Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Система государственных и муниципальных доходов




Понятие государственных и муниципальных доходов.

Тема 4. Правовое регулирование государственных и муниципальных доходов.

См. схему “Система финансового права”.

Правовое регулирование государственных и муниципальных доходов.

Выполнение задач и функций государства требует надлежащего его обеспечения финансовыми ресурсами, поэтому в распоряжение государства направляется часть национального дохода в виде различных денежных платежей и иных поступлений. В результате этого процесса государство располагает своими финансовыми ресурсами, которыми распоряжаются его органы.

Всё, указанное выше, относится к муниципальным образованиям.

В процессе формирования государственных и муниципальных доходов привлекается часть чистого дохода, создаваемого в различных областях общественного производства, основанного на разных формах собственности. Помимо этого государство и муниципальные образования используют для формирования своей финансовой базы часть личных доходов граждан, полученных ими в связи с трудовой или предпринимательской деятельностью, от вложения средств в ценные бумаги, от использования их имущества и т.п.

В формировании доходов государства и муниципальных образований участвуют все звенья финансовой системы.

По материальному содержанию структура государственных и муниципальных доходов – это совокупность отдельных видов денежных платежей и поступлений, объединённых в определённую систему.

Государственные и муниципальные доходы – это часть национального дохода страны, обращаемая в процессе его распределения и перераспределения через различные виды денежных поступлений в распоряжение государства и муниципальных образований с целью создания финансовых условий для выполнения их задач и функций.

I. неналоговые доходы (см. Доходы бюджетов и внебюджетных фондов);

II. государственный и муниципальный кредит и страхование:

1. государственный и муниципальный кредит

В общепринятом смысле кредит – это предоставление денег или товаров в долг на определённый срок на условиях возмездности и возвратности. Кредитные отношения с участием государства и муниципальных образований регулируются не только нормами финансового права как основной источник финансирования дефицита бюджетов, но и нормами гражданского права (ст. 817 ГК).

Государственный и муниципальный кредит можно рассматривать в двух значениях:

1) как экономическую категорию, где он представляет собой систему денежных отношений, возникающих в связи с привлечением государством и муниципальными образованиями на добровольных началах для временного использования свободных денежных средств юридических и физических лиц. Экономическая сущность кредита заключается в использовании полученных средств как ссудного капитала, который направляется в основном для покрытия дефицита бюджета. Поэтому кредит называют “одной из форм движения ссудного капитала, которая выражается во вторичном распределении стоимости” валового внутреннего продукта и части национального дохода, поскольку владелец ссудного капитала перелает, а точнее – продаёт заемщику не сам капитал, а лишь право на его временное использование. Таким образом, в кредитных отношениях возвратность является основной чертой.

Особенностью финансово-экономических кредитных отношений является из субъектный состав, т.е. обязательным субъектом таких правоотношений всегда является государство или муниципальное образование.

2) Как правовая категория государственный и муниципальный кредит – это к регулированная нормами права система отношений по формированию государством и муниципальными образованиями в своих фондах денежных средств за счёт временно свободных денежных средств юридических и физических лиц на принципах добровольности, срочностью, возмездности и возвратности для покрытия бюджетного дефицита.

Государственный муниципальный кредит отличается от банковского следующим:

· Непроизводительное использование ссудного капитала. При банковском кредите ссудный капитал участвует в производстве, что позволяет не только погасить кредит, но и уплатить проценты за его использование за счёт увеличения в процессе производства прибавочной стоимости.

Государство же использует ссудный капитал для покрытия бюджетного дефицита, поэтому средствами для погашения задолженности и процентов для него являются либо новые, либо увеличение обязательных платежей подданных (граждан).

· С правовой точки зрения права при государственном и муниципальном кредите роли заёмщика обычно выступает государство или муниципальное образование; в отношении банковского кредита – обычно юридические и физические лица как заёмщики.

· Отношение банковского кредита имеют своим следствием заключение между сторонами договора банковской ссуды, относящегося к предмету гражданского права. Результатом государственных и муниципальных кредитных отношений выступает внутренний или внешний долг, который является предметом финансового права.

· В отличие от банковского кредита государство и муниципальные образования заключают долгосрочные займы без обеспечения их залогом.

В результате реализации финансово-правовых правовых отношений по государственному и муниципальному кредиту формируется:

1) Внутренний, а также внешний (только для РФ и субъектов РФ) государственный и муницпальоный долг;

2) С материальной точи зрения такой долг делится на текущий, т.е сумму расходов по всем долговым обязательствам, срок погашения который наступили и капитальный долг – т.е. общая сумма задолженности по непогашенным долговым обязательствам и невыплаченным по ним процентам.В бюджетном кодексе государственному и муниципальному долгу посвящена гл. 14. В ст. 6 государстенный долг определеяется как обязательство, возникающее из государственных и муницпальных заимствований, гарантий по обязательствам третьих лиц, а также посредством других обязательств, установленных в БК РФ, принятых на себя Российской Федерацией, её субъектами и муниципальными образованиями.

Долговые обязательства, указанные в полностью и без условий обеспечиваются всем находящимся в их собственности имуществом, составляющим из казну и исполняется за счёт средств соответствующего бюджета (ст. 102 БК).

В экономической и финансово-правовой литературе к проблеме государственного и муниципального кредита относятся неоднозначно: А. Смидт и Дж. Рикарда первоначально резко отрицательно относились к нему, поскольку в кредите они видели лишь крайнее средство, которое можно использовать только при отсутствии других возможностей. Они считали, что для государства выгодней покрывать старые чрезвычайные расходы за счёт прямого увеличения налогов, чем прибегать к кредиту. Они считали, что население само должно нести бреем по погашению своих долгов, а не перекладывать их на последующие поколения.

В 18 в. представители немецкой финансовой науки – Штейн, Дитцель и другие утверждали, что если государство редко пользуется кредитом, то это говорит о том, что оно слишком много берёт у современников, т.е. недостаточно заботится об их интересах, поэтому необходимо всё-таки использовать кредит, но очень осторожно. Напр., представители дореволюционной Российской (Ходский) финансово-правовой науки считали, что одним из принципов финансовой политики всегда должно быть стремление к возможно быстрому погашению государственных долгов, а не к увеличению их сумм. Государство должно соблюдать равновесие налогов и кредитов таким образом, чтобы налоги не вредили кредиту, а кредит облегчал налог.

Формы государственного и муниципального кредита:

1) кредиты, привлеченные от имени публично-территориальных образований как заёмщиками от кредитных организаций (только для РФ и её субъектов, от иностранных государств, международных финансовых организаций и иных субъектов международного права);

2) по государственным и муниципальным ценным бумагам (облигация);

3) по бюджетным кредитам из других бюджетов бюджетной системы;

4) по государственным и муниципальным гарантиям (при утверждении бюджета утверждают предельный их объём);

5) по иным долговым обязательствам ранее отнесённым на государственный долг (только для РФ).

Указанный перечень является закрытым.

Все средства, поступающие в виде различных форм долговых обязательств должны в обязательном порядке отражаться в бюджете как источники финансирования его дефицита, а также отдельно отражаться должны расходы на обслуживание государственного и муниципального долга.

2. государственное и муниципальное страхование.

Страховать означает предотвращать материальные потери путём выплаты взносов учреждению, которое берёт на себя обязательство возместить возможный ущерб, понесённый в специально оговариваемых случаях.

Как экономическая категория страхования является системой экономических отношений по формированию централизованных и децентрализованных резервов, денежных средств и материальных ресурсов, необходимых для покрытия непредвиденных нужд общества и его членов.

С материальной точки зрения в ходе страхования создаются особые фонды специализированных учреждений – страховщиков, используемые для возмещения ущерба, причинённого стихийными бедствиями, несчастными случаями, а также в связи с наступлением определённых событий.

Страхование оказывает позитивное влияние на укрепление государственных и муниципальных финансов, поскольку освобождает бюджет от расходов на возмещение убытков при наступлении страховых случаев, а также является одним из наиболее стабильных источников долгосрочных инвестиций.

Характерные черты страхования:

1) вероятностный характер отношений, т.е. когда нельзя заранее предусмотреть время наступления страхового случая, размер причинённых убытков и конкретного страхователя, интересы которого будут подлежать защите в определённый момент;

2) возвратность средств, т.е. страховые платежи после объединения их в страховой фонд подлежат выплате самим же страхователем, за вычетом расходов за услуги страховой компании;

3) замкнутый характер перераспределительных отношений

Перераспределительные отношения при страховании заключаются в том, что сумма ущерба, подлежащая возмещению при наступлении страхового случая, распределяется между всеми участниками этих отношений. Субъекты страхования, т.е. юридические и физические лица формируют в специализированной организации (страховой компании) денежные фонды, за счёт которых и осуществляется защита имущественных и личных интересов таких лиц. При этом риск раскладывается на всех страхователей. Общее количество страхователей, участвующих своими взносами в формировании страховых фондов, обычно превышает число страхователей, получающих право на возмещение потерь из него. В конечном счёте, именно это делает возможным перераспределение.

Размер страховых взносов напрямую зависит от количества лиц, участвующих в этих отношениях, т.е. чем шире круг страхователей, тем меньшая доля придётся на каждого из них в распределении ущерба. Возможность возместить значительный ущерб при незначительных суммах взносов появится лишь тогда, когда количество страхователей будет максимально. Это указывает на преимущество государственного обязательного страхования.

4) целевое использование создаваемого фонда;

Расходование страховых ресурсов осуществляется исключительно в строго определённых случаях, которые обычно указываются в договорах страхования.

Страхованию как самостоятельному звену финансовой системы присущи все основные функции финансов, которые имеют определённую специфику:

1) распределительная функция финансов проявляется в страховании через предупреждение, восстановление и сбережение.

Предупредительная функция заключается в праве страховых компаний использовать временно свободные денежные средства страхователей на проведение системы профилактических мероприятий, направленных на предупреждение наступления возможных убытков страхователей.

Восстановительная (защитная) функция страхования проявляется в том, что при наступлении страхового случая и выплате определённой денежной суммы происходит полное или частичное погашение или восстановление потерь, понесённых юридическими или физическими лицами.

Сберегательная функция страхования. Когда страхование используется как средство обеспечения защиты не только личных и имущественных потерь, но и самих денежных средств, вложенных в качестве страховых платежей (она наиболее характерна для страхования “на дожитие”).

2) контрольная функция

Она проявляется через аккумулирование в страховой фонд страховых платежей на строго определённые цели, которые используются также в строго определённых случаях и строго определённым кругом субъектов. Она проявляется через осуществление финансово-правового страхового надзора.

Как самостоятельное звено финансовой системы страхование – это совокупность экономических отношений, посредством которых через взимаемые со страхователей на добровольной или обязательной основах платежей образуются специальные страховые фонды денежных средств. Сложный характер страховых правоотношений и участие в них государства определили изменения в этой сфере, регулируемой несколькими отраслями права: гражданское право регулирует договорные отношения (Гл. 48 ГК), финансовое право регулирует отношения, основанные на государственно-властных велениях финансовое право определяет систему и организацию страхования, его виды, порядок обязательного страхования, лицензирование страховой деятельности, обеспечение финансовой устойчивости страховщиков, а также осуществление государственного надзора за страховой деятельностью.

Как самостоятельное звено финансовой системы страхование выступает в двух обособленных формах:

а) социального страхования (специальное страхование):

- государственная – гарантируется в России;

- негосударственная – поощряется в России.

Регламентирована в ст. 39 Конституции РФ

Отношения по обязательному социальному страхованию являются предметом финансового права, поскольку отличаются особой ролью государства в их организации и регулировании.

Государство посредством нормативного регулирования устанавливает порядок создания, условия и цели функционирования страховых социальных фондов, закрепляет состав источников их формирования и жестко контролирует использование страховых фондов на определённые цели.

Понятие “социального страхования” существовало и ранее, например, в СССР, и рассматривалось как система материального обеспечения граждан в старости, при потере трудоспособности и в других случаях, гарантированных государством. Оно финансировалось из особых финансовых фонов, образуемых за счёт страховых взносов юридических лиц и иных страхователей, а также за счёт дотаций из государственного бюджета.

Таким образом социальное страхование всегда было напрямую связано с трудовой деятельностью граждан, поэтому с Советском праве его относили к предмету правового регулирования Трудового права и Права социального обеспечения.

В настоящее время в связи с изменениями Российского страхового законодательства и выделения страхования как самостоятельного института Финансовой системы страхование стали относить также к предмету Финансового права по следующим основаниям:

* Правоотношения по обязательному социальному страхованию – это отношения по поводу формирования, распределения и использования особых фондов денежных средств, которые регулируются нормами финансового права. Эти фонды напрямую связаны с реализацией публичной роли государства по обеспечению конституционных прав граждан на пенсионное обеспечение, социальное страхование, охрану здоровья и медицинскую помощь. Все эти фонды имеют статус государственных социальных внебюджетных фондов. Они включены в бюджетную систему (ст. 10 БК РФ), их средства являются федеральной собственностью и имеют строго целевое назначение, определяемое исключительно государством.

* При регулировании отношений по обязательному социальному страхованию применяется императивный метод правового регулирования, т.е. именно государство устанавливает порядок создания, условия и цели функционирования социальных фондов, структуру источников доходов и направления расходования мобилизованных в эти фонды средств.

* Обязательным участником этих отношений является государство в лице уполномоченных органов – органов государственных социальных внебюджетных фондов.

* Страховые взносы, уплачиваемые по обязательному социальному страхованию, несмотря на их изъятие из системы налоговых платежей, имеют с ними много общих черт.

Таким образом, организация обязательного социального страхования, также организация страхового дела в РФ исчерпывающим образом регламентировано государством и является институтом финансового права.

Обязательное социальное страхование в соответствии со ст. 72 Конституции РФ относится к предметам совместного ведения РФ и её субъектов. В России страховые фонды создаются различными методами:

1) централизованный метод – т.е. создание фондов за счёт прямого выделения на эти цели денежных средств из бюджетов и внебюджетных фондов; кроме социального страхования к ним относятся различные виды резервных фондов (см. Виды финансовых фондов);

2) централизованный метод – когда страховые фонды образуются самими хозяйствующими субъектами для возмещения локального ущерба или ликвидации непредусмотренных убытков (фонды самострахования). Такие фонды формируются в добровольном порядке, а в некоторых случаях – в обязательном (Фонд страхования вкладов граждан, в формировании которого участвуют все кредитные организации).

б) страхование, связанное с непредвиденными чрезвычайными событиями.

III. налоговое право:

Ключевой категорией в рамках этого подинститута является понятие “налогового платежа”, т.е. категорией, объединяющей налоги, сборы и пошлины.

Признаки налогов:

1. обязательность и безусловность;

2. индивидуальная безвозмездность – означает, что уплата налога не влечёт предоставления каких-либо благ со стороны государства конкретному налогоплательщику;

3. индивидуальность уплаты налоги – т.е. налог уплачивается из средств, принадлежащих налогоплательщику; уплата налога за кого-то запрещена.

4. денежная форма – т.е. в натуральной форме налог заплатить нельзя;

5. фискальная сущность – налог предназначен для пополнения казны;

6. установление налогов исключительно представительными органами;

7. односторонний характер установления налогов – т.е. государство, устанавливая налоги, не связано согласием налогоплательщика;

8. периодичный характер уплаты;

и другие.

Признаки сбора:

1. обязательность, но не безусловность – от уплаты сборов можно отказаться без последствий, отказавшись от благ, в связи с которыми он взимается;

2. индивидуальна возмездность – т.е. уплата сбора влечет предоставление определённых прав или выдачу разрешений;

3. индивидуальный платёж;

4. денежная форма;

5. целью взимания сбора (пошлинный принцип) является компенсация без убытка и без дохода затрат по предоставлению прав или выдачи разрешений;

Запрещено устанавливать сборы, которые касаются реализации основных конституционных прав граждан.

дополнительные признаки:

6. устанавливается исключительно представительными органами;

7. имеет обычно разовый характер;

и другие.

В России пошлина является разновидностью сбора. Отдельного определения пошлины нет.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-05-10; Просмотров: 691; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.043 сек.