КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Круг и прямая:круговые концепции исторического развития Макиавелли и Вико – время?
Древние представления о времени были циклическими (вечное повторение), а в христианстве (как пишет Аверинцев С.С. «Поэтика ранневизантийской литературы») возникает история, вытянутая в линию: единократные и единственные в своем роде события как точка отсчета (рождение, вознесение и распятие Христа). Мир и душа человека имеет начало - сотворение, мир имеет конец - история движется к Страшному Суду. В философии эту линейную концепцию истории проявил Августин. Но в Возрождении -- отказ от идеи творения и возрат к вечности мира – создает возможность возвращения к круговому представлению об истории – примером являются взгляды Макиавелли. Макиавелли (3.5. 1469, Флоренция, — 22.6. 1527) — в опоре на астрологию. Идею взял у антич. историка Полибия, по др. версии — у Инб Халдуна (1332-1406): ритмич. чередование эпох в развитии культуры: периодов "доблести и порока, мощи и немощи, порядка и развала", присущих древним империям, кот. сменяли друг друга: вначале доблесть была сосредоточена в Ассирии, затем перенесена в Мидию, потом в Персию и наконец достигла Рима. Италия 15 в. как страна, расцвет кот. в прошлом. Причины циклич. процессов — в повторении космич. ритмов, последователь — Т. Кампанелла. Дж. Вико (23.6.1668 – 23.1.1744) — учение о культ. циклах, единых у всех народов. "Основания Новой науки об общей природе наций." М считать основоположником культурологии: прежде всего надо познать мир, созданный человеком — мир культуры. Для человека истина только то, что сделано им самим. Verum=factum Провел четкую границу между миром природы и миром культуры, между ест. науками, исслед неизменную природу физич. мира и гуманитарными, кот. изучают соц. эволюцию посредством эмпатического проникновения. Предмет исследования фил-и — не истины природы, а мир, построенный людьми, мир культуры, и о нем рассказывают не только дела людей, но мифы и предания, идеи. В отл. от рац-ма — обществом движет не чистый разум, но простонародная мудрость, кот. включает фантазию и воображение. 2 формы постижения мира: поэтическая и философская. Поэт — первый философ. Фантазия, воображение — 1-й способ освоения действительности. Поэты основали мир искусств, философы — мир наук, так культура была завершена. Сущность человека — не разум, а мудрость как синтез воли и интеллекта, сознания и души. Ссылается на Платона и Тацита, кот. также мыслили мир циклически, идею Варрона о 3-х временах мира, на древнюю истину египтян, рассказанную Геродотом: век богов, век героев и век людей. Эпикурейско-лукрециевские представления: постепенное развитие человечества с периода первобытности. Кн2 "О поэтич. мудрости": Люди сами выдумали богов — все необходмое и полезное человеч. роду суть божества. Поэты-теологи основали языч. нации посредством мифов о богах. Мифы были первыми историями наций. Поэтому первая наука, опис. историю чел-ва — мифология, или истолкование мифов. Кн3 "Об открытии истинного Гомера" — Век героев: книги Гомера — шедевр, но породить их могло только грубое, жесткое "героическое" общество. Кн4 "О поступательном движении наций" — эпоха людей — три вида права, гос-ва, языков, характеров Обусловленность языка, политики, искусства, нравов типом эпохи. Кн5 "О созвращении чел. вещей при возрождении наций" — начало — времена 2-го варварства (варварство чувств — варварство рефлексии: инквизиция). Зарождение христианской религии — божественные времена, крестовые походы — героич. период. Времена последнего варварства. Беглая хар-ка Индии, Китая, России, Турции, Японии, сравнение ее с культурой Римской империи времен пунических войн. à Виппер, Сорокин 20 в.: оценил Вико как первый систематич труд по социальной и культурной динамике: систематич. теория бесцельных циклов истории. Августиновская линейная концепция истории подводит к воплощению коммунистических утопий: Град Божий (Томас Мор (1478-1535, друг Эразма Ротердамсокого) " Утопия ", Кампанелла (1568-1639) " Город Солнца " на век позже ). Мор: произведение начинается с критики существующего соц.строя. (Кампанелла – толчок к произведению – заговор для переустройства общества, написал сидя в тюрьме). Наука и утопия: абсолютизация разума - общество дб построено на законах разума. Из представлений о доминанте разума в соц. дея-сти рождаются утопии (Мюнцер, Томас Мор, Кампанелла). Идеи разумности природного мироустройства: Мор: в Утопии " узы природы заменяют договор: ибо лучше и сильнее объединять людей взаиморасположением, а не договорными соглашениями, сердцем, а не словами. " Кампанелла опирался на " естественное право ": "которому природа обучила всех животных" — и, согласно естественному праву, все является общим, принципиальное равентсво людей, хотя неодинаковые способности, формируют разные соц.роли. Народное собрание, кот. может сменять прявящих лиц. Гос. утопия Кампанеллы "Город Солнца" основана на коллективном принципе: "в первую очередь надо заботиться о жизни целого, а затем уже его частей." "Когда мы отрешимся от себялюбия, у нас остается только любовь к общине." Законы: естественные и очень простые, всем понятные, их крайне мало. Опора на природу. Регламентация труда: ограниченный рабочий день: у Т.Мора – 6 часов, у Кампанеллы – 4. У Т.Мора для всех обязателен и умственный, и физический труд, у К.- черного труда нет, людям помогают механизмы. Остается много времни на досуг для творческого развития личности (утренние лекции по наукам (Мор)). Труд свободен, удровлетворение соим трудом. Счастье и радость, Утопия = Евтопии (страна блаженства). Соц. этика – против частной собственности: Мор: “ где только есть частная собственность, где все меряют на деньги, там вряд ли возможно правильное и успешное течение гос. дел... Единственный путь к благополучию общества в объявлении имущ. равенства, а вряд ли это можно выполнить там, где у каждого есть своя собственность. Если каждый на законных основаниях старается присвоить себе сколько может, то каково бы ни было имущ. изобилие, все оно попадает немногим, других оставляя в нужде, и первые хищны, бесчестны и ни на что не годны, а вторые – люди скромные и простые повседн. трудом приносят больше пользы обществу, чем себе лично. " Кампанелла: "Крайняя нищета делает людей негодяями, хитрыми, ворами..., а богатство — надменными, черствыми, обидчиками... Тогда как община делает всех одновременно и богатыми, и вместе с тем бедными: богатыми — потому что у них есть все, бедными — потому что у них нет никакой собственности; поэтому они не служат вещам, а вещи служат им." Кампанелла даже отрицает семью как основу частной собственности. Идеи веротерпимости и свободы совести. Так, Мор рисует картину разнообразия религий утопийцев — от поклонения Солнцу и звездам до подобного христианству единобожия, осторожно говоря: "Утоп не рискнул вынести о религии какое-нибудь необдуманное решение. Для него было неясно, не требует ли Бог разнообразного и многостороннего поклонения и потому внушает людям разные религии. Законодатель счел нелепостью и наглостью заставить всех признавать то, что ты считаешь истинным. Но, допуская тот случай, что истинна только одна религия, Утоп легко предвидел, что сила этой истины в конце концов проявится сама собою." У Кампанеллы – поклонение Солнцу, религия поставлена в зависимость от философского знания. Идея бессмертия индивид. души. Принципиальное миролюбие. Все это согласуется с тем, что гуманизм постулирует высшую значимость человека и его самосознания для общества и провозглашает античеловеческим все, что способствует его отверженности и самоотчуждению. Маятник -? Галилей установил закон постоянства периода колебания маятника. Галилей и Христиан Гюйгенс независимо друг от друга, создали точные часы, основанные на этом законе, что позволило изучать с новой точностью механические перемещения тел (скорость, ускорение) и положило начало эпохи экспериментов. Заложил основы классической механики, в частности динамики. Галилей открыл закон инерции, законы свободного падения, движения тела по наклонной плоскости и тела, брошенного под углом к горизонту (путь его движение был вычислен как парабола, что подтвердило вращение земли). (Позже закон колебаний маятника дал наиболее наглядное доказательство вращения Земли вокруг своей оси (т.е. не солнце вращается вокруг Земли – предпосылка гелиоцентрической системы: маятник Ж. Фуко (1819-1868)). Коперниканский переворот: В Европе идея гелиоцентрической системы мира возникла ещё в античности (пифагорейцы в 5-4 в. до н.э., Аристарх Самосский в 3 в. до н.э.), но как система мира, способная противостоять геоцентризму, была развита лишь в XVI в. в книге Н. Коперника " Об обращении небесных сфер " (1543 г.), вышедшей перед самой его смертью. В эпоху Возрождения астрономия переживала большой подъем. Этому способствовало развитие мореплавания, приобретшему всемирные масштабы (Колумб – 1492, Магеллан: путешествие вокруг земли – 1519-1522, опытное подтверждение шарообразности Земли); а также неточности, накопившиеся в Юлианском календаре (сдвиг на 10-11 дней), что мешало устанавливать время христианских праздников – необходимость реформы календаря, о чем писал уже Н. Кузанский. Идея геоцентризма, исх. от Аристотеля, как и конечности Космоса, была выражением его телеологич. филос. системы. Материя мира (4 первоэлемента) и сферы неподвижный звезд – эфир – различались. Эти воззрения господствовали и в средн. христ. традиции (Земля как центр Вселенной соответствовала тео- и антропоцентризму и подтверждала воплощение здесь и космическую миссию Христа). Птоломей для достоверности вычислений затмений и движений планет вынужден был «уточнить» характер их петлеобразного движения в теории эпициклов (малых кругов, дополняющих орбиты, по кот. планеты вращаются вокруг земли). Его астрономич. таблицы использовались в средневековье. Коперник же под влиянием пифагорейских идей пришел к выводу, что петли, усложняющие вычисление движения планет,- только следствие то, что мы наблюдаем их с Земли; совершенство же устройства мира, созданного Творцом,- в круговом движении планет, круговых орбитах. «В середине всех этих орбит находится Солнце; и может ли этот прекрасный светоч быть помещен в другом, лучшем месте, откуда он мог бы все освещать собой?» Коперник написал книгу с посвящением папе Павлу III, подчеркнув практическую сторону своей модели для исправления календаря. Он предварил посвящение пифагорейскими словами: «Да не войдет сюда никто, не знающий математики», кот. подчеркивали науч. характер сочинения. Реформа календаря в 1582 г. при папе Григории XIII смогла осуществиться благодаря расчетам, основанным на системе Коперника. Коперник также первым сказал, что Луна вращается вокруг Земли. Кеплер, вычислив законы движения планет, подтвердил эту систему. Кроме пифагорейско-платоновских представлений, он ссылался на утверждение Библии, согласно кот. Бог создал все в соответствии с мерой, числом и весом. Кеплер считал, что Земля, как и Солнце, обладает некоей притягательной силой, гравитацией, аналогичной магнетизму – шаг к открытию закона всемирного тяготения, ввел термин «инерция». Название важнейшего произведения Кеплера «Гармонии мира» -- пифагорейское (3-й закон, установивший связь скорости обращения планет вокруг Солнца с расстоянием от него). Таблицы с его гелиоцентрическими расчетами вышли в 1624 г. и сразу попали в список запрещенных книг. А. Койре: духовная (научная) революция XVI в. 1) разрушение средневекового Космоса: крушение идеи иерархически упорядоченного мира, наделенного конечной структурой — мира, качественно дифференцированного с онтологической точки зрения; она была заменена идеей открытой, безграничной и бесконечной Вселенной, объединенной и управляемой одними и теми же законами, — в противовес традиц. концепции, различавшей и противопоставлявшей два мира — земной и небесный (в них разная материя и разные законы). 2) геометризация пространства, т. е. замена однородным и абстрактным пространством евклидовой геометрии концепцией качественно дифференцированного и конкретного пространства предгалилеевой физики – математизация природы и науки. Исключение из научн. обихода суждений, осн. на качеств. оценках, понятиях совершенства, гармонии, образности и намерении. Упраздение чувственного восприятия вместе с понятием качества.
Немецкая мистика – вопрос 31 - упрощение веры и церковной регламентации, практический подход (проповеди Иоанна Таулера, кот. ценил Лютер, devotio moderno, кот. придерживался Генрих Сузо, встреча души с Богом Иоанна Рейнсбрука – простые произведения на латыни).
Реформация – преобразование церкви в духе евангельских идеалов: личного отношения человека и Бога. Торговля индульгенциями послужила поводом к выступлению нем. богослова М. Лютера (1483-1546) 31 окт. 1517 г. он прибил на двери церкви 95 тезисов об отпущении грехов. Впоследствии отверг царскую власть, особую благодать священства и его посредничество в спасении, требование упростить обрядность. Жаном Кальвином осущ. радикальн. преобразование церк. устройства (принцип всеобщего священства, отвергание большинства таинств, молитвы за умерших, культа Богородицы и святых, почитание икон и мощей. Чтение Библии – основа, дб доступно всем – перевод на немецкий. Л. отверг примитивно-чувственную обрядность антич. канона и заместил их дух-словесным служением Богу. (Об учении Дионисия Ареопагита, согласно которой Бог — "жених" души, а душа — "невеста" Бога, Л. писал: "Это лишь собственные учения авторов, которые они принимают за высшую мудрость... Ненавидьте это "Мистическое богословие" Дионисия и книги, содержащие подобные басни, как чуму... В нем больше платонизма, чем христианства ". Л. освободился от католической мистики, заменив ее ориентацией на классич. библейск., пророческо-евангелич. религию. "Мы готовы доказать всему миру, что наше учение — не поэтический соблазн и не мечтание, но Писание и ясное Слово Бога.". Принципы Л. — "sola fide, sola gratia, sola scriptura" (лат. " только верой, только милостью, только Писанием "). 1) Л. поставил во главу угла религиозного мировоззрения утверждение мира и личности Смысл откровения – в осуществлении личности Иисуса Христа, Подлинная вера – собственная убежденность верующего. Христ-во – личный ответ грешной чел. природы исполнен. любви Богу. 2) Цель спасения Божией милостью: природа человека испорчена грехом и отклоняется от воли Бога (“ О рабстве воли ”), человек утрачивает образ Божий, способность быть “зеркалом Бож. славы” (Кальвин). Только по благодати человек обратает надежду получить разрешение всех вопросов (концепция "вмененной праведности", согласно которой все грехи людские затмеваются заслугами Христа и святых.) Предстояние Богу и именовалось Л. оправданием. 3) Никакие нравственные дела не могут гарантировать спасение. Деяния (замышляемые как "добрые") составляют самую суть греха, ибо их основание - желание сделать себя, а не Бога центром Вселенной. При этом "не следует спрашивать, нужно ли делать добрые дела, они должны твориться без каких-либо требований". Л. первым произнес слова о ценности честной профессиональной жизни ("повседневных добрых дел"). "95 тезисов" отказ от незыбл. авторитета высших церковных иерархов: А) Покаяние правомерно понимать как исключительно внутренний процесс, осуществляющийся на протяжении всей жизни истинного христианина (тезисы 1—4). Б) Ни от каких небесных кар церковь освобождать не может (тезисы 5—7). В) Римский первосвященник не располагает властью над чистилищем — к его отпущению грехов умершим Бог может и не прислушаться (тезисы 8—9). Г) Институт индульгенций греховен и богопротивен: раскаяние вплоть до готовности принять муку за грехи ведет к прощению без всяких индульгенций (тезисы 30—40). Д) Если существует сокровищница заслуг, накопленных Иисусом Христом и святыми во спасение грешного человечества, то она помогает грешнику отнюдь не по милости папы (тезис 58); "ключи от царства" принадлежат не рим. первосвященнику, но всей общине верующих (ср.: где двое или трое соберутся во имя Его, там и Он среди них). Е) Уверенность в спасительной силе отпущения грехов не может заместить веру в спасительность креста (тезисы 53—55). "церковь всюду, где исповедуется слово Божие;церковь потому и именуется царством веры, что ее глава невидим и является объектом веры. Превращать церковь в видимое царство есть заблуждение... Вера не может терпеть иного главу, помимо Христа". Л. сформулир. для верующих новое чувство жизненной основы, резко контраст. с ортодоксально-мистическим. Вера — " живая отважная надежда на милость Божью. Такая надежда и сознание милости Бога делает его радостным, упрямым и веселым по отношению к Творцу и сотворенному миру". "Верить в Бога... значит обрести такое сердце, которое станет сильным и не отчаивающимся по отношению ко всему, что могут черт и мир, к нищете, несчастью, грехам и стыду... Истинная вера — это доверие к Христу в сердце, и это доверие пробуждает в нас только Бог". Вера не должна пониматься как экстатическое блаженство мистика, она не есть опустошение естест. душевной жизни как итог религиозной сублимации — вера проявляема ежечасно, в обыденной жизни, в привычных состояниях. Если для католич. мистика Бог — "сам в себе пребывающий и сам для себя достаточный", то для Л. Бог есть " открывшийся", "тот, Кто помогает в беде ". “ Бог не покоится, а постоянно действует... Бог — огонь, который изнуряет, съедает и усердствует". Все крещеные христиане полагались священниками в силу самого их крещения. Поворотная идея " священства всех верующих ": каждый христианин был обязан не только с верой принимать слово Божие, но и служить ближнему своему. Полемизируя с Августином, утверждавшим, что он "даже Евангелию верит лишь потому, что его побуждает верить авторитет католической церкви", Л. заявлял: "...это было бы ложно и не по-христиански. Каждый сам по себе должен верить потому, что он сам внутренне чувствует, что это истина." События Библии переживаются истинно верующим при его встрече с текстом как происходящие, здесь и сейчас. Неодинаковая ценность различных фрагментов Ветхого и Нового Заветов, исконное право каждого истинно верующего "четко выбрать из всех книг те, которые являются наилучшими". Разум может лишь подготавливать веру, но никогда не может заменить ее или превзойти. Л. ратовал за формальное обучение мышлению посредством логики: "раздельно и четко называть вещь короткими и ясными словами", на родном ему языке. Отстаивал принцип автономии совести, совесть – "действенность Бога в душе": "Мысли и чаяния души не могут быть никому подвластны, кроме Бога; поэтому нелепо и невозможно повелениями принудить кого-то верить так, а не иначе.” Отражает идеалы всестороннего раскрепощения человека. Л. предвосхитил основной спектр гражд. прав и свобод, впоследствии облагородивших западный мир.
Эразм Роттердамский сыграл важную роль в подготовке Реформации как критик церкви и ученый-библеист. В 1509 выходит его сатирическое произведение " Похвала глупости ", высмеивающая монашество и настаивающая на важности внутренней духовности. Другим классическим произведением становится " Оружие христианского воина ", в котором Э.Р. утверждает, что успех в нрав. уподоблении Христу заключается в возвращении к Новому Завету и Отцам церкви; чтение Священного Писания изменяет человека, давая ему мотивы для любви к Богу и ближнему. Подготовил первый печатный греч. текст Нового Завета на основании четырех манускриптов, предоставив возможность сравнить "Вульгату" (прежнюю версию) Иеронима с греч. оригиналом. Э.Р. не примкнул к протестантам, ища компромиссное решение, и в итоге оказался между католиками и протестантами. Разрыв с протестантским движением и с Лютером произошел после публикации в 1524 произведения " Диатриба, или рассуждения о свободной воле ", на кот. Лютер ответил книгой " О рабстве воли ", проведя резкую грань между гуманизмом и протестантизмом. Э.Р. считал, что основополагающим в христианстве является стремление человека к Богу в надежде на его безграничную милость. Это подразумевает способность человека стремиться, а, значит, свободу его воли (без чего невозможна этика: теряют смысл самостоятельные заслуги человека и понятие добродетели; гуманистическая этика предполагает активную позицию по отношению к миру, в отл. от религ. морали). В противовес этому Лютер утверждал, что воля человека настолько порабощена грехом, что пока Бог по своей благодати не освободит ее, то человек не только не способен уподобиться Христу, но даже стремиться к нему. Будучи более практически ориентирован, протестантизм расчищал путь науке. Влияние протестантизма на развитие науки (как более актуальной веры, предвос. права и свободы Зап. Европы посл. веков: ценность личности, свобода совести) Вебер и Мертон – переход лидерства к Англии и Голландии, учение католика Декарта востребовано в протест. Германии, теория Коперника запрещена католич. церковью. 1) Разрушение иерархической картины мира (нет посредников между Богом и человеком). Необх. новой интеграц. составляющей, позв. представить мир как божественный механизм. 2) Практич. ориентация протестантства способс. легитимации науки. 2 религ. идеи: миллениума – 1000-летнего правления праведников со Христом и восстановления знаний о природе, потерянного при грехопадении Адамом, нарекшим имена вещам: книга Ф.Бэкона "Великое восстановление наук". 3) Протестанты приняли "теологию воли" Августина: сам мир есть чудо, путь к Богу через познание любой твари, от червя до человека. Лютер и Кальвин: ум христианина (др. фокус внимания) д.занимать не отклонения от нормы – чудеса, а норма бытия. 4) Популярность этики эпикурейства (учение об атомах) и стоицизма, близкой протестанству: личная ответств. за свою жизнь в согласии с осознанным смыслом, отрицание авторитетов и доверие к разуму, практика – критерий истины (Сенека: абстр.знания не помогают построению достойной жизни. Природу нужно изучать, чтобы правильно жить.), договорная основа общ. отношений: государство покоится на договоре (Эпикур).
Дата добавления: 2015-04-24; Просмотров: 642; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |