Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Основные тенденции современного образования




Образование. Общая характеристика.

Образование «выступает как неотъемлемая сторона жизни всех обществ и всех без исключения индивидов. Поэтому оно есть, прежде всего, социальное явление. С точки зрения общественных функций образование:

- является способом социализации личности и преемственности поколений;

- становится средой общения и приобщения к мировым ценностям, достижениям науки и техники;

- ускоряет процесс развития и становления человека как личности, субъекта и индивидуальности;

- обеспечивает формирование духовности в человеке и его мировоззрения, ценностных ориентаций и моральных принципов.

А.М.Столяренко выделяет еще одну социальную функцию образования: функцию опережения. Он утверждает, что образование –фактор долговременного развития, главный рычаг реальных изменений качества населения, ускоритель, катализатор общественных, экономических и социальных перемен и прогресса. Оно должно готовить образованных людей, способных улучшать качество жизни и двигать практику вперед. Образование как способ обеспечения наследования культуры, включения человека в общество возникло вместе с его появлением и развивалось по мере изменения общества, культуры и самого человека. Со времен Сократа, Платона и Аристотеля образованию отводилась роль главного цивилизационного фактора в развитии людей и общества. По словам Цицерона, невежество – ночь ума, ночь безлунная и беззвездная. Однако с того времени, когда в первобытном обществе процесс передачи знаний, ценностей, норм, социокультурного опыта выделился из других видов жизнедеятельности социума и стал делом лиц, специально занимающихся обучением и воспитанием, образование заняло особую нишу в жизни общества. Сегодня сфера образования стала одной из конкурентных в международном соперничестве стран, фактором престижа их и притока капиталов в страну.

Образование можно рассматривать в качестве особой, относительно самостоятельной, сферы социальной жизни. На характер и содержание образования оказывает влияние ряд факторов:

- насущные требования общественного производства, развития экономики, научно-технического прогресса;

- социальная структура общества, запросы и интересы господствующих в обществе классов и социальных групп, их политика в области образования;

- духовно-нравственная жизнь общества;

- уровень развития самого школьного дела и педагогической науки;

- интересы и потребности самого растущего человека.

 

Парадигма будущего человечества теперь видится в модели «устойчивого развития общества», под которым понимается движение его вперед, обеспечивающее удовлетворение жизненных поребностей нынешнего поколения людей без лишения такой же возможности будущих поколений. Комиссия Европейского Союза по образованию разработала программы его интенсивного совершенствования до 2013 г., подчеркнув значимость образования в условиях резкого усложнения и широкого распространения технологий современных производств и недопустимости отставания стран Европы в подготовке специалистов по ним. Она обратила повышенное внимание на расширение возможностей образования взрослых всех возрастов, а не только тех, кто поступает в вуз со школьной скамьи.

В Японии и США ставится вопрос о создании условий для получения всеми гражданами высшего образования, поощряются лица, обладающие двумя высшими образования по смежным специальностям. В России пришли к заключению, что образование должно решительно противостоять деформированному «рыночному» интересу к «упрощенной» личности как дешевой и непритязательной рабочей силе, удовлетворяющейся жизнью, состоящей из примитивных интересов к еде, спиртному, одежде, сексу, бытовым скандалам и «шоу-анимационным» развлечениям. «Уровень интеллекта нации –вот что определяет сегодня место того или иного государства в мировой табели о рангах».

Система образования Республики Беларусь имеет европейские корни. Ее развитие предопределено двумя основными тенденциями: сохранение традиций, характерных для советской образовательной практики, которая в большинстве стран мира признается как одна из наиболее эффективных для своего времени, и инновационная деятельность по модернизации структуры и содержания образования.

Проблема состоит в необходимости изучить и понять новое и, применяя его на практике, не навредить традиционному.

В образовательных процессах значительно усилилась технологическая ориентация. Специалист прежней формации должен был преимущественно знать определённые своды теорий, законов, положений и принципов различных научных направлений. Современный выпускник уже должен иметь не только фундаментальные знания, но и дополнительно владеть определённой технологической компетенцией.

Подготовка молодежи к профессиональной деятельности будет осуществляться в контексте приобретения молодыми людьми разнообразного опыта гуманитарной, социокультурной и общественной деятельности, овладения коммуникативными навыками, предполагающими свободное владение выпускниками вузов иностранными языками. Молодые люди станут еще более мобильными и успешными. Потому что само время поменяло соотношение извечной истины: дети должны учиться у родителей. Сегодня дошкольник показывает отцу, деду, как пользоваться мобильником, компьютером, как создать адрес электронной почты. И, тем не менее, родители, школа, в целом общество обязаны передать подрастающему поколению духовные идеалы и ценности, и это они будут делать.

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-04-24; Просмотров: 643; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.01 сек.