Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Особенности федеративного устройства США




Высшие органы власти и управления по конституции США а) конгресс

Законодательная власть по Конституции 1787 года принадлежит Конгрессу США (ст. 1, разд.1), состоящему из двух палат: палаты представителей и сената. Обе палаты полу­чили равные права в том, что касается законодательной инициативы и принятия зако­нов. В компетенцию конгресса вошли следующие вопросы (ст.1, разд.8): установление и взимание пошлин, налогов, акцизных сборов; забота об общем благосостоянии и совме­стной обороне США; единообразие налогов, податей и акцизных сборов на всей терри­тории США; производство займов за счет государства; вопросы внешней торговли; еди­нообразное толкование законов на всей территории федерации; чеканка монеты; почто­вая служба; учреждение судов, подчиненных верховному суду; объявление войны; на­бор и содержание армии; подавление выступлений, нарушающих установленный зако­ном порядок, и др. Кроме того, в полномочия Конгресса вошли утверждение государст­венного бюджета, ратификация международных договоров, подписанных президентом, назначение на важнейшие государственные посты. Последний пункт требует уточнения, воплощая в жизнь систему взаимных сдержек и противовесов, конституция дала сенату полномочия утверждать назначенных президентом министров и членов правительства, но после того, как сенат дает свое согласие на назначение, он уже не может удалить их со своих постов выражением недоверия или порицания, таким образом, законодательная власть лишается возможности напрямую влиять на работу правительства. Система сдержек и противовесов действует и внутри самого конгресса. Это касается и процеду­ры принятия законов, и состава палат, и системы выборов членов конгресса, так, при обсуждении законопроекта, одобренного одной из палат, другая может предлагать по­правки к нему, и только после того, как законопроект пройдет обе палаты, он поступает Президенту страны, в случае одобрения, Президент подписывает законопроект в деся­тидневный срок (если президент не принял никакого решения по законопроекту, то он становится законом без его подписи), а в случае несогласия - отсылает БИЛЛЬ со своими возражениями в ту палату, из которой он поступил. После этого соответствующая пала­та снова рассматривает законопроект с поправками президента. Если Билль с поправка­ми набирает 2/3 голосов в обеих палатах, он становится законом, так обеспечивается влияние президента на законодательную власть. Что касается системы выборов и соста­ва палат, то более консервативный, профессиональный по составу сенат был изначально задуман, как альтернатива, противовес "всенародной" палате представителей, избирав-

шейся населением штатов каждые 2 года. Члены сената вплоть до 1913 года избирались парламентами штатов, причем состав его полностью обновляется за б лет (по трети де­путатов в 2 года), все это давало сенату некоторую независимость от избирателей и воз­можность, при необходимости, заблокировать популистские решения палаты предста­вителей. Двухпалатная структура конгресса США была предусмотрена также с целью обеспечения пропорционального представительства штатов в законодательных органах. Густонаселенные штаты имели явное преимущество перед малонаселенными при выбо­рах в палату представителей, сенат, в котором каждый штат имел двух представителей, независимо от числа избирателей, уравнивал шансы малых штатов с большими. Различ­ны и подходы к назначению руководителей палат. Палата представителей избирает спи­кера, а в сенате главой автоматически является вице-президент. Необходимо также от­метить, что конституция заложила механизм обратного влияния субъектов федерации на законотворческую деятельность Конгресса. Федеральные законы, поступая на рати­фикацию в парламенты штатов, вступают в силу на всей территории страны только по­сле того, как необходимое большинство (на тот период девять из тринадцати) штатов ратифицируют его. б) президент

Главой исполнительной власти США является президент, конституция объединила в его лице главу государства и правительства. Ему же вверялось верховное командование Вооруженными силами. Как глава государства, президент представляет Соединенные штаты на международной арене, подписывает международные соглашения, осуществ­ляет руководство внутренней и внешней политикой государства, в качестве главы пра­вительства, президент формирует его органы, назначает министров (с согласия сената), руководит работой Федеральной исполнительной власти, может освободить от зани­маемой должности любого члена правительства. В своей деятельности президент не за­висит от того, как будет принята проводимая им политика в конгрессе, за исключением случаев, когда осуществление этой политики было бы невозможно без его содействия (ассигнования, заключение международных договоров, законодательство, назначение на важные посты). Президент не подотчетен конгрессу, что обеспечивает ему свободу дей­ствий, однако, следуя принципу разделения властей, конституция лишила президента законодательной инициативы в строгом смысле слова (право представлять палатам го­товый законопроект). Президент имеет право налагать вето на любой законопроект, принятый обеими палатами, отсылать его на доработку со своими возражениями в ту палату из которой он поступил. С другой стороны, Конституция устанавливает, что пре­зидентское вето может быть "опрокинуто" квалифицированным большинством обеих палат. Президент не имеет полномочий распустить ни одну из палат конгресса. В свою очередь, для удаления президента конституция требует обоснованного обвинения в из­мене, взяточничестве или других важных преступлениях. Обе палаты имеют полномо­чия возбудить процедуру импичмента. Но вопрос об отстранении от власти президенту решает сенат под председательством верховного судьи двумя третями голосов присут­ствующих. В результате, президент и конгресс были лишены возможности вмешиваться в дела друг друга напрямую, что обеспечивает их независимость друг от друга. Можно сказать, что президент имеет косвенное влияние на Верховный суд в том плане, что он назначает его членов. Но так как они назначаются пожизненно, и все включая президен­та США, обязаны подчиняться решениям верховного суда, то становится очевидным то, что система взаимных сдержек и противовесов работает и здесь.

