Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Социально-демографические и социально-психологические характеристики читателей. Публика




Понимание идейного содержания произведения. Оценка произведения после прочтения. Факторы, влияющие на восприятие произведения искусства. Психологическая эффективность искусства.

Понимание идейного содержания произведения. Идея – основная мысль произведения. Она может корректироваться в зависимости от исторической эпохи. Читатель может правильно её выявить, но она может оказаться для него неактуальной.

Оценка произведения после прочтения. Три вида отношения к книге.

Первый – полное равнодушие, когда читатель ничего для себя интересного и значимого не нашёл. (К слову, этому может способствовать преподавание литературы в школе). Второй вид – переживание значения прочитанного для познания действительности: читатель узнаёт много нового, интересного, расширяет кругозор, получает удовольствие. Третий вид – открытие в прочитанном личностного смысла, эмоциональные переживания.

9 факторов, характеризующих восприятие произведения искусства.

• Факторы, характеризующие личность рецепиента.

1. потребность личности в чтении (познавательная, гедонистическая, коммуникативная и т.д.);

2. уровень художественной компетентности (общий уровень эстетического развития, опыт общения с искусством, владение специфическими «языками» разных видов искусства);

3. ценностно-смысловая организация личности (мировоззрение, установки и пр.).

• Факторы, характеризующие произведение искусства (разные произведения одним рецепиентом воспринимаются по-разному).

1. смысловое содержание (форма присутствия в структуре произведения авторского отношения);

2. форма должна оптимально настраивать читателя на восприятие содержания;

3. «рекламная оболочка» произведения – вся информация о произведении, которой может располагать рецепиент до контакта с произведением и на основании которой он может составить о нём мнение (автор и

название, жанр, реклама как таковая, упаковка, внешний вид книги и пр.).

• Фон, на котором взаимодействуют рецепиент и произведение искусства.

1. культурно-исторический фактор: система социальных норм и ценностей, художественные каноны, стереотипы. Наиболее влиятелен непосредственный фон – субкультура;

2. «групповые нормы и ценности» – ценности референтных (значимых для читателя) групп (престижность, мода);

3. уникальная жизненная ситуация (настроение, самочувствие, наличие времени и т.д.).

Психологическая эффективность искусства

Эффективность психологического влияния искусства определяется эмоциональным воздействием художественных образов. В процессе восприятия содержание и смысл произведения воссоздаются читателем по ориентирам, данным автором, но конечный результат зависит от духовной деятельности

самого воспринимающего. Любая форма контакта с искусством является своеобразной деятельностью. И именно от её характера и зависит её эффект - наличие, направленность, качество и глубина воздействия произведения на личность. Смысловое содержание произведения в ступает в контакт со смыслопорождающими структурами личности и в конечном итоге вызывает в них те изменения, которые затем воспринимаются как социальный эффект искусства. Идеологические аспекты органично вплетаются в ткань живых, зримых образов и поэтому воздействуют на сознание человека незаметно, но глубоко. То, что пережито, становится частью внутреннего мира личности. Конкретно-чувственный образ запоминается гораздо лучше, чем рациональный. Эмоциональная память прочнее, чем рациональная.

Специфику воздействия искусства нельзя упрощать. Один человек после контакта с художественным произведением может сразу подвергнуться его влиянию, другой будет долго думать, размышлять. У третьего останется лишь едва заметный след. А четвёртый вообще останется равнодушным. Практического действия искусство никогда не порождает, оно лишь создаёт психологическую установку на него.

Аудитория любого вида искусства (в том числе и литературы) называется публикой. «Публика – это формально не организованная группа, члены которой имеют общие интересы, осознаваемые ими в качестве таковых при непрямом общении и контакте». Для отдельного субъекта публика – источник авторитетных норм и оценок, стереотипов восприятия.

Дифференциация публики

Внехудожественные параметры Художественные параметры

Социальные Предпочтение определённых видов, жанров, направлений, отдельных

произведений искусства

Этнические Господствующие художественные

установки, идеалы, нормы

Демографические Господствующие типы восприятия

Образовательные

Публика может быть актуальной (фактически участвующей в общении с тем или иным видом искусства) и потенциальной (совокупность людей, которую при определённых условиях можно вовлечь в аудиторию). Актуальная публика может быть ситуативной (публикой конкретного произведения) и постоянной (публикой вида или жанра).

Основные демографические параметры

• пол;

• возраст;

• национальная принадлежность;

• вероисповедание.

Указанные позиции включаются в любую анкету, эти данные необходи-

мы для любого социологического исследования, так как именно пол, возраст,

национальность, а иногда и вероисповедание во многом определят отноше-

ние человека к данной проблеме.

Характеристики читателя

Пол и возраст. Возрастной статус – совокупность прав и обязанностей,

приписываемых обществом тому или иному возрасту. У каждого возраста –

свои психологические особенности.

Детство (до совершеннолетия)

Финансовая и правовая несамостоятельность; активное познание

мира; образование, поглощение огромных объёмов информации

Интерес ко всему новому, яркому, необычному

– чтение сказок, экзотических приключений,фантастики, энциклопедий. Стремление перепробовать разные жанры. Вкусы складываются

годам к 11—12. Большие (для соответствующего возраста) объёмы учебной литературы

Молодость Относительная финансовая самостоятельность, активное практическое исследование мира, профессиональное самоопределение, образование.

Продолжение поиска,интерес к новому, готовность к эксперимен-

там. Большие объёмы учебной литературы

Зрелость Финансовая и правовая самостоятельность. Стабильный статус. Устоявшийся образ жизни, стабильная система ценностей и сформировавшееся мировоззрение. На досуг отводится сравнительно небольшое время, на чтение отдаётся часть этого времени.

Окончательно сформировавшиеся читательские предпочтения. Профессиональное чтение. Из-за нехватки досугового времени – не-

большая склонность к экспериментам. Новизна интересует только в устоявшихся рамках.

Старость Финансовая и правовая самостоятельность. Стабильный статус. Устоявшийся образ жизни, стабильная система ценностей и сформировавшееся мировоззрение. Консерватизм. На досуг отводится много времени.

Окончательно сформировавшиеся читательские предпочтения. Повышенный консерватизм. Чтение привычной литературы, перечитывание книг. Прагматическая направленность чтения (садоводство,здоровье, домоводство).

На возможности проведения досуга влияют следующие факторы:

1. выбирать можно только из того, что доступно;

2. выбирать приходится то, что доступно с материальной точки зрения;

3. развлекаться можно только так, как принято в данном обществе.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-04-24; Просмотров: 1484; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.021 сек.