Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Феномены, механизмы, направления социализации




Социализация. Общая характеристика.

Социализация – процесс и результат усвоения и активного воспроизводства индивидом социального опыта, осуществляемого в общении и деятельности.

Социализация может происходить как в условиях стихийного воздействия на личность различных обстоятельств жизни в обществе, имеющих иногда характер разнонаправленных факторов, так и в условиях воспитания, то есть целенаправленного формирования личности. Воспитание является ведущим и определяющим началом социализации (социального научения).

Социализация – это процесс, посредством которого ребенок усваивает

поведение, навыки, мотивы, ценности, убеждения и нормы, свойственные его

культуре, считающиеся в ней необходимыми и желательными. Агентами

социализации выступают люди и социальные институты, включенные в этот

процесс, - родители, братья и сестры, сверстники, учителя, представители церкви,

телевидение и другие СМИ. Хотя все они могут оказывать на ребенка большое

влияние. Семья, как правило, является наиболее значимой частью мира ребенка.

По этой причине она обычно рассматривается как первичный и наиболее мощный

агент социализации, играющий ключевую роль в формировании личностных черт и

мотивов; в руководстве социальным поведением; в передаче ценностей, веры и

норм, свойственных данной культуре.

Цель социализации, т.е. личностные качества, которые должен

приобрести ребенок и социальное поведение, которое он должен усвоить, -

варьируют от одной культуры к другой, точно так же как и методы,

используемые для социализации ребенка. Например, в американской культуре

ценятся такие качества, как независимость, уверенность в себе, высокий

интеллект, уважительность, популярность, целеустремленность и умение

защищать свои права. В японсокй культуре, наоборот, ценится преданность

своей группе и общности, эмоциональная сдержанность, сговорчивость,

готовность долго и упорно работать для достижения отдаленной цели,

обходительность и скромность. Руководствуясь представлениями о значении

социальной группы, японские родители нередко для контроля поведения ребенка

пытаются его пристыдить; например, они могут спросить: «А что подумают

другие люди?».

 

В широком смысле слова социализация – процесс усвоения личностью системы социальных связей, усвоение соц. опыта. В социальной психологии при рассмотрении социализации - акцент на взаимодействие с социальными группами

Социализация рассматривается как процесс двусторонний, который включает:

а) усвоение личностью системы социальных связей,

б) активное воспроизведение личностью этого, усвоенного в ходе социализации, социального опыта.

Социализация предполагаетрасширение и умножение социальных связей личностью с миром в трех основных сферах – деятельности, общения и самосознания

Средства социализации (Пиаже): нормы, ценности и знаки.

Содержание процесса социализации: Во-первых, это ориентировка в системе связей, присутствующих в каждом виде деятельности и между ее различными видами. Она осуществляется через посредство личностных смыслов, т.е. означает выявление для каждой личности особо значимых аспектов деятельности, причем не просто уяснение их, но и их освоение.

Вторая сфера — общение — рассматривается в контексте социализации также со стороны его расширения и углубления, что само собой разумеется, коль скоро общение неразрывно связано с деятельностью.

Третья сфера социализации — развитие самосознания личности. В самом общем виде можно сказать, что процесс социализации означает становление в человеке образа его Я.

Основные стадии и институты социализации.

Дотрудовая стадия социализации охватывает весь период жизни человека до начала трудовой деятельности. семья, сад - первые навыки взаимод, освоение соц. ролей, норм, ценностей)

Трудовая стадия социализации охватывает период зрелости человека, хотя демографические границы «зрелого» возраста условны; фиксация такой стадии не представляет затруднений — это весь период трудовой деятельности человека.

Послетрудовая стадия социализации представляет собой еще более сложный вопрос. Определенным оправданием, конечно, может служить то обстоятельство, что проблема эта еще более нова, чем проблема социализации на трудовой стадии.

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-04-24; Просмотров: 417; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.01 сек.