Аквинского. Платон – автор сочинений «Государство», «Законы», в кот. он рассматр. различные формы гос. устройства. К неправильным формам относятся: тимократия (власть честолюбцев), олигархия, демократия, тирания. К правильным – монархия и аристократия. Правильные формы должны основываться на справедливых законах. По мнению Платона, цель гос-ва заключ. в обеспечении справедл. общежития, в кот. каждый должен делать свое дело. Гос-во должно выражать интересы всего общества, а не какой-либо обществ. группы. Отсутствие единства, раздоры и противор. в гос-ве ведут к его распаду. Единство гос-ва возможно, если отсутств. разногласия среди правящей элиты, действует господство закона над всеми гражданами и отсутствует деление общества на богатых и бедных. Теория «идеального гос-ва» предполагает деление общества на три сословия: философы (правители), стражники и воины (охрана государства), крестьяне и ремесленники (обеспечивают материальный достаток гос-ва). Платон считал, что частная собств-сть и семья порождают эгоизм и вредят общему делу. Поэтому философы и воины должны были быть лишены этого. Наличие семьи и част. собственности допускалось для низшего сословия. Аристотель – ученик Платона, изложил свои взгляды в работе «Политика». Он рассматр. гос-во как результат естеств-го развития чел-ка (семьи, селения). Для чел-ка гос-во явл. величайшим благом.По его мнению, гражданином является не тот, кто живет в том или ином месте, а тот, кто обладает набором гражданских прав и имеет полномочия в гос-х делах. Главная черта гражданина – добродетель, которая состоит в умении исполнять свой гражданский долг и в способности повиноваться властям и законам. В зависимости от цели, кот. ставят правители, Аристотель различает правильные (общие блага) и неправильные (корыстные цели) формы гос. устройства. К правильным относятся монархия, аристократия, полития, а к неправильным – тирания, олигархия и демократия. Он был противником олигархов, кот. стремились узурпировать власть и деньги. Также был против чрезмерной нищеты – это ведет к восстаниям за передел собственности. Источником соц.стабильности считал людей среднего достатка (чем их больше, тем лучше для государства), а полит. стабильность в идеальном гос-ве должны обеспечивать правильные законы. Философ отмечает, что гос-во существует не ради того, чтобы жить, а для того, чтобы жить счастливо. Цель политики – справедливое общее благо. В эпоху средневековья философско-этическая концепция вытесняется религиозной концепцией, христианство претендует на особую роль в обществе и гос-ве. Фома Аквинский – философ-теолог. В работах «Сумма теологий» и «О правлении государей» отмечает, что гос-во не только сохраняет мир, но и явл. выражением божественного предвидения и воли Всевышнего во имя людей. Философ рассматр. взаимоотношения власти короля и власти папы: всякая власть установлена богом. Отсюда и происходит термин «теократия» - власть бога. Он считал, что светской власти короля принадлежат только тела людей, а не их души. Над душами властвует церковь и наместник бога – римский папа. Насколько Бог выше человека, настолько всякая духовная власть выше власти земного государя. Так же организовано и общество, где подданные подчиняются церкви, а рабы – господам. По мнению философа, власть – это единств. объединяющий гос-во принцип, без кот. оно обречено на гибель.
Дата добавления: 2015-04-24; Просмотров: 384; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |