Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Тема 3. Бюджетный процесс




В Бюджетном Кодексе в ст. 6 содержится определение бюджетного процесса, на основе которого в литературе даются авторские определения. В большинстве случаев бюджетный процесс определяется через его стадии. Деятельность от начала составления бюджета до утверждения отчета об его исполнении длится около 3,5 лет и называется “бюджетном периодом” или “бюджетным циклом”.

Бюджетный период (цикл) делится на 3 стадии:

1. стадия бюджетного планирования, которая начинается с момента подготовки проекта бюджета и заканчивается его подписанием и обнародованием Президентом;

2. стадия исполнения бюджета – начинается 1 января и заканчивается 31 декабря;

3. стадия годовой бюджетной отчётности – начинается с момента составления Проекта отчёта об исполнении бюджета и завершается его утверждением.

Таким образом, бюджетный процесс – это деятельность представительных и исполнительных органов государства и муниципальных образований, регламентированная нормами права по бюджетному планированию, исполнению бюджета и составлению и утверждению отчёта об его исполнении.

Сам бюджет действует (исполняется) в течение календарного года: с 1 января по 31 декабря, т.е. финансовый или бюджетный год длится 12 месяцев.

С 1 января 2008 года в Бюджетном Кодексе появилось понятие планового периода, т.е. 2 года, следующих за очередным финансовым годом. Федеральный бюджет в обязательном порядке составляется и утверждается на очередной финансовый год и плановый период. В следующем году он составляется и утверждается путём уточнения показателей первого года планового периода, утвержденного в предыдущем финансовом году с добавлением показателей второго года планового периода бюджета следующего года.

Субъекты РФ и муниципальные образования вправе принимать бюджеты на очередной год и плановый период в порядке, аналогичном федеральному, или только на очередной финансовый год, но с обязательным утверждением среднесрочного финансового плана (на год и плановый период).

Поселения вправе принимать бюджет просто на очередной финансовый год.

Стадии бюджетного процесса:

I. стадия бюджетного планирования.

Эта стадия исчерпывающим образом регламентируется в Бюджетном Кодексе для федерального бюджета. Субъекты РФ и муниципальные образования регулируют её применительно к своим бюджетам своими актами.

Ответственным за составление проекта федерального бюджета является Правительство РФ; непосредственно его составляет Министерство Финансов.

Проект бюджета основывается на следующих документах:

1. бюджетное послание Президента Федеральному Собранию, которое направляется не позднее марта месяца;

2. прогноз социально-экономического развития РФ – разрабатывается на очередной год и плановый период;

3. основные направления бюджетной и налоговой политики.

Доходы бюджета прогнозируются на основе прогноза социально-экономического развития в условиях действующего на день внесения проекта бюджета в представительный орган налогового, бюджетного законодательства, а также актов, устанавливающих неналоговые доходы.

С 1 января 2009 г. Бюджетный Кодекс регулирует планирование бюджетных ассигнований, которое осуществляется раздельно на исполнение действующих и принимаемых обязательств.

Планирование бюджетных ассигнований на оказание государственных и муниципальных услуг физическим и юридическим лицам осуществляется с учётом государственного или муниципального задания.

Важнейшим документом при составлении проекта бюджета является сводный финансовый баланс РФ, он составляется для анализа объёма и использования финансовых ресурсов РФ и секторов экономики, для оценки объёмов финансовых ресурсов при составлении прогноза социально-экономического развития и проекта бюджета.

Правительством РФ утверждаются долгосрочные целевые программы, реализуемые за счёт средств бюджета. По ним ежегодно проводится оценка эффективности их реализации.

Особо разновидностью является федеральная адресная инвестиционная программа, в соответствии с которой осуществляются бюджетные инвестиции в объекты капитального строительства за счёт федеральных средств. В федеральном бюджете могут предусматриваться ассигнования на реализацию ведомственных целевых программ.

В проекте бюджета должны содержаться основные его характеристики (общий объём доходов, расходов, дефицит или профицит, нормативы распределения доходов между бюджетами бюджетной системы, если они не установлены бюджетным законодательством).

Законом о бюджете устанавливаются:

1. перечень главных администраторов доходов и источников финансирования дефицитов;

2. распределение бюджетных ассигнований в соответствии с классификацией расходов и ведомственной структуре расходов;

3. общий объём бюджетных ассигнований, направляемых на выполнение публичных нормативных обязательств;

4. объём межбюджетных трансфертов, получаемых из других бюджетов или предоставляемых другим бюджетам бюджетной системы;

5. объём условно утверждаемых расходов (нераспределённые в соответствии с ведомственной классификацией расходы);

6. источники финансирования дефицита бюджета;

7. верхний предел государственного или муниципального долга (включая предел предоставления государственных и муниципальных гарантий);

8. иные показатели.

Одновременно с проектом бюджета представляется огромное количество документов и материалов, среди которых важнейшими являются:

ü предварительные и ожидаемые итоги социально-экономического развития территории;

ü прогноз социально-экономического развития территории;

ü прогноз основных характеристик консолидированного бюджета или проект среднесрочного финансового плана;

ü проект Программ государственных и муниципальных заимствований, гарантий, предоставления бюджетных кредитов;

ü оценка ожидаемого исполнения бюджета на текущий год;

ü проекты законов о бюджетах внебюджетных фондов;

ü иные документы и материалы.

Правительство РФ вносит на рассмотрение и утверждение в Госдуму закон “О федеральном бюджете” не позднее 10 октября (субъекты РФ – до 1 ноября; муниципальные образования – до 15 ноября). Одновременно с Проектом закона “О федеральном бюджете” в Госдуму Правительством вносятся проекты следующих федеральных законов:

1. об утверждении отчётов об исполнении федерального бюджета и бюджетов внебюджетных фондов;

2. о бюджетах внебюджетных фондов на очередной год и плановый период;

3. о страховых тарифах на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний.

До 1 октября Центральный банк представляет в Госдуму Проект основных направлений единой государственно-денежной политики (предварительно он направляется в Правительство и Президенту).

Внесённый Проект бюджета одновременно направляется Президенту. В течение суток со дня внесения председатель или Совет Госдумы направляет его в Комитет по бюджету для подготовки заключения о соответствии представленных документов требованиям бюджетного законодательства. На основании Заключения комитета по бюджету Проект принимается к рассмотрению или возвращается в Правительство на доработку (на доработку даётся 10 дней). Госдума рассматривает Проект в трёх чтениях:

1. чтение – рассматривается в течение 20-ти дней со дня его внесения. Предметы:

1) концепция бюджета;

2) прогноз социально-экономического развития;

3) основные характеристики бюджета.

При утверждении первом чтении Госдума не имеет права увеличивать доходы и дефицит бюджета без согласия Правительства

При отклонении проекта в первом чтении Госдума вправе:

· передать проект в согласительную комиссию (10 дней на согласование);

· вернуть проект в Правительство на доработку (20 дней на доработку; Госдума его рассматривает в первом чтении в течение 10 дней со дня повторного внесения);

· поставить вопрос о доверии Правительству (если Госдума не принимает решения по итогам работы согласительной комиссии, проект считается повторно отклонён; в этом случае правительство уходит в отставку и вновь сформированное Правительство в течение 30 дней представляет новый проект).

2. чтение – проект рассматривается в течение 25-ти дней со дня его принятия в первом.

Предметы рассмотрения:

1) перечень главных администраторов доходов и источников финансирования дефицита;

2) бюджетные ассигнования в соответствии с классификацией расходов;

3) распределение между субъектами РФ межбюджетных трансфертов;

4) программы предоставления кредитов, заимствований и государственных гарантий;

5) долгосрочные целевые программы.

При отклонении проекта во втором чтении он передаётся в согласительную комиссию (10 дней на доработку).

3. чтение – рассматривается в течение 10 дней со дня принятия во втором.

Предмет – это утверждение ведомственной структуры расходов, причём на голосование законопроект вносится в целом, т.е. внесение в него поправок запрещено.

Принятый Госдумой бюджет в течение 5-ти дней передаётся на рассмотрение Совета Федерации, который рассматривает его в течение 14-ти дней, причём на голосование проект выносится в целом.

Одобренный Советом Федерации бюджет в течение 5-ти дней направляется Президенту для подписания и обнародования.

При отклонении проекта Советом Федерации (Президентом) он передаётся в согласительную комиссию. На согласование даётся 10 дней, после чего Проект выносится на рассмотрение Госдумы в одном чтении. При несогласии Госдумы с решением Совета Федерации или Президента проект считается принятым, если за него проголосовало не менее 2/3 от общего числа депутатов Думы.

II. исполнение бюджетов:

Исполнение бюджетов обеспечивается Правительством РФ, высшим исполнительным органом субъекта РФ или местной администрации.

Организация исполнения бюджета возлагается на соответствующий финансовый орган. Кассовое обслуживание исполнения бюджета осуществляется Федеральным Казначейством. Для кассового обслуживания Казначейство открывает в Центральном Банке счета, через которые осуществляются все кассовые операции по исполнению бюджетов.

При кассовом обслуживании исполнения бюджетов органы Казначейства:

1. ведут учет операций со средствами бюджетов на единых счетах бюджетов;

2. управляют средствами на единых счетах бюджетов;

3. проводят кассовые выплаты из бюджетов;

4. предоставляют финансовым органам информацию о кассовых операциях по исполнению бюджета.

Исполнение бюджета осуществляется на основе единства кассы и подведомственности расходов на основе сводной бюджетной росписи и кассового плана.

Сводная бюджетная роспись составляется и ведётся в соответствии с порядком, установленным финансовым органом. Её утверждение и внесение в неё изменений осуществляется руководителем финансового органа. Её показатели должны соответствовать Закону или Решению о бюджете. Утверждённые показатели сводной бюджетной росписи по расходам доводятся до главных распорядителей бюджетных средств до начала очередного финансового года.

Бюджетная роспись. На основе бюджетной росписи составляются бюджетные росписи главных распорядителей, распорядителей и получателей бюджетных средств. При её составлении учитываются также лимиты бюджетных обязательств (т.е. средства, которыми может располагать главный распорядитель, распорядитель или получатель бюджетных средств в течение определённого периода – квартала или месяца).

Кассовый план – это прогноз кассовых поступлений в бюджет и кассовых выплат из него в текущем финансовом году.

Бюджетная смета: смета составляется только для казённых учреждений, причём её показатели должны соответствовать лимитам бюджетных обязательств.

Предельные объёмы финансирования (могут составляться, могут не составляться). При организации исполнения бюджета по расходам может предусматриваться утверждение и доведение до главных распорядителей, распорядителей и получателей бюджетных средств предельные объёмы оплаты денежных обязательств помесячно или поквартально нарастающим итогом с начала финансового года, либо на отдельный квартал на основе заявок на финансирование главных распорядителей, распорядителей и получателей бюджетных средств.

Исполнение бюджетов по доходам включает:

1) зачисление на единый счёт бюджета доходов;

2) возврат излишне уплаченных или взысканных сумм и процентов за несвоевременный возврат;

3) зачёт излишне уплаченных или взысканных сумм налоговых платежей;

4) уточнение администраторам доходов бюджета платежей в бюджеты бюджетной системы.

Исполнение бюджета по расходам предусматривает:

1. принятие бюджетных обязательств – они принимаются в пределах лимитов бюджетных обязательств путём заключения государственных или муниципальных контрактов либо иных договоров;

2. подтверждение денежных обязательств – осуществляется в соответствии с платёжными и иными документами, необходимыми для санкционирования оплаты;

3. санкционирование оплаты денежных обязательств – осуществляется Казначейством путём совершения разрешительной надписи или акцепта после поверки документов, необходимых для принятия и подтверждения денежных обязательств в соответствии их смете учреждения и лимитам бюджетных обязательств; казначейство списывает с единого счёта бюджета сумму в соответствии с подтверждённым денежным обязательством и направляет её контрагенту и отражает эту операцию на лицевом счёте казенного учреждения;

4. подтверждение исполнения денежных обязательств – осуществляется на основании платёжных документов, подтверждающих списание средств в единого счёта бюджета в пользу физических или юридических лиц.

Операции по исполнению бюджета завершаются 31-го декабря, т.е. бюджетные ассигнования, лимиты бюджетных обязательств и предельные объёмы финансирования в этот срок прекращают своё действие.

III. стадия годовой бюджетной отчётности.

Годовой отчёт об исполнении федерального бюджета вносится Правительством в Госдуму одновременно с проектом нового бюджета на очередной финансовый год. До рассмотрения Госдумой отчёт подлежит внешней проверке Счётной палатой, которая основана на годовой отчётности Главных администраторов доходов и источников финансирования дефицита, которые представляются в Счётную палату до 1 апреля. Счётная палата готовит заключение по ним до 1 июня.

Счётная палата на основании внешней проверки годовой бюджетной отчётности главных администраторов готовит заключение на годовой отчет об исполнении федерального бюджета и не позднее 1 сентября представляет его в Госдуму и Правительство.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-05-10; Просмотров: 771; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.036 сек.