Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Технология моделирования воспитательной системы




В процессе моделирования воспитательной системы класса можно выделить ТРИ основных направлении совместной деятельности классного руководителя со своими коллегами, учащимися и их родителями:

1) изучение учащихся класса, отношений, общения и деятельности в классном коллективе;

2) проектирование целей, перспектив и образа жизнедеятельности классного сообщества;

3) сплочение и развитие классного коллектива, создание развивающей среды личности ребенка.

И ходе опытно-педагогической работы нами определены формы, методы и приемы, которые классный руководитель может использовать в деятельности по созданию модели воспитательной системы класса (табл. 1).ТАБЛИЦА 1

Основные направления деятельности Задачи деятельности Средства реализации задач
Изучение учащихся и класса, отношений, общения и деятельности в классном коллективе 1. Изучить потребности,интересы, склонности и другие личностные характеристики членов классного коллектива.   2. Определить уровень сформированности классного коллектива, состояние в нем деловых и межличностных отношений.   3. Выявить воспитательные возможности родителей и других категорий взрослых, вовлеченных в жизнедеятельность классной общности   4. Определить эффективность учебно-воспитательного процесса   1. Анкетирование 2. Игра «Путешествие по морю любимых занятий» 3. Методика ((Цветик-семицветик» 4. Развивающая анкета «Твои увлечения» 5.Методики для исследования мотивов участия школьников в деятельности и для определения общественной активности учащихся 6.Составление карты интересов и увлечений учащихся класса.Мастерская общения «Давайте познакомимся!» 5. Альбом-эстафета «Наш класс» 6. Классный час «Погружение в мир своего Я» 7. Игра «Расскажи мне обо мне» 8. Методика «Детское стихотворение» 9. Изучение сформированности коллектива по методикам «Какой у нас коллектив» (А.Н. Лутошкин), «Мы - коллектив? Мы - коллектив... Мы - коллектив!», состояниямежличностных отношений с помощью игр «Лидер» и «Киностудия», социометрических методов, конкурса рисунков «Я в моем классе». 11.. Смотр сочинений «Моя семья» 12.Огонек «Мы и наши дети», беседа «Моя семья –чудесное место для жизни» 13. КТД (коллективное творческое дело) «Мир интересов моей семьи» 14. Тесты Н.Е. Щурковой «Размышляем о жизненном опыте», А.А. Андреева «Удовлетворенность учащихся школьной жизнью», Е.Н. Степанова «Удовлетворенность родителей работой образовательного учреждения»
Проектировние целей, перспектив и образа жизнедеятельности классного сообщества 1. Сформировать образ класса и жизнедеятельности в нем, привлекательный для членов классного сообщества. 2.Определить место и роль класса в воспитательной системе школы. 3. Выявить способы и условия использования возможностей окружающей среды в развитии личности и формировании классного коллектива 1.Организационно-деятельностная игра «Развитие личности младшего школьника» 2.Классный час «Портрет лицеиста» 3.Ролевая игра «Планета друзей» 4. Коллективное творческое дело «Экологическая тропа класса» 5.Игра «Приходи к нам в будущее» 6. Конкурс идей и проектов учащихся «Класс, в котором я хотел бы учиться». 7. Игра «Есть корабль, где все капитаны» 8.Вечер «Мир моих увлечений» 9.Родительское собрание «Школа + семья + дети =?» 10.Творческое дело «Устав класса» 11. Конкурс «Герб класса» 12.Выпуск стенной газеты «Мой класс сегодня и завтра»
Деятельность по сплочению и развитию классного коллектива, созданию развивающей среды личности ребенка 1. Содействовать формированию благоприятной эмоционально-психологической и нравственной атмосферы в классе. 2. Апробировать моделируемые элементы воспитательной системы класса в жизнедеятельности классного сообщества 1. Праздник именинников 2.Вылазки на природу 3.Культпоходы и экскурсии 4.Игра «Узнай свое поручение» 5.Коллективное творческое дело «В нашем классе день рождения» 6.Игра-путешествие по семейным островам. 7.«Разговор при свечах» 8.«Арбузник», «Волшебный стул» и другие формы коллективной деятельности, предлагаемые Н.Е. Щурковой в книге «Собранье пестрых дел»

 

 

Моделирование воспитательной системы класса - это очень сложный и длительный процесс, так как происходящие изменения в жизни общества, школы, класса, педагога, ребенка обусловливают внесение корректив в первоначально созданную модель. В то же время мы считаем, что организационный период по построению модели не должен быть длительным. Его оптимальная продолжительность - 7-8 месяцев. На этот период целесообразно составить план работы по моделированию воспитательной системы класса, который может являться составной частью плана классного руководителя. Предлагается избрать следующую форму плана.

Главными результатами совместной работы педагогов, учащихся и родителей по моделированию должны стать модель воспитательной системы класса и программа ее построения. Существуют разные формы моделей. В педагогической практике наиболее удобной формой модели является концепция (концептуальная модель).

Концепция воспитательной системы класса может состоять из таких разделов, как:

  • краткая психолого-педагогическая характеристика класса;
  • цель и задачи воспитательной системы класса;
  • перспективы и принципы жизнедеятельности классного сообщества;
  • механизм функционирования и построения воспитательной системы класса (системообразущий вид деятельности, годовой круг традиционных дел в классе, самоуправление в классном коллективе, основные внутренние и внешние связи и отношения членов классного сообщества, этапы становления и развития воспитательной системы);
  • критерии и способы изучения эффективности воспитательной системы класса.

Какой должна быть программа построения воспитательной системы класса? На этот вопрос педагог может найти ответ самостоятельно. Главное, чтобы в программе были отражены этапы, направления и способы построения системы, которые в дальнейшем должны составить основу плана работы классного руководителя.

Направления работы Деятельность по моделированию воспитательной системы класса  
по моделированию воспитательной системы  
Сентябрь Октябрь Ноябрь Декабрь  
Изучение класса, его учащихся, внутренней и внешней среды классного коллектива          
2. Проектирование целей, перспектив и образа жизнедеятельности классного сообщества          
3. Деятельность по сплочению и развитию коллектива класса          

 

ВОСПИТАТЕЛЬНАЯ СИСТЕМА КЛАССА «ОДИН ЗА ВСЕХ И ВСЕ ЗА ОДНОГО»

1. Ценностно-ориентированный компонент воспитательной системы «Один за всех и все за одного»

 

Цель: формирование чувства коллективизма, способности к сотрудничеству.

Задачи:

1. Воспитывать разумное поведение в коллективе.

2. Координировать взаимоотношения «учитель-ученик», «ученик-ученик», «ученик-родитель».

3. Формировать навыки саморегуляции чувств, эмоций, переживаний.

4. Добиваться открытости, контактности, организованности, умения эффективно взаимодействовать.

5. Формирование позиции субъекта собственной жизни.

6. Создание необходимых условий для проявления индивидуальности каждого ученика.

В воспитательной системе «Один за всех и все за одного» приоритетными ценностями являются:

ПЕРСПЕКТИВА: воспитание достойного человека, умеющего работать и общаться в коллективе

 


Реализация задач воспитательной системы «Один за всех и все за одного» помогает следование заповедям коллектива:

1.Умеем работать в коллективе.

2.Реализуем себя в творчестве, но не в конфликтах.

3.Критикуем поступки, но не человека.

4.За добро постоим, а назло настоим.

5.Одна голова хорошо, а две лучше. 6.Не принижаем статус собеседника.

Приоритетным видом деятельности в воспитательной системе «Один за всех и все за одного» является коллективно-творческая деятельность.

2. Индивидуально-групповой компонент воспитательной системы:

 

3.Функционально - деятельностный компонент воспитательной системы

В воспитательной системе «Один за всех и все за одного» три уровня – «ступеньки», которые проходит учащийся за период обучения с 5-го по 9-ый класс.

организатор
9 класс

Инициатор класс
Проектирование, моделирование
7-8 класс

Совместная работа в коллективно-творческой деятельности
Исполнитель  
5-6 класс

 

v Проект «Юный пешеход». v Организация мероприятий для младших школьников. v Конкурс «Юный велосипедист». v Викторина: «Правила дорожные, правила надежные». v Праздники, выставки, соревнования.
Получение знаний о правилах, нормах поведения в коллективе
III этап

v Ролевая игра «Планета друзей». v Создание социального проекта «Юный пешеход». v Стенгазета «Мой класс сегодня и завтра». v Праздник с родителями «Я+Ты=Мы». v Круглый стол «В дружбе школы и детей – сила школы и семей»
II этап

v Знакомство с правами и обязанностями учащихся. v «Папа, мама, я – дружная семья». v Кл.час: «Правила нашего коллектива». v Тренинги на сплочение коллектива. v Деловая игра «Лидер». v Литературный журнал «Волшебная сила доброго слова»
I этап

 

Методы и технологии:

1. Диалогизация

(дебаты, дискуссии)

2. Игровые технологии;

3. Пед. диагностика;

4. Создание ситуации успеха;

5. Метод педагогической поддержки;

6. Личностно-ориентированные классные часы.

 

4. Пространственно- временной компонент воспитательной системы

Для успешной реализации функций воспитательной системы классный руководитель избрал роли «проводника по стране знаний» и «старшего товарища».

Он помогает учащимся включиться в различные виды совместной деятельности, решить наиболее важные и сложные проблемы их индивидуально-личностного развития. Основным «местом жительства» является кабинет, в котором организуются и проводятся мероприятия и выставки. Например: конкурсы рисунков, газет, сочинений и т. д.

 

 

Этапы становления воспитательной системы.

1. Диагностический этап (социометрия, фотография класса, письмо островитянину, диагностическая игра «Путешествие в страну увлекательных занятий» составлена Л.А. Павловой.

 

2. Этап проектирования

 

3. Этап становления коллектива

 

 

5.Диагностико - аналитический компонент воспитательной системы

Критерии и способы изучения эффективности воспитательной системы

Критерии Показатели Методы и приёмы
1 Нравственная развитость Сформированность основных нравственных качеств личности (коллективизм, трудолюбие, ответственность) Тест Н.Е. Щурковой «Размышляем о жизненном опыте». Методика С.М. Петровой «Пословицы» для определения направленности личности. Педагогическое наблюдение.
II. Сформированность классного коллектива 1. Состояние эмоционального –психологических отношений в коллективе. 2. Сформированность индивидуальности классного коллектива. Методика А.Н. Лутошкина «Какой у нас коллектив» Методика «Наши отношения» автор Фридман. Анкета «Мишень»
III. Развитость креативных способностей 1.Способность к оригинальному мышлению. 2. Стремление к творчеству. Тестирование. Педагогическое наблюдение.
IV. Коммуникативная развитость. 1.Коммуникабельнсть 2. Сформированность коммуникативной культуры учащихся. Анализ портфолио. Методика Р.В. Овчаровой для выявления коммуникативных склонностей учащихся. Педагогическое наблюдение.  
V.Удовлетворённость учащихся и родителей жизнедеятельностью классного коллектива   Методика изучения удовлетворённости родителей работой образовательного учреждения - автор Степанов. Методика изучения удовлетворённости учащихся школьной жизнью - автор Андреев
VI. Реализация интеллектуального потенциала. 1. Освоенность образовательной программы; 2. Развитость познавательных интересов; 3. Способность к проведению Научного поиска Анализ текущей и итоговой успеваемости. Школьный тест умственного развития (ШТУР)

 

Модель уровня развития классного коллектива.

 

Достичь высокого уровня развития коллектива:

- Класс выступает организатором и инициатором общешкольных дел;

- Эффективная, слаженная работа органов самоуправления;

- Единство требований,

- Сформировано общественное мнение;

- В коллективе сложились определённые традиции.

 

Модель выпускника.

 

 





Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-03-29; Просмотров: 3169; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.054 сек.