КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Проектирование учебно-воспитательных ситуаций
Главная идея метода практических ситуаций - действия учителя, базируясь на целях, ценностях и закономерностях учебно-воспитательного процесса, должны исходить из конкретной, реально существующей ситуации, учитывать ее важнейшие параметры и их изменения. В проектировании практических ситуаций реальный учебно-воспитательный процесс отображается в форме конкретной ситуации. Учебно-воспитательная ситуация-это имитация, идеальное отображение реальной ситуации из жизни класса или же искусственно созданная ситуация, воссоздающая типичные проблемы, возникающие в процессе обучения. Проектирование практической ситуации выражается в форме конкретного набора параметров, переменных, оказывающих решающее влияние на учебно-воспитательный процесс в данное время. Иными словами, ситуация представляет собой перечень существенных для решения проблемы данных об учебно-воспитательном процессе, особенностях действующих лиц и конкретных задачах и проблемах, которые необходимо разрешить. Описание ситуации включает информацию: - о субъекте - личности, группе, занимающей центральное место в ситуации. Описание субъекта может проводиться в различных формах: в виде целей субъекта или же в форме фактической информации о его деятельности; - о других действующих лицах, с которыми взаимодействует субъект ситуации; - об условиях, в рамках которых существует и изменяется ситуация. Учебно-воспитательная ситуация должна быть близка к реальности, поскольку без этого нельзя добиться естественности действий обучаемых. Содержание учебно-воспитательной ситуации может передаваться различными способами: письменно (например, в форме описания), устно, а также в форме информационного сообщения - с помощью видеофильма или магнитофонной записи. Как и реальный учебно-воспитательный процесс, ситуация динамична, что требует от обучаемого новых решений и действий.
Существует несколько типов конкретных ситуаций. С точки зрения результата игры они делятся на проблемные и проектные. В проблемных ситуациях результатом действий является определение и формулирование основной проблемы (иногда проблемного поля) и. главное, оценка сложности ее решения. По источнику информации учебно-воспитательные ситуации подразделяются на: 1) описывающие реальные ситуации, почерпнутые из практической работы или литературы; 2) искусственно сконструированные в учебных целях или для проработки гипотетических проблем, которые могут возникнуть перед учителем. С помощью решения учебно-воспитательных ситуаций вырабатываются умения и навыки индивидуальною решения поставленных задач. Такого рода способности крайне необходимы учителю в реальной работе, поскольку ему непрерывно приходится принимать нестандартные, вызванные изменением положения дел решения. Решение учебно-воспитательных ситуаций развивает у студентов или уже состоявшихся учителей широту и гибкость мышления, помогает научить их умению рационально использовать информацию, самостоятельно анализировать факты, чувствовать ситуацию и оценивать ее, критически рассматривать различные точки зрения, обсуждать их и защищать собственную позицию, быть готовыми к применению различных средств и методов, находить оптимальные решения в условиях неопределенности. Достоинствами этого метода являются высокая приближенность к реальной жизни, сравнительно небольшие финансовые и временные затраты, быстрота проведения игры, многовариантность (возможны различные варианты ситуации и их легко изменять) и многоцелевой характер использования (игра может преследовать несколько целей, кроме того, изменяя параметры ситуации, можно ставить перед участниками разные цепи).
Наиболее целесообразно использование учебно-воспитательной ситуации для достижения следующих учебных целей: - активизации процесса обучения и тем самым повышения его результативности; ' - выяснения и решения проблем определенного типа; - разработки комплексных решений; - повышения готовности и умения принимать решения; - сочетания коллективной и индивидуальной форм работы.
Дата добавления: 2015-04-24; Просмотров: 869; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |