Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Основы административно-правового регулирования в сфере финансов




В структуру финансовых отношений, подлежащих адми­нистративно-правовому регулированию со стороны государ­ства, входят бюджетные, налоговые, валютные, банковские, страховые отношения, отношения, возникающие на финан­совых рынках, отношения, связанные с управлением вну­тренним и внешним государственным долгом России.

Общие правовые основы административно-правового регулирования в сфере финансов на федеральном уровне не определены, соответствующий федеральный закон отсут­ствует. Государственное регулирование в сфере финансов осуществляется на основе БК, НК, Федеральных законов от 10.07.2002 № 86-ФЗ «О Центральном банке Россий­ской Федерации (Банке России)»; от 05.04.2013 № 41-ФЗ «О Счетной палате Российской Федерации»; от 10.12.2003 № 173-ФЭ «О валютном регулировании и валютном кон­троле» и др.

Административно-правовое регулирование перечислен­ных выше отношений, возникающих в финансовой сфере, осуществляют следующие федеральные органы исполни­тельной власти.

1)Правительство РФ является основным органом испол­нительной власти, который:

• обеспечивает проведение единой финансовой, кредит­ной и денежной политики;

• разрабатывает и предоставляет Государственной Думе федеральный бюджет и обеспечивает его исполнение;

• представляет Государственной Думе отчет об исполне­нии федерального бюджета;

• обеспечивает совершенствование бюджетной системы;

• принимает меры по регулированию рынка ценных бумаг;

• управляет внутренним и внешним долгом РФ;

• осуществляет валютное регулирование и валютный контроль;

• руководит валютно-финансовой деятельностью в отношениях РФ с иностранными государствами.

2) Минфин России осуществляет функции по выра­ботке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере бюджетной, налоговой, страховой, валютной, банковской деятельности, финансовых рынков, государственного долга, аудиторской деятельности, бухгал­терского учета и бухгалтерской отчетности, производства, переработки и обращения драгоценных металлов и драгоцен­ных камней, таможенных платежей, определения таможен­ной стоимости товаров, формирования и инвестирования средств пенсионных накоплений, организации и проведения лотерей, азартных игр, производства и оборота защищен­ной полиграфической продукции, финансового обеспечения государственной службы.

Минфин России является федеральным органом испол­нительной власти. (см. Положение о Министерстве финансов Россий­ской Федерации, утвержденное постановлением Правитель­ства РФ от 30.06.2004 № 329).

В ведении Минфина России находятся следующие феде­ральные органы исполнительной власти:

1) Казначейство России — осуществляет в соответствии с законодательством РФ правоприменительные функции по обеспечению исполнения федерального бюджета, кас­совому обслуживанию исполнения бюджетов бюджетной системы России, предварительному и текущему контролю за ведением операций со средствами федерального бюд­жета главными распорядителями, распорядителями и полу­чателями средств федерального бюджета (см. Положение о Федеральном казначействе, утвержденное постановлением Правительства РФ от 01.12.2004 № 703).

Казначейство России: доводит до главных распорядите­лей, распорядителей и получателей средств федерального бюджета показатели сводной бюджетной росписи, лимиты бюджетных обязательств и объемы финансирования; ведет учет операций по кассовому исполнению федерального бюджета; открывает в Центральном банке РФ и кредитных организациях счета по учету средств федерального бюджета и иных средств в соответствии с законодательством РФ, устанавливает режимы счетов федерального бюджета; открывает и ведет лицевые счета главных распорядителей, распорядителей и получателей средств федерального бюд­жета; осуществляет предварительный и текущий контроль за ведением операций со средствами федерального бюджета главными распорядителями, распорядителями и получате­лями средств федерального бюджета и т.д.

Контрольные функции Казначейства России реализуются посредством предварительного и текущего контроля ведения операций со средствами федерального бюджета на лицевых счетах, открытых в органах Казначейства России главным распорядителям, распорядителям и получателям средств федерального бюджета;

2) Росфиннадзор — осуществляет функции по контролю и надзору в финансово-бюджетной сфере, функции органа валютного контроля, а также функции по внешнему кон­тролю качества работы аудиторских организаций, определен­ных Федеральным законом «Об аудиторской деятельности» (см. Положение о Федеральной службе финансово-бюджетного надзора, утвержденное постановлением Правитель­ства РФ от 15.06.2004 № 278).

Основной задачей Росфиннадзора является обеспечение соблюдения законодательства в бюджетной сфере, а также законодательства о валютном регулировании и валют­ном контроле. Росфиннадзор непосредственно или через свои территориальные органы осуществляет последующий финансовый контроль за использованием средств федераль­ною бюджета, средств государственных внебюджетных фон- юн, а также материальных ценностей, находящихся в феде­ральной собственности.

Основной формой деятельности службы являются проводимые ею ревизии и проверки правомерности и эффективности использования средств федерального бюджета, средств государственных внебюджетных фондов и материальных ценностей, находящихся в федеральной собственности, на территории РФ и за рубежом, а также осуществление ревизий и проверок по мотивированному обращению руководителей правоохранительных органов федерального уровня и руководителей правоохранительных органов субъектов РФ;

3) ФНС России — осуществляет функции по контролю и надзору за соблюдением законодательства о налогах и сбо­рах, за правильностью исчисления, полнотой и своевремен­ностью внесения в соответствующий бюджет налогов и сбо­ров, в случаях, предусмотренных законодательством РФ,

правильностью исчисления, полнотой и своевременностью внесения в соответствующий бюджет иных обязательных платежей, за производством и оборотом табачной продукции, а также функции агента валютного контроля и пределах компетенции налоговых органов (см. Положение и Федеральной налоговой службе, утвержденное постанов­лением Правительств РФ от 30.09.2004 № 506).

ФНС и ее территориальные органы обладают широким объемом полномочий. В установленной сфере деятельности они осуществляют контроль и надзор:

• за соблюдением законодательства о налогах и сборах, л также принятых в соответствии с ним нормативных правовых актов, правильностью исчисления, полнотой и своевременностью внесения налогов и сборов, а в случаях, преду­смотренных законодательством РФ, — за правильностью исчисления, полнотой и своевременностью внесения в соответствующий бюджет иных обязательных платежей;

• осуществлением валютных операций резидентами и нерезидентами, не являющимися кредитными организаци­ями или валютными биржами;

• соблюдением требований к контрольно-кассовой тех­нике, порядка и условий ее регистрации и применения;

• полнотой учета выручки денежных средств в организациях и у индивидуальных предпринимателей;

• проведением лотерей, в том числе за целевым использованием выручки от проведения лотерей; соблюдением организатором азартных игр требо­ваний, установленных ч. 1 и 2 ст. 16 Федерального закона от 29.12.2006 № 244-ФЗ «О государственном регулировании деятельности по организации и проведению азартных игр и о внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации».

В области учета и регистрации налоговые органы:

• выдают разрешения на проведение всероссийских лотерей; свидетельства о регистрации лица, совершающего операции с нефтепродуктами; свидетельства о регистрации организации, совершающей операции с денатурированным этиловым спиртом;

• осуществляют государственную регистрацию юри­дических лиц, физических лиц в качестве индивидуальных предпринимателей и крестьянских (фермерских) хозяйств;

• регистрируют в установленном порядке контрольно- кассовую технику, используемую организациями и индиви­дуальными предпринимателями в соответствии с законода­тельством РФ;

• ведут в установленном порядке учет всех налогопла­тельщиков; Единый государственный реестр юридических лиц, Единый государственный реестр индивидуальных пред­принимателей и Единый государственный реестр налогопла­тельщиков и т.д. Кроме того, на ФНС России возложены функции главных администраторов доходов, на территориальные органы — администраторов доходов бюджетов бюджетной системы России.

К числу функций администратора доходов бюджетов бюджетной системы относятся: контроль за правильностью исчисления, полнотой и своевременностью уплаты нало­гов (сборов) и иных обязательных платежей; начисление пеней и штрафов; взыскание задолженности по платежам в бюджет, пеней и штрафов; принятие решений о возврате излишне уплаченных (взысканных) платежей, пеней, штра­фов, а также процентов за несвоевременное осуществле­ние такого возврата и процентов, начисленных на излишне взысканные суммы, и представление в орган КазначействабРоссии платежных документов для осуществления возврата в порядке, установленном Минфином России; принятие решения о зачете (уточнении) платежей и представление соответствующего уведомления в орган Казначейства Рос­сии.

Помимо перечисленных выше федеральных органов исполнительной власти административно-правовое регули­рование в сфере финансов осуществляют также иные федеральные административные органы, к числу которых отно­сятся Центральный банк РФ, Счетная палата РФ и органы управления государственными внебюджетными фондами.

За нарушение законодательства в сфере финансов уста­новлена административная ответственность (гл. 15 КоАП).

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-05-10; Просмотров: 996; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.019 сек.