Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Особенности восприятия массовой и элитарной литературы




Искусство издавна подразделяется на элитарное и массовое. Элитарное

искусство предназначено для искушённых знатоков. Его жизненность не за-

висит от ярких эффектов. Оно рассчитано на сосредоточенное постижение

мира в единстве его знакомых и незнакомых, неясных сторон. Повествование

непредсказуемо, оно требует удержания, совмещения в памяти большого ко-

личества ассоциаций, нюансов, символики. Многие проблемы могут остаться

после прочтения нерешёнными, что вызывает новую неопределённость и

беспокойство.

Массовое искусство предназначено для рядового, обычного читателя,

слушателя, зрителя. С появлением средств массовой коммуникации (кино,

телевидение, радио) оно получило широчайшее распространение. Они (СМК)

позволяют приобщаться к культуре всё большему числу людей. Отсюда – ог-

ромное увеличение тиражей массовой литературы и необходимость изучать

вкусы и пристрастия массовой аудитории. Произведения массового искусст-

ва тесно связаны с фольклорными, мифологическими, лубочными построе-

ниями. В основе устойчивых массовых жанров лежат определённые типы

сюжетных построений, восходящих к известным архетипам и являющихся

носителями общезначимых формул, художественных универсалий. Такие

сюжетные конструкции можно выделить и в элитарном искусстве, но там они

возвышены, а не снижены, как в массовом. Социологи каталогизировали те-

мы и сюжеты, излюбленные массовым читателем. Ещё первые исследователи

чтения в России отмечали, что читающим крестьянам в романах нравятся:

патриотизм, любовь к вере, царю, отечеству, верность долгу, геройство, му-

жество, храбрость на войне, русская удаль и т.д. Однотипность по своему

строению произведений массового искусство восходит к архаической быто-

вой, религиозной или иной деятельности. Такие наблюдение сделаны на ос-

новании изучения исторических корней однотипных повествований и выяв-

ления определённых закономерностей в развитии коллективных фантазий.

Высокая степень стандартизации – естественная потребность: человеку нуж-

но отдохнуть, уйти от проблем и действительности, не напрягаясь для рас-

шифровывания символики и лексики, ему незнакомой. Массовое искусство –

искусство эскапистского характера, то есть устраняющегося от полноты и

глубины анализа конфликтов и противоречий реального мира. К тому же

знакомые конструкты предполагают ожидание, а когда оно оправдывается,

возникает чувство удовлетворения и комфорта от постижения уже знакомых

форм. Принцип формульности сочетается с принципом художественной ва-

риации темы. Оригинальность приветствуется, если она подтверждает ожи-

даемые переживания, существенно их не меняя. Индивидуальная версия

должна иметь уникальные и неповторимые свойства. Есть способы оживле-

ния стереотипов: введение в стереотип героя черт, противоположных стерео-

типу. Варианты не разрушают сюжет. Это проявляется через выход новой

формы за пределы конкретного периода с сохранением интереса к ней после-

дующих поколений.

Произведения массового искусства вызывают немедленные и яркие

эмоциональные переживания. Но нельзя считать массовое искусство низко-

пробным. Оно просто выполняет другие задачи. Формульное повествование

помогает уйти от неясности к иллюзорной, но всё-таки ясности. И жизнь в

художественном мире не требует осознания своих скрытых мотиваций, мас-

кируют их или укрепляют имеющиеся преграды к признанию скрытых жела-

ний. Массовые жанры подкрепляют уже существующие социальные ориен-

тиры и установки, подменяя художественным моделированием нерешаемость

и неоднозначность большинства проблем. Элитарная же литература часто оказывается для массового читателя на-

бором звуков. Её элитарность вовсе не в предназначенности для немногих, а

в недоступности для большинства. Вина здесь обоюдная. Массовый читатель

отвернулся от произведений, решающих прежде всего эстетические задачи

(не понимая, что без их решения невозможно никакое глубокое исследование

важнейших жизненных проблем). С другой стороны, «продвинутый» литера-

тор считает ниже своего достоинства быть внятным толпе. В этих условиях

даже утвердился негласный критерий «подлинности», который пускают в ход

многие из считающих себя приобщенными к «высокому»: чем непонятнее –

тем совершенней. Для большинства настоящая литература, во-первых, нечто

очень скучное (еще по школьным воспоминаниям), во-вторых, совершенно

нежизненное, заумное.

В то же время элитарная литература со временем может перейти в раз-

ряд массовой, то есть её свободно смогут воспринимать люди без специаль-

ной подготовки (высшего гуманитарного образования, например).




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-04-24; Просмотров: 907; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.013 сек.