Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Гл. 9. О вечном исхождении связи




«От единства рождается равенство единство, и от них обоих исходит связь, всё равно и единство, и его равенство, и исходящая от обоих связь одно и тоже, “это - оно - тоже”».

«Троица: “единство – оность – тождество”, оность – отнесенность к единству, тождество оности и единства – связь, всё вместе довольно близко сообстветсвует Троице».

«Отдаленное сохдство: Единство – Отец, равенство – Сын, связь, или любовь – Св. Дух».

«“Единство есть максимум” уже выражает троичность».

 

Николай Кузанский (1401-1464, селение Куза в Германии) – нем. кардинал, его иногда считают родоначальником нем. философии. Главный труд «Об ученом незнании» -- логич. рассуждения не в русле Аристотеля, ориентация на неоплатонизм: синтезирует апофатическую теологию и натурализм, спекулятивную логику и эмпиризм. Бог существует в неразрывном единстве с чувственно воспринимаемым миром природы. (4.) Сверхприродность Бога, но в определениях Кузанский деперсонализирует его и отожд. Бога с Е диным, мировым целым – что ведет к пантеизму. Н.К. отдает последнюю дань креацианизму, но однократное творение уступает неоплатоническому «вечному порождению» (вневременному) и идее генезиса бесконечного конкретного мира из бесконечной ничем не ограниченной возможности.

Его воззрения не выходили за пределы религии (предмет познания - Бог), но 1. метод познания по аналогии с математическим доказательством (как бы пифагорейским) был по сути антисхоластическим и предвосхищал дух естествознания Нового времени (представление о мире как космической машине: «Трактат о конфигурации качеств» - мир, созданный божественным мастером в соответствии с числом, мерой и весом, предстает как огромный небесный механизм). «Об опыте с весами» -- введение колич. методов для более точного познания явлений природы. Один из пред­шеств. диф. исчисления в мате­матике, автор первой географич. карты Европы; ре­формы юлианского календаря, осущ. полтора столетия спустя; астрономич. модели, рассматривавшей идеи гелиоцентризма, высказанные на столетие позже Коперником, как частный случай.

Онтология. Учение о “возможности-бытии” и бесконечности. (также «О возможности-бытии », «Об игре в шар», «О вершине созерцания»)

2. Бог как актуальная бесконечность, " абсолютный макси­мум ", чье "самоограничение" есть "развертывание" единства и простоты во множественность и сложность мира, мыслимого как потенциальная бесконеч­ность, " ограниченный максимум ". Божест­венное бытие т.о. мыслится как абсолютная возможность (posse-est), "форма форм", будучи одно­временно и абсолютной действительностью (est). «Развертывание» мира дополняется его «свертыванием»: возвращением его в лоно Божественного абсолю­та.

3. Мир – не изолированный шар в лоне абсолюта, но бесконечный шар. Поскольку мир безгра­ничен и Богом может быть задано любое "ограничение", постольку бытие не может быть центрировано каким-либо одним определенным способом: " Машина мира имеет свой центр... повсюду, а свою окружность — ни­где, потому что Бог есть и окружность, и центр". Такая структурировка мироздания, с одной стороны, приводи­ла к пантеизму ("Бог везде и нигде"), а с другой — пред­восхищала гелиоцентрич. теорию Коперника, выступая по отношению к ней более общей моделью ("Как земля не есть центр мира, так и окруж­ность его не является сферой неподвижных звезд"). Нет устойчивого и абсолютного центра, нет и абсолютного покоя. Абсолютной является лишь бесконечность.

4. Мироздание -- единый живой организм, оду­шевленный мировой душой: "сама растительная жизнь в своей темноте скрывает в себе жизнь духовную". Рассмотрение разума в качестве боже­ственной космической силы в опр. мере пред­восхитило концепцию ноосферы.

5. «Согласие веры»: мысль о единой для всех народов религии «божественного Логоса», у всех людей в разуме есть идея Единого Бога, соед. все сущ. религ. вероисповедения разумным подходом – универсалистские стремления, широко распр. в эпоху гуманизма (позднее эта идея в Платон. академии Фичино). Максимально бесконечный и предельно единый Бог – межрелигиозное понятие, присущее вере любого народа («Об ученом незнании» I, 2, 5, 7, 18), а не объект к.-л. положительной религии. Абстрактно-философская суть такого Бога выражается словами «не иное», «возможность-бытие», «форма всех форм», «максимально простое единство» («сокрытый Бог», который повсюду и нигде, предстает как всегда явленное, но непрестанно ускользающее от нас единство мира) и т.д..

 

Гносеология: (0а.) Познание есть соизмерение неизвестного с известным. Но Бога не измерить, Бог есть бесконечное, а оно ускользает от соразмерности. «Все исследуется в сравнении через посредство пропорции». След., знание о Боге есть форма незнания (Троицу), отсюда апофатика. Но может, знание о Боге невозможно? – понятие предельного перехода из математики [уравнение бесконечного приближения к пределу – решаемо]. Дуга при увеличении радиуса становится касательной, стороны треугольника при уменьшении угла образуют прямую. (1.) Метод познания по аналогии с математическим доказательством: "все установлено и понято на основе чисел", и "кто исчисляет, тот развертывает и свертывает". (0б.) Но в отличие от тварного мира, Бог принципиально непознаваем рац. средствами: разум может лишь асимптотически приближаться к истине, «как мно­гоугольник к кругу» -- антидогматичес­кий отказ от претензии на обладание абсолютной исти­ной.

6. Бог выше противоположностей, которыми ограниченный рассудок наделяет природу. Диалектический тезис о единстве и борьбе противоположностей: в Боге совпадают все противоположности: абсолютный максимум: единое, оно есть все, а поскольку ему ничто не противостоит, с ним совпадает и минимум (оно «ничто из всего», т.к. нигде не обретаемо – «Об ученом незнании» I, 16, 43). «Непостижимость совпадения противоположностей для рассудка и есть корень всех его утверждений» -«О предположениях» II, 1, 76). Простота и «свёрнутость» абсолюта ставит его вне противоположноСтей, которые тонут в нём, как капли в океане.

Бесконечность заставляет нас полностью преодоле­вать всякую противоположность (так, по мере увеличе­ния радиуса окружности она совпадает со своей касательной", а потому "бесконечная кривизна есть бесконечная прямизна"; аналогично треу­гольник по мере уменьшения одного из углов превраща­ется в прямую).

Кузанский и Дионисий Ареопагит: Идеи Ареопагитиков о непознаваемости и неизреченности божественного существа -"О божественных именах", где дан термин «апофатическое богословие») и диалектика (тезис о " бытии бога в его небытии "), его мистическое постижение, а также пантеизм, присущий неоплатонизму (все во всем) - оказали влияние на мыслителей эпохи Возрождения (Николай Кузанский, Бруно, Фичино, написавший комментарий к собственному переводу "О божественных именах", Пико делла Мирандола).

Мистико-идеалистическая направленность (также работы «О сокрытом Боге», «Об искании Бога», «О видении Бога», «О даре Отца светов» и др.). 7. Идея априорного предвосхищения результата познания, основанного на творческой силе воображения (vis imaginativa): "поскольку первообраз всего от­ражается в уме, как истина в образе, постольку ум име­ет в себе то, на что он взирает и в соответствии с чем со­здает суждения о внешнем" (ср. с кантианским транс­цендентальным единством апперцепции как условием возможности всякого син­теза в рамках когнитивной процедуры). Чувство (вместе с силой воображения vis imaginativa)- рассудок (ratio)- разум (intellectus - творч. спо­собность "умозрения", которая "постигает лишь всеоб­щее, нетленное и непрерывное"). 6-7. В разуме происходит " совпадение противополож­ностей " (coincedenica oppositorum): в его системе отсче­та "противоположности существуют лишь для вещей", но на них "спотыкается рассудок, что не может связать противоречия, разделенные бесконечностью" (> антиномии Канта и гегелевская диалек­тика противоположностей). Под влиянием позднего номинализма Н. К. одобряет принцип сенсуализма «В разумении нет ничего, чего раньше не было бы в чувстве» (Об уме II, 64) – сила рассудка не мб приведена в действие без чувств. представления. Но разум (интеллект) не связан со сферой чувств.-телесного, он не принадлежит «ни времени, ни миру, будучи абсолютно свободным от них». Он постигает только всеобщее, нетленное и постоянное (силой интуиции).

Диалектика истины. Совпадение противоположностей также означает, что истина неотделима от заблуждения. Под влиянием оккамизма, Н.К. не раз повторяет, что подлинные сущности вещей непостижимы. Познаваемость мира предполагает непознаваемость Бога. В сфере науки знание важнее незнания, но в сфере философии необходимо «ученое незнание»: «Знает по-настоящему только тот, кто знает свое незнание» («О сокрытом Боге», 6) – лучше всего это давалось Сократу, а хуже всего – схоластам.

8. Гуманизм: " в человеке все возведено в высшую степень ", а человеческая природа мыслится " полнотой всех всеобщих и отдельных совершенств ". Человек – это человекобог - Бог, хотя и не в абсолютном смысле. Абсолютное слияние божественного и человеческого реализовалось лишь во Христе, отсюда христологический характер учения Кузанского о человеке. Но есть тенденция трактовать Христа не как богочеловека, а как человекобога - максимального человека. Утверждал мощь человеческого познания: через творческую деятельность своего ума человек уподобляется Богу (“ человек есть его ум ”). Гносеологический оптимизм: человеческий ум (mens) способен в когни­тивной процедуре реконструировать "развертывание" Бога в природу (т.е. "развертывать" тот смысл, "интел­лигенцию", что скрыты в ее глубинах). Познание “ развернутого ” мира, т.е. Бога, является делом разума, а не веры, которая хочет постичь Бога в его “ свернутой ” форме. «Разум направляется верой, а вера раскрывается разумом».

Человек – «малый мир», универсум – «большой мир», Бог – «максимальный мир», малый подобие большого, большой – максимального («Об игре в шар») – [т.о. мир между человеком и Богом, путь к Богу проходит через мир – возрожденческая черта].

Книга вызвала нападки (гейдельбергского богослова И. Венка «Невежественная литература», сторонник традиц. схоластики, против отождествления Творца и творения), однако от­ветная " Апология ученого незнания " Н.К. оказалась удачной, и он не только не подвергался преследовани­ям за свои взгляды, но умер одним из влиятельнейших руководителей Римской церкви (папа-гуманист Николай V возвел его в кардинальский сан). В науке предвосхитил появление бесконечно малых, методологию математических понятий для познания природы (механику Галилея).

 

 

36. XVI в. Гуманисты и скептики. Мишель Монтень. «Открытие» и «удвоение» мира в эпоху Возрождения. Круг и прямая. Маятник. Новая наука и утопия. Коперниканский переворот.

Начиная с XV века перемены в соц.-эк. и духовной жизни Европы, связанные прежде всего с процессом секуляризации (освобождения от религии и церковных институтов), ведут к формированию гуманистич. мировоззрения, сориентированного на человека. Иерархия мира в теологии: Бог-люди-природа, Бог заключается в скобки, остается двойственная реальность: Человек – природные явления. Человек как высшее творение Бога – центр мироздания. Если в центре внимания античности природно-космическая жизнь, в средние века – Бог и идея спасения, то в эпоху Возрождения в центре внимания оказывается человек и его насущные проблемы.

Акцент переносится с теоретического познания (критика схоластики) на практическое знание (этику). Опора на практический опыт при разрушении прежней парадигмы мышления, её опор и аксиом, закономерно ведёт к скептицизму. Гуманистическим идеалом становится реальность, а реальность неидеальна.

Черты гуманизма:

1) антропоцентризм (человек – центр Вселенной и цель всех совершающихся в мире событий) с оговоркой (человек не творец природы). При этом примат человеческого над природным. Человек – часть природы, но его любовь к познанию бесконечного и сила разума возвышают его над миром.

2) творческая роль человека. В эпоху Возрождения всякая деятельность – художника, скульптора, архитектора или инженера, мореплавателя или поэта – воспринимается иначе, чем в античности и средние века. У др. греков созерцание (по греч. “теория”) ставилось выше деятельности. В средние века труд рассматривался как искупление за грехи. Высшей формой деятельности считалось то, что ведет к спасению души: молитва, благослужебный ритуал. В эпоху Возрождения творческая деятельность обретает сакральный характер. С ее помощью человек не просто удовлетворяет свои земные нужды; он созидает новый мир, красоту и самого себя. Инженер и художник теперь не только "техник", но творец. Художник подражает не просто созданиям Бога, но самому божественному творчеству.

3) обращение к жизни во всей её сложности, стремление познать и практически охватить все грани мира, разносторонность, – идеал возрожденческого человека (совр. идеал холизма - целостного подхода). В эпоху Возрождения размывается грань между наукой и поэзией, технич. мастерством и худож. фантазией. Пример Леонардо да Винчи, ученого не в меньшей мере, чем художника (изучение анатомии, крылья, вертолет, парашют). Теория архитектуры, живопись и ваяние, математика, механика, картография, философия, этика, эстетика, педагогика – таков круг занятий флорентийского художника и гуманиста Альберти. Кампанелла считал: " Тот, кто занимается лишь одной какой-нибудь наукой, как следует не знает ни её, ни других ".

[Скептизм, вырастающий в лоне гуманизма, выявляет оппозицию Разума (разумного подхода ко всему) Опыту (насущному практическому злободневному эмпиризму). Здесь зарождается спор рационалистов и эмпириков, но ещё не в теоретическом, а в жизненном варианте.]

В то время как гуманизм формирует новое мировоззрения, скептицизм выступает прогрессивным, т.к. подводит черту под мировоззрением средневековья [в этом смсыле скептицизм обратная сторона гуманизма]. Он звучит у Эразма Роттердамского в «Похвальном слове глупости»: «в жизни человеческой всё так неясно и так сложно, что ничего нельзя знать наверное» (XLV c.161-162). Могущество чувственности необоримо, и бессмысленно воображать моральность, полностью освобожденную от неё [этический идеал гуманизма реально невоплотим]. Счастье зависит не столько от вещей, сколько от людского мнения о них. Человеческое счастье не в том, чтобы знать истину, а в том, чтобы заблуждаться, примешивая к крупице мудрости изрядную долю глупости. Эразм иронично доказывает, что благоденствуют в этой жизни отнюдь не мудрецы, а именно глупцы.

(“ Похвальное слово глупости ”: соче­тание двух тенденций эпохи Возрож­дения: обращение к антич. авторам (поэтому панеги­рик) и соц. критика (по­этому иронический). В первой части Глупость утверждает неотъемлемую причастность природе че­ловеческой. Во второй части описываются всевозмож­ные формы и виды Глупости, а в последней — говорит­ся о блаженстве, которое также является в некотором смысле глупостью. Антипод Глупости – средневековый схоласт: ригорист и аскет, противник всего живого. Против схоластов: "Природа посмеивается свы­сока над всеми их догадками, и нет в их науке ничего достоверного. Тому лучшее доказатель­ство — их нескончаемые споры друг с другом. Ничего в действительности не зная, они воображают будто позна­ли все и вся, а между тем даже самих себя не в силах по­знать и часто не замечают ям и камней у себя под ногами. Это, однако, не мешает им объявлять, что они, мол, созерцают идеи, универсалии, формы, отделенные от вещей, первичную материю), сущности и тому подобные предметы". Идея, что рассудок — еще не весь человек. Если рассудок противопоставляет себя жизни, он является губителем жиз­ни, в основе которой — стремление человека к счастью и радости.

В за­кл. части Глупость, доказав свою власть над всем человечеством, отождествляет себя с истинным христианством, не с церковью. “ Cреди глупцов всякого рода наи­более безумными кажутся те, кого воодушевляет хрис­тианское благочестие. Они расточают свое имение, не обращают внимания на обиды, позволяют себя обманы­вать, не знают различия между друзьями и врагами. Что же это такое, если не помешательство? И кульмина­цией кульминации "глупости" является небесное счас­тье, которое хотя и принадлежит другой, небесной жиз­ни, но которое уже здесь на земле можно вкусить, по крайней мере, на краткий миг и лишь немногим. И вот, очнувшись, они говорят, что сами не знали, где были. Одно они знают твердо: беспамятствуя и безумствуя, они были счастливы. Поэтому они скорбят о том, что снова образумились, и ничего другого не желают, как вечно страдать подобного рода сумасшествием".)

Один из духовных наследников Эразма – Мишель Монтень (1533-1592), написавший «Опыты» на франц. языке, чтобы приблизить их к злободневности жизни. Это несистематичные очерки на самые разные темы, написанные живо и имевшие популярность (многочисленные переиздания при жизни и после смерти). Традиционная философия безнадежно отстала от запросов современной жизни. «Словотворческая мудрость схоластики – это псевдознание, т.к. словам надлежит идти следом за мыслями, а не наоборот.» Неприязнь к Аристотелю, ибо Аристотель – бог схоластической философии.

Идеи скептиков или пирронистов, как их тогда называли. Недостоверность чувственного и рац. познания. Лозунг на стене: «А что я знаю?» «В начале всякой философии лежит удивление, её развитием является исследование, её концом – незнание.» Скептицизм был направлен прежде всего против догматизма: «Люди ничему не верят так твердо, как тому, что они меньше всего знают.»

Несостоятельность ссылок на авторитеты, на давность того или иного воззрения, на его распространенность. Опираться следует на личную убежденность, основанную на собственном опыте и рассуждениях.

Роль чувств: вне чувственного контакта с миром невозможна никакая познавательная деятельность. «Чувства – наши господа». «Познание начинается с чувств и ими же завершается».

Разум имеет границы, за которым прибегать к нему бесполезно. Отвергает возможность обоснования божественного бытия и разумного подтверждения религ. догматов.

Религии существуют как духовные скрепы, формирующие единство общества [потом Дюркгейм и Малиновский ]. Античный тезис, что боги созданы по подобию человека. Последовательное отрицание к.-л. чудес: за признанием чудес всегда скрывается незнание конкретных причин явлений. Натурализм: «Мать-природа» на страницах «Опытов» заменяет Бога-Отца. Природа не лишена ни жизни, ни души, т.к. только это объясняет наличие их в человеке. «Мир порождает нас» «мы – часть мира». Человек нисколько не выше животных, его братьев и товарищей, наделенных разумом. Такими искусствами, как строительство, ткачество, врачевание, человек обязан животным: природа дает человеку образец для подражания.

Этика: жить умеючи, т.к. жизнь – ни благо, ни зло. Категорическое отвергание бессмертия души, т.к. смерть – часть природного порядка. Удовольствие – двигатель чел. поступков. Превосходство простых людей, близких к «Матери-природе» над носителями формальной учености. Христианство возникло, чтобы побуждать людей к добродетельной жизни, однако христиане часто вели себя как варвары, начиная с самых ранних христиан, уничтожавших памятники античной литературы и кончая насаждением христианства огнем и мечом во вновь завоеванных странах. этич. система отсчета – саморефлексир индивид (нравств., порядочность, благородство, отвага, милосердие – все, что достойно титула человечности.

«Открытие» и «удвоение» мира в эпоху Возрождения. « Открытие» – кроме 1) непосредственно географических открытий, других стран и культур: т.е. мир стал на порядок шире христиансткого (был один мир, теперь их стало много), мир приобрел объем других мировоззренческих измерений (т.е. сделан первый шаг в эту сторону) – 2) христианское мировоззрение нацелено на отрицание мира, а теперь мир приобрел ценность, собственное абсолютное значение как реальность, в которой истинно живет человек, помимо отношения с Богом. Поэтому человек, обратясь к миру и увидев всю его широту, как бы открыл его для себя - впервые увидел в новом качестве.

«Удвоение»: слова, которым Адам назвал вещи, по Библии, соответствовали самим вещам (Мишель Фуко «Слова и вещи»), в слове понятие о вещи было неразрывно с ней связано, слово выражало истину вещи. А номинализм (слово – просто имя, оно не выражает сущность) и критика схоластики привели к сомнению в истинном соотвестствии слова и вещи. Таким образом, мир понятий в нашем уме оказался несоответствующим миру вещей – произошло удвоение мира.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-04-24; Просмотров: 530; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.026 сек.