Принципиально важным являются положения конституции о порядке, сроках выборов и сроке полномочий президента. В частности, было установлено, что президент США из-

бирается выборщиками (т.е. лицами, непосредственно голосующими при косвенных выборах за кандидата на пост президента) по штатам в строго оговоренное конституци­ей время, чтобы избежать возможных манипуляции со сроками выборов. Выборщики подавали голоса с помощью бюллетеней, проходил тот, за кого было подано большее количество голосов выборщиков.

Полномочия президента были ограничены четырьмя годами, но ему не запрещалось до­биваться переизбрания на новый срок, в) Верховный суд

Третьей властью Соединенных Штатов конституция называет суд. При рассмотрении этой части конституции члены Учредительного конвента предлагали предоставить Вер­ховному федеральному суду полномочия высшей судебной инстанции США. Он дол­жен был получить право пересмотра законов, принятых конгрессом при их несоответст­вии Конституции, но не в качестве надзорной инстанции, а в связи с определенными су­дебными делами, находящимися в его производстве. Такое право верховный суд должен получить и в отношении законов, принятых парламентами штатов и постановлений штатных судов. Однако, эти положения в конституцию не вошли. Опасаясь противодей­ствия штатов, от решения которых зависела судьба самой конституции, понимая, что они не потерпят вмешательства федерации в их "внутренние дела", включая законода­тельство и суд, члены конвента снова пошли на компромисс, отложив решение этого вопроса до лучших времен. По конституции 1787 года (ст.З) судебная власть федерации должна была простираться на все те дела, "...которые возникнут из действия самой кон­ституции, из законов и трактатов, которые приняты, заключены или могут быть приня­ты и заключены соединенными Штатами в дальнейшем. Помимо этого к федеральной юрисдикции были отнесены споры между палатами, тяжбы между гражданами различ­ных штатов и некоторые другие иски, касавшиеся федерации в целом, члены верховного суда назначаются президентом США пожизненно. Этим достигается независимость су­дебной власти от законодательной и исполнительной. Вопрос о практическом создании новой судебной организации США и о закреплении полномочий верховного суда был рассмотрен среди основных первым конгрессом США. В результате был принят закон о судоустройстве 1789 года. Как и было задумано при разработке конституции, возвра-тясь к вопросу о верховном конституционном надзоре, конгресс наделил верховный суд США правом отмены любого закона, как федерального, так и штатного, если будет най­дено, что этот закон уклоняется от предписаний и принципов Конституции (ст.25 Зако­на о судоустройстве). Более того, Верховный суд получал полномочия издавать предпи­сания, обязательные для органов исполнительной власти, включая президента и мини­стров (ст. 13 Закона о судоустройстве). Это положение противоречило конституционно­му принципу разделения властей, так как ставило Верховный суд над конгрессом и пре­зидентом, необходимо отметить, что позже этот перекос был сглажен самим верховным судом в ходе слушания дела Марбори 1803 году. В результате, пожертвовав ст. 13, за Верховным судом были закреплены полномочия, заключенные в ст.25 Закона о судоус­тройстве. С тех пор и до настоящего времени Верховному суду принадлежит финальное право трактовать конституцию, т.е. "...говорить, что есть право страны" и, что находится в противоречии с ним. Решение верховного суда является окончательным и обсужде­нию не подлежит, первым конгрессом была также разработана структура федерального судоустройства. Было решено, что наряду и параллельно с судами штатов будет функ­ционировать федеральная судебная система, состоящая из районных и окружных судов (на этот период их количество было определено в 30 районных и 3 окружных суда). По­следние были наделены апелляционной властью в отношении первых.

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-04-24; Просмотров: 1035; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.01 сек.