Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Базы статистических данных




Законодательство целого ряда экономически развитых стран предусматривает обязательный характер предоставления юридическими и физическими лицами определенных данных в органы государственной статистики и допускает взимание штрафов за нарушение этого требования. Однако, главное внимание в современном законодательстве уделяется обеспечению конфиденциальности персональных данных, представляемых в государственные органы власти. Развитие информационных технологий в последние десятилетия увеличило риск злонамеренного использования персональных данных. Предполагается, что правовой режим защиты таких данных, наряду с обеспечением фундаментальных прав и свобод человека, будет также способствовать повышению доверия населения к деятельности органов государственной статистики.

Основополагающими документами в рассматриваемой области стали Конвенция Совета Европы о защите личности в связи с автоматической обработкой персональных данных (принята в 1981 г)[2] и Директива 95/46/ЕС Европейского парламента и Совета Европейского Союза о защите прав частных лиц применительно личных данных и о свободном движении таких данных (принята в 1995 г.). Указанная директива (ст. 2) определяет персональные данные как «любую информацию, связанную с идентифицированным или идентифицируемым физическим лицом («субъектом данных»); идентифицируемым лицом является лицо, которое может быть идентифицировано прямо или косвенно, в частности, посредством ссылки на идентификационный номер или на один или несколько факторов, специфичных для его физической, психологической, ментальной, экономической, культурной или социальной идентичности». Автоматическая обработка, согласно ст. 2 Конвенции, включает следующие операции, если они полностью или частично осуществляются с применением автоматизированных средств: накопление данных, проведение логических или/и арифметических операций с такими данными, их изменение, стирание, восстановление или распространение.

Особый режим защиты устанавливается Конвенцией для персональных данных о национальной принадлежности, политических взглядах либо религиозных или иных убеждениях, а также для данных, касающихся здоровья или сексуальной жизни. В соответствии со ст. 8 Конвенции, такие данные могут подвергаться автоматической обработке только в тех случаях, когда национальное право предусматривает надлежащие гарантии. Это же правило применяется к персональным данным, касающимся судимости.

В соответствии с законодательством ФРГ, любое статистическое обследование, предусматривающее обязательное представление данных обследуемыми, может проводиться только при наличии законодательного акта, узаконивающего проведение такого обследования. Федеральный акт о статистике, принятый в 1987 г., допускает проведение обследований, не узаконенных соответствующими законодательными актами, лишь в случае, когда представление данных является добровольным.

Для обеспечения конфиденциальности персональных данных соответствующая информация может публиковаться только в обобщенном виде. При этом количество единиц, по которым приведены обобщенные данные, должно составлять не менее 3-5. Исследователи, желающие получить файлы с персональными данными для последующей обработки этих данных в научных целях, должны получить соответствующую лицензию.

Режим конфиденциальности в странах ЕС распространяется и на информацию об отдельном предприятии. Открытой может быть только некоторая часть такой информации, определяемая соответствующим законодательством (название, адрес, вид экономической деятельности). Характеристики размера предприятия (численность работников, объем производства) публикуются только с согласия предприятий.


 

3. Решение вопроса о степени централизации статистической системы в практике различных государств.

Национальные статистические системы различных стран различаются по степени их централизации и положению в системе государственного управления. Для централизованной статистической системы характерно проведение большей части статистических работ единым статистическим органом и подчиненными ему региональными и/или отраслевыми подразделениями. На такой орган возлагается основная ответственность за официальную статистическую деятельность в стране.

При децентрализованной статистической системе статистические работы осуществляются, главным образом, статистическими службами регионов в составе страны и/или министерств и ведомств. В децентрализованных статистических системах за центральным статистическим органом обычно закреплены функции координации деятельности различных статистических служб, выработки общенациональной стратегии развития государственной статистики, осуществление международных контактов. Теоретически можно выделить два типа децентрализованных статистических систем – системы, децентрализованные в предметном («отраслевом») и региональном разрезах. Однако на практике статистические системы отдельных стран часто носят смешанный характер, в них сочетаются элементы централизации и децентрализации в отраслевом и региональном аспектах.

В некоторых случаях четко прослеживается взаимосвязь между степенью централизации статистической системы и характером государственного устройства. Например, централизованный характер государственного управления в Российской империи, а впоследствии и в СССР, предопределил высокую степень централизации российской государственной статистики. Послевоенная Конституция ФРГ, напротив, составлялась таким образом, чтобы не допустить излишней централизации государственного управления. Это предопределило децентрализацию официальной статистики и передачу значительных полномочий земельным статистическим службам. В то же время зависимость между государственным устройством и степенью децентрализации статистической системы не носит жесткого характера. И Канада, и США являются, например, федеративными государствами, однако статистическая система в Канаде централизована, тогда как в США децентрализована.

В США единого статистического органа, выполняющего основной объем статистических работ, не существует. Статистическая деятельность распределена между десятками различных правительственных ведомств в соответствии с их профилем. Так, в составе Министерства труда действует Бюро статистики труда (Bureau of Labor Statistics), Министерства образования – Национальный Центр статистики образования (National Center for Education Statistics), Министерства торговли ‑ Бюро экономического анализа (Bureau of Economic Analysis) и Бюро переписей (Bureau of Census), Министерства здравоохранения – Национальный центр статистики здравоохранения (National Center for Health Statistics) и т.д. Наиболее крупными являются 10 статистических служб, в число которых, помимо пяти названных выше, входят также Бюро статистики юстиции (Bureau of Justice Statistics), Бюро транспортной статистики (Bureau of Transportation Statistics), Служба экономических исследований (Economic Research Service), Администрация информации в области энергетики (Energy Information Administration), Национальная служба сельскохозяйственной статистики (National Agricultural Statistics Service). Координацией статистической деятельности в стране, контролем над ней, выработкой политики в области статистики и обеспечением участия США в международной статистической деятельности занимается одно из подразделений президентской администрации – Управление менеджмента и бюджета (Office of Management and Budget), в составе которого в этих целях создано соответствующее управление.

В ФРГ, в отличие от США, статистика децентрализована в региональном, а не в отраслевом разрезе. Статистическая деятельность осуществляется, в основном, специальными статистическими службами (федеральной, земельными, городскими), не входящими, как это имеет место в США, в состав других министерств. Земельные статистические службы подчинены земельным властям и финансируются ими, а не федеральной статистической службой. Роль земельных статистических служб в статистической системе ФРГ очень велика ‑ именно они собирают значительную часть статистической информации. Кроме того, земельные службы проводят статистические работы по заданию земельных властей.

Федеральное статистическое ведомство Германии (Statistisches Bundesamt Deuchland) занимается (совместно с земельными статистическими службами) методологическим обеспечением статистических работ и обобщением данных земельных статистических служб с целью получения данных по стране в целом. На Федеральное статистическое ведомство возложена также деятельность в сфере международной статистики и, в частности, взаимодействие с органами Европейского Союза и международными организациями.

Статистическая система Франции также децентрализована. Статистические службы имеются в большинстве министерств и Центральном Банке Франции. Национальный институт статистики и экономических исследований (Institut National de la Statistique et des Etudes Economiques ‑ INSEE) играет роль координационного центра статистической системы Франции. Его функциями является обеспечение согласованности статистических работ, осуществляемых в рамках национальной статистической системы, гармонизация используемых определений и номенклатур, разработка методологии агрегации данных (в том числе, в рамках системы национальных счетов), консультирование специалистов министерств по вопросам статистики и т.д. Децентрализованными являются также статистические системы Италии, Швеции, Японии и ряда других государств.

Национальная статистическая система Великобритании сочетает черты централизации и децентрализации. Служащие британской Правительственной статистической службы (The Government Statistical Service) работают в нескольких десятках правительственных ведомств. Координирующие функции выполняет Управление национальной статистики (Office for National Statistics), директор которого является одновременно и руководителем Правительственной статистической службы.

В Финляндии около 65% официальной статистической информации обрабатывается национальным статистическим агентством, остальные 35% приходится на долю примерно 20 других правительственных агентств. Эти агентства осуществляют официальную статистическую деятельность в сферах своего ведения.

Централизация национальных статистических систем характерна для Канады, Нидерландов, Норвегии. Национальное статистическое агентство Канады (Statistics/Statistique Canada) собирает основную часть статистической информации о положении в стране. На это агентство возложено обеспечение федеральных правительственных органов, провинциальных властей и общества в целом необходимой статистической информацией. В Нидерландах и Норвегии национальные статистические агентства также выполняют основную часть статистических работ. К числу немногих исключений относится составление платежного баланса страны, возлагаемое на центральные банки этих стран.

Статистическая система России исторически складывалась как централизованная и до настоящего времени сохранила свой централизованный характер. Российское статистическое агентство (Росстат) и его территориальные органы в субъектах Федерации занимают ведущее положение в российской статистической системе. Однако степень ее централизации не стоит преувеличивать, поскольку ключевую роль в сборе и обработке статистической информации о ряде важнейших областей экономической и социальной жизни (финансы, банковская сфера, здравоохранение, охрана правопорядка и т.д.) играют соответствующие министерства и ведомства.

Подводя итоги сказанному, следует отметить, что как централизованная, так и децентрализованная организация национальной статистической системы имеет свои плюсы и минусы. В централизованной статистической системе легче координировать различные статистические работы, обеспечивать их методологическое единство и сопоставимость полученных результатов, не допускать неоправданного дублирования работ. Для ряда стран «плюсом» такой системы является также возможность сосредоточить квалифицированные кадры и дорогостоящее оборудование в рамках одной организации. Пользователю, при прочих равных условиях, легче найти необходимую ему информацию в случае, когда она сосредоточена в рамках одного государственного органа. Однако при централизованной системе статистики возникает опасность отрыва статистической деятельности от реальных информационных потребностей органов государственного управления и других пользователей. Централизованная система имеет тенденцию сосредотачивать усилия на удовлетворении информационных потребностей центральных властей и уделять меньше внимания регионам.

Децентрализованная система позволяет лучше учитывать информационные потребности министерств, ведомств и региональных органов власти в статистической информации, детально разрабатывать собранную информацию в региональном и отраслевом разрезах. Однако при децентрализованной системе труднее избежать дублирования и методологической несогласованности, следствием которых могут стать неэффективное расходование средств и получение несопоставимых результатов.

Вне зависимости от того, является ли национальная статистическая система централизованной или децентрализованной, ее основная задача ‑ эффективное удовлетворение информационных потребностей общества. Ввиду этого во многих странах мира созданы координационные советы, включающие, наряду с деятелями статистики, представителей органов государственного управления, деловых кругов, науки, общественных организаций. Так, в ФРГ функционирует Комитет советников (Statistischer Beirat), председателем которого является глава Федерального статистического ведомства. В состав данного Комитета входят представители министерств и ведомств, центрального банка, местных властей, профсоюзов, ассоциаций работодателей, научных и образовательных институтов. Близкие по принципам формирования и задачам координационные советы созданы в Бельгии, Италии, Франции. В Нидерландах Центральная статистическая комиссия и комитеты советников по отдельным проблемам статистики формируются на индивидуальной основе, их члены не представляют каких-либо организаций. В Канаде члены Национального статистического совета назначаются на индивидуальной основе и подбираются таким образом, чтобы представлять различные группы пользователей.

 


 

4. Функции международных статистических стандартов. Система национальных счетов ООН. Специальный стандарт распространения данных МВФ: цели, основные показатели. Понятие о международных статистических классификациях.

Одним из важнейших направлений международной статистической деятельности является разработка и периодическое обновление международных статистических стандартов. Наиболее масштабным из них является Система национальных счетов ‑ система взаимосвязанных показателей и классификаций, используемых для описания и анализа экономических процессов на макроуровне. С версией системы национальных счетов, одобренной Статистической комиссией ООН в 1993 г. (СНС-93), увязан ряд более частных стандартов – Руководство по статистике государственных финансов, Руководство по платежному балансу, Руководство по измерению ненаблюдаемой экономики. Разработанная Евростатом Европейская система национальных счетов 1995 г. (ЕСС-95) представляет собой версию СНС-93, адаптированную к организации экономики и статистики европейских стран.

Другой тип международного статистического стандарта представляет собой Специальный стандарт распространения данных МВФ (ССРД). Если СНС-93 стандартизирует способы статистического описания экономики, то ССРД – способы представления статистических данных. ССРД был введен в действие МВФ в 1996 г. в качестве методического руководства по опубликованию данных для стран, проводящих операции на рынках капитала или ищущих доступа на эти рынки. Необходимость в стандарте распространения данных обусловлена общей заинтересованностью в наличии объективной и единообразной статистической информации об экономическом положении таких стран. Россия присоединилась к ССРД в 1999 г.

Стандарт определяет обязательный набор показателей, размещаемых на веб-сайтах странами-участницами:

- важнейшие показатели системы национальных счетов (ВВП и др.);

- индекс объема промышленного производства;

- показатели занятости и безработицы;

- величину заработной платы, индексы потребительских цен и цен производителей;

- показатели финансовой статистики, в т.ч. статистики государственных финансов;

- важнейшие показатели платежного баланса, международной инвестиционной позиции и внешней торговли;

- численность населения.

Поскольку доверие к официальной статистике страны во многом определяется прозрачностью используемой ею методологии, важное место в ССРД играют метаданные – данные о данных. В соответствии со стандартом, страны-участницы размещают на веб-сайте МВФ и национальных веб-сайтах сведения, характеризующие охват, периодичность получения, способы распространения и надежность данных.

Еще одним типом международных стандартов являются международные классификации. В настоящее время в рамках статистической деятельности ООН и других международных организаций разработана совокупность классификаций, группирующих виды экономической деятельности, продукцию, занятия населения, уровни образования и т.д.

Международная стандартная отраслевая классификация всех видов экономической деятельности (МСОК) или в англоязычном варианте International Standard Industrial Classification of All Economic Activities (ISIC), представляет собой классификатор, позволяющий группировать хозяйственные единицы по видам экономической активности.

В настоящее время действует версия 3.1 МСОК, одобренная в 2002 г.. Статистическим отделом ООН подготовлен проект нового, четвертого издания данной классификациии. МСОК представляет собой иерархический классификатор, в котором разделы (в версии 3.1 их насчитывается 17) включают в себя более детальные подразделы (62), группы (161) и подгруппы (298). С МСОК гармонизирован Общероссийский классификатор видов экономической деятельности (ОКВЭД), заменивший отмененный Общесоюзный классификатор отраслей народного хозяйства (ОКОНХ).

Верхний уровень МСОК (версия 3.1) выделяет 17 разделов:

A. Сельское хозяйство, охота и лесное хозяйство

B. Рыболовство, рыбоводство

C. Добыча полезных ископаемых

D. Производство

E. Производство и распределение электроэнергии, газа и воды

F. Строительство

G. Оптовая и розничная торговля; ремонт автотранспортных средств, мотоциклов, бытовых изделий и предметов личного пользования

H. Гостиницы и рестораны

I. Транспорт и складское хозяйство

J. Финансовое посредничество

K. Операции с недвижимым имуществом, аренда и предоставление услуг

L. Государственное управление и оборона; обязательное социальное обеспечение

M. Образование

N. Здравоохранение и предоставление социальных услуг

O. Предоставление прочих коммунальных, социальных и персональных услуг

P. Деятельность домашних хозяйств в качестве работодателей и смешанные виды деятельности домашних хозяйств

Q. Деятельность экстерриториальных органов и организаций

Проект версии 4 МСОК дополняет версию 3.1 такими разделами, как «информация и коммуникации», «юридические, аудиторские и консалтинговые услуги», «научная и техническая деятельность», «услуги административного и инфраструктурного (support) характера», «искусство, развлечения и отдых».

Международная стандартная классификация занятий (International Standard Classification of Occupations, ISCO), принята в 1988 г. Эта классификация объединяет занятия в группы, однородные по характеру навыков, требуемых для выполнения соответствующих должностных обязанностей. Классификатор носит иерархический характер. На его верхнем уровне выделяются 10 крупных групп занятий, которые затем детализируются

Международная стандартная классификация образования (МСКО), в англязычном варианте International Standard Classification of Education (ISCED 1997), разработана ЮНЕСКО и одобрена ее Генеральной конференцией в 1997 г. МСКО представляет собой инструмент сбора и представления сопоставимых и статистических данных и показателей в области образования как для отдельных стран, так и при международных сравнениях. Исходной единицей классификации в МСКО является программа образования. МСКО определяет программы образования исходя из содержания образования в качестве набора или последовательности образовательных мероприятий, которые организованы таким образом, чтобы достичь заранее определенной цели или конкретной группы задач в области образования. Цели могут, например, заключаться в подготовке к более продвинутому обучению, к квалификации для получения работы или нескольких работ, или, просто-напросто, в расширении знаний и понимания предмета.

МСКО выделяет ряд ступеней образования, к которым относятся те или иные образовательные программы:

- доначальное образование;

- начальное образование/ первый этап базового образования;

- первый этап среднего образования/второй этап базового образования;

- (второй этап) среднее образование;

- послесреднее, невысшее образование;

- первый этап высшего образования (не ведущий к получению более высокой квалификации, необходимой для научно-исследовательской работы);

- второй этап высшего образования (ведущий непосредственно к получению более высокой квалификации, требуемой для научно-исследовательской работы).

Важнейшую роль в статистике международной торговли играют товарные классификации, о которых будет сказано в главе 5.

Международные базы данных (БД) позволяют анализировать информацию, как минимум, в трех разрезах – предметном, территориальном и временнóм. Каждая БД содержит некоторый перечень показателей, относящихся к сфере, связанной с деятельностью соответствующей организации. Достаточно распространена ситуация, когда одни и те же показатели содержатся в БД, поддерживаемых различными международными организациями.

Международные организации, как правило, стремятся к формированию временных рядов показателей, что необходимо для эффективного мониторинга ситуации. Тем не менее такие ряды имеются далеко не по всем странам и показателям. Рассматриваемые БД практически всегда содержат информацию в разрезе отдельных стран, а во многих случаях и средние значения показателей по группам стран (регионам мира). Реже имеется информация о значениях показателей по территориальным единицам в составе отдельных стран. Рассматриваемые БД обычно содержат также метаданные («данные о данных») и более или менее развернутые методологические комментарии, характеризующие методику построения показателя и источники данных, используемые для его расчета.

В настоящее время национальными и международными организациями поддерживаются десятки БД, содержащих статистическую информацию. Многие из них доступны пользователям в режиме свободного доступа. На веб-сайте Статистического отдела ООН приведен указатель баз данных ООН. Указатель веб-сайтов национальных статистических служб стран мира можно найти на веб-сайте Статистического отдела ООН, либо официальном веб-сайте Федеральной службы государственной статистики. Адреса некоторых сайтов и статистических порталов международных организаций приведены в библиографическом списке в конце данного пособия.


 

5. Понятие о ППС валют. Цели использования ППС валют в международных сопоставлениях.

Паритетом покупательной способности валют (далее ‑ ППС) называют количество денежных единиц страны А, необходимых для покупки некоего стандартного набора товаров или услуг, который можно купить за 1 денежную единицу страны В (или базисной страны) или за 1 единицу общей (или условной) валюты группы стран.

ППС, подобно валютным курсам, могут использоваться как инструмент представления макроэкономических агрегатов (чаще всего, ВВП) различных стран в единой валюте. Общей с валютными курсами является и единица измерения ППС (число единиц одной валюты за единицу другой). Тем не менее при решении целого ряда задач использование ППС позволяет получить более точные по сравнению с использованием валютных курсов результаты. Кроме, того в ряде случаев, весьма полезным оказывается сопоставление валютных курсов и ППС. К числу важнейших задач, при решении которых используются ППС, относятся:

- международные сравнения качества и уровня жизни;

- международные сравнения объемов экономической деятельности;

- сравнение уровней цен в различных странах;

- анализ валютного рынка.

В середине прошлого века в работах М.Джильберта и И.Крэвиса была обоснована важность международных сопоставлений на основе ППС. В 1968 г. начал осуществляться Проект (впоследствии Программа) международных сопоставлений ООН. Число стран участниц этой Программы выросло с 10 в 1970 г. до 118 в 1993 г. С 1993 в роли координатора Программы выступает Всемирный Банк. Ввиду трудоемкости расчетов ППС они осуществляются раз в несколько лет. Последние раунды международных сопоставлений относятся к 1996, 1999, 2002 и 2003-2005 гг.

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-04-24; Просмотров: 871; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.046 сек.