Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Полемика с томизмом




Матвей Акваспарта (ок. 1235-1302) был последователем Бонавентуры и францисканцем; он выступал против св. Фомы с августинианских позиций, хотя опирался на Аристотеля. В сочинениях Матвея Акваспарты часто упоминается Авиценна; цитируются Ансельм и псевдо-Дионисий; но высший авторитет представляет собой Августин. Он ищет средний путь между Платоном и Аристотелем. Идеи Платона являются "грубейшим заблуждением": они утверждают мудрость, но не знание. С другой стороны, заблуждается и Аристотель: он утверждает знание, но не мудрость. Наше знание вызывается и низшим и высшим факторами, внешними предметами и идеальным разумом.

Он направляет тезицы августинизма против томизма. Так он поддерживает тезисы о гилеморфическом строении души (душа как форма тела, ее оживляет, форма есть сущность), сохраняя толкование индивидуализации через материю и форму как у Бонавентуры ради опровержения положения Фомы, кот. объясняет её через материю и количество. Уч. о семенном разуме Августина противопоставляет учению Фомы о причинности. Он отвергает различение философии и теологии (т.к. человек не может достигнуть надежного знания без воздействия на его интеллект бож. идей, то только теология может разрешить проблему познания).

 

Метафизика Генриха Гентского (1217-1293) -старался восстановить доминирующую роль идей Августина в западнохристианской мысли, сочетая августинизм с идеями Аристотеля в неоплатонической интерпретации, как они представлены в араб. философии - в учении Ибн Сины, в «Книге о причинах».

1) Сущее, бытие (ens, res), включает воображаемое сущее, существующее исключительно в разуме и потому «минимально сущее» и истинно сущее, существующее или могущее существовать в реальности. Последнее подразделяется на необходимо сущее, т. е. Бога, Который не может не существовать, и сущее, обладающее случайным бытием, т. е. творение. Сотворенное сущее делится на субстанции, существующие самостоятельно, и акциденции, способные существовать лишь в чем-то ином (напр., качество и количество).

2) Вопреки Фоме Аквинскому, различие между сущностью и существованием хотя и не является чисто логическим, не имеет реального статуса [=> Дунс Скот]. До сотворения вещи нет никакой ее сущности, кот. впосл. могла бы получить существование. Переход вещей от сущности к существованию благодаря свободному акту Бога ( выступает тем самым против авиценновского детерминизма). Существование индивидуумов невыводимо непосредственно из вечных Божественных идей. В Божественном разуме могут содержаться лишь идеи видов, но не идеи единичных вещей.

3) В отличие от Фомы Аквинского Генрих Гентский не считает, что материя в ее отношении к форме является лишь чистой потенциальностью, но полагает, что материи следует приписать собственное экзистенциальное бытие [=> Дунс Скот], благодаря кот. она актуально существует независимо от формы. Следует различать 3 уровня бытия материи: 1) то, кот. она имеет от Бога; 2) то, благодаря кот. она есть некая «восприимчивость»; 3) и то, кот. она получает благодаря форме. Все вещи относятся к Творцу по-разному.

4) Единственность субстанции в человеке и во всех существах. Потом 2 субстанции: разумной души и особой формы чел. телесности. Если последняя выводится из материи в акте естественного возникновения человеческого зародыша, то первая является наивысшим продуктом Божественного творения из ничего. Следуя за Вильгельмом Овернским, Генрих Гентский говорит, что потенции души (умопостижение, воля и др.) не добавляют ничего реального к ее сущности, они суть только ее различные отношения, действительные или возможные, к тем или иным актам и объектам. Разумная душа достигает совершенства акутальности при соединении с материей и формой телесности в конкретном человеческом индивиде. Генрих Гентский, с одной стороны, предписывает метафизику изучать разумную душу как самодостаточную духовную субстанцию, а с другой - натурфилософу рассматривать ее как форму и осуществленность тела. Утверждает примат воли над разумом, чьими рекомендациями воля может пренебрегать [=> Дунс Скот].

5) Бог по Своей свободной воле может в любой момент прекратить не являющееся необходимым существование как всего универсума, так и любой его части. К этому подводит обсуждение проблемы Божественного всемогущества - сомнение в истинности некоторых положений аристотелевской физики. Признает вслед за Аристотелем невозможность присутствия в природе пустоты - но Бог может сделать так, чтобы пустота существовала в силу лишения Им сотворенной материи формы и количества. Однако допущение пустоты 1) влечет за собой возможность движения с бесконечной скоростью 2) нарушает формально-логический закон противоречия, т. е. те части мироздания, между кот. находилась бы пустота, были бы в одно и то же время «вместе» (т. к. между ними ничего нет, они образуют непрерывное тело) и «не вместе» (поскольку между ними есть пустота как незаполненное пространство, они не составляют континуума). Отсюда следует, что Бог или не может создать пустоту, но тогда Он не всемогущ, или может, и тогда аристотелевский принцип противоречия не работает для Бога, наделенного абс. свободой. – он может преступить закон логики [аналогично Дамиани].

6) Говоря о процессе познания, Генрих Гентский как последователь Августина и Бонавентуры подчеркивает, что познание лишено достоверности, если невозможно соотнесение познаваемой вещи с ее Божественным архетипом, т.е. если чувственный и рациональный опыт не сопровождается иллюминацией разума светом Божественных идей. Без этого «общего озарения» разум человека не способен постичь не только метафизику, но и принципы логики, математики и морали, поскольку понятия образуются путем абстракции от чувственных объектов, а объекты подвержены непрерывному изменению. Первым предметом познания является Бог, Высшее Сущее, поскольку Его понятие тождественно с понятием неопределенного бытия. Указывая на непосредственность контакта познающего ума с познаваемым, Генрих Гентский стремится избежать участия в этом контакте как чувственных, так и умопостигаемых образов. В результате познавательного процесса в человеческом разуме формируются 2 фундаментальных понятия, несводимые друг к другу: это понятие о необходимом Божественном бытии и понятие о бытии случайном и тварном.

Работы гентского богослова были широко распространены в XIV-XVII вв. Генрих Гентский оказал значительное влияние на мировоззрение Дунса Скота (учение о 3 состояниях первой материи: неопределенном, определенном потенциально и определенном актуально).




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-04-24; Просмотров: 448; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.008 сек.