Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Значение психологии как науки и практики в современных социально-экономических условиях




Наблюдение как метод исследования.

Эффекты запоминания. Мнемотехника.

Особенности применения личностных опросников.

В данной работе раскроем сущность наблюдения как метода исследования. Наблюдение относится к эмпирическим методам исследования. Под методом понимается система регулятивных принципов практической или теоретической деятельности человека. Метод (греч. путь исследования, теория, учение) - это способ достижения какой-либо цели, решения конкретной задачи; совокупность приемов или операций практического или теоретического познания действительности. Лишь благодаря исследованию различных методов человеческая деятельность может быть эффективной.

Для удобства изучения и практического применения тех или иных методов их целесообразно разделить на три группы:

· методы эмпирического исследования;

· методы, используемые как на эмпирическом, так и на теоретическом уровне исследования;

· методы теоретического исследования.

Исходя из логики движения знания и характера организации познания, можно выделить два основных уровня научного исследования: эмпирический и теоретический, а также методы исследования, которые применяются как на эмпирическом, так и на теоретическом уровнях.

На эмпирическом уровне исследования исследователь накапливает факты, информацию об исследуемых объектах и проводит: наблюдения; сравнения: измерения; эксперименты; первичную систематизацию знаний (в форме таблиц, схем, графиков и т.п.).

Теоретический уровень исследования. На этом уровне происходит синтез накопленных знаний в форме научной теории. В теории понятия и суждения исследуемой области явлений объединены центральной мыслью теории - идеей.

В зависимости от того, на каком уровне производится исследование, и какие цели оно преследует, применяются и соответствующие общие методы познания.

 

 

Психология изучает внутренний мир человека, живущего в конкретное историческое время и в конкретных условиях культуры.

Задача психологии: изучение новых научных психологических фактов и объяснение, и выяснение причин, порождающих эти факты.

Отрасли психологии:

· Общая психология

· Возрастная психология

· Социальная психология

· Психология физкультуры и спорта

· Другие

Выделение новых отраслей психологического знания обусловлено развитием социальной жизни и деятельности людей, развитием методов ее исследований и накопление научных знаний в соответствующих областях практики.

Само слово «психология» от греческих слов «psyche» (душа) и «logos» (изучение, наука) появилось впервые только в XVIII веке в работе немецкого философа Христиана Вольфа.

Понятие «психология» имеет как научный, так и житейский смысл. В первом случае оно употребляется для обозначения соответствующей научной дисциплины. Во втором случае – для описания поведения и психических особенностей человека или группы людей.

Одно из определений психологии как науки гласит: психология – это наука, предметом изучения которой являются закономерности формирования, функционирования и развития психики человека.

Психика – сложный внутренний мир человека со всеми его познавательными процессами, индивидуально-психологическими особенностями личности и системой восприятия окружающего мира. Раскрыть содержание этих элементов в этом состоят основные задачи психологии.

В качестве объекта изучения в психологии выступает Человек. Это понятие включает как индивид, так и группу людей, состоящих между собой в различных отношениях (межличностных, деловых, отношениях власти и др.).

Цель изучения психологии – научиться понимать человека во всем многообразии и динамичности его внутреннего (психического) мира, научиться жить, не мешая друг другу

Задачи, которые решает психология как наука, обусловили возникновение и развитие её конкретных отраслей:

· Общая психология изучает содержание, особенности и общие закономерности функционирования психики и человеческого сознания, психические процессы, свойства, состояния и образования личности.

· Социальная психология исследует психологические явления и процессы, обусловленные принадлежностью человека к конкретным общностям.

· Зоопсихология (или сравнительная психология) раскрывает особенности и закономерности психики животных на разных этапах развития животного мира.

 

· Педагогическая психология занимается исследованием психологических особенностей и закономерностей процессов обучения и воспитания подрастающего поколения. В задачи педагогической психологии входят исследование процессов усвоения знаний и формирование навыков и умений в связи с потребностями школьного обучения, психическое обоснование методов, приемов и способов обучения и воспитания, вопросы восприятия личности учащихся в школьном коллективе, психологические проблемы, связанные с политехническим обучением и подготовкой учащихся к практической деятельности и др.

· Возрастная психология изучает своеобразие психики людей разного возраста, процесс формирования их личности и умственного развития, возрастных особенностей процессов восприятия, мышления, памяти, интересов, мотивов деятельности и т.п.

· Инженерная психология ставит своей целью разрешение проблем соотношения технических требований современных машин и психических возможностей человека - быстроты и точности процессов восприятия, объема и распределения внимания и др.

· Психология искусства изучает психологическую специфику творческой деятельности в различных видах искусств (в литературе, музыке, живописи, скульптуре и т. п.), особенности восприятия человеком произведений искусства, дает психологический анализ их влияния на развитие личности человека.

· Психология спорта занимается исследованием психологических особенностей спортивной деятельности.

· Космическая психология включает в круг своих проблем изучение особенностей психических процессов, происходящих в организме человека в условиях космических полетов, в том числе влияния на его психику больших физических перегрузок, необычных условий среды, состояния невесомости. Кроме того, эта отрасль психологии выясняет особенности работоспособности во время полета, в частности при необходимости действовать в условиях крайнего недостатка времени и т.д.

· Юридическая психология исследует психологию правонарушителей и преступников, а также вопросы, находящие свое отражение в судебной практике.

· Военная психология изучает психологию личности воина, психологию воинского коллектива и психологические особенности их профессиональной деятельности в ее разных формах и видах.

· Медицинская психология занимается исследованием нарушений и расстройств психической деятельности при различных заболеваниях, содействуя разработке рациональных методов их лечения.

· Патопсихология уделяет основное внимание особенностям нарушений психики в связи с теми или другими недостатками в строении и функциях организма, в частности у детей.

· Парапсихология исследует аномальные индивидуально и социально-психологические явления

 

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-04-24; Просмотров: 2646; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.018 сек.