КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Современные стратегии и модели образования. Развивающие педагогические технологии
Слово «стратегия» произошло от греческого strategos, «искусство генерала». Стратегия представляет собой комплексные тенденции развития, направленные на то. чтобы обеспечить осуществление наиболее глобальных целей образования. В течении XX века а мировой практике интенсивно проходят эксперименты в поиске новых путей развития школы и вуза, все они направлены на достижение определенного уровня образования, наиболее полно отвечающего потребностям современного общества. Для мирового образования характерны весьма важные тенденции, проявляющиеся и в российском образовании. _ Первая - это переход от элитарного образования к высококачественному образованию для всех, обеспечение доступности образования. Вторая - углубление межгосударственного сотрудничества в области образования. Третья предполагает существенное увеличение в образовании гуманитарной составляющей в целом, введение новых человеко-ориентированных научных и учебных дисциплин: политологии, психологии, социологии, педагогики, культурологии, этики, экологии. Четвертая связана с распространением нововведений при сохранении сложившихся национальных традиций. Однако наиболее глобальной целью образования, объединяющей различные тенденции развития, стратегии, нововведения, планы, является направленность на обеспечение разностороннего развития личности, ее потенциала, ее возможностей, в связи с этим происходят изменения в моделях образования. Если традиционная модель образования ориентирована на накопление суммы знаний (данных и алгоритмов), то в развивающих моделях конкретные знания являются в первую очередь средством формирования системы мировоззрения и миропонимания (создания модели мира) и реализации интеллектуального потенциала человека. В рамках традиционной модели накопление конкретных знаний является целью обучения. В современных моделях конкретные знания являются прежде всего средством достижения главной цели - развития интеллектуальных возможностей человека, развития личности как таковой. Ни в коей мере не отрицая необходимости и полезности конкретных знаний, необходимо подчеркнуть, что процесс их получения должен быть построен так, чтобы при этом целенаправленно развивались и совершенствовались интеллектуальные возможности человека, era способности, профессионализм, личностные качества. Безусловно, традиционная модель образования еще сохраняет свою силу во многих учебных заведениях страны, но при этом, к сожалению, механические знания в большом объеме тормозят интеллектуальное развитие человека. Знания становятся догмой, непригодной для практического использования, человек - возможным объектом манипуляции со стороны «более сведущих». На это обращал внимание известный исследователь психологии мышления М. Вертгеймер: «при механическом обучении можно воспитать детей, которые будут вести себя рабски, подобно автоматам, решая не только арифметические, но и любые другие жизненные задачи, и будут слепо руководствоваться соображениями престижа, следовать моде, нормам, политическим или музыкальным мнениям, во всем полагаясь на то, что сказал учитель, на моду или авторитет». К сожалению, используемые в нашей стране модели образования, и в дошкольном, и в школьном, и в вузовском обучении, в целом ближе к традиционным, чем к развивающим. И перенос центра тяжести с первых на вторые - насущная задача образования на всех уровнях. Кроме всего прочего, это будет вкладом и в оздоровление, развитие современного общества. Итак, модель развивающего обучения предполагает организацию учебного процесса, в котором, наряду с передачей конкретных знаний, уделяется должное внимание процессу интеллектуального развития человека, который направлен на формирование его знаний в виде хорошо организованной системы, на отработку когнитивных структур и операций в рамках этой системы, на развитие личностного потенциала человека.
Дата добавления: 2015-04-24; Просмотров: 1521; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |