КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Современные представления о предмете социальной психологии (американская и европейская традиции)
Предмет — закономерности изменения поведения человека, связанные с пребыванием его в социуме. Этапы развития СΨ на Западе: · с середины 19 века – становление СΨ, первые СΨ-теории · 1908 – «Введение в СΨ» МакДугала и «СΨ» Росса, затем превращение СΨ в экспериментальную науку · с 50-х годов – «современная СΨ» Дискуссия о границах СΨ: интрадисциплинарный подход: · СΨ – часть психологии · СΨ – часть социологии интердисциплинарный подход: · СΨ существует на границе между социологией и психологией Подходы к СΨ: · примат личности (Ψ масс, теория инстинктов соц. поведения) · примат общества (Ψ народов) ß м. рассматривать как предмет СΨ на Западе складывалась в рамках следующих подходов: · необихевиоризм: основная проблема и предмет – рационалистические аспекты межличностных отношений; научение как основа репертуара поведения; основная идея – оперантное обусловливание; среда (стимул и подкрепление) формирует поведение; представители – Толмен, Халл, Скиннер, Миллер, Доллард, Бандура, Тибо, Келли. · когнитивный подход: основные проблемы и предмет – познание, перцепция, аттракция, формирование и изменение аттитюдов; основная идея – образование понятий, мышление, знание; предмет – социальное поведение, которое объясняется через описание познавательных процессов человека; представители – Хайдер, Ньюком, Фестингер, Осгуд, Креч, Крачфилд, Аш. · психоаналитический подход: основные проблемы – сψ-проблемы (групповые процессы) и сψ- проблемы и теории на стыке СΨ с другими общественными дисциплинами (СΨ и общая СΨ, СΨ и соц. философия); эмоциональная сторона межличностных отношений; группа основана на системе либидозных связей; представители – Байон, Беннис, Шутц. · интеракционизм: основные проблемы и предмет – когнитивный аспект коммуникации, формирование социальных установок (социальная роль, референтная группа), процесс социальной перцепции; интеракция, социальное взаимодействие, символическая коммуникация (система коммуникаций и межличностных отношений); человек – активный участник взаимодействия; представители – Мид; Кун, Дензин, Стросс, Блумер, (символический интеракционизм), Линтон, Шибутани, Тернер, Гоффман, Мейсон, Гросс (ролевые теории), Кун, Мертон, Шериф (теории референтной группы).
5. Методологические проблемы социально-психологического исследования и общая характеристика методов. Специфика социально-психологического эксперимента и его основные типы. Проблемы: Методологическая проблема косвенных процедур — субъективность механизма интерпретации и реконструкции информации. Проблемы эксперимента: I. кач-во инструмента: 1. валидность концептуальная: насколько мы измеряет именно то, что нужно + соответствие действительности наших представлениях о феномене. Экологическая — соответствие условиям жизни, в кот. все и происходит («Вы хотели бы охотится на львов в Африке?» вопрос в западном тесте, проведенном в СССР в 70-е:) 2. Характеристики инструмента: Валидность (см) Устойчивость — способность давать однозначную информацию независим от условий проведения Точность — чувствительность к изменению феномена. II. Источник информации Х-ки источника информации = особенности испытуемого: Психологич состояние человека в момент сбора инф-ции; Дефицит времени Взаимодействие с исследователем. III. Репрезентативность — особенности выборки: насколько полно эта выборка отражает социум. Классификация: По характеру задачи: 1. Процедура сбора ниф-ции (описание наличной ситуации) 2. Процедура воздействия (изменение наличной ситуации) По характеру процедуры: 1. Прямые — направленные на непосредственное получение информации (быстро, дешево, просто) 2. Косвенные — опосредованное получение информации. Методы: Делятся на качественные и количественные. (глубинное интервью или соц опрос масс) Зондажные исследования — расследование для формирования гипотезы, тестирование соответствия инструмента объекту. Пилотажные —то же, но тестирование инструмента (если вопрос не дает разброса ответов). Задачи исследования — разведывательные — формирование гипотезы, и средства док-ва гипотез. 1. Наблюдение: дает возможность представления о реальном поведении, но минус — субъективность уже на входе. М.б. использовано как для формирования гипотезы, так и в кач-ве вспомогательного источника док-в. Субъективность уменьшается при: нескольких наблюдателях или стандартизации наблюдения. Включенность увели. субъективность, но делает детальнее исследование. Скрытое или явное наблюдение (корректность???) Почему-то через раз получается слово «неблюдение»…:) 2. Опрос: Виды: заочные (письм. анкетирование) и непосредственные, очные. Все опросники работают с представлениями испытуемых о чем-то. Здесь важно соблюдать требования к вопросам: корректность, однозначность, отсутствие отрицат. форм. Правила: участник д.б. мотивирован, д.б. вводная часть опросника и «интрига» развития проблемы. 3. Эксперимент вообще: НП, и контроль за ними, изменения ЗП, валидности. Наличие контрольной и экспериментальной группы. Типы: лабораторный и естественный. Цели естественного: констатация, фиксация наличной ситуации. Цели лабораторного: подробное описание феномена. Особенности: л — контролируемый, можно повторить, ест — можно только фиксировать, а потом интерпретировать. 4 Анализ документов — реконструкция особенностей чел-ка по продуктам его д-ти (фу-у!). Используется при анализе исторических документов, т.к. сама личность давно в могиле, и при проверке эффективности документа, если он должен воздействовать (mass media) 7. Методологические проблемы исследования психологии больших социальных групп (примеры). Проблемы исследования: 1. Определение предмета исследования 2. Методологические проблемы исследования. · Отличие больших групп от малых в том, что в больших группах существуют специфические регуляторы соц поведения: нравы, обычаи и традиции, вместе образ жизни группы. Также бывает специфический язык. · Структура психологии больших соц. групп. Влияние сходных условий существования группы на осознание ее представителей, осуществляемый 2-мя путями: через личный жизненный опыт и через общение. · Проблема соотношения психологических характеристик большой группы и сознания каждой отдельной личности, в нее входящей. Психологические характеристики группы представляют собой нечто типичное для всех индивидов. Но это не является суммой черт, свойственных каждой личности Методы исследования: Этнография — анализ продуктов культуры Сравнительные межкультурные исследования Традиционные методы социологии, вкл. стат анализ.
Дата добавления: 2015-04-24; Просмотров: 1649; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |