Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Истина как синоним и свойство сущего




Три вида единства: трансцендентальное, индивидуальное и формальное

Единство как свойство сущего

" Нет ничего множественного, что не было бы причастно единству " -- на эти слова Дионисия Ареопагита опирается Суарес в изложении своей позиции. Если продолжить цитату из св. Дионисия, "множество индивидов едины как вид, множество видов едины как род, а множество частей едины как целое". Поэтому принцип единства сущего можно назвать принципом классифицируемости мира, и Суарес вводит его сразу после формулирования основного свойства сущего.

Единое (unum), согласно Суаресу, понимается как трансцендентальное единство всего сущего (всех вещей). Оно проявляется двояко: в виде индивидуального единства каждой отдельной вещи и в виде формального единства вещей, относящихся к одному роду. Всякая вещь, поскольку она существует как вещь, представляет собой нечто единое. Если вещь разделить на части, то каждая из частей становится, в свою очередь, единой вещью.

Индивидуальное единство - это то, что отличает вещь от других вещей. Хотя в природе существуют вещи с одинаковыми свойствами, каждая из них сохраняет свое индивидуальное единство как сделанная "из этой материи" (таково традиционное толкование принципа индивидуального единства, принадлежащее Фоме Аквинскому). Суарес объясняет природу индивидуального единства духовных субстанций с помощью принципа неповторимости. Принцип неповторимости гласит, что Бог избегает повторов. Согласно Суаресу, каждому творческому акту Бога присуща неповторимость. т.е. Бог никогда не сотворит двух одинаковых ангелов или две одинаковые человеческие души. Каждый ангел и каждая душа неповторимы.

Формальное единство - это единство вида, объединяющего множество индивидуумов, и единство рода, объединяющее множество видов. Согласно Суаресу, классификация на роды и виды возможна лишь для материальных субстанций.

Суарес вводит понятие истины, опираясь на "согласие всех" (consensus omnium). Суарес определяет истину двояко: 1) как трансцендентальное свойство сущего; 2) как характеристику высказывания о вещах.

Фома Аквинский вслед за Аристотелем говорил, что "истина и сущее взаимообратимы". Из этого следует, что всякая истина есть сущее и всякое сущее истинно. Истинность сущего понимается Суаресом как способность сущего быть познанным чьим-то интеллектом, по крайней мере, божественным. Утверждая, что всякое сущее истинно, Суарес аксиоматически вводит важный философский принцип познаваемости вещей.

Помимо истины в самих вещах, Суарес анализирует истину в интеллекте и истину в высказываниях. Что касается истины в интеллекте, Суарес определяет ее, вслед за Аристотелем и Фомой Аквинским, как "соответствие вещи и ее концепции в познающем интеллекте".

Ложь как антоним сущего. "Ложное", согласно Суаресу, есть один из антонимов сущего. Таким образом, синонимами "ложного" оказываются такие понятия, как небытие, ничто, множественность и зло. Ложь, согласно традиционной аристотелевской философии, есть "лишенность" (privatio), т.е. попросту отсутствие истины.

Непосредственной причиной лжи, согласно Суаресу, может стать или внешнее сходство вещей, или следование ложному авторитету

три мнения: первое, что трудность постижения истины коренится в самих вещах (это мнение Суарес приписывает Гераклиту); второе, что трудность постижения истины коренится в нашем интеллекте (это мнение Суарес приписывает Дунсу Скоту). Сам же Суарес придерживается третьего мнения, а именно, что трудность постижения истины коренится в непропорциональности человеческого интеллекта познаваемым вещам, т.е. в отличии интеллекта от познаваемых им вещей




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-04-24; Просмотров: 364; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.012 сек.