КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Значение психологии как науки и практики в современных социально-экономических условиях
Наблюдение как метод исследования. Эффекты запоминания. Мнемотехника. Особенности применения личностных опросников. В данной работе раскроем сущность наблюдения как метода исследования. Наблюдение относится к эмпирическим методам исследования. Под методом понимается система регулятивных принципов практической или теоретической деятельности человека. Метод (греч. путь исследования, теория, учение) - это способ достижения какой-либо цели, решения конкретной задачи; совокупность приемов или операций практического или теоретического познания действительности. Лишь благодаря исследованию различных методов человеческая деятельность может быть эффективной. Для удобства изучения и практического применения тех или иных методов их целесообразно разделить на три группы: · методы эмпирического исследования; · методы, используемые как на эмпирическом, так и на теоретическом уровне исследования; · методы теоретического исследования. Исходя из логики движения знания и характера организации познания, можно выделить два основных уровня научного исследования: эмпирический и теоретический, а также методы исследования, которые применяются как на эмпирическом, так и на теоретическом уровнях. На эмпирическом уровне исследования исследователь накапливает факты, информацию об исследуемых объектах и проводит: наблюдения; сравнения: измерения; эксперименты; первичную систематизацию знаний (в форме таблиц, схем, графиков и т.п.). Теоретический уровень исследования. На этом уровне происходит синтез накопленных знаний в форме научной теории. В теории понятия и суждения исследуемой области явлений объединены центральной мыслью теории - идеей. В зависимости от того, на каком уровне производится исследование, и какие цели оно преследует, применяются и соответствующие общие методы познания.
Психология изучает внутренний мир человека, живущего в конкретное историческое время и в конкретных условиях культуры. Задача психологии: изучение новых научных психологических фактов и объяснение, и выяснение причин, порождающих эти факты. Отрасли психологии: · Общая психология · Возрастная психология · Социальная психология · Психология физкультуры и спорта · Другие Выделение новых отраслей психологического знания обусловлено развитием социальной жизни и деятельности людей, развитием методов ее исследований и накопление научных знаний в соответствующих областях практики. Само слово «психология» от греческих слов «psyche» (душа) и «logos» (изучение, наука) появилось впервые только в XVIII веке в работе немецкого философа Христиана Вольфа. Понятие «психология» имеет как научный, так и житейский смысл. В первом случае оно употребляется для обозначения соответствующей научной дисциплины. Во втором случае – для описания поведения и психических особенностей человека или группы людей. Одно из определений психологии как науки гласит: психология – это наука, предметом изучения которой являются закономерности формирования, функционирования и развития психики человека. Психика – сложный внутренний мир человека со всеми его познавательными процессами, индивидуально-психологическими особенностями личности и системой восприятия окружающего мира. Раскрыть содержание этих элементов в этом состоят основные задачи психологии. В качестве объекта изучения в психологии выступает Человек. Это понятие включает как индивид, так и группу людей, состоящих между собой в различных отношениях (межличностных, деловых, отношениях власти и др.). Цель изучения психологии – научиться понимать человека во всем многообразии и динамичности его внутреннего (психического) мира, научиться жить, не мешая друг другу Задачи, которые решает психология как наука, обусловили возникновение и развитие её конкретных отраслей: · Общая психология изучает содержание, особенности и общие закономерности функционирования психики и человеческого сознания, психические процессы, свойства, состояния и образования личности. · Социальная психология исследует психологические явления и процессы, обусловленные принадлежностью человека к конкретным общностям. · Зоопсихология (или сравнительная психология) раскрывает особенности и закономерности психики животных на разных этапах развития животного мира.
· Педагогическая психология занимается исследованием психологических особенностей и закономерностей процессов обучения и воспитания подрастающего поколения. В задачи педагогической психологии входят исследование процессов усвоения знаний и формирование навыков и умений в связи с потребностями школьного обучения, психическое обоснование методов, приемов и способов обучения и воспитания, вопросы восприятия личности учащихся в школьном коллективе, психологические проблемы, связанные с политехническим обучением и подготовкой учащихся к практической деятельности и др. · Возрастная психология изучает своеобразие психики людей разного возраста, процесс формирования их личности и умственного развития, возрастных особенностей процессов восприятия, мышления, памяти, интересов, мотивов деятельности и т.п. · Инженерная психология ставит своей целью разрешение проблем соотношения технических требований современных машин и психических возможностей человека - быстроты и точности процессов восприятия, объема и распределения внимания и др. · Психология искусства изучает психологическую специфику творческой деятельности в различных видах искусств (в литературе, музыке, живописи, скульптуре и т. п.), особенности восприятия человеком произведений искусства, дает психологический анализ их влияния на развитие личности человека. · Психология спорта занимается исследованием психологических особенностей спортивной деятельности. · Космическая психология включает в круг своих проблем изучение особенностей психических процессов, происходящих в организме человека в условиях космических полетов, в том числе влияния на его психику больших физических перегрузок, необычных условий среды, состояния невесомости. Кроме того, эта отрасль психологии выясняет особенности работоспособности во время полета, в частности при необходимости действовать в условиях крайнего недостатка времени и т.д. · Юридическая психология исследует психологию правонарушителей и преступников, а также вопросы, находящие свое отражение в судебной практике. · Военная психология изучает психологию личности воина, психологию воинского коллектива и психологические особенности их профессиональной деятельности в ее разных формах и видах. · Медицинская психология занимается исследованием нарушений и расстройств психической деятельности при различных заболеваниях, содействуя разработке рациональных методов их лечения. · Патопсихология уделяет основное внимание особенностям нарушений психики в связи с теми или другими недостатками в строении и функциях организма, в частности у детей. · Парапсихология исследует аномальные индивидуально и социально-психологические явления
Дата добавления: 2015-04-24; Просмотров: 2688; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |