Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Тема №2: Функции и принципы Административного права. Система Административного права




Под функциями Административного правапонимаются основные направления правового воздействия на общественные отношения, регулируемые данной отраслью права.

Можно выделить 2-е функции Административного права:

· Регулятивная – выражается в воздействии на общественные отношения посредством установления прав, запретов, обязанностей, ограничений, полномочий и компетенций субъектов Административного права;

· Охранительная – проявляется в воздействии Административного права на субъекты общественных отношений, которые побуждают их соблюдать установленные государством административно-правовые нормы. При реализации охранительной функции Административное право может быть использовано правовое государственное административное принуждение, а также применены меры юридической ответственности, восстановительной санкции и т.д.

Под принципами правапонимаются основные начала, характеризующие содержание права, закрепляющие закономерности его развития и определяющие механизм правового регулирования управленческих отношений.

Среди основных принципов Административного права выделяют следующие:

1. Принцип законности – означает, что орган исполнительной власти обязан осуществлять свою деятельность только в приделах своей юрисдикции и компетенции в соответствии с законодательством Республики Беларусь; все государственные органы, их должностные лица и граждане обязаны соблюдать Конституцию и Законы, а также общепризнанные принципы и нормы Международного права;

2. Принцип приоритета прав и свобод человека и гражданина, а также их непосредственного действия и правовой защиты, который особенно ярко проявляется тогда, когда речь идёт о взаимоотношениях исполнительной власти с её государственными служащими – с одной стороны, и гражданами с их правами, свободами, пожеланиями, жалобами – с другой;

3. Принцип разделения законодательной, исполнительной и судебной властей – Административное право распространяется на регулирование специфической сферы общественных отношений, складывающихся преимущественно в системе исполнительной ветви государственной власти, однако, регулирует определённые отношения в системе законодательной и судебной власти;

4. Принцип обеспечения права граждан на участие в государственном управлении - статься 37 Конституции закрепляет право граждан Республики Беларусь участвовать в управлении делами государства, как непосредственно, так и через своих представителей. Такое участие обеспечивается реализацией гражданином своего права избирать и быть избранным в органы государственной власти и органы местного самоуправления, а также участвовать в референдуме, состоять на государственной службе;

5. Принцип равенства граждан перед законом – выражается в том, что все граждане независимо от пола, расы, национальности, языка, происхождения и имущественного и должного положения, места жительства, отношения к религии, убеждений – равны перед законом;

6. Принцип гуманизма – заключается в том,что государство обеспечивает неотчуждаемые и принадлежащие каждому от рождения права и свободы, охраняет достоинство личности, гарантирует свободы и личную неприкосновенность. Никто не должен подвергаться пыткам, насилию, другому жестокому или унижающему человеческое достоинство обращению или наказанию;

7. Принцип подконтрольности и подотчётности государственных органов и государственных служащих – контроль и надзор обеспечивают действенность управленческой деятельности, эффективность функционирования государственных органов, реализацию прав и свобод граждан в сфере управления;

8. Принцип профессионализма и компетентности государственных служащих при осуществлении государственного управления – Административное право устанавливает основы управленческой деятельности государственных органов;

9. Принцип гласности – обеспечивает справедливость и гарантирует возможность обратного влияния граждан на само государство, органы исполнительной власти с целью достижения истины; Административное право, регулируя процедуру государственного управления должно обеспечивать открытость информации об осуществляемой управленческой деятельности;

10. Принцип ответственности государственных органов за принятые решения – призван стимулировать добросовестное и правильное выполнение служащими своих служебных обязанностей, невыполнение или ненадлежащее выполнение которых обязательно должно сопровождаться применением мер ответственности.

Система Административногоправапредставляет собой внутреннее строение, состоящее из последовательно расположенных взаимосвязанных компонентов правовых институтов.

Правовой институт –это совокупность административно-правовых норм, регулирующих относительно самостоятельную однородную группу управленческих общественных отношений. В правовом институте могут быть нормы одного или разных видов.

Административное право – это крупная и сложная отрасль права, поэтому она имеет подотрасли права.

Подотрасль права – общность правовых норм, регламентирующих более широкий, чем правовой институт, специфический вид управленческих отношений. Подотрасль также состоит из институтов, определяющих её содержание и характерные особенности.

Таким образом, система Административного права это совокупность находящихся в органической связи институтов, подотраслей расположенных в определённой последовательности, образующая целостность и единство отрасли права.

Административное право, как и некоторые другие отрасли права, обычно делят на общую и особенную части. В общую часть включат нормы, регламентирующие основные принципы государственного управления, правовые положения субъектов Административного права, формы и методы управленческой деятельности, административный процесс, способы обеспечения законности и дисциплины в государственном управлении. В особенную часть входят нормы, регулирующие организацию управления той или иной отрасли или сфере.

 

Тема №3: Источники норм Административного права. Место Административного права в правовой системе Республики Беларусь

Источники Административного права – это конкретные формы выражения норм соответствующей отрасли.

Нормы Административного права содержаться в различных по своему характеру и значению юридических актах. Многообразие административно-правовых норм предполагает и многообразие Источников Административного права Республики Беларусь.

К числу источников Административного права относятся:

1. Конституция Республики Беларусь 1994 года с изменениями и дополнениями, принятыми на республиканских референдумах 24 ноября 1996г. И 17 октября 2004г.;

2. Международные договоры и соглашения ратифицированные Республикой Беларусь;

3. Законы Республики Беларусь принимаемые Парламентом – Национальным собранием Республики Беларусь; Кодексы Республики Беларусь (имеют статус законов);

4. Нормативные акты Президента (указы, декреты);

5. Постановления Совета Министров Республики Беларусь;

6. Нормативные акты Государственных Комитетов, Министерств и Ведомств (приказы, инструкции и т.д.);

7. Нормативные акты представительных и исполнительных органов местного управления и самоуправления;

8. Нормативные акты руководителей Государственных корпораций, концернов, объединений, предприятий и учреждений.

Многообразие административно-правовых норм и источников Административного права остро ставит проблему его систематизации. Административное право относится к числу самых несистематизированных отраслей правовой системы.

Систематизация– это деятельность по упорядочению действующих административно-правовых норм, приведение их в одну внутренне согласованную систему.

Кодификация – это объединение нормативно-правовых актов в один нормативно-правовой акт, который содержит систематизированное изложение правовых предписаний, направленных на регулирование определённой области общественных отношений.

Систему административно-правовых норм необходимо совершенствовать. Основными направлениями этой работы являются:

1. Повышение качества и взаимосвязи правовых норм, постоянная замена актов более совершенными;

2. Усиление роли законов в регулировании организации функционирования государственной администрации;

3. Устранение пробелов в адми7истративно-правовом регулировании;

4. Принятие актов способствующих осуществлению проводимых в стране реформ.

В правовой системе Республики Беларусь Административное право занимает одно из ведущих мест. Как часть правовой системы Административное право тесно связано с другими отраслями права и имеет общие с ними черты. Для ряда отраслей права оно является основой функционирования (финансовое право, трудовое право).

Особенно тесно Административное право взаимодействует с Конституционным правом. Конституционное право является ведущей отраслью права. Конституция непосредственно регулирует общественные отношения, складывающиеся в сфере государственного устройства и государственной власти. Административное право берёт исходное начало из конституционных норм, детализируя и конкретизируя их, определяя правовой механизм реализации компетенции различных государственных органов.

Взаимодействие Административного права и Трудового права. Административное право определяет полномочия служащих, их ответственность, проведение аттестации, присвоение классов, чинов. В целях надлежащей организации трудовых отношений, осуществляется государственный контроль и надзор за соблюдением правил охраны труда и Техники Безопасности. Правовой статус этих субъектов регламентируется нормами Административного права, т.к. они являются частью государственного управления.

Гражданское право и Административное право тесно связаны по вопросам регулирования имущественных отношений, которые они оба регулируют, но только разными методами. Административное право регулирует имущественные отношения в распорядительном порядке методом власти – подчинения.

Административное право и Финансовое право взаимодействуют в том, что нормы определяющие компетенцию и деятельность финансовых органов являются и нормами Административного права.

Административное право и Уголовное право. Нормы Административного права устанавливают, какое правонарушение является административным, а нормы Уголовного права определяют, когда за нарушение указанных правил наступает уголовная ответственность. В определённых случаях отдельные административные правонарушения могут перерастать в преступления и наоборот.

Административное право и Таможенное право. Таможенное право развивалось на базе норм Административного права, т.к. Кодекс об Административном правонарушении содержит главу, регулирующую административно-таможенные правонарушения, а Государственный Таможенный Комитет является органом исполнительной власти.

Компетенцию налоговых органов определяют нормы Налогового права, а их структурную организацию – нормы Административного права.

Административное законодательство и Уголовно-процессуальное законодательство, а также Гражданско-процессуальное законодательство тесно связаны тем, что рассмотрение дел об административных правонарушениях в суде основываются на общих процессуальных началах.

Нормы Земельного права регулируют отношения между государством и землепользователями. Вместе с тем, государство в лице органов управления предоставляют земельные участки, сдаёт в аренду, производит изъятие и т.д.. Эти отношения регулируются нормами Административного права и Земельного права.

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-05-10; Просмотров: 2418; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.011 сек.