Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Отдельные способы прекращения обязательств 2 страница




[94] См: абз. 4 ст. 3 Закона «Об общественных объединениях» от 19 мая 1995 г. (с изменениями от 17 мая 1997 г.) № 82-ФЗ // СЗ РФ. 1995. № 21. Ст. 1930; 1997. №20. Ст. 2231.

[95] См.: п. 1 ст. 6 Федерального закона «О свободе совести и о религиозных объединениях» от 26 сентября 1997 г. № 125-ФЗ // Российская газета. 1997.

[96] См:Savigny. System des heutigen romischen Rechts. 1840.

[97] См: Brinz. Pandecten. 1873.

[98] См: Gierke. Deutsces Privatrecht. 1895.

[99] См: Salleiles. De la personalite juridigue. 1922.

[100] См: Jhering. Geist des romischen Rechts. 1888.

[101] См.: Венедиктов А. В. Государственная социалистическая собственность. М.-Л„ 1948.

[102] См.: Братусь С.Н. Юридические лица в советском гражданском праве. М., ^7.; Иоффе О. С. Советское гражданское право. М., 1967; Грибанов В.П. Юридические лица. М., 1961.

[103] См.: Аскназий С. И. Об основаниях правовых отношений между государственными социалистическими организациями. Ученые записки Ленинградского Юридического института. Вып. IV. Л., 1947.

[104] См.: Толстой Ю.К. Содержание и гражданско-правовая защита права собственности в СССР. Л., 1955.

[105] См.: Ландкоф С.Н. Субъекты прав (лица). Научный комментарий ГК. Вып. III. М., 1928; Вольфсон Ф. Учебник гражданского права. М., 1930. Одним из наиболее активных сторонников этой теории сегодня, пожалуй, является проф. Е.А. Суханов. Он трактует юридическое лицо как определенным образом организованный имущественный комплекс, юридически являющийся самостоятельным участником оборота. См.: Суханов Е.А. Правовые основы предпринимательства. М„ 1993. С. 14-15.

[106] См.: Генкин Д.М. Значение применения института юридической личности во внутреннем и внешнем товарообороте СССР // Сб. научных трудов Института народного хозяйства им. Г. В. Плеханова. Вып. IX. 1955; Черепахин Б. Б. Воле образование и волеизъявление юридических лиц // Правоведение. 1958. № 2.

[107] См.: Красавчиков О.А. Сущность юридического лица // Советское государство и право. 1976. № 1.

[108] См.: Пушкин А. А. Правовые формы управления промышленностью в СССР Автореф. докт. дисс. Харьков. 1964.

[109] Во взглядах Б. И. Пугинского можно усмотреть некоторые параллели с концепцией юридического лица Иеринга. Он также полагает, что юридическое лицо — это своеобразный прием юридической техники, благодаря которому организация получает возможность участвовать в гражданском обороте. См. Пугинский Б. И. Гражданско-правовые средства в хозяйственных отношениях. М„ 1984.

[110] См.: Мусин В. А. Одночленные корпорации в буржуазном праве // Правоведение. 1981- № 4, Кулагин М.И. Избранные труды. М„ 1997. С. 19-28.

[111] Строго говоря, еще до принятия нового ГК принцип общей правоспособности коммерческих организаций был зафиксирован Указом Президента РФ от 8 июля 1994 г. № 148 // СЗ РФ. 1994. № 11. Ст. 1194.

[112] Участники любой коммерческой организации могут сузить объем ее правоспособности, т.е. сделать ее специальной. Для этого необходимо лишь закрепить в уставе организации конкретные (помимо извлечения прибыли) цели и предмет (перечень видов) ее деятельности. Кроме того, для некоторых коммерческих негосударственных юридических лиц законом изначально предусмотрена лишь специальная правоспособность. К ним, в частности, относятся банки, страховые организации, предприятия, осуществляющие частную охранную деятельность, и др.

[113] Так, права предприятия, основанного на праве хозяйственного ведения, по распоряжению своим имуществом могут быть обусловлены получением согласия собственника имущества (п. 2 ст. 295 ГК).

[114] Однако впредь до введения в действие специального закона о регистрации юридических лиц местом нахождения организации все же следует считать место нахождения ее органов. Это весьма спорное правило введено постановлением Пленума Верховного Суда РФ и Пленума Высшего Арбитражного Суда РФ от 1 июля 1996 г. № 6/8 «0 некоторых вопросах, связанных с применением части первой Гражданского кодекса Российской Федерации» // Вестник Высшего Арбитражного Суда РФ. 1996. № 9.

[115]См. напр.: п.10 Положения об инвестиционных фондах, утв. Указом Президента РФ от 7 октября 1992 г. № 1186 // Ведомости РФ. 1992. № 42. Ст. 2370.

[116] См.: Положение о фирме, утв. постановлением ЦИК и СНК СССР от 22 июня 1927 г. // СЗ СССР. 1927. № 40. Ст. 395.

[117] См. ст. 7 и 8 Закона РФ «О защите прав потребителей» от 7 февраля 1992 г. №2300-1 (с изменениями от 9 января 1996 г.) // Ведомости РФ. 1992. № 15. Ст. 766; СЗ РФ. 1996. № 3. Ст. 140.

[118] Так, на книгах, выпущенных издательством СПбГУ, помещается стилизованное изображение здания Двенадцати Коллегий, которое является товарным знаком издательства.

[119] Закон РФ «О товарных знаках, знаках обслуживания и наименованиях мест происхождения товаров» от 23 сентября 1992 г. № 3520-1 // Ведомости РФ. 1992. № 42. Ст. 2322.

[120] См.: Правила составления, подачи и рассмотрения заявки на регистрацию и предоставление права пользования наименованием места происхождения товара и заявки на предоставление права пользования уже зарегистрированным наименованием места происхождения товара, утв. Роспатентом 11 февраля 1997 г. // Российские вести. 1997. 27 марта, 26 июня.

[121] Так, некоторое время в России в явочном порядке создавались профессиональные союзы, их объединения и отделения. См.: п. 2 постановления Верховного Совета РФ «о регистрации общественных объединений в РСФСР и регистрационном сборе» от 12 декабря 1991 г. № 2057-1 // Ведомости РФ. 1992. № 7. Ст. 299. За рубежом явочный порядок применяется, например, при создании ассоциаций во Франции и некоммерческих учреждений в Швейцарии.

[122] Для создания объединений коммерческих организаций (союзов или ассоциаций) необходимо предварительное согласие федерального антимонопольного органа — ГКАП. Практически такое же согласие нужно и для создания любой коммерческой организации, если суммарная стоимость активов ее учредителей превышает 100 тысяч минимальных размеров оплаты труда. См.: пп.1 и 4 ст. 17 Закона РСФСР «О конкуренции и ограничении монополистической деятельности на товарных рынках» от 22 марта 1991 г. (с изменениями от 24 июня 1992 г. и 25 мая 1995 г.) // Ведомости РФ. 1991. № 16: Ст. 499; СЗ РФ. 1995. № 25. Ст. 1977.

В России, как и в большинстве европейских стран, разрешительный порядок предусмотрен также для образования страховых обществ и банков (см., напр.: Инструкция Центрального банка России «О порядке регистрации кредитных организаций и лицензировании банковской деятельности» от 27 сентября 1996 г. № 49 (с изменениями от II декабря 1996 г. и 18 сентября 1997 г.) // «Вестник Банка России». 1996. № 55; Приказ Росстрахнадзора «Об утверждении Положения о государственной регистрации объединений страховщиков» от 26 апреля 1993 г. № 02-02/13 // Российские вести. 1993. 13 мая.

[123] См„ напр.: Козлова Н. В. Учредительный договор о создании коммерческих обществ и товариществ. М. 1994.

[124] Так, первичные профсоюзные организации могут действовать на основе общего положения о них, утверждаемого соответствующим профсоюзом (п. 1 ст. 7 Федерального закона «О профессиональных союзах, их правах и гарантиях деятельности» от 12 января 1996 г.).

[125] Отделения общественных объединений, являющиеся юридическими лицами, могут действовать на основании устава того общественного объединения, в структуру которого они входят, без принятия каких-либо индивидуальных учредительных документов – см. ч. 8 ст. 21 Закона «Об общественных объединениях» // СЗ РФ. 1995. № 21. Ст. 1930.

[126] Так, содержание устава и учредительного договора коммерческого банка определяется п. 2 ст. 52, п. 3 ст. 98 ГК, а также п. 3 Положения о порядке государственной регистрации субъектов предпринимательской деятельности, утв. Указом Президента РФ от 8 июля 1994 г. № 1482; ст. 9 Закона РСФСР «О банках и банковской деятельности» (в редакции от 3 февраля 1996 г.) // СЗ РФ. 1996. № 6. С. 492; п. 5 Инструкции ЦБР «О порядке регистрации кредитных организаций и лицензировании банковской деятельности» от 27 сентября 1996 г.

[127] Постановлением Правительства РФ от 17 мая 2002 г. № 319 установлено, что Министерство Российской Федерации по налогам и сборам является уполномоченным федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим начиная с 1 июля 2002 г. государственную регистрацию юридических лиц.

[128] Регистрационная палата Санкт-Петербурга действует на основе Распоряжения мэра Санкт-Петербурга «О порядке регистрации юридических лиц и физических лиц, занимающихся предпринимательской деятельностью без образования юридического лица» от 18 февраля 1994 г. № 140 р. (в редакции от 5 июля 1995 г.) // Вестник Мэрии Санкт-Петербурга. 1994. № 3. С. 5—13.

[129] Приостановление деятельности общественных объединений на срок до шести месяцев возможно только по решению суда как санкция за нарушение Конституции и законодательства РФ (ст. 42 Закона «Об общественных объединениях»).

[130] Буквальное толкование ст. 68 ГК приводит к выводу, что преобразование хозяйственного общества или товарищества возможно только в другой вид хозяйственного общества или товарищества или в производственный кооператив (с учетом требований ст. 92 и 104 ГК). Исключением из этого правила являются возможности преобразования объединений юридических лиц в хозяйственные общества и товарищества, о чем говорит п.1 ст. 121 ГК. Можно полагать, что законодатель исходит из общего принципа о том, что преобразование юридического лица возможно лишь с сохранением существующего объема правоспособности (общей или специальной). В противном случае было бы невозможно осуществление универсального правопреемства, ибо большая часть прав и обязанностей, вытекающих из общей правоспособности, повисает в воздухе, когда правопреемником является специально-правоспособное лицо. И наоборот, организация со специальной правоспособностью не в состоянии передать правопреемнику больше прав, чем имеет сама.

[131] Например, ст. 19 Закона РСФСР «О конкуренции и ограничении монополистической деятельности на товарных рынках».

[132] Часть 4 п. 1 той же статьи устанавливает аналогичные условия и для ряда случаев разделения или выделения государственных и муниципальных унитарных предприятий. Однако п. 3 ст. 57 ГК не предусматривает подобной возможности и поэтому фактически отменяет соответствующие положения Закона о конкуренции.

[133] Часть 1 п. 2 ст. 61 ГК предусматривает еще одно основание добровольной ликвидации — признание судом недействительной регистрации юридического лица. Такая позиция законодателя вызывает недоумение, ибо если соответствующее решение суда вступило в силу, то участники организации обязаны ему подчиниться. Значит, в этом случае ликвидация производится на основе судебного решения, а не волеизъявления участников.

[134] Общественные или религиозные организации, а также фонды могут быть ликвидированы по решению суда за систематическое осуществление внеуставной деятельности (см.: ч. 2 п. 2 ст. 61 ГК, а также ч. 1 ст. 44 Закона РФ «Об общественных объединениях»). Логичнее было бы распространить это правило на все организации со специальной правоспособностью.

[135] Закон РФ «О несостоятельности (банкротстве) предприятий» от 19 ноября 1992 г. № 3929-1 // Ведомости РФ. 1993. № 1. Ст. 6. См. также: Указ Президента РФ «О продаже государственных предприятий-должников» от 2 июня 1994 г. №1114// СЗ РФ. 1994. № 6. Ст. 592; Постановление Правительства РФ «О некоторых мерах по реализации законодательства о несостоятельности (банкротстве) предприятий» от 20 мая 1994 г. № 498 // СЗ РФ. 1994. № 5. Ст. 490.

[136] Интересное сравнительно-правовое исследование понятия и видов юридических лиц (в первую очередь коммерческих) в российском и американском гражданском праве содержится в работе: Сыродоева О.Н. Акционерное право США в России (сравнительный анализ). М. 1996.

[137] Об основаниях классификаций и классификациях юридических лиц см. также: Гражданское право. Учебник. В 2-х т./ Под ред. Е.А. Суханова. Т. 1. М„ 1993. С. 86 – 90.

[138] См. также: Гражданское право России. Курс лекций. Часть первая / Под ред. О. Н. Садикова. М., 1996. С. 61 – 62. Профессор В.А. Рахмилович справедливо отмечает, что ГК недостаточно четко разграничивает коммерческие и некоммерческие организации. Однако, если такое разграничение, как предлагает автор, оставить на усмотрение налогового законодательства (а фактически – фискального – чиновника), то вскоре все юридические лица в России встанут» коммерческими по вполне понятным причинам.

[139] К юридическим лицам корпоративного типа можно отнести все юридические лица, для достижения уставных целей которых необходимо соединение усилий нескольких лиц (участников). Тогда как не корпоративные юридические лица («учреждения» в пандектной традиции) для достижения своих целей нуждаются лишь в имуществе и поэтому могут обходиться единственным учредителем: таковы, например, унитарные предприятия, фонды и учреждения. Весьма удобным внешним критерием разграничения тех и других видов юридических лиц может выступать наличие или отсутствие членства в организации.

[140] Одной из фундаментальных работ, посвященных, в частности, исследованию проблем регулирования правового положения хозяйственных обществ и товариществ, является работа: Кашанина Т. В. Хозяйственные товарищества и общества: правовое регулирование внутрифирменной деятельности. Учебник для вузов. М., 1995.

[141] Не случайно в дореволюционной России товарищества полные и на вере назывались торговыми домами, что подчеркивало их семейный или дружески-доверительный характер.

[142] Шершеневич Г.Ф. Учебник торгового права (по изданию 1914 года). М., 1994. С. 110-111.

[143] Федеральный закон «Об акционерных обществах» от 24 ноября 1995 г. (с изменениями от 13 июня 1996 г.) // СЗ РФ. 1996. №1. Ст. 1; №25. Ст. 2957.

[144] Пленум Верховного Суда РФ и Пленум Высшего Арбитражного Суда РФ исходят из того, что результаты творческой деятельности (патенты, объекты авторского права, «ноу-хау») сами по себе не могут выступать в роли вкладов в уставный капитал хозяйственных обществ и товариществ. Однако права пользования такими объектами, переданные юридическому лицу на договорной основе, вполне можно признать вкладом в его уставный капитал (см.: п. 17 постановления Пленума Верховного Суда РФ и Пленума Высшего Арбитражного Суда РФ от 1 июля 1996 г. № 6/8 «О некоторых вопросах, связанных с применением части первой Гражданского кодекса Российской Федерации»).

[145] Активы, пассивы, чистые активы – это показатели, применяемые в экономическом анализе для оценки финансового состояния организаций: активы – это движимое и недвижимое имущество предприятия, финансовые вложения (включая материальные активы), денежные средства и другие финансовые активы; пассивы – это обязательства предприятия, состоящие из заемных и привлеченных средств, включая кредиторскую задолженность; чистые активы – это разность сумм активов и пассивов.

[146] Так, для акционерных обществ независимая оценка (производимая аудитором) имущества, вносимого в качестве платы за акции, требуется лишь в отношении дополнительно размещаемых акций (т.е. второй и последующих эмиссий), если их совокупная номинальная стоимость превышает 200 минимальных размеров оплаты труда. Для оплаты первоначального уставного капитала самими учредителями такой оценки не требуется (п. 3 ст. 34 Закона «Об акционерных обществах»).

[147] Эта форма позволяла купцам (комплементариям) привлечь в дело крупные капиталы церкви и дворян, сохранив в то же время полный контроль над торговым предприятием. С другой стороны, коммандитисты — представители неподатных сословий — могли получать прибыль на вложенный капитал, никак не фигурируя в торговых книгах и потому не рискуя быть обвиненными в ростовщичестве.

[148] В то же время из п. 2 ст. 83 ГК следует, что учредительный договор может и не содержать указаний на размеры вкладов конкретных коммандитистов, а также не предусматривать их ответственности за не внесение вклада.

[149] Компетенция — это совокупность полномочий, которыми наделяется орган управления или должностное лицо общества для выполнения поставленных перед ним целей. Исключительная компетенция — компетенция, которую не могут осуществлять никакие другие лица, кроме ее носителя (обладателя), либо в соответствии с законом вышестоящего и специально на то уполномоченного органа управления или должностного лица общества. Это понятие компетенции органа юридического лица не следует смешивать с понятием компетенции юридического лица как такового. В 50—60-е годы в СССР велась широкая научная дискуссия о соотношении юридической личности и компетенции т.н. госорганов (государственных юридических лиц). Так, А. В. Венедиктов определял компетенцию госоргана как «предмет его деятельности (его задачи и функции) и объем прав и обязанностей, необходимых для осуществления его задач». (См.: Венедиктов А. В. Указ. соч. С. 613). Вслед за ним О. С. Иоффе характеризовал компетенцию как «обобщенное выражение имеющейся у госорганов правосубъектности различных видов (гражданской, административной и др.)». См.: Иоффе О. С. Указ. соч. С. 161.

[150] Пленум Верховного Суда РФ и Пленум Высшего Арбитражного Суда РФ называют этот договор соглашением о совместной деятельности по утверждению общества (см.: постановление Пленума Верховного Суда РФ и Пленума Высшего Арбитражного Суда РФ «О некоторых вопросах применения Федерального закона «Об акционерных обществах» от 2 апреля 1997 г. № 4/8 // Вестник Высшего Арбитражного Суда РФ, 1997. № 6). Вероятно, высшие судебные инстанции рассматривают Учредительный договор как простое товарищество, что вполне обоснованно.

[151] Частичная оплата нескольких акций означает, что за акционером признается право лишь на фактически оплаченные им акции (акцию). В этом случае договор купли-продажи акций расторгается не целиком, а лишь в части не оплаченных в срок акций. По своим последствиям это равнозначно тому, как если бы в отношении каждой акции заключался отдельный договор купли-продажи. Часть 2 п. 4 ст. 34 Закона предусматривает, что плата (деньгами или имуществом), внесенная за акции после истечения установленного срока их оплаты, обратно не возвращается. Несмотря на кажущуюся суровость, эта норма полностью соответствует положениям ГК (п. 4 ст. 1109 ГК).

[152] Ведение реестра акционеров осуществляется либо самим обществом, либо по его поручению специализированной организацией-регистратором. Последнее обязательно, если в АО насчитывается более пятисот акционеров — владельцев обыкновенных акций. Подробнее о реестре акционеров см.: Указ Президента РФ «О мерах по обеспечению прав акционеров» от 27 октября 1993 г. № 1769 // Собрание актов РФ. 1993. № 44. Ст. 4192; Указ Президента РФ «О дополнительных мерах по обеспечению прав акционеров» от 31 июля 1995 г. М» 784 // СЗ РФ. 1995. № 31. Ст. 3101; Указ Президента РФ «О мерах по защите прав акционеров и обеспечению интересов государства как собственника и акционера» от 18 августа 1996 г. № 1210 // СЗ РФ. 1996. № 35. Ст. 4143.

[153] Строго говоря, объявленные акции — это не реально существующие ценные бумаги, а термин, обозначающий право АО на дополнительную эмиссию акций в количестве, определенном уставом. Поэтому выпуску дополнительных акций всегда предшествует появление объявленных акций.

[154] Кумулятивные привилегированные акции — это такие акции, по которым невыплаченный или не полностью выплаченный в срок дивиденд накапливается и оплачивается впоследствии (п. 2 ст. 32 Закона «Об акционерных обществах»). Конвертируемые привилегированные акции — это акции, которые могут обмениваться (конвертироваться) на обыкновенные, т. е. голосующие акции общества.

[155] Дивиденд — это прибыль на вложенный капитал. Дивиденды, как правило, выплачиваются из чистой прибыли общества по итогам финансового года. Однако при отсутствии прибыли дивиденды по привилегированным акциям выплачиваются из средств резервного фонда с учетом требований п. 3 ст. 102 ГК. По акциям одного номинала дивиденды всегда выплачиваются в одинаковом размере.

[156] Статья 149 ГК вводит новеллу об общих правилах выпуска и обращения без документарных ценных бумаг. Эта статья, ориентированная в первую очередь на выпуск акций, не получила, однако, дальнейшего развития в Законе «Об акционерных обществах».

[157] Это положение вытекает из п. 5 постановления Пленума Верховного Суда РФ и Пленума Высшего Арбитражного Суда РФ «О некоторых вопросах применения Федерального закона «Об акционерных обществах» от 2 апреля 1997 г. № 4/8. Большинство из существующих сегодня АО было образовано еще до принятия Закона РФ «Об акционерных обществах». Величина их уставного капитала, как правило, ниже минимального размера, установленного Законом. Это допустимо, поскольку размер уставного капитала соответствует минимальным требованиям, существовавшим на момент регистрации таких обществ (когда деньги стоили гораздо больше, чем сейчас). Но можно ли таким АО уже после принятия Закона РФ «Об акционерных обществах» уменьшать свой уставный капитал? Отрицательный ответ на этот вопрос следует из указанного постановления.

[158] См. напр.: 1) Федеральный закон «О рынке ценных бумаг» от 22 апреля 1996 г. № 39-ФЗ // СЗ РФ. 1996. № 17. Ст. 1918; 2) Инструкция Министерства финансов РФ «О правилах выпуска и регистрации ценных бумаг на территории Российской Федерации» от 3 марта 1992 г. № 2// Финансовая газета. 1992.

[159] Это подтверждает и п. 6 постановления Пленума Верховного Суда РФ и Пленума Высшего Арбитражного Суда РФ «О некоторых вопросах применения Федерального закона «Об акционерных обществах» от 2 апреля 1997 г. № 4/8.

[160] Профессор В. В. Залесский полагает, что «общее собрание акционеров, являющееся высшим органом управления общества, вправе принимать решения По любому вопросу, относящемуся к компетенции совета директоров...». См.: Комментарий к Федеральному закону об акционерных обществах / Под общей Редакцией М.Ю. Тихомирова. М. 1996. С. 255—256. Это мнение опирается на Толкование ст. 1 ГК в отношении защиты «принципа беспрепятственного осуществления гражданских прав» акционеров. Но, если следовать такой логике, то нужно позволить общему собранию акционеров решать и вопросы, отнесенные к бдению вспомогательных органов общества, а также и вопросы, входящие в компетенцию отдельных работников фирмы. Ведь и по отношению к ним общее собрание выступает как высший орган управления, а соответствующие гражданке права акционеров требуют защиты. Такое толкование, на наш взгляд, размывает принцип организационного единства юридического лица, подрывая его основу — иерархическое распределение компетенции между его органами. Оно не способствует и профессионализации управления крупными компаниями (объективная тенденция конца XX в., которой, вероятно, не избежит и Россия).

[161] Крупными сделками называются: а) сделки, связанные с приобретением или отчуждением (либо прямой или косвенной возможностью отчуждения) АО имущества, стоимость которого превышает 25% балансовой стоимости активов АО (кромесделок, не выходящих за рамки обычной хозяйственной деятельности); б) сделки, связанные с размещением акционерным обществом обыкновенных акций (привилегированных конвертируемых акций) на сумму, превышающую 25% стоимости имеющихся в АО обыкновенных акций (ст. 78 Закона).

[162] Положение об инвестиционных фондах, утвержденное Указом Президента РФ от 7 октября 1992 г. № 1186 (Ведомости РФ. 1992. № 42. Ст. 2370), дает следующее определение: «аффилированное лицо физического или юридического лица — его управляющий, директора и должностные лица, учредители, а также акционеры, которым принадлежат 25 и более процентов его акций, или предприятие, в котором этому лицу принадлежат 25 и более процентов голосующих акций». Законодатель, очевидно, полагал, что обладание четвертью всех голосующих акций АО уже дает право решающим образом влиять на его решения, ограничился указанием на количественный критерий такого влияния. Но в обществе, состоящем из нескольких акционеров, это правило «не работает». Так же управляющий или директор (особенно учитывая нашу страсть к громким титулам) способен серьезно влиять на дела фирмы. Но если бы а серьезное определение аффилированного лица, то, скорее всего, оно было бы поразительно похоже на понятие дочернего общества.

Интересный анализ аффилированного лица дает М. Ю. Тихомиров (См.: Комментарий федеральному закону об акционерных обществах С. 358 –363) однако итоговое определение, согласно которому аффилированное лицо – это лицо, преобладающее над другим, не соответствует ни законодательству, ни последующим рассуждениям автора.

[163] Федеральный закон от 8 мая 1996 г. № 41-ФЗ «О производственных кооперативах»// СЗ РФ. 1996. № 20. Ст. 2321.

[164] Пай состоит из первоначального паевого взноса члена кооператива и соответствующей части чистых активов кооператива (за исключением неделимого фонда) - см. п. 3 ст. 9 Закона «О производственных кооперативах». Если в кооперативе не создается неделимый фонд, то все его имущество представлено средствами одного паевого фонда. В этом случае пай идентичен доле в имуществе кооператива.

[165] В постановлении Пленума Верховного Суда РФ и Пленума Высшего Арбитражного Суда РФ от 1 июля 1996 г. № 6/8 специально подчеркивается, что сделки Унитарных предприятий, противоречащие целям и предмету их деятельности, являются ничтожными на основании ст. 168 ГК.

[166] Общие принципы реформирования государственных предприятий в предприятия. основанные на праве хозяйственного ведения и основанные на праве оперативного управления, были установлены в одноименном Указе Президента РФ от23 мая 1994 г. № 1063 (в ред. Указа Президента РФ от 7 августа 1995 г. № 822) // СЗ.РФ 1994. № 5. Ст. 393; 1995. № 32. Ст. 3293.

[167] См.: 1) Указ Президента Российской Федерации «О реформе государственных Предприятий» от 23 мая 1994 г. № 1003; 2) постановление Правительства РФ «0б утверждении Типового устава казенного завода (казенной фабрики, казенного хозяйства), созданного на базе ликвидированного федерального государственного предприятия» от 12 августа 1994 г. № 908 // СЗ РФ. 1994. № 17, Ст. 1982; 3) постановление Правительства РФ от 6 октября 1994 г. №1138 «О порядке планирования и финансирования деятельности казенных заводов (казенных фабрик, казенных хозяйств)» // СЗ РФ. 1994. № 28. Ст. 2989.

[168] В нормативных актах, посвященных казенным предприятиям, говорится об их создании на основе ликвидированных федеральных предприятий. Однако с учетом того, что казенные предприятия все-таки выступают преемниками федеральных, можно сделать вывод, что речь идет о реорганизации предприятия в казенное в форме преобразования.

[169] См.: Гражданское право России. Курс лекций. Часть первая / Под ред. О. Н. Садикова. М. 1996. С. 61 – 62, 92 – 93.

[170] В законодательстве, регулирующем правовое положение отдельных видов некоммерческих организаций, возобладал весьма странный принцип. В основу правового регулирования кладутся не особенности юридической формы, структуры субъектов права (как можно было бы ожидать), а специфика сферы их деятельности. Так, Федеральный закон «О сельскохозяйственной кооперации» от 8 декабря 1995 г. (с изменениями от 7 марта 1997 г.) № 193-ФЗ (СЗ РФ. 1995. № 50. Ст. 4870; 1997. № 10. Ст. 1120) объединяет в одном документе нормы, регулирующие положение и производственных, и потребительских кооперативов в сельском хозяйстве, усматривая в них гораздо больше сходства, нежели различий. Аналогично и Федеральный закон «О благотворительной деятельности и благотворительных организациях» от II августа 1995 г. № 135-ФЗ (СЗ РФ. 1995. № 33. Ст. 3334) объединяет вместе такие разные виды юридических лиц, как фонды, общественные организации, учреждения, лишь на том основании, что они занимаются благотворительностью. Непродуктивность такого законодательного подхода очевидна.

[171] Закон РФ «О потребительской кооперации в Российской Федерации» (в ред. от 11 июня 1997 г.) // Ведомости РФ. 1992. № 30. Ст. 1788; СЗ РФ. 1997. № 28. Ст. 3306

[172] Для создания сельскохозяйственного потребительского кооператива необходимо наличие как минимум пяти граждан или двух юридических лиц (п. 11 ст. 4 Закона РФ «О сельскохозяйственной кооперации»). В потребительских обществах число учредителей не должно быть менее пяти граждан и (или) трех юридических лиц (п. 1 ст. 7 Закона РФ «О потребительской кооперации»).

[173] Кстати, именно существование потребительских кооперативов наряду с федеральными казенными предприятиями (которые отнюдь не всегда преследуют цель извлечении прибыли) позволяет упрекнуть законодателя в непоследовательности в делении юридических лиц на коммерческие и некоммерческие.

[174] Федеральный закон «О товариществах собственников жилья» от 15 июня 1996 г. (СЗ РФ, 1996. № 25. Ст. 2963) продекламировал этот принцип в ст. 20. К сожалению, в последующих статьях Закон свел к минимуму возможность выбора.

[175] Подробнее об имуществе товариществ собственников жилья см. § 2 главы 20 настоящего учебника.

[176] Статьи 8 – 13 Закона «Об общественных объединениях» от 19 мая 1995 г. (с изменениями от 17 мая 1997 г.) // СЗ РФ. 1995. № 21. Ст. 1930; 1997. № 20. Ст. 2231.

[177] Особой разновидностью органа общественной самодеятельности является национально-культурная автономия (см. подробнее: Закон РФ «О национально-культурной автономии» от 17 июня 1996 г. // СЗ РФ. 1996. № 25. Ст. 2965).

[178] Пункт 2 ст. 15 Закона «О некоммерческих организациях» говорит о возможности учреждения такой организации всего одним лицом. Однако по отношению к этому нормативному акту Закон «Об общественных объединениях» (как разновидности некоммерческих организаций) выступает в качестве Lex specialius и поэтому обладает преимущественной силой.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-05-10; Просмотров: 256; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.044 сек.