Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Сущность, структура и функции аттитюдов




Социальная установка и реальное поведение.

Реальное поведение определяется рядом факторов. Сложно выделить влияние установки в чистом виде. по поведению можно сделать вывод о наличии определенной установки. но нельзя сделать обратного. соц установка суть предрасположенность.

Ядов: ведущая роль в регуляции поведения принадлежит диспозиции, которая включается в регуляцию в зависимости от места соответствующего ей мотива в иерархии мотивов личности. Перспектива — понимание соц. установки в ее интрапсихической форме как «личностного смысла» (См. иерархию потребностей,)

Эксперимент Лапьера!При исследовании личности в с.п. важнейшее место занимает проблема социальной установки. При изучении механизма формирования социальных установок личности можно ответить на вопрос о том, как усвоенный социальный опыт преломлен личностью, что предшествует развертыванию реального действия, и чем же конкретно регулируется поведение и деятельность человека, т.е. его реальное поведение. Чтобы ответить на эти вопросы, необходимо, прежде всего, проанализировать потребности и мотивы, побуждающие личность к деятельности. Для уяснения внутреннего механизма, побуждающего к действию, в общей теории личности рассматривается соотношение потребностей и мотивов. При этом нужно выяснить, чем определен сам выбор мотива: почему люди в опр. ситуациях поступают тем или иным образом и чем они руководствуются, когда выбирают данный мотив. Понятие, кот. в определенной степени объясняет выбор мотива, есть понятие социальной установки. Оно широко используется в житейской практике при составлении прогнозов поведения личности: «вряд ли мне понравится К.: я вообще не люблю военных» и т.д. На этом житейском уровне понятие социальной установки употребляется в значении, близком к понятию «отношение».

В западной с.п. для обозначения социальных установок используется термин «аттитюд». Исследования аттитюдов превратились в самостоятельную область с.п., кот. явл-ся одной из самых разработанных областей в западной с.п. Впервые в 1918г. амер. Томасом в социально- психологическую лит-ру было введено понятие аттитюд, кот. было определено как «психологичесское переживание индивидом ценности, значения, смысла социального объекта» или как «состояние сознания индивида относительно некоторой социальной ценности».

Терстоуном выделены 4 функции аттитюдов:

1)приспособительная (иногда называемая утилитарной, адаптивной) – атттитюд направляет субъекта к тем объектам, кот. служат достижению его целей;

2)функция знания – аттитюд дает упрощенные указания относительно способа поведения по отношению к конкретному объекту;

3)функция выражения (иногда называемая функцией ценности, саморегуляции) – аттитюд выступает как средство освобождения субъекта от внутреннего напряжения, выражения себя как личности;

4)функция защиты – аттитюд способствует разрешению внутренних конфликтов личности.

Все эти функции аттитюд способен выполнить потому, что обладает сложной многосторонней структурой.

Эксперимент Лапьера 1934 г.: посещал отели с двумя китайцами (которых там не любили), и не обнаружил различия между обслуживанием его и китайцев. Через год послал письма в отели с вопросом, может ли он посетить их еще раз с китайцами же. Ему ответили, что нежелательно. Вывод: не всегда установка соответствует реальному поведению. (См. след билет)


1935 —Олпорт:

1. опр состояние сознания и нс

2. выражающее готовность к реакции

3. организованное

4. на основе предш. опыта

5. оказывающее направляющее динамическое влияние на поведение.

Трехкомпонентная структура по Смиту 1942г:

1. когнитивный компонент (осознание объекта соц установки)

2. аффективный (эмоц. оценка объекта, выявление чувства симпатии или антипатии к нему)

3. поведенческий (последовательное поведение по отношению к объекту)

Эти 3 компонента выявлялись в многочисл. эксп. иссл-ях. Однако возникали затруднения, например, по поводу существующего расхождения между аттитюдом и реальным поведением


9. Проблема группы в социальной психологии. Классификация групп.

Проблемы группы. Проблемы группы – один из важнейших вопросов СΨ и социологии. Выполняя различные социальные функции, человек является членом многочисленных социальных групп, формируется в пересечении этих групп, находится под их влиянием, занимает в них определенное место, оказывается включен в систему норм, взглядов представлений различных групп. Поэтому важно изучать группы, их особенности, их разновидности, характер их влияния на сознание личности и т.д.

Понятие «группы». Группа – реально существующее образование, в котором люди собраны вместе, объединены каким-то общим признаком, разновидностью совместной деятельности или помещены в какие-то идентичные условия, обстоятельства, определенным образом осознают свою принадлежность к этому образованию.

Основные характеристики группы:

· композиция (состав, т.е. члены группы)

· структура (коммуникаций, предпочтений, власти и т.д.; функции членов)

· групповые процессы (с т.зр. организации деятельности группы и развития группы)

· позиция индивида в группе

+ статус члена группы (его социометрическая позиция, его восприятие другими)

+ роль (динамический аспект статуса)

+ система групповых ожиданий (член группы оценивается другими, от него ожидается выполнение определенных функций)

· групповые нормы и ценности (эталоны должного, правила, выработанные и принятые группой, регулирующие деятельность ее участников)

· система санкций (механизм регуляции соблюдения этих норм)

Классификация групп:

Деление групп осуществляется по какому-либо критерию…

Группы бывают…

o условные (не является реальным элементом общества) и

o реальные (результат развития социума):

– лабораторные (созданные для научных целей на время) и

естественные (функционируют в реальном мире):

Ø большие (этнические, профессиональные, возрастные…):

· организованные

· стихийные (паника, толпа, карнавал, бедствия)

Ø малые (контактные, групповые отношения заданы межличностными):

· формальные (их структура задана извне)

· неформальные (результат активности извне)




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-04-24; Просмотров: 1421; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.011 сек.