Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Программа «Божественной Комедии» охватывала всю жизнь и общие вопросы знания и давала на них ответы: это — поэтическая энциклопедия средневекового миросозерцания




Хроното́п (от др.-греч. χρόνος, «время» и τόπος, «место») — «закономерная связь пространственно-временных координат». Термин, введённый А.А. Ухтомским в контексте его физиологических исследований, и затем (по почину М. М. Бахтина) перешедший в гуманитарную сферу – например, для описания лит. произведений. «Ухтомский исходил из того, что увязка во времени, в скоростях, в ритмах действия, а значит и в сроках выполнения отдельных элементов, образует из пространственно разделенных групп функционально определенный "центр"». Ухтомский ссылается на Эйнштейна, упоминая «спайку пространства и времени» в пространстве Минковского. Он вводит это понятие в контекст человеческого восприятия: «с точки зрения хронотопа, существуют уже не отвлеченные точки, но живые и неизгладимые из бытия события».М.М. Бахтин также понимал под хронотопом «существенную взаимосвязь временны́х и пространственных отношений».

Пространственно-временная организация произведения (хронотоп) – соответствует средневековому мировосприятию (Данте описывает средневековый хронотоп.

Соединил античную космогонию с христианским образом устройства мира (рай, чистилище, ад). Христ. черты: опыт мистического откровения и богоявления, Данте говорит, что произведение написано по воле Бога. При этом вплетаются реальные события (злободневное переплетается с вечным). Черты схоластики -- систематика делений и подразделений, терминология. «Божественная комедия» Данте является схоластической не только по своему содержанию, но и по своей тринитарной (трехчастной) форме.

«Божественная комедия» -на 35-м году («на половине жизненного пути») - вопросы общественной нравственности наряду с вопросами личной судьбы. Недовольный современностью, Данте ищет ей обновления в нравственных и общественных нормах прошлого. Автору кажется, что все плутают в сумрачном лесу заблуждений, как сам он в первой песни «Божественной Комедии», и путь к свету загородили символические звери: рысь — сладострастие, чувственность (Флоренция: пятна вражды между двумя партиями), лев — гордыня, грубая власть (Рим), волчица — жадность, корысть (папство). Эти звери угрожают единству Италии. Волчица в особенности; может быть, явится когда-нибудь освободитель, святой, нестяжатель, и, как борзой пёс, загонит её в недра ада; это будет спасением бедной Италии.

Данте отвергал тысячилетний опыт христ. государственности и в качестве примера - языческая Римская Импрери. В «Рае» Данте представил развитие среднек. государственности как ретроградное, против движения неба (6 песни). Данте в «Рая» в 27 песни сам Апостол Петр произносит приговор всему институту, говорит, что его место заняли лже-наместники, и в глазах Христа оно пустует. В 20 песне «Рая» Данте говорит, что от светской власти папства может погибнуть мир.

Но пути личного спасения всем открыты; разум, самопознание, наука выводят человека к разумению истины, открываемой верою, к божественной благодати и любви. Человека от страстей спасает разум, через веру (кот. симвл. Беатриче) можно попасть в рай.

Беатриче -- символ деятельной благодати; но разум, наука представятся не в схоластическом образе «мадонны Философии», а в образе Вергилия, поэта, создателя «Энеиды». Он водил своего Энея в царство теней; теперь он ведет Данте, пока ему, язычнику, дозволено идти, и потом передает его поэту Стация, которого в средние века считали христианином; тот поведёт его к Беатриче. Так к блужданию в тёмном лесу пристраивается хождение по трём загробным царствам. Связь между тем и другим мотивом несколько внешняя, воспитательная: странствования по обителям Ада, Чистилища и Рая — не выход из юдоли земных заблуждений, а назидание примерами тех, которые нашли этот выход, либо не нашли его, или остановились на полпути. Можно сказать, сюжет «Божественной Комедии» — человек, поскольку, поступая праведно или неправедно в силу своей свободной воли, он подлежит награждающему или карающему Божьему суду; цель поэмы христианская — «вывести людей из их бедственного состояния к состоянию блаженства».

Итинерарий (лат.) - путеводитель, подорожное описание, литературный жанр документальных заметок, путевых записок. Сначала Данте в лесу видит 3-х зверей и встречает Веригилия, обсуждает с ним свои сомнения и в преддверии ада он видит блуждающие души, не нашедшие покоя (между верой и заблуждением: при жизни человек так и не сделал выбор – не относятся ни к аду ни к раю, символич. продолжение леса), 1 круг (лимб) – незнание (доброчестные нехристиане, греч. философы, некрещеные младенцы), 2 круг – сладострастие любовь Франчески и Паоло, 3 – чревоугодие, 4 – скупость и расточительство, 5 – гнев, стигийское болото, лень, 6 – еретики, лжеучителя (папа Анастасий), 7 – насилие над ближним, над собой, над божеством (богохульники), над природой (содомиты), 8 – обманщики, воры, лицемеры, устроители разврата, фальшивомонетчики; 9 - обманувшие доверие, Каин, три пасти Люцифера: Иуда, Брут и Кассий. Иерархическая структура, свойственная средневековью: ад – вглубь земли, пирамида, зеркально обратная небесной иерархии.

Загробные видения и хождения — один из любимых сюжетов старого апокрифа и средневековой легенды. Данте следует этой христианской традиции, но он также читал Вергилия, вдумался в аристотелевское распределение страстей, в церковную лествицу грехов и добродетелей — и его грешники, чающие и блаженные расположились в стройной, логически продуманной системе; это реальные образы, в отличие от христианских видений монахов. «Погляди на них и ступай мимо!» — говорит ему Вергилий, когда они проходят мимо людей, которые не оставили по себе памяти на земле, на которых не взглянет Божественное Правосудие и Милость, потому что они были малодушны, не принципиальны (Ад, III, 51).- важность собственной судьбы человека, его следа в истории (что он сделал своей свободной волей) – что подводит к возрожденческой идее человека-творца.

Загробный мир представлен законченным зданием, архитектура которого рассчитана во всех подробностях, определения пространства и времени отличаются математическою и астрономическою точностью; имя Христа рифмует только с самим собой, и в обители грешников не упоминается вовсе, как и имя Марии. Во всём сознательная, таинственная символика: число три и его производное, девять: трёхстрочная строфа (терцина), три части Комедии; за вычетом первой, вводной песни на Ад, Чистилище и Рай приходится по 33 песни, и каждая из кантик кончается тем же словом: звезды (stelle); три символических жены, три цвета, в которые облечена Беатриче, три символических зверя, три пасти Люцифера и столько же грешников, им пожираемых; тройственное распределение Ада с девятью кругами и т. д.; семь уступов Чистилища и девять небесных сфер.

Данте будто бы посвятил последнюю часть своей комедии трактовке её аллегорического смысла. Уже древнейшие комментаторы комедии, в числе их сын Данте, пользовались этим посланием, не называя автора; так или иначе, эта аллегорическая трактовка сложились в непосредственном соседстве с Данте, в кружке близких к нему людей.

Гордость и любовь — страсти, которые он сам признает за собой, от которых очищается, восходя по уступам Чистилищной горы к Беатриче; «Последуй своей звезде, и ты достигнешь славной цели», — говорит ему Брунетто Латини (Ад, XV, 55); «мир будет внимать твоим вещаниям», — говорит ему Каччьягвида (Рай, XVII, 130 и след.), и сам он уверяет себя, что его, отстранившегося от партий, они ещё позовут, ибо он будет им нужен (Ад, XV, 70).

У Данте начинается пересмотр этических и политических ценностей средних веков, и полемика с нек. важными положениями томизм. Ф. Аквинский в нек. своих положениях не чужд преренесансным веяниям, в его т. государства включены идеи важности общего блага и интересов большинства. Есть даже мысли, как право на восстания против деспотизма, ссылаясь на слова пророка Иссая об угнетении бедных, Ф. Аква. пишет «Ведь каждому позволено избегать угнетения и насилия, т.е. людские законы не явл. обязательным предписанием для совести человека. Необходимость не подчиняется закону». Также он придерживался концепции прогрессивного развития познания в области как науки, так и нравственности. Но с др. стороны, он выступал как противник самостоятельности светского мышления (подчиняя философию богословию).

Тема, в которой Данте расходится с томизмом – спор о зависимости и независимости государства от папской власти. Это вопрос связян с дргим: целиком ли земная жизнь подчинена цели потустороннего блаженства или она имеет самостоятельное значение и цель. Данте пишет, что человек - единственный из всего сущего сочитает в себе треленное и не тленное, поэтому провидением ему предназначено 2 цели: счастье в это жизни, достигаемое собственными силами, и блаженство в вечной жини – тут нужна помощь Бога. Земного счастья мы достигаем при помощи наставлений философов. Поэтому мы следуем этим наставлениям, поступая в соответствии с моральными, интеллектуальными добродеятелями, т.е. для устройства общественной жизни не нужны церковь и религия (божественный закон), «подлинная основа общества – это человеческое право». Согласно Фоме, чел. закон лишь производим от божественного закона. А Данте говорит, что гржданское право уже осуществилось в Риме, когда не был еще известен бож. закон. Данте допускает идеи Авероиса и Сегера Барбанского. Похвальную речь Сегеру Данте вложил в уста Фомы (его противника идейного). Т.о. он утверждает незавиимость чел. разума от веры (что бессмертен коллективный разум, его привознесение у Данте).

Данте начал говорить об общественной значимости поэзии, наряду с религией и философией. Оо использует слово «политический гений», художественный талант, который одновременно жаден к науке и знанию (возрожденческий идеал). Поэтич. гений может обессмертить города и царства (хотя концепция величия поэта еще не высказана так основательно, как у Боккаччо в «Гениологии богов»). Свершение поэта в том, чтобы пересказать людям неизреченные слова, в этом поэт сравнивается с Ап. Павлом.

Данте уделяет оч большое внимание беседе с античными поэтами и он в такой степени переосмыслил хр. небесную иерархию (присанную Дионисию-Ареопагеты), что поместил в «раю» нескольних главных языческих богов как небесных сил, управляющих вращением небесных сфер. а пути в рай парус лодки Данте надувает Афина, а правит Апполон. В этом Данте выступил как прямой предшественник Боккаччо («Генеалогия богов»). Он рассматривал языч. богов не как ложных богов, но как воплощение несовершенного представления язычников о небесных силах или «интеллегенциях».

В рай его провожает римский поэт Стаций, которого считали христианином, и он утверждает, что на путь спасения направил благодаря Вергилию. Нравственная жизнь для Данте становится важнее религии (ренессансная черта). Он помещает в рай 2х язычников – Трояна (справедливые) и троянца Рифея, кот. праведный человек.

Возрожденческую окраску имеет встреча с Одиссеем. Странствие Одиссея намекает на великие географические открытия. Одиссей ищет знание. Он полагался только на силы своего чел. гения. Разрушение старого представления о круге земель. Идея о том, что только христиане спасутся заменяется на интерес и к др народам. Данте ставит проблему того, что праведные люди др народов, не знающие христианства, должны попасть в ад. Разрушает принцип исключительности христиан.

На время страшного суда грешники получат надежду на пересмотр своей участи, и нехристиане праведные могут оказаться ближе к Хр.


34. Петрарка – «отец гуманизма». Оправдание поэзии у Боккаччо («Генеалогия языческих богов»). Итальянские гуманисты XIV-XV вв. (К.Салютати, Л.Бруни, Л.Валла, Пико дела Мирандола). Флорентийская академия. М.Фичино. Трактат Валлы «Об истинном и ложном благе». Ars vitae и regula vitae (искусство жизни и правила жизни?). Гуманисты и схоластика. Возрожденческая идея «разнообразия», смысл «секуляризации» и рождение Искусства. Возрождение и политика. Макиавелли.

Франческо Петрарка (1304—1374) – итал. поэт, исихасских споровглава старшего поколения гуманистов, один из деятелей итальянского Проторенессанса, ученик Варлаама Калабрийского. Объединил предвозрожденческие течения мысли в поэтическом синтезе, ставшей программой грядущих европейских поколений. Значение Петрарки в истории гуманизма заключается в том, что он положил основание всем направлениям ранней гуманистической литературы с её глубоким интересом ко всем сторонам внутренней жизни человека, с её критическим отношением к современности и к прошлому, с её попыткой найти в древней литературе опору для выработки нового миросозерцания.

Наиболее известен стихами, посвященными его возлюбленной Лауре, где преодолевается средневеково-аскетический образ жизни. Ранний философ. диалог, где Петрарка полемизирует с Августином — «О презрении к миру», или «Моя тайна» (1343). Августин упрекает своего собеседника Франциска (образ автора) в отступлении от акскетических правил и стремлении к плотской любви. В поединке с Августином, олицетворяющим религиозно-аскетическое мировоззрение, побеждает гуманистическое миросозерцание Петрарки.

В творчестве Петрарки лежит начало многих путей, которыми шло развитие ренессансной культуры в Италии. Главным фактором этого процесса стал углубляющийся конфликт со схоластической наукой, ее проблематикой и методом. Начало конфликту положила полемика Петрарки с «варварами» - британскими и парижскими схоластами (логиками и физиками), с падуанскими аверроистами, — которую он открыл в «Инвективах против медика», трактате «О невежестве своем собственном и многих других» и письмах. Объектом нападок Петрарки стал «софистический» метод тогдашней схоластической логики (диалектики), сводивший обсуждение сути любой проблемы к формальному спору о терминах. Он пишет о бесплодности этого метода, называет теологию «аристотелевой болтовней». Не отрицая логику как таковую, Петрарка главный свой удар направляет против неверного ее использования в физике, медицине, философии и теологии. Логика важна, поскольку оттачивает ум, но не исчерпывает философии, ибо она всего лишь техника спора, рассуждения, и не более.

Схоластике, основанной на формально-терминологическом методе, Петрарка противопоставляет научное знание, опирающееся на жизненный опыт, накопленный практикой. Содержанием подлинной философии должны стать науки о человеке, его природе и социальном общении, которые были в пренебрежении в эпоху тысячелетнего господства «варваров». Детали, которые привлекают натурфилософов, изучающих строение животных и растений, не могут идти в сравнение с богатством человеческого опыта, раскрывающимся прежде всего в этике и поэзии. «В самом деле, какая польза в том,— говорит Петрарка,—чтобы узнать природу диких зверей, птиц, рыб и змей и не знать и даже не стремиться понять природу человека, уяснить, ради чего мы рождены, откуда и куда идем».

Гуманистическое начало было поставлено Петраркой в центр философии, поэтому выдвигает на первый план моральную философию, кот. ближе человеку, чем любая др. ее разновидность. Платон его интересует как продолжатель моралиста Сократа. При этом самопознание – важнейшая цель гуманиста. Через знание человека к познанию мира — таков предначертанный Петраркой путь философии. Конечный источник всякого знания в Боге. Признавая этот тезис, Петрарка подвергает сомнению другой —неотделимость мудрости от божественной благодати. Этическим вопросам Петрарка посвятил 4 трактата (« О средствах против всякой фортуны », «Об уединённой жизни», «О монашеском досуге» и«Об истинной мудрости» - цель -- примирить христианство с античной философской культорой, в частности со стоиками. Истина, содержащаяся в писаниях древних поэтов и философов, может быть полезна для постижения высшей мудрости, не отделимой от откровения. Но одной веры здесь недостаточно — благочестие должно быть «ученым» (docta pietas).

Петрарка стал одним из первых собирателей античных рукописей (разыскивал их в странствиях по Европе, часто обращался с такого рода просьбой к друзьям и знакомым).

 

Джова́нни Бокка́ччо (1313 —1375) — автор поэм на сюжеты античной мифологии, психологической повести «Фьямметта» пасторалей, сонетов. Главное произведение — «Декамерон» (1470) — книга новелл, проникнутых гуманистическими идеями, духом свободомыслия и антиклерикализма, неприятием аскетической морали, жизнерадостным юмором, многоцветная панорама нравов итальянского общества. Общество д строиться на основе 3-х высших законов: любви, уважения и согласия.

Отдельную главу в " Генеалогии языческих богов " Боккаччо посвятил древнегреческим поэтам (до него Петрарка опирался еще на латинских мыслителей: Цицерон, Сенека, Вергилий). Это непосредственное обращение к древнегреческой словесности сыграло большую роль в последующем развитии европейского гуманизма. Боккаччо осознавал все огромное значение эллинской традиции и он с гордостью заявлял, что именно ему современники обязаны "возвращением" Гомера и других знаменитых греков (XV, 7). Языч. боги как качества. Через этих богов античный человек постигал Бога, через несовершенные его образы. Бог открывает себя разным народам по разному в разное время.

Идеи Петрарки нашли поддержку и развитие в творчестве Джованни Боккаччо. Он выступил в защиту поэзии, обоснование ее самостоятельной роли наряду с философией и теологией, продолжив начатое Петраркой возвеличение литературы и воскрешение ее общественной функции. В сочинении «Генеалогия языческих богов» —своде античной мифологии- Боккаччо определяет место мифа в научной традиции познания мира и человека. Боккаччо убежден, что каждый миф имеет историческую основу; он поучает добродетели и дает знание природы, можно говорит об возвращении мифа. Он нападает на теологов, принижающих значение поэзии, подчеркивает ее познавательный смысл: «...поэт старается в меру сил в торжественных гимнах воспеть то, что творит природа, и то, что постоянно свершается по ее закону»2. Обосновывая самостоятельную роль поэзии в движении человеческого разума к высшей истине, Боккаччо утверждает право христианина заниматься языческой мифологией и литературой. Для него «поэзия—та же теология», но в отличие от богословия она «скорее психология или этнология, чем теология», так как обращена к природе и человеку.

Поэт близок философу — и тот и другой стремятся выразить вечные начала мироздания, но один — в образах, другой — в силлогизмах. И поэтому нет оснований, делает вывод Боккаччо, принижать языческую философию и осуждать поэзию.

«Генеалогия языческих богов» стала важным этапом в развитии гуманистической программы. Воскрешалось античное понимание поэзии (литературы), ее «научной» роли, близкой философии, ее право писать о смертном, земном, посюстороннем. Признавалась тем самым независимость поэзии как «науки» о природе и человеке от теологии и ее высокое общественное назначение — вести людей к счастью, совершенствуя их морально и помогая постигать истину.

Итальянские гуманисты 14-15 в. Общая характеристика.

Термин “гуманизм” еще от Цицерона, называвшего "гуманистическим" состояние эстетически завершенной культурной и нравственной эволюции "подлинно человечного" инди­вида.

Гуманизм начал 1) с вызова схоластике, обвинив ее в бесплодном мудрствовании и равнодушии к проблемам человеческого бытия. Петрарка, Боккаччо, Салютати выдвинули задачу создания новой науки, широкой системы знания, концентрирующей внимание на изучении человеческого — специфики природы человека и его земного предназначения, характера общества и господствующих в нем законов. Борьба за науку, обращенную к реальным, жизненным проблемам человеческого бытия, имела следствием возвышение studia humanitatis — комплекса гуманитарных дисциплин: филология, этика, история, право и политическая мысль начали интенсивно развиваться на качественно новой основе, «знания человеческого» (studia humanitatis) были поставлены на один уровень с теологией (studia divinitatis).

2) Существенный сдвиг наметился и в системе мировоззрения: «царство бога» уступило место «царству человека»: всемогущество и вмешательство бога в дела мира ещё считались действенными в масштабе Вселенной, но человек уже признавался хозяином царства земного. Провидение отождествлялось с природными законами, воля же человека, предназначенная действовать в согласии с ними, освобождалась от подчинения трансцендентным силам. Земное поприще становилось уделом свободной воли человека, руководитель которой — обогащенный знанием разум.

3) Знание (а не вера) стало главной этической категорией, раскрывающей смысл земного предназначения человека. Гуманистическая этика ставила в качестве главной и вполне реальной цели воспитание и формирование нового человека.

4) Глубокое освоение античной мысли, литературной и философской, было провозглашено важнейшим принципом нового знания. Восстанавливались «прерванная средневековьем» связь времен и преемственность культур.

 

Колюччо Салютати (1331-1406) продолжает восстановление прав поэзии, начатое Данте, Петраркой и Боккаччо. В сочинении «О подвигах Геракла» Салютати углубляет аргументацию Боккаччо в защиту поэзии как науки, как источника мудрости и знания. Если для Боккаччо поэзия—наука возвышенная, охватывающая круг вечных явлений (и в этом смысле—теология), то Салютати видит в ней отражение гармонии земного и небесного мира. Салютати подчеркивает философское значение поэзии и ставит ее язык, богатый символами и образами, выше всех прочих. Он проводит параллели между античными мифами и философскими концепциями, между поэтическим и религиозным откровением, но резко противопоставляет поэзию софистической философии, против которой так решительно выступил Петрарка. Он осуждает логиков за сведение любого рассуждения к формальным вопросам, что лишает философию ее глубокого смысла. Он призывал обратиться к античной мудрости: ее научным концепциям, а также в мифах и поэзии. Салютати убежден, что видение мира одинаково у Аристотеля и Гомера, хотя формулировки различны. Если христианин принимает Аристотеля, то он должен принять и Гомера. Изучая мифы о подвигах Геракла, Салютати анализирует и критически оценивает их источники, систематизирует и дает многоплановые аллегорические толкования — он ищет в них философский и моральный смысл.

Салютати не подвергает сомнению веру, но считает античную поэзию одним из путей к ней. Он приобщает язычников к божеству, считая, что Бог открывает себя людям в зависимости от разных этапов их «готовности воспринять» божественную истину).

За восстановлением прав античной мысли у Петрарки, Боккаччо и Салютати, скрывалось новое понимание культуры как воплощения общечеловеческого опыта и мудрости, не ограниченного рамками христианской системы мышления - хотя она оставалась их основой. Сложность взаимоотношений раннего гуманизма с христианством раскрывается у Салютати в оценке роли естественных наук и гуманитарных знаний. Как и Петрарке, естествознание не представлялось Салютати той сферой, в которой заложены пути к глубокому познанию мира, ибо изучение природы приобрело в это время характер спекуляций, оторванных от жизненной практики. В трактате «О достоинстве права и медицины» Медицина (физика) представлена наукой, не способной помочь человечеству в его болезнях и бедствиях, тогда как право (законы) выступает как выражение божественных установлений, призванных утвердить на земле благо. Основа естественных наук — мир видимых вещей, гуманитарных — божественная истина («Я рождена землей, — говорит Медицина, — право — божественным разумом»). Преимущества «знаний человеческого» (гуманитарных) в том, что их источник—принципы, изначально заложенные в разуме людей и отражающие божественные законы. Естественные же науки черпают представления из опыта, ненадежного и чреватого ложными выводами.

Салютати принадлежит заслуга развернутого понятия studia humanitatis – наук о человеке: гуманитаных наук, ставшего главной формулой новой культуры. Салютати подчеркивает силу воспитательного и образовательного воздействия знания. Этике отведено ведущее место. Человек — центр Вселенной, и законы этики, данные людям богом, начертаны в душе человека. Они обладают превосходством над естественными законами, поле деятельности которых — природа, полная неразрешимых загадок. Сложившиеся в древности гуманитарные науки хранят самое ценное наследие — мораль человечества; они играют воспитательную роль. Убеждение о воспитательной роли гуманитарных наук, глубоко укоренившееся в раннегуманистической мысли, повлияло на весь ход ее формирования. Начало новому пониманию гуманитарных знаний было положено Петраркой, законченную же их характеристику, гуманистическую концепцию studia humanitatis дал Салютати.

Салютати воскрешает тезис Аристотеля об активной гражданской позиции и утвержденает, что Град Божий люди могут создать на земле лишь в упорной борьбе и труде. Человека не должна оставлять надежда, а она противна всякой покорности. Следует бороться со злом, руководствуясь знанием и истиной. Призыв к активной борьбе с мирским злом находит теоретическое обоснование в гуманистическом решении проблемы свободы воли. Бог движет волей человека, но это не мешает свободе действий, имеющих добрую цель. Эта мысль стала центральной идеей сочинения Салютати «De fato, fortuna et casu» («О роке, судьбе и случайности»). Понятие фатум здесь не только божественное провидение, но и сила природных причин (включая воздействие небесных светил). Фортуна выражает понятие социальной закономерности. Если перед фатумом свобода воли остается сверхприродной тайной Бога, то фортуна в полной мере зависит от усилий человека, здесь в полной мере проявляет себя свобода воли. (При этом к астрологии отношение гуманистов неоднозначно. Манетти называет астрологами Фалеса и Архимеда за наблюдение небесных светил и умение предсказывать затмения и урожаи. Такое проявление натуральной астрологии трактуется как один из признаков божественной природы чел. ума. Но фатальность воздействия светил на человека отвергается.)

Салютати критикует стоиков за их утверждение, что воля людей подчинена року. Добродетель человека, его доблесть (virtus) сильнее фортуны. Устроение счастья в земной жизни доверено самому человеку и не зависит от вмешательства трансцендентных сил. Бог выступает не как главный творец блага на земле, а лишь как «гарантия» создания блага усилиями самих людей. Царство земное не презираемо, но является целью. На пути утверждения в неём добра, истины и справедливости предстоит борьба со злом, требующая от человека пробуждения всех сил, дарованных ему природой. В этом высшее призвание человека, его достоинство. «Тот, кто совершил что-либо достойное памяти, хотя и умер телом, остается жить в деяниях и славе». Прообраз подвига, к которому предназначен человек, Салютати видел в мифе о деяниях Геракла.

История несет ценный опыт, в истории человек осознает себя, пройденный путь и предстоящий. Салютати призывает изучать биографии великих людей прошлого, чтобы сравниться с ними в добродетелях и превзойти их. Уроки истории дают больше, чем схоластические ухищрения, которые «не улучшают нравов и не делают людей более мудрыми в жизни». История дает понятный всем, бесконечно многообразный материал. В историческом опыте обретает практический смысл моральная философия, в нем реализуется высшее предназначение человечества.

 

Леонардо Бруни (1374-1444). Одним из первых понял неудовлетворительность переводов Аристотеля, перевел «Никомахову этику» и «Политику», написал «Введение в моральную науку» и «Историю флорентийского народа» в 12 томах – здесь была впервые обозначена грань между античностью и средними веками – падение Римской империи. Начиная с Бруни, гуманисты осознают принципиальное отличие их времени, мировоззрения и культуры от средевековых. Бруни подчеркнул органическую необходимость общества для жизни и развития личности.

 

Лоренцо Валла (1407-1457) написал «Рассуждение о подложности так называемой дарственной грамоты Константина», согласно которой Константин, признав папу главой Вселенской церкви, передал ему власть во всей Италии и западных провинциях Римской империи. «Дар Константина» считался важнейшим актом, на котором папы основывали свою власть. Валла на основе исторических и филологических данных доказывал, что грамота поддельная, выступая против светской власти пап и нанося удар по власти папства; «Я дерзаю выступить против главного первосвященника». Он также доказывал бессмысленность аскетизма и анахронизм монашества как его главного носителя.

Валла развил эпикурейские идеи в трактате «О наслаждении», в более полной версии «Об истинном и ложном благе». Живые существа стремятся к жизни и избегают того, что может ей навредить. Отсюда неискоренимый эгоизм чел. природы. Добродетель не что иное как полезность. Все отношения в обществе, начиная с семейных, подчиняются этому принципу. Отсюда же вытекает необходимость деятельности чувств и неразрывно связанного с ними наслаждения. Наслаждение есть не что иное, как поиск пользы, к котрому все стремятся сознательно или бессознательно. Попытка вывести нравственность из самой природы человека.

Полноценность жизни человека и её духовное содержание невозможны без телесного благополучия и чувственного наслаждения. Валла выразил сожаление, что у человека только 5, а не 50 или даже 500 чувств! Он сближал человека с животным, но их разницу трактовал теологически: душу человека Бог создал как бы двойником самого себя -- вечной и наделенной моральным стремлением к вечности. Он критиковал Аристотеля за то, что тот ищет в интеллектуальном созерцании выражение природы Бога, в то время как это чисто человеческое свойство, где чувства играют решающую роль.

В 3-й книге Валла формулирует 3 моральные позиции: эпикурейскую, стоическую и христианскую (их излагают гуманисты, современники Валлы). Последняя книга интересна трактовкой наслаждения в раю (ад Валла не описывает). Райское блаженство испытывает не душа, а целостный человек, чувства которого облагорожены, а тело утончено. Для него нет лучшей пищи, чем тело и кровь Христа. При этом он получит возможность летать по воздуху, не уступая птицам и плавать под водой как рыба. Работать он будет не утомляясь ни на жаре, ни на холоде. В знании и искусстве он будет неутомимым и безошибочным.-- Эпикуризация христианства здесь обернулась гуманизацией потустороннего мира.

 

Марсилио Фиччино (1433-1499) – основатель Платоновской Академии (1459): переводы диалогов Платона, а также главных неоплатоников: Плотина, Порфирия, Ямвлиха, Прокла – в представлении гуманистов платонизм и неоплатонизм составляли единую картину, истоком их идей считался Гермес Трисмегист (реально 2-3 в.).

«О христианской религии» - выдвинул идеи всеобщей религии. Философию и религию считал равноправными: сближая «ученую религию» и «благочестивую философию», каковыми они должны быть. Веротерпимость: все другие религии украдываются в планы божественного провидения.

«Платоновская теология о бессмертии души» - одна из глав называется «Бог повсюду» - пантеизм как характерная черта возрожденческого мировоззрения. (Фичино выступает против философов, отождествляющих Бога с природой (альмарикане). Бог асб. бестелес. первоединство вне мира – предст. иерархию убывающей духовности и нарастающей материальности (космич. Ум=сонм ангелов, Мировая душа – бож. прообразы, кот. искажаются на уровне качеств и форм мат. мира - неоплатонизм). Переносит акцент онтологии с Бога на Мировую душу. Красота, любовь и наслаждение мыслятся как космические принципы.

Достоинство человека, его стремление к нравств. совершенству, идея платонической любви, высокий лит. стиль. Устремление к Богу приобретает деятельностный х-р, дб реализовано в посюсторонних творч. усилиях: “ человек рожден чтобы действовать ”. Человек повелевает социальным миром (семьей, госуд-вом).

 

Продолжателем дела Фичино и вторым главой Платоновской Академии стал Джованни Пико делла Мирандола (1463-1494). Самостоятельность человека, его активную общественную позицию, сознание своей силы и таланта он выразил в " Речи о достоинстве человека ": сотворив человека и "поставив его в центре мира", Бог обратился к нему с такими словами: "Не даем мы тебе, о Адам, ни определенного места, ни собственного образа, ни особой обязанности, чтобы и место, и обязанность ты имел по собственному желанию, согласно твоей воле и твоему решению".-- учение о человеке, которому Бог дал свободную волю и который сам должен решать свою судьбу, определить свое место в мире. Человек – не просто природное существо, но творец самого себя.

В 23 года послал в Рим 900 тезисов «обо всем, что познаваемо», желая устроить диспут с философами всей Европы – но папа Иннокентий VIII объявил тезисы еретическими, и диспут не состоялся. В тезисах Мирандола ставил задачу дать переоценку прежнего знания с совр. позиции «никому не присягая на верность, пройдя путями всех учителей философии, всё исследовать, изучать все школы… коснуться всех доктрин» - начиная с Моисея, Христа, Магомета, Зороастра, Гермеса Трисмегиста, Орфея, а также др. греч., арабских философов и схоластов. Переосмыслил «магию»: увлекаясь каббалой и астрологией, ввел понятие «естественной магии», которая бы давала постижение природных тайн. Выступал против «астрологического детерминизма» («Против астрологии»), который лишает человека свободы воли (обоснованной в «Речи о достоинстве человека, которая дб открыть предполагаемый диспут). Свобода воли рождает «чудеса человеческого духа», которые «превосходят чудеса небес».

Мораль – сократовское самопознание направляет к нравственному совершенствованию; «ничего слишком».

 

Макиавелли (3.5. 1469, Флоренция, — 22.6. 1527) – стоял у истоков плюрализма: отстаивая превосходство римского образа жизни над христианским, он разграничил 2 несовместимых идеала жизни, два типа морали — ценности языческого мира (мужество, стойкость, порядок, дисциплину, счастье, справедливость, личную инициативу, счастье, стабильность, обладание знаниями и силой) и христ. нравственность (идеалы кот. милосердие, сострадание, жертвенность, любовь к Богу, прощение врагов, презрение к благам мира сего). Если человек преследует такие цели, как создание великих Афин и Рима, он должен отказаться от христ ценностей в пользу более подходящих.- Правомерность сущ-я разных систем ценностей. Макиавелли обнаружил неразрешимую дилемму, признав, что цели, в равной степени священные, могут противостоять друг другу. Это открытие Макиавелли подорвало веру в один из главных постулатов зап.-евр. мысли о единственно истинном, объективном, универсальном идеале.

Критика средн. созерцательности «Рассуждения на первую декаду Тита Ливия» - неудовлетворенность идеалами христианства, кот. своими героями провозглашает людей смиренных, изолирующихся от земной жизни и своей пассивностью открывающих дорогу ловкачам и мерзавцам, сплошь и рядом преуспевающим в жизни.

Концепция Фортуны, под кот. понимается игра общ. обстоятельств, синоним необходимости, её баланс со свободной волей: «Судьба распоряжается лишь половиной наших дел, другую же половину предоставляет самим людям». Доблесть (virtu) - воля и способность к деятельности, направляемой трезвым умом, направленная на осуществление великих целей. Ею обладают лица, оставившие след в истории. Однако их успех предопределен также тем, насколько их действия отвечают их времени. «Благополучны лишь те, чей образ действий отвечает особенностям времени, и утрачивают благополучие те, чей образ действий не отвечает своему времени.» («Государь», гл. XXV)

Этика и политика -- в качестве системы отсчета добродетелей рассматривал общество. Обосновал необходимость светского государства. Принцип отделения политики от морали. Движущая сила истории – человеческий эгоизм, кот. обуздывает гос-во. В трактате " Государь " дает советы правителям, при этом “цель оправдывает средства” в соц.-политич. целях (против абстр. идеалов добра, кот. вспринимаются без соотнесенности с конкр. условиями). Поощрял Цезаря Борджия, рассчитывая на успех объединения Италии – оправдание любого насилия ради государственного блага.

В истории -- идея круговорота в опоре на астрологию. Идею взял у антич. историка Полибия, по др. версии — у Ибб Халдуна (1332-1406): ритмич. чередование эпох в развитии культуры: периодов "доблести и порока, мощи и немощи, порядка и развала", присущих древним империям, кот. сменяли друг друга: вначале доблесть была сосредоточена в Ассирии, затем перенесена в Мидию, потом в Персию и наконец достигла Рима. Италия 15 в. как страна, расцвет кот. в прошлом.

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-04-24; Просмотров: 588; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.013 сек